Найти в Дзене
Маркин у руля

С какой на самом деле скоростью ездили в СССР, и до скольки разгонялись тогдашние авто

На днях ехал по трассе и вспомнил свой первый автомобиль — ВАЗ-2103. Тогда поездка на скорости 100 км/ч казалась событием. Сейчас такие скорости — обычное дело. Интересно, как изменилось наше восприятие скорости за эти годы. Спидометр моей "Тройки" был размечен до 180 км/ч. По документам максимальная скорость составляла 152 км/ч. Но в реальности разогнаться больше 120 км/ч удавалось редко. На высоких скоростях машину начинало трясти, руль дрожал в руках. Помню, как мой друг Сергей купил новую "шестерку". Мы выехали на ровную трассу под Дмитровом, чтобы проверить, насколько быстро она едет. При 130 км/ч по спидометру двигатель уже гудел, а ехать становилось неуютно. Хотя в техпаспорте значилось 152 км/ч. Основные модели советских легковушек имели такие паспортные скорости: Что интересно, на Волгах ГАЗ-24 стояли спидометры, размеченные до 200 км/ч. Коллега по работе, владелец такой машины, говорил: "Эти 200 на шкале — просто для солидности. Реально больше 140 км/ч никогда не получалось".
Оглавление

На днях ехал по трассе и вспомнил свой первый автомобиль — ВАЗ-2103. Тогда поездка на скорости 100 км/ч казалась событием. Сейчас такие скорости — обычное дело. Интересно, как изменилось наше восприятие скорости за эти годы.

Что показывали спидометры советских машин

Спидометр моей "Тройки" был размечен до 180 км/ч. По документам максимальная скорость составляла 152 км/ч. Но в реальности разогнаться больше 120 км/ч удавалось редко. На высоких скоростях машину начинало трясти, руль дрожал в руках.

Помню, как мой друг Сергей купил новую "шестерку". Мы выехали на ровную трассу под Дмитровом, чтобы проверить, насколько быстро она едет. При 130 км/ч по спидометру двигатель уже гудел, а ехать становилось неуютно. Хотя в техпаспорте значилось 152 км/ч.

Основные модели советских легковушек имели такие паспортные скорости:

  • ВАЗ-2101 — 142 км/ч
  • Москвич-412 – 140 км/ч
  • ВАЗ-2106 — 152 км/ч
  • Волга ГАЗ-24 — 152 км/ч

Что интересно, на Волгах ГАЗ-24 стояли спидометры, размеченные до 200 км/ч. Коллега по работе, владелец такой машины, говорил: "Эти 200 на шкале — просто для солидности. Реально больше 140 км/ч никогда не получалось".

Где можно было разогнаться?

-2

В 1982 году мой знакомый переехал в Ригу. "Местные дороги отличались качеством. На трассе Рига-Юрмала стоял знак 100 км/ч — по тем временам редкость. В большинстве регионов за городом действовало стандартное ограничение 90 км/ч" – рассказывал он.

"Но даже если формально разрешалось ехать 90 км/ч, дороги часто не позволяли поддерживать такую скорость долго" – также помечал он. Наш сосед, дальнобойщик с большим стажем, рассказывал, что на трассе Москва-Ленинград в 70-е годы было много участков с бетонными плитами. На стыках машину ощутимо подбрасывало.

Еще одна проблема — отсутствие объездных дорог. Приходилось двигаться через населенные пункты, где скорость снижалась до 60 км/ч. Поэтому средняя скорость в дальних поездках редко превышала 70 км/ч.

В 1989 году я ехал с семьей из Москвы на юг на "восьмерке". Средняя скорость за весь путь составила около 65 км/ч, хотя на отдельных участках разгонялся до 110–120 км/ч.

Правила дорожного движения в СССР несколько раз менялись

-3

В конце 20-х годов в городах разрешалось ездить не быстрее 40 км/ч. В 30-х годах ограничение подняли до 50 км/ч.

В 1967 году вводились сезонные ограничения: летом меньше, зимой больше. Как объяснял мне потом один из инспекторов ГАИ Николай Петрович, летом на дорогах увеличивался поток машин и людей, связанных с сезонными работами.

В 1976 году приняли новые стандарты:

  • Легковые автомобили — до 90 км/ч
  • Мотоциклы и грузовики — до 70 км/ч
  • Трактора — до 50 км/ч
  • Начинающие водители — до 70 км/ч

Помню, как наклеил на заднее стекло своей "Тройки" знак "70" — перечеркнутую цифру, обязательную для начинающих водителей. Проездив три месяца, я снял этот знак — слишком часто обгоняли на трассе, считая неопытным.

Как проверяли скорость?

-4

Инспекторы ГАИ контролировали скорость несколькими способами. Основной — движение на патрульной машине за нарушителем с замером скорости по своему спидометру.

"В 1986 году меня остановили на трассе Рига-Юрмала. Инспектор сказал, что я ехал 105 км/ч при разрешенных 100 км/ч. Откуда такая точность? Оказалось, за мной несколько километров следовала патрульная машина" – рассказывал мой знакомый. – Отделался предупреждением.

Гаишник Михаил рассказывал и о другом методе. На въезде и выезде с определенного участка дороги стояли посты, фиксировавшие время проезда. Например, участок в 15 км при ограничении 90 км/ч нельзя было проехать быстрее, чем за 10 минут. Если водитель проезжал быстрее — его останавливали.

В конце 80-х появились первые радары, но их было мало, в основном на оживленных трассах.

Рекомендую ознакомиться:

Ставьте лайки и подписывайтесь на канал! Спасибо за внимание!