Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Быть мамой подростка и оставаться в контакте

"Самое трудное в подростке — это напомнить себе, что он вас не отвергает, а учится быть собой."

Даниэл Сигел

Подростковый возраст — один из самых непростых периодов в жизни семьи. Именно в этот момент родители чаще всего сталкиваются с конфликтами, замкнутостью ребёнка, сопротивлением и резкой сменой поведения. В частности, матери оказываются в уязвимом положении, поскольку привычные способы общения перестают работать, а эмоциональная близость кажется потерянной.

С точки зрения возрастной психологии (см. Эрик Эриксон, Даниэль Сигел), подростковый возраст — это период идентичности и сепарации. Ребёнок осознаёт себя как отдельную личность и стремится выстроить свои границы. Это сопровождается стремлением к автономии, протестом, снижением доверия к авторитетам и формированием собственного мнения. С нейробиологической точки зрения в это время происходят интенсивные изменения в префронтальной коре мозга, отвечающей за саморегуляцию, принятие решений и контроль импульсов. (Spear, 2000; Casey et al., 2008)

Многие мамы воспринимают подростковый протест как личное отвержение или неблагодарность. Однако важно понимать: подросток чаще всего не может выразить свои чувства словами. Его реакция — это форма коммуникации, пусть и импульсивная. Теория привязанности (Болби, 1969; Ainsworth, 1978) подчёркивает, что именно в моменты дестабилизации подросток особенно нуждается в «безопасной базе» — устойчивом взрослом, который не пугается его эмоций.

Но чтобы выдерживать трудные проявления подростка, взрослому нужно быть в контакте прежде всего с самим собой. Именно здесь срабатывают психологические механизмы, уходящие в детство.

Когда мать сталкивается с эмоциональной отстранённостью или грубостью со стороны подростка, в ней может активироваться непроработанная детская травма — особенно если в её собственном детстве были эпизоды отвержения, эмоционального холода или высоких ожиданий. Это описывает концепция «внутреннего ребёнка» и травматической ретравматизации (Janina Fisher, 2017).

Если мама в детстве научилась быть «удобной», «тихой» или постоянно заслуживающей любовь через успех и поведение, то сейчас, когда её дочь бунтует, у матери может возникать ощущение личной вины или страха быть плохой мамой. В этот момент родительская реакция теряет устойчивость — не потому, что мама «не справляется», а потому что в ней самой активировалась старая незажившая часть.

Именно поэтому задача взрослого — не подавить поведение подростка, а осознать свои реакции. Современные исследования в области эмоционального интеллекта (Goleman, 1995) и ментализации (Fonagy et al., 2002) подчеркивают важность умения замечать свои чувства и разделять: где мои старые эмоции, а где реакция на реальность. Это позволяет родителю не втягиваться в конфликт, а сохранять контакт — и с собой, и с подростком.

Методологически речь идёт о разделении систем внутренней регуляции:— родитель учится замечать и держать свои чувства (саморегуляция);— остаётся в контакте с подростком, не проваливаясь в критику или контроль (со-регуляция);— создаёт условия для самостоятельной эмоциональной регуляции у подростка.

Как метафора, это похоже на шкатулку прошлого, которую ребёнок случайно открывает своим поведением. И если мама умеет эту шкатулку увидеть и не испугаться её содержимого — она становится сильнее, а не слабее.

Таким образом, контакт с подростком начинается с контакта с собой. Это путь, в котором родитель перестаёт быть только воспитателем и становится — устойчивым, живым, эмоционально включённым взрослым. И именно это даёт подростку опору и пространство для роста.

Подростковый возраст требует от родителей не только терпения, но и эмоциональной осознанности. Глубинные родительские реакции — это не слабость, а маркеры точек, которым нужна забота. Работа с психологом, регулярное самонаблюдение и поддержка помогают оставаться в живом контакте с собой и ребёнком. А это — самое важное, что мы можем дать подростку на его пути взросления.

Запись на консультации

Телефон, Telegram, WhatsApp: +7 916 678 4270

Telegram-канал: https://t.me/tatianayakhudinaa

Автор: Яхудина Татьяна Семеновна
Психолог, Краткосрочная терапия консультация

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru