Не то чтобы это было прям везде, но в некоторых фэнтези из Японии встречается данная мысль: мечник круче мага! Казалось бы – с чего же? Ведь именно маг должен быть сильнее: магия способна на многое – и на любой дистанции! А меч? Даже в руках мастера он должен быть опасен лишь в ближнем бою. И всё-таки – если обернуться на западную классику фэнтези (коей вдохновляются в т. ч. японские авторы фэнтезийных произведений!), то даже там мечникам суждено побеждать магов. “Конан”, “Властелин Колец”, “Ведьмак” и прочие, уже менее именитые сюжеты: во многих из них мечник – положительный персонаж, а маг – отрицательный. Да, есть нюансы и исключения; но, думаю, вы поняли, что я пишу не о них, а о тенденции «рыцарь (или принц) против злого колдуна»; в этом случае именно мечник должен победить мага, а не наоборот! И, раз уж навыки мечника обеспечили ему победу, логично заявить, что он оказался сильнее (конечно, это детская логика; но, если судить по общей «полезности способностей», всё так!).
При этом якобы неважно, что в фэнтезийных сюжетах на одного мечника-победителя могут найтись десятки, а то и сотни, если не тысячи воинов, коих магия отправила к праотцам (или ХОТЯ БЫ заставила умерить пыл, т. е. избегать конфликта с магами!). Да, это можно списать на разницу в уровне способностей, мол «средненький мечник, конечно, не справится с мастером-магом; зато мастер-мечник, наверняка, победит!». Всё-таки в аниме та же ситуация: маг вроде Момонги из “Оверлорда”, прежде всего, давит УРОВНЕМ способностей, однако уступает многим своим согильдийцам, у которых тоже высокие способности, но уже иного предназначения (особенно это касается тех, чья специальность – ближний бой!). Другой пример: “Коносуба”; тамошняя героиня Мегумин является одним из сильнейших магов, но даже она не выстояла бы против рыцарши по прозвищу Даркнесс, способной выживать при знаменитых «бабахах» Мегумин. Ещё – “Реинкарнация безработного”; хотя, предполагаю, вы и так натыкались на инфу, что тамошние мечники считаются имбой, а протагонист-маг Рудеус оказался сильнее многих мечников только за счёт небывалого уровня магических способностей.
Правда, в каждом из этих японских сюжетов есть несоответствие, которое не хотели замечать авторы; ведь по факту все вышеупомянутые мечники из аниме – тоже МАГИ, т. к. имеют сверхспособности, недоступные простым людям, но позволяющие успешно противостоять магии! Например, сверхскорость, которая даёт возможность уклоняться от стрел, прочих снарядов и даже заклинаний; или же – сверхсила, с помощью которой можно отбивать удары огромных монстров; или – сверхвыносливость, позволяющая переносить травмы, смертельные для обычных людей. Зачастую такие сверхспособности нагло превышают возможности человеческого тела – и, кроме как той же магией, не назвать это! А раз так, то пора бы отказаться от (глупой) концепции «маг слабее мечника (фактически – другого мага!)». Но… этого не делается. Во-первых: непросто продумывать сюжеты про мечника, который побеждает магов и монстров за счёт способностей, а не СВЕРХспособностей, так что не надо задирать планку качества (индустрия аниме / манги / ранобэ не любит этого!); к тому же – отсутствие сверхспособностей пришлось бы компенсировать крутой хореографией боёв, а художники и так работают на износ, учитывая загруженность индустрии! (н-не-е; куда проще добавлять спецэффекты по принципу «вжух-вжух-вжух – герой бьёт так быстро, что даже не разглядеть!!!»).
Во-вторых же – есть своеобразный нюанс в уже традиционном «антагонизме» мага: раньше такие персонажи часто оказывались отрицательными; потому теперь на их основе удобно создавать так называемых антигероев, т. е. вроде бы положительных персонажей, но с отрицательными чертами. Например, в аниме человекоубийство считается ПЛОХИМ явлением; но каким протагонистам оно чаще всего дозволяется? Магам! (примеры: “Сильнейший с провальным навыком” и “Мгновенная смерть”, а также “Королевство руин”). Зато протагонист-мечник в аниме должен оставаться убийцей чудовищ и защитником человечества (“Blood-C”, “Клеймор”). Хотя в западном фэнтези даже протагонисты-мечники нередко грешили убийствами людей, но для современных японцев это не дело – намекать, будто МОЖНО использовать мечи для человекоубийств (обычно так поступают именно отрицательные персонажи – и за это же получают по заслугам!). Зато с магией проще – существование оной в реальности не признаётся ни наукой, ни законодательством; поэтому магия меньше учит аудиторию плохим наклонностям (ведь если на экране кто-то метнул в человека молнию, это вовсе не значит, что у зрителя получится повторить такое ИРЛ!). Правда, есть минус: увлечение магией ослабляет связь с реальным миром, а у японцев и так проблемы из-за хикикомори и кринж из-за школьников с «синдромом восьмиклассника». Вот и получается, что предпочтительнее популяризировать фехтование – для здоровья полезно, да и социализации способствует; а, если оное окажется традиционным кэндо или айкидо, это ж ещё лучше! (ибо укрепляет связь с менталитетом; а нынешняя массовая культура Японии рьяно намекает аудитории на важность привычных норм поведения в обществе!). Главное при этом – просто не напоминать, что навыки мечника можно использовать для плохих дел…
Подытожу: мечник в аниме чаще бывает гуманным персонажем, а маг запросто может проявить негуманные наклонности. Хотя логичнее делать наоборот, учитывая, что именно магу ЛЕГЧЕ не лишать людей жизни; ведь в фэнтези существуют и несмертельные заклинания! Ну, а мечнику приходится прилагать больше усилий, чтобы не отправлять врагов на тот свет! Да и против чудищ анимешные мечники без магии (аки сверхъестественных способностей!) уже не держатся; так может – ежели нельзя полностью оставить их без сверхспособностей, стóит хотя бы признавать магами?.. Впрочем, это – не вариант! Такое действие нарушило бы традиционную концепцию противостояния «мечник vs маг», т. е. окончательно размыло бы границу м/у хорошим и не очень хорошим персонажами (ибо мечник обязан быть героем, а маг вправе быть антигероем; но, если дать мечнику полноценную магию вместо сверхспособностей, а магу – меч, как отличать одного от другого?..). Ведь в нынешних японских произведениях, ко всему прочему, не очень-то приветствуется серая мораль в стиле “Берсерка”, когда протагонист-мечник является антигероем; да и самурайские боевики вроде “Манускрипта ниндзя” давно не в чести. Вот “Бродяга Кэнсин” – это да; то, что надо! Его никогда не устанут экранизировать, да и на качество экранизаций не скупятся, дабы не обижать фанатов (не то что с 3D-шным “Берсерком” 2016-2017 годов!).
А пока что это всё; благодарю за внимание!