Когда говорят о дорогах войны, часто вспоминают Дорогу жизни, пути под Москвой или на Кавказе. Эти трассы стали эпохальными для нашей страны, за каждым из этих направлений стояла гигантская, почти незаметная на первый взгляд работа — восстановление и содержание дорог в условиях боевых действий. Разрушенные мосты, развороченное снарядами дорожное полотно, затопленные участки, пожары и руины — все это было ежедневной реальностью на фронте. И налаживать связь, чтобы привезти на фронт снаряды, подкрепление, продовольствие, было важнейшей задачей и подчас подвигом.
Наша компания «Уральский завод противогололедных материалов» ценит вклад наших предков, которые защищали нашу страну и с оружием в руках, и с лопатой, киркой и топором. Мы расскажем, как в годы Великой Отечественной войны восстанавливали дороги после обстрелов и бомбежек, кто этим занимался, и какие решения применялись в экстремальных условиях.
Разрушение и восстановление дорог
Автомобильные дороги стали ключевыми для военных операций. По ним шли танки, артиллерия, продовольствие, горючее, санитарные машины. Поэтому фашистские войска систематически уничтожали дорожную инфраструктуру:
- прицельными налетами авиации на мосты, развилки, узкие участки трасс,
- минированием дорог при отступлении,
- артиллерийскими обстрелами транспортных колонн,
- установкой фугасов и ловушек на полотне и обочинах,
- разрушением дорог с воздуха сразу после их восстановления.
Нередко одна и та же дорога подвергалась разрушению по 4–5 раз в сутки, особенно в зонах ожесточенных боев. Восстановлением дорог занимались специализированные подразделения армии: дорожно-эксплуатационные батальоны, понтонно-мостовые части, инженерные батальоны, а также помогало местное население. Работы шли в три смены, без выходных, часто — в боевых условиях. Механизация была минимальной. Все делалось вручную, с использованием подручных материалов. Главный ресурс — это самоотверженность людей.
Основными работами на дорогах являлись:
1. Разминирование и зачистка
Сначала трассы обследовали саперы. Использовались миноискатели, штыки, щупы, колышки, веревки, ручной поиск, особенно в зоне свежих обстрелов. Далее проводили расчистку: убирали обломки техники, тела, разрушенные деревья и здания, строили временные насыпи.
2. Устранение воронок
Ямы засыпали землей, песком, гравием. Сверху укладывали щиты, фашины (пучки веток), тряпки, старые доски. После чего утрамбовывали и накрывали глиной или льдом.
3. Восстановление дорожного полотна
Чтобы по дорогам вновь можно было ездить, полотно выравнивали, подсыпали щебень, укрепляли обочины. Если местность была болотистой, то строили гати (настилы из бревен), а зимой — зимники (утрамбованный снег заливали водой).
4. Наведение временных мостов
Если нужно было организовать переправу, то необходимо было действовать быстро. Мосты собирались за несколько часов и их прочности хватало на несколько проходов колонны. Капитальным строительством было заниматься некогда. В работе использовались бревна, фашины, бочки, лодки, понтоны.
5. Устройство объездных путей
Временные дороги прокладывались вдоль полей, по просекам, иногда — прямо через разрушенные деревни. Их буквально протаптывали: для прокладывания новых путей использовали телеги, упряжки и пешие цепи.
6. Маскировка и защита
Дороги маскировались ветками, дымовыми шашками, сетями, а также устраивались ложные мосты для отвлечения авиации. Во время движения колонны двигались без фар в ночи, время старались держать в секрете.
За четыре долгих года Великой Отечественной войны произошло множество событий, ставшие примером настоящих подвигов дорожных работников.
По дорогам войны: самые масштабные работы во время Великой Отечественной войны
Каждый безымянный дорожный рабочий, солдат специализированного батальона или жительница ближайшей деревни внесли важный вклад в Победу. Особенно поразительны события во время крупных битв.
- Под Москвой, зимой 1941 года: дорожники восстанавливали Волоколамское шоссе ночью, под артиллерийским огнем. Мосты чинили из заготовленных заранее бревен и досок.
- Под Сталинградом, осенью 1942 года: техника тонула в глине, вручную строили настилы на десятки километров.
- Крым, весной 1942 года: на горной дороге в Севастополь колонна смогла пройти только после того, как за одну ночь был построен обходной путь по крутому склону.
- Курская дуга, летом 1943 года: ежедневно восстанавливали до 18 км разрушенных участков, работали под прикрытием танков и дымовых завес.
Работники дорожной отрасли в годы Великой Отечественной войны не были на первых полосах газет, не получали громких званий и не маршировали на парадах. Но без них не было бы ни наступлений, ни эвакуации, ни подвоза патронов, ни доставки хлеба в осажденный город.
Они работали под артиллерийским огнем и бомбежками, в снегу по пояс, в болотах по колено, под дождем, в пыли, в мороз. Ремонтировали дороги ночью, с одним фонарем, чтобы не привлечь авиацию. Делали настилы из разрушенных домов, строили мосты из деревьев, срубленных в 50 метрах от линии фронта. Спали прямо у обочин, ели всухомятку, теряли товарищей.
Многие гибли, так и не взяв в руки оружие — потому что их оружием была дорога, по которой шла Победа. Их труд не был временным — он продолжался каждый день, на всех фронтах, от Мурманска до Кавказа, от Калинина до Крыма. Это был подвиг ежедневный, скромный, но не менее важный. В нашей мирной работе живет память о тех, кто прокладывал путь не только технике, но и будущему.