Привет, друзья-металлисты! История нашего любимого жанра полна невероятных поворотов, легендарных событий и моментов, которые изменили все. Давайте вместе пройдемся по 62 вехам, определившим путь метала!
62. Клип Def Leppard "Photograph" делает их звездами MTV
Сейчас MTV – это скорее про реалити-шоу, чем про музыку. Но были времена, в 80-х, когда этот канал был главной силой, способной вознести группу на Олимп или похоронить ее. Для Def Leppard MTV стал ракетой к звездам. Видео на их сингл "Photograph" с альбома ‘Pyromania’ (снятое 2 декабря 1982 Дэвидом Маллетом) с кадрами группы на сцене и девушками, танцующими в клетках, мгновенно стало хитом. MTV крутило его постоянно, что внесло огромный вклад в успех ‘Pyromania’ (более 10 млн проданных копий в США) и сделало группу суперзвездами.
Позже вокалист Джо Эллиотт говорил, что видео ему нравилось, но признавал: "Сажать женщин в клетки – не очень круто... Но в 1982-м режиссер очень хотел этого, а мы были наивны... Сейчас это кажется безвкусным". Однако добавлял: "Но для своего времени 'Photograph' было отличным видео". После этого стало ясно: мощное видео – ключ к успеху.
61. Lollapalooza ломает жанровые и расовые барьеры
Сегодня смешение жанров на фестивалях – обычное дело. Хип-хоп, рок, EDM на одной сцене? Легко! Но в 1991 году фестиваль Lollapalooza, созданный Перри Фарреллом из Jane's Addiction как прощальный тур группы, стал революцией. Лайн-ап был эклектичным: мужские и женские группы, черные и белые артисты, новички и легенды, панк, альт-рок, хип-хоп и метал. Вместе с Jane's Addiction играли готы Siouxsie and the Banshees, индастриал-звезды Nine Inch Nails, фанк-метал иконоборцы Living Colour, психоделик-панки Butthole Surfers и Генри Роллинз со своей Rollins Band.
Ice-T делил сет между хип-хопом и дебютом своей метал-группы Body Count. Задолго до iPod, Lollapalooza ломала барьеры между форматами вживую. Как сказал Роллинз Loudwire: "Первый Lollapalooza был важен для моей группы... Но еще важнее был культурный эффект. Перри Фаррелл изменил ландшафт независимой музыки в Америке". Фестиваль помог взлететь многим артистам, включая Nine Inch Nails, Pearl Jam, Tool, Rage Against the Machine и Green Day, показав фанатам музыку, которую они могли бы и не услышать.
60. Jethro Tull обходят Metallica на "Грэмми"
В 1988 году "Грэмми" наконец-то признали хард-рок и метал, учредив новую номинацию. Metallica с их ‘...And Justice for All’ казались очевидными фаворитами. Конкуренты были разношерстные: ветераны AC/DC с ‘Blow Up Your Video’, панк-икона Игги Поп с песней “Cold Metal”, восходящие звезды Jane’s Addiction с ‘Nothing’s Shocking’ и... классик-рокеры Jethro Tull с альбомом ‘Crest of a Knave’. Многие думали, что награда уйдет Metallica, яркому представителю метала. Но академики, доказав свое непонимание жанра, проголосовали за Jethro Tull, чей альбом не выдерживал сравнения даже с их собственной дискографией, не говоря уже о ‘Justice’.
Это было так неожиданно, что лейбл посоветовал Tull не приезжать на церемонию. Победа стала мемом на долгие годы, а Metallica клеили на свои альбомы стикеры “Grammy Award Losers”. На следующий год, возможно, из-за скандала, появилась отдельная номинация "Лучшее метал-исполнение". Metallica выигрывала ее следующие три года, а Ларс Ульрих в 1992-м поблагодарил Jethro Tull за то, что те не выпустили альбом в том году.
59. Семья Осборнов становится звездами реалити-ТВ
В начале 2000-х реалити-шоу захватили мир. MTV, начав с ‘The Real World’, в 2002 году запустили ‘The Osbournes’ – шоу о жизни Оззи Осборна, его жены и менеджера Шэрон, и их детей Джека и Келли (дочь Эйми отказалась участвовать). Шоу развеяло мистику вокруг одной из ключевых фигур метала, показав Оззи как семьянина.
Шэрон и дети мгновенно стали звездами. Сериал освещал важные моменты их жизни: борьбу Шэрон с раком, начало карьеры Келли. Шоу завершилось в 2005-м, но оно представило Оззи новому поколению, запустило карьеру Шэрон как медиа-персоны, а Джек и Келли тоже нашли свое место в шоу-бизнесе. ‘The Osbournes’ стало самым просматриваемым шоу MTV и открыло дорогу для других реалити-шоу о знаменитостях (Джин Симмонс, Дэйв Наварро, Ди Снайдер).
58. Сердце Никки Сиккса: Перезапуск
Строчки из песни Mötley Crüe "Kickstart My Heart" ("Заведи мое сердце, дай ему старт") – не просто о сексе. Они вдохновлены временной смертью басиста Никки Сиккса. 23 декабря 1987 года Сиккс передозировался героином, его сердце остановилось.
Он был объявлен клинически мертвым. Один из парамедиков вколол адреналин прямо в сердце. Не помогло. Второй укол спас ему жизнь. Оправившись, Сиккс написал "Kickstart My Heart", где также упоминаются другие способы поиска острых ощущений, вроде "прыжков с парашютом голышом".
57. Роб Хэлфорд совершает каминг-аут
Сексуальная ориентация фронтмена Judas Priest Роба Хэлфорда не была секретом для инсайдеров в 70-е и 80-е (намеки были и в одежде, и в текстах), но большинство фанатов не знали, что он гей. В интервью MTV в 1998 году, продвигая свой проект 2wo, он сказал прямо: "Думаю, большинство людей знает, что я был геем всю свою жизнь... сейчас я чувствую себя комфортно, говоря об этом".
Значение этого момента трудно переоценить. Хэлфорд говорит, что почти не столкнулся с негативом. Напротив, был "невероятный поток любви от метал-сообщества... письма, факсы, звонки: 'Роб, нам все равно. Будь собой. Пой свои песни'". Для многих фанатов в 90-е это могло быть первым осознанием, что кто-то из их сцены – гей. И этим "кем-то" был, возможно, величайший фронтмен жанра. Это помогло многим пересмотреть гомофобные взгляды.
56. Van Halen берут Alice in Chains в тур
На бумаге Van Halen (тогда с Сэмми Хагаром) и Alice in Chains казались несовместимой парой для тура. Одни – стадионные герои с синтезаторами и третьим подряд альбомом №1. Другие – новички из зарождающейся сиэтлской сцены, чье послание противоречило гедонизму королей пати-рока. Но это был знак грядущей смены караула. Движение из Сиэтла, отрицавшее излишества рока, вот-вот должно было взорваться. Van Halen, несмотря на чарты, трещали по швам.
Тур 1991 года стал для Alice in Chains "крещением огнем". Отзывы фанов Van Halen были смешанными (из-за разницы стилей), но тур, несомненно, дал AIC мощный старт и показал их молодой аудитории, ждущей новый звук. Если они смогли покорить фанатов VH, то покорить свое поколение им точно было по силам.
55. Metallica – хедлайнеры Lollapalooza
В 1996 году и Lollapalooza, и Metallica расширили границы. Metallica, недавно сменившие имидж (короткие стрижки, более "альтернативный" вид) и продвигавшие блюзовый, альт-роковый альбом ‘Load’, стали хедлайнерами фестиваля, известного альтернативными группами (NIN, Smashing Pumpkins, Soundgarden, Pearl Jam).
Вместе с ними на главной сцене играли Soundgarden, Ramones, Rancid, Screaming Trees. Это помогло Metallica достучаться до молодой аудитории и альтернативного радио, увеличив и без того огромную фан-базу. Хотя сам Lollapalooza после этого продержался лишь год, а собственный фестиваль Metallica, Orion, закрылся после двух попыток, этот момент показал готовность группы к экспериментам.
54. Участники Mastodon знакомятся на концерте High on Fire
В январе 2000 года друг Троя Сандерса устроил концерт High on Fire у себя в подвале. Именно там встретились четыре будущих участника самой важной метал-группы XXI века. Сандерс и Брент Хайндс (игравшие в Four Hour Fogger) познакомились с Биллом Келлихером и Брэнном Дэйлором (из Today is the Day). Услышав, что Келлихер и Дэйлор ищут музыкантов для новой группы, Сандерс и Хайндс предложили свои услуги.
Вскоре они начали джемовать. Так родился Mastodon – группа, ставшая любимицей критиков, выпустившая три концептуальных альбома в 2000-х и получившая "Грэмми" в 2018-м. Все началось в подвале на концерте High on Fire.
53. Мэрилина Мэнсона делают козлом отпущения за бойню в Колумбайне
После ужасной трагедии в школе Колумбайн в 1999 году (13 убитых, 20 раненых подростками Эриком Харрисом и Диланом Клеболдом), Америка искала виновных. СМИ изучали все: одежду стрелков, видеоигры, музыку. Поначалу сообщили, что они были фанатами Мэрилина Мэнсона.
Хотя позже выяснилось, что это не так, волна обвинений в адрес шок-рокера уже покатилась. Его тексты и сценические выходки анализировали под микроскопом. Особенно усердствовал Билл О'Райли с Fox News. Первый концерт Мэнсона в Денвере после трагедии сопровождался протестами. Певец отменил несколько шоу из уважения к жертвам. В итоге Мэнсон ответил О'Райли в эфире и опубликовал эссе в Rolling Stone, осудив сенсационализм СМИ и подчеркнув, что не пропагандирует насилие. Коммерчески карьера Мэнсона пострадала. "Эпоха Колумбайна уничтожила мою карьеру в то время", – вспоминал он в 2017-м.
52. Metallica против Napster
Драма развернулась, когда Metallica обнаружила, что их невыпущенный сингл “I Disappear” (для саундтрека к ‘Миссия невыполнима 2’) утек через радиостанции. Виновником был Napster – сервис обмена файлами. Группа подала в суд на Napster за нарушение авторских прав и другие преступления. Metallica выиграла дело, и другие музыканты последовали их примеру.
Ларс Ульрих позже объяснял: "Нас поразило, почему никто из Napster не позвонил и не спросил: 'Вы не против?'... Мы были в центре дерьмовой бури, люди говорили: 'Metallica жадные'... но дело было не в деньгах. А в том, что если мы и делимся музыкой, то, может, мы сами это решим, или хотя бы спросите разрешения". Спустя 16 лет Metallica лицензировала свой каталог для стриминга на Napster.
51. Распад The Runaways дает старт карьерам Джоан Джетт и Литы Форд
The Runaways, женская панк/хард-рок группа, просуществовала недолго, но оставила след: дебютник 1976 года – классика, "Cherry Bomb" – икона, а их история стала фильмом. Музыкальные разногласия были одной из причин распада в 1979-м. Лид-гитаристка Лита Форд тяготела к хард-року и металу, став иконой 80-х с хитами "Kiss Me Deadly" и дуэтом с Оззи "Close My Eyes Forever".
Ритм-гитаристка Джоан Джетт была панком (она продюсировала альбом The Germs). Со своей группой The Blackhearts она стала звездой MTV благодаря хиту №1 "I Love Rock ‘n Roll" и другим песням. В 2015 ее ввели в Зал славы рок-н-ролла. Наследие Джетт и Форд – не только хиты, но и то, что они были первопроходцами в мире, где доминировали мужчины, вдохновив поколения женщин-музыкантов, как Лиззи Хейл из Halestorm.
50. Лемми Килмистер – роуди Джими Хендрикса
Лемми был легендой еще до Motorhead. В 1967-м, после распада его первой группы The Rockin’ Vicars, он оказался в Лондоне без гроша. Позвонив единственному знакомому, он попал в квартиру, где жил Ноэль Реддинг, басист Jimi Hendrix Experience. Им нужны были рабочие руки. Так Лемми стал роуди Хендрикса почти на год, таская оборудование на ТВ-шоу и концертах в Британии.
Он вспоминал: "К сожалению, я мало общался с ним [Хендриксом] вне сцены... Помню, он был очень мягким, приятным парнем... Большинство людей тогда были добрее". Лемми также говорил, что Хендрикс повлиял на него как на вокалиста: "Он ненавидел петь... Я думал, он отличный певец, у него было много души... Он помог мне укрепить мою решимость как певца". Этот опыт помог Лемми двигаться дальше, к Hawkwind, а затем и к Motorhead.
49. Judas Priest в суде
В 80-е метал-группы часто атаковали консерваторы. Но в 1990-м Judas Priest оказались в суде по обвинению в подстрекательстве к самоубийству двух молодых людей с помощью песни "Better by You, Better than Me" (кавер на Spooky Tooth 1969 года, записанный Priest в 1978-м). В 1985 году 20-летний Джеймс Вэнс и 18-летний Рэймонд Белкнап заключили пакт о самоубийстве и выстрелили в себя из дробовика. Белкнап погиб, Вэнс выжил, но умер от осложнений в 1988-м.
Родители подали в суд, утверждая, что в песне содержатся скрытые послания ("сделай это"), подтолкнувшие сыновей к суициду. Судья согласился, что такие послания не защищены Первой поправкой. Участникам Priest пришлось защищаться. Роб Хэлфорд вспоминал: "Мне пришлось петь [песню] в суде а капелла. Думаю, тогда судья подумал: 'Что я здесь делаю? Ни одна группа не убивает своих фанатов'". Суд длился с 16 июля по 24 августа 1990 года. В итоге судья отклонил иск, решив, что предполагаемое послание было случайным звуковым совпадением.
48. Sepultura обращается к корням коренных народов Бразилии
Sepultura всегда критиковали политическую систему Бразилии. На альбоме ‘Chaos A.D.’ (1993) они смешали хардкор-риффы с грувом и политической яростью. Это подготовило почву для революционного ‘Roots’ (1996).
Чтобы глубже исследовать свое наследие, группа провела время с племенем Шаванте, записывая их звуки. Бразильский музыкант Карлиньос Браун руководил перкуссионными элементами. Альбом получился низко настроенным, грувовым монстром с новой аутентичностью. Хотя другие группы уже экспериментировали с фолком, мультимиллионные продажи ‘Roots’ вдохновили многих и, несомненно, повлияли на взрыв фолк-метала почти десять лет спустя.
47. Ghost ломают метал-шаблоны
Метал, как и любой жанр, подвержен трендам. Редко появляется артист, идущий против течения. Но именно это сделали Ghost, дебютировав с синглом "Elizabeth" и альбомом ‘Opus Eponymous’ в 2010-м. Пышные прог-клавишные, чистый вокал, запоминающиеся песни – Ghost игнорировали металкор и дэткор. Ни гроула, ни бластбитов. Их мелодичные песни становились все более цепляющими с каждым альбомом. Добавьте к этому театральность.
Да, маски использовали и до них (Элис Купер, King Diamond, Slipknot), но ни у кого не было такой мифологии. Сменяющиеся фронтмены (все звучат одинаково!), "Безымянные Гули" вместо музыкантов. Хотя реальность заставила создателя Тобиаса Форге приоткрыть завесу тайны, фанаты не особо хотят знать закулисье. Сформировав культ, Ghost нацелились на большее: их альбом ‘Prequelle’ полон радио-хитов, готовых покорить стадионы.
46. Van Halen регулярно "убирают" Black Sabbath со сцены
Лето 1978 года стало сменой караула в метале. Уставшие старейшины Black Sabbath отправились в тур в поддержку провального альбома ‘Never Say Die’. На разогреве у них была молодая, голодная и пьяная группа Van Halen, которая регулярно затмевала хедлайнеров. Карьера Sabbath была на распутье: Оззи уходил и возвращался. Как сказал Гизер Батлер, Оззи "был там, потому что ему больше нечего было делать".
Группе не нравились новые песни. А на туре Оззи "полностью потерял голову. Он думал, что Van Halen в десять раз лучше нас". Так же думали и тысячи фанатов, покупавшие дебютник VH (попавший в Топ-20), а не ‘Never Say Die’ (едва добравшийся до Топ-100). Дэвид Ли Рот был моложе и атлетичнее Оззи, а Эдди Ван Хален принес гитарные трюки, которые будут доминировать в 80-х. Sabbath не могли выгнать VH с тура – те продавали билеты. Когда все закончилось, Van Halen устремились к вершинам, а Sabbath расстались с Оззи и нашли спасение с Ронни Джеймсом Дио.
45. 'Toxicity' System of a Down возглавляет Billboard 200
На неделе 22 сентября 2001 года System of a Down шокировали мир, заняв первое место в чарте Billboard 200 со своим вторым альбомом ‘Toxicity’, обойдя Aaliyah и Алишу Киз. Андеграундная метал-группа стала мейнстримом почти за одну ночь благодаря теперь уже культовой “Chop Suey!”.
Дарон Малакян вспоминает: "Внезапно я иду по торговому центру, и люди узнают меня... просят автографы. Жизнь изменилась [смеется]... Не уверен, что мне нравилось это внимание". Популярность SOAD не угасла: группа до сих пор собирает арены, хотя не выпускала нового материала с 2005 года. ‘Toxicity’ остается знаковым метал-релизом XXI века и одним из величайших тяжелых альбомов всех времен.
44. Оззи Осборн откусывает голову летучей мыши
Так называемый Князь Тьмы, Оззи Осборн, прославился не только музыкой. В 1981-м на фотосессии в Л.А. он откусил голову голубю. А 20 января 1982 года во время шоу в Де-Мойне, Айова, он откусил голову живой летучей мыши.
Позже он сказал, что думал, это резиновый реквизит, но услышал хруст. "Мне пришлось ехать в больницу и делать уколы от бешенства... Это чертовски больно", – рассказывал он. Этот трюк попал в мировые новости, впервые выведя Оззи в коммерческий мейнстрим и, возможно, предвещая его будущую карьеру героя реалити-шоу на MTV.
43. Убийства в блэк-метале
История норвежского блэк-метала мрачна. Варг Викернес из Burzum вывел это на новый уровень. После самоубийства вокалиста Mayhem "Дэда" Пера Ингве Олина, Викернес прибыл на место трагедии, переставил предметы и сфотографировал труп (одно фото позже попало на бутлег Mayhem). Он также утверждал, что взял зубы Дэда.
Затем Варга обвинили в поджогах трех церквей (он отрицает). 10 августа 1993 года Викернес пришел к гитаристу Mayhem Эйстейну "Евронимусу" Орсету, чтобы разобраться с предполагаемым заговором Евронимуса убить его. Ссора закончилась тем, что Викернес зарезал Евронимуса (23 удара ножом). Приговоренный к 21 году тюрьмы, Викернес не выказал раскаяния, а хитро улыбнулся (знаменитое фото). После освобождения он был арестован во Франции по подозрению в планировании теракта (отпущен), а также осужден за разжигание расизма и "прославление" военных преступлений.
42. Pantera выводит экстремальную музыку на вершину чартов с 'Far Beyond Driven'
В 1994 году, на пике альтернативной революции, грув-трэш группа Pantera сделала немыслимое. 22 марта их третий мейджор-лейбл альбом ‘Far Beyond Driven’ дебютировал на первом месте чарта Billboard, обойдя Ace of Base и Бонни Рэйтт. На тот момент это был один из самых тяжелых и агрессивных альбомов, когда-либо достигавших вершины.
Барабанщик Винни Пол говорил: "Вся эта альтернатива подтолкнула нас к 'Far Beyond Driven'... Мы решили: 'Этот альбом должен быть самым запредельным металом'". Вместо того чтобы пойти по пути Metallica с их 'Черным альбомом', Pantera стали еще экстремальнее. ‘Far Beyond Driven’ продержался в Billboard 200 29 недель и стал золотым в мае 1994-го (миллион копий продал лишь три года спустя). Успеху способствовала преданность фанатов и промо-тур, где группа за 5 дней посетила 12 городов для автограф-сессий.
41. 'Упадок западной цивилизации, часть II: Годы метала'
Легенды о закулисных оргиях, пьяном угаре и безудержном (само)разрушении были запечатлены в документальном фильме 1988 года ‘The Decline of the Western Civilization Part II: The Metal Years’. Интервью и культовые кадры с Элисом Купером, Megadeth, W.A.S.P., Оззи и другими рок-звездами (и многими "пешками" рока) показали пик излишеств, о которых предупреждали СМИ. Фильм Пенелопы Сфирис передает ощущение момента, даже когда показывает рокеров, уже поживших плоды славы (Пол Стэнли дает интервью в постели, окруженный женщинами в белье). Он доказал, что безрассудный образ жизни из глэм-гимнов был реален и опасен.
Печально известные сцены, где Крис Холмс из W.A.S.P. глушит водку перед мамой в бассейне, а Оззи неуклюже готовит завтрак, шокировали, показывая изнанку рок-н-ролла. Хотя некоторые моменты могли быть постановочными, они точно передавали дух эпохи. Фильм остается реликвией рок-истории.
40. Ангела Госсов заменяет Йохана Лииву в Arch Enemy
В 2000 году Arch Enemy поняли, что им нужен новый вокалист вместо Йохана Лиивы. Гитарист Майкл Эмотт вспомнил немецкую журналистку, которая дала ему кассету с записью своей группы. Хотя группа Эмотту не понравилась, его поразила энергетика вокалистки Ангелы Госсов, и он предложил ей место. Госсов записала пять альбомов с Arch Enemy за десять лет, каждый успешнее предыдущих.
Своей мощной сценической харизмой и свирепым вокалом Госсов распахнула двери для женщин в экстремальном метале. Такие фронтвумен, как Мария Бринк, Алисса Уайт-Глаз и многие другие, обязаны влиянию Госсов, которая помогла сделать термин "female-fronted" почти устаревшим.
39. KISS снова надевают грим
Один из самых запоминающихся моментов раннего MTV – появление KISS без грима в 1983 году. Хотя альбом ‘Lick It Up’ имел успех, с годами популярность группы (с частыми сменами состава) падала. Но в 1996 году KISS воссоединились с оригинальными Эйсом Фрейли и Питером Криссом в полном гриме для неожиданного появления на 38-й церемонии "Грэмми". Тупак Шакур, представляя номинацию "Лучший новый артист", сказал: "Нам нужно что-то другое..." – и на сцену вышли KISS. Hootie and the Blowfish получили награду, но на следующий день все говорили о возвращении KISS.
Вскоре группа объявила о реюнион-туре. Первый концерт в Детройте был распродан за часы. Тур начался 28 июня 1996 года перед 39 000 фанатов. Возвращение KISS в гриме словно закрыло эру альт-рока, где шоуменство не приветствовалось. Nirvana уже не было, Soundgarden доживали последние дни. Последние концерты Alice In Chains с Лейном Стейли прошли как раз на разогреве у KISS. Воссоединение с Фрейли и Криссом было недолгим, но грим остался – его носят и нынешние участники Эрик Сингер и Томми Тейер.
38. Korn начинают запись дебютного альбома
Сменив название с Creep на Korn в 1993-м, группа записала демо ‘Niedermeyer’s Mind’ с продюсером Россом Робинсоном, архитектором ню-метала. Демо и катарсические концерты привели к контракту с мейджор-лейблом. Группа почти год работала над песнями с Робинсоном, прежде чем записать их в Indigo Ranch Studios.
В отличие от трэша или гранжа, Korn играли мучительные, исповедальные песни о детских травмах, наркотиках, буллинге. Фронтмен Джонатан Дэвис, вдохновленный Depeche Mode и The Cure не меньше, чем Sepultura, полу-читал, стонал от боли, кричал и даже плакал на записи, обнажая эмоции. Остальные музыканты дополняли его низкими, рваными риффами на семиструнных гитарах, жуткими эффектами, тягучим басом и мощными битами, идущими как от рэпа, так и от альт-метала (Faith No More, Helmet, Prong). Формула сработала, создав шаблон для Limp Bizkit, Coal Chamber и других.
37. Twisted Sister штурмуют MTV с "We're Not Gonna Take It"
Хэви-метал должен выглядеть масштабно. Именно так Twisted Sister попали на MTV в ранние дни канала, став звездами, а Ди Снайдер – иконой. Снайдер рассказывает, что MTV не искали метал, но им нужны были визуально яркие группы. Twisted Sister подходили идеально. "Они искали захватывающий контент... В мире хэви-метала мы жили в мире больших визуальных эффектов... Они приняли это из нужды". Успех Quiet Riot и других заставил радио обратить внимание.
Видео Twisted Sister "You Can’t Stop Rock ‘n’ Roll" (1983) прошло незамеченным. "Но я увидел возможность добавить историю и юмор", – вспоминает Снайдер. Так появились клипы для альбома ‘Stay Hungry’ (1984). "Мы всегда были с юмором... Я рассказал свои идеи режиссеру Марти Каллнеру ('We’re Not Gonna Take It', 'I Wanna Rock'), и он их поддержал". В первом клипе снялся Марк Меткалф из 'Зверинца'. Оба видео стали хитами, сделав Twisted Sister одной из самых популярных метал-групп эпохи.
36. Anthrax сотрудничают с Public Enemy
К 1991 году было несколько примеров коллабораций рока и хип-хопа (Aerosmith/Run-D.M.C., Керри Кинг/Beastie Boys). Но они казались трюками. Сотрудничество Anthrax и Public Enemy выглядело более органичным.
Скотт Иэн носил футболки P.E., а те упоминали Anthrax в "Bring the Noise". Когда Anthrax сделали кавер на эту песню с участием Чака Ди и Флейвора Флэва, это ощущалось естественно. Коллаборация привела к совместному туру и, вероятно, вдохновила многие будущие метал/хип-хоп союзы.
35. Брюс Дикинсон возвращается в Iron Maiden
К концу 90-х Iron Maiden, некогда титаны метала, играли на площадках меньшего размера. Их новый вокалист Блэйз Бэйли не находил отклика у фанатов.
Сольная карьера экс-вокалиста Брюса Дикинсона тоже не блистала. В 1999 году Дикинсон (и гитарист Эдриан Смит) вернулись в группу для реюнион-тура, который собрал аншлаги. Год спустя вышел новый альбом ‘Brave New World’, и Maiden снова стали хедлайнерами арен, включая Madison Square Garden. На разогреве были Queensryche и Halford – новая группа Роба Хэлфорда, вернувшегося к классическому металу. Явно впечатленный успехом Maiden, Роб вскоре воссоединился с Judas Priest. Казалось, классический метал возрождается.
34. "Грязная пятнашка" PMRC нацеливается на метал
Должна ли музыка иметь рейтинг, как фильмы, чтобы предупреждать родителей о содержании текстов? В 1985 году организация PMRC (Parents Music Resource Center) выступила за такую систему. В поддержку своей идеи они составили список "Грязная пятнашка" ("Filthy Fifteen") из 15 песен, куда попали поп-звезды (Принс, Мадонна) и метал-группы: Venom, Mercyful Fate, Black Sabbath, Judas Priest, AC/DC, Twisted Sister.
В Сенате прошли слушания. Ди Снайдер из Twisted Sister давал показания вместе с Фрэнком Заппой и кантри-певцом Джоном Денвером. Снайдер вспоминает: "Меня спросили, хочу ли я нести знамя? Битва за рок-н-ролл? Черт возьми, да! Дайте мне это знамя!". Он не был уверен насчет Денвера, но его речь оказалась самой мощной: "Когда он сказал: 'Я сравниваю это с нацистским сожжением книг', о боже, они взбесились". В итоге была введена система стикеров "Parental Advisory".
33. Роб Хэлфорд покидает Judas Priest, борется за актуальность в 90-х
К 1990 году музыкальный климат был неблагоприятен для классического метала. Judas Priest казались несовременными. Роб Хэлфорд, всегда следивший за новинками, хотел быть актуальным, а не просто почитаемым. Он основал группу Fight. Изначально он хотел совмещать, но в итоге покинул Priest.
Фанаты были удивлены: никакой кожи, у Fight был уличный стиль (футболки, джинсы). Звук был рассчитан на клубы с мошпитами. Дебют Fight ‘War of Words’ (1993) был хорош, но к следующему альбому интерес угас. Хэлфорд перешел к электронному проекту 2wo. Это был символ смены эпох: вокалисты великих групп (Дикинсон тоже ушел из Maiden) искали себя в новых стилях. Но метал оказался живучим. К 2000 году Хэлфорд основал группу Halford, похожую на Priest, и поехал в тур на разогреве у воссоединившихся Maiden. Вскоре Роб вернулся в Priest, и классический метал снова был на коне.
32. 'Iowa' Slipknot почти мгновенно становится платиновым
В 1999 году, после выхода дебютного альбома, Slipknot взорвали вторую сцену Ozzfest своим яростным шоу. Они стали главной сенсацией тура. Группа из Айовы смешала дэт-метал и грайндкор с элементами ню-метала (скретчи, сэмплы, рэп-интонации) и многогранным вокалом Кори Тейлора.
Эта смесь покорила фанатов со всего спектра метала. Визуально им не было равных (кроме GWAR). К выходу второго альбома, ‘Iowa’ (2001), Slipknot создали безумную, извращенную пластинку, основанную на внутренней ярости и враждебности, которая, как ни странно, нашла отклик у мейнстрима. Выразительный чистый вокал Тейлора и хуки сделали синглы доступными. Фанаты щедро вознаградили группу: ‘Iowa’, вышедший 28 августа, стал платиновым в США уже 15 октября. Это доказало коммерческую жизнеспособность экстремальной музыки.
31. Mötley Crüe выдают всю "Грязь"
80-е были эпохой излишеств, и Mötley Crüe были ее воплощением. Их популярность росла с каждым альбомом, подпитываемая не только музыкой, но и образом жизни "секс, наркотики и рок-н-ролл".
В начале 2000-х вышла их автобиография ‘The Dirt: Confessions of the World’s Most Notorious Rock Band’, написанная с Нилом Строссом. Мало кто ожидал такой откровенности. Группа без прикрас рассказала о самых диких моментах, декадансе и личных драмах. Книга, дополненная воспоминаниями менеджеров и других причастных, стала бестселлером New York Times и установила новую планку для рок-мемуаров. Ее успех привел к созданию одноименного фильма.
30. Steppenwolf вводят термин "Heavy Metal" в "Born to Be Wild"
Сегодня Black Sabbath считаются прародителями хэви-метала. Но сам термин появился раньше. Рок-критик Лестер Бэнгс впервые применил его к музыке в 1971 году, описывая дебютник Sir Lord Baltimore. А еще раньше, в 1968-м, слова "heavy" и "metal" прозвучали вместе в песне Steppenwolf "Born to Be Wild".
Эта песня, с ее рокочущим ритмом, блюзовым налетом и психоделией, воспевала дух свободы и бунтарства. Сочетание названия, темы и фразы "heavy metal thunder" оказалось пророческим совпадением. Хотя Steppenwolf первыми использовали термин в музыке, популяризировал его писатель Уильям Берроуз в романе 1962 года ‘Soft Machine’, где был персонаж "Uranian Willy, the Heavy Metal Kid".
29. 'British Steel' Judas Priest приносит NWOBHM в Америку
В 70-х Америка не до конца понимала хэви-метал, предпочитая своих хард-рок гигантов (Aerosmith, Kiss, Van Halen). Ситуация изменилась с приходом Новой волны британского хэви-метала (NWOBHM) в 1980-м. Началось все с альбома Judas Priest ‘British Steel’.
Технически Priest не были NWOBHM (они играли с 1969-го), но именно этот альбом прорвался в США. Он достиг 34-го места в чартах и стал платиновым благодаря доступным боевикам вроде “Breaking the Law”, “Living After Midnight”, “Metal Gods”. Эти песни, отчасти вдохновленные AC/DC (с которыми Priest гастролировали), показали, что метал в коже и дениме может добиться успеха на крупнейшем мировом рынке, открыв дорогу доминированию жанра в 80-х.
28. 'Это Spinal Tap' высмеивает метал
Немногие пародии так размывали грань между фактом и вымыслом, как 'Это Spinal Tap' – псевдодокументальный фильм 1984 года о ветеранской рок-группе, сталкивающейся с проблемами в туре. Фильм стал культовым благодаря реалистичному высмеиванию рок-звездного поведения и закулисных интриг, а также запоминающимся и смешным песням.
Идея родилась в 1978-м, когда актеры Майкл МакКин, Кристофер Гест, Гарри Ширер и Роб Райнер создали пародийную группу Spinal Tap для ТВ-шоу. Успех фильма обеспечил документальный стиль и импровизация актеров. Для фанатов метала фильм стал хитом благодаря уморительным сценам, основанным на реальных случаях и клише: от гитарных соло и вмешивающихся жен до проблем с реквизитом (Стоунхендж!). 'Это Spinal Tap' остается актуальной пародией на рок-звездную жизнь.
27. Quiet Riot приносят 'Metal Health' на вершину чартов
В 1983 году The Police доминировали в чартах с альбомом ‘Synchronicity’. Но их сместили Quiet Riot, чей ‘Metal Health’ стал первым метал-альбомом, возглавившим поп-чарты США.
Благодаря хитам (и клипам) – заглавному треку и каверу на Slade “Cum on Feel the Noize” – Quiet Riot принесли метал в дома рядовых американцев. Ди Снайдер из Twisted Sister (другой группы, пробившей метал на MTV) отдает должное Quiet Riot: "Их так недооценивают... Они пробили дыру в стене... Именно из-за них звукозаписывающие компании бросились подписывать все, что было в спандексе".
26. 'Nevermind' Nirvana: Новая точка отсчета для рока
В январе 1992 года Nirvana – группа из Сиэтла, о которой год назад мало кто слышал – сместила Майкла Джексона с первого места в альбомных чартах. Это был символ смены эпох. Гладкие студийные записи уступили место року с панковской этикой.
Курт Кобейн сделал крутым любить андеграунд, открыв поколению панк и инди-группы (Mudhoney, Melvins, Meat Puppets). Поп-метал и гитарные шредеры оказались не у дел. В фильме 'Рестлер' герой Микки Рурка винит Кобейна в упадке музыки 80-х. И хотя многие метал-фанаты приняли Nirvana, были и те, кто считал, что она "все испортила".
25. Caught in a Mosh: Anthrax привносят хардкор-культуру в метал
Будучи нью-йоркской группой, выросшей рядом с хардкор-сценой (Agnostic Front, Murphy’s Law, Cro-Mags), Anthrax имели иной взгляд на метал-культуру. Они рано узнали о мошинге и поощряли сёркл-питы на своих концертах.
Если Anthrax и не изобрели мош (похожие сцены были в Калифорнии), они сделали его частью своего шоу. Гитарист Скотт Иэн и барабанщик Чарли Бенанте основали кроссовер-проект S.O.D. с мультяшным лого "Mosh Man". Этот персонаж стал иконой для фанатского хита Anthrax "Caught in a Mosh" (1987). Иэн объяснял, что песня родилась после того, как их гитарный техник Арти Ринг, столкнув фаната со сцены, упал вместе с ним в толпу и "попал в мош".
24. Napalm Death изобретают грайндкор
Napalm Death образовались в 1981-м, но тогда были далеки от грайндкора. С приходом ураганного барабанщика Мика Харриса в 1985-м (он и придумал термин "грайндкор"), Napalm Death превратились в брутальную, безумную смесь Repulsion, Siege, Discharge и Possessed.
Движимые скоростью, шумом и неразборчивым криком о социальных проблемах, они стали самой экстремальной группой Европы и лидерами сцены, куда позже вошли Extreme Noise Terror, Carcass и другие. Их дебютный альбом ‘Scum’ (1987) – легендарная 33-минутная пластинка из 28 песен, записанная двумя разными составами – оказал огромное влияние на экстремальную музыку.
23. 'Scream Bloody Gore' Death закладывает основу дэт-метала
Чак Шульдинер, основатель и фронтмен Death, по праву считается крестным отцом дэт-метала. Часто спорят, чей альбом был первым – ‘Scream Bloody Gore’ Death или ‘Seven Churches’ Possessed.
Хотя у Possessed был трек "Death Metal", их альбом был ближе к трэшу. А вот ‘Scream Bloody Gore’ стал поворотным моментом: сырой, экстремальный, с гортанным ревом и кровавой лирикой на тему ужасов – все это стало каноном дэт-метала. Эволюционируя, Death также сыграли ключевую роль в развитии техничного дэт-метала на альбоме ‘Human’.
22. 'Aenima' Tool приносит духовность (и геометрию) в метал
Работая над альбомом ‘Aenima’ (1996), альт-метал фавориты Tool достигли пика в двух аспектах: гневе и духовности. Глубокий философский взгляд Мэйнарда Джеймса Кинана (часто завуалированный сложными аналогиями), увлечение группы ближневосточными мотивами, вдохновение древними и современными религиями, сакральной геометрией, галлюциногенами, теоретической наукой и комиком Биллом Хиксом – все это создало уникальный звуковой коктейль.
‘Aenima’ оказала такое влияние, что фанаты заимствовали ее идеи для своего мировоззрения. Альбом проложил путь для ‘Lateralus’ и ‘10,000 Days’ и превратил группу из Лос-Анджелеса в настоящий культ.
21. Ронни Джеймс Дио присоединяется к Black Sabbath
К концу 70-х Black Sabbath были на грани распада после неудачных альбомов и ухода Оззи. Тони Айомми случайно встретил Ронни Джеймса Дио (экс-Rainbow, Elf) в баре Rainbow в Л.А. Дио согласился поджемовать. Как он говорил, "это была судьба... мы мгновенно нашли общий язык". Из этого джема родилась "Children of the Sea", ставшая основой нового материала. Вернулись Гизер Батлер и Билл Уорд.
Под руководством продюсера Мартина Бёрча Айомми и Дио создали шедевры вроде "Neon Nights", "Die Young" и заглавного трека для альбома ‘Heaven and Hell’ (1980). Альбом возродил Black Sabbath, сделав их снова актуальными и коммерчески успешными, временно затмив даже Оззи. Эта "вторая золотая эра" продлилась всего два альбома, но ее значение огромно.
20. "Чернее черного": Metallica выпускают 'Черный альбом'
Трудно поверить, но когда-то Metallica были вызывающе некоммерческими: не снимали клипов, игнорировали радио. Ситуация немного изменилась с видео на "One" (1989). А к выходу одноименного альбома 1991 года (известного как 'Черный альбом'), стало ясно: они нацелились на мировое господство.
Сингл "Enter Sandman" с мощным риффом и припевом был создан для стадионов. Альбом сделал их стадионными хедлайнерами. "The Unforgiven" стала одной из их лучших песен, появилась баллада "Nothing Else Matters". В клипе на нее Ларс Ульрих мечет дротики в постер Кипа Уингера – символ победы над глэм-металом. Некоторые фанаты до сих пор ворчат о доступности 'Черного альбома', но без него Metallica вряд ли бы собирали стадионы сегодня.
19. Эдди из Iron Maiden: Самый стойкий маскот метала
Метал с самого начала строился на образах: от текстов до шоу и обложек. Когда Эдди, ухмыляющийся скелет-маскот Iron Maiden, снова появился на обложке ‘Killers’ (1981), стало ясно – это не разовый персонаж. Несмотря на все мучения (лоботомия, киборгизация, потрошение), Эдди сослужил группе отличную службу (его даже короновали на обложке ‘Powerslave’). Разные версии Эдди появлялись не только на обложках и футболках, но и на сцене как часть шоу Maiden.
Эдди стал мощным маркетинговым инструментом для группы, не полагавшейся на радио. Обложки с ним привлекали всех, кому близка темная эстетика. Эдди даже появился в игре ‘Angry Birds’. Решение оставить Эдди на ‘Killers’ породило один из самых знаковых дуэтов группа/художник – Дерек Риггс создавал обложки Maiden все 80-е. Эдди гарантирует, что наследие Iron Maiden будет жить вечно.
18. Kerrang! приносит метал на журнальные стойки
Новая волна британского хэви-метала (NWOBHM) была горячей темой в конце 70-х – начале 80-х. Британская музыкальная газета ‘Sounds’ уделяла ей внимание. ‘Kerrang!’, названный в честь звука мощного аккорда, задумывался как разовое приложение к ‘Sounds’, посвященное тяжелой музыке.
Первый номер вышел 6 июня 1981 года с Ангусом Янгом из AC/DC на обложке и статьями о Scorpions, Saxon, Motorhead и других. С ростом популярности метала журнал стал выходить чаще, а через шесть лет – еженедельно. Kerrang! стал главным изданием для металхэдов, оставаясь оплотом рок- и метал-журналистики почти четыре десятилетия.
17. Ozzfest свергает Lollapalooza
Правило №1: Никогда не злите Шэрон Осборн. После прощального тура Оззи заскучал дома. К тому времени иконы 70-х-80-х считались "динозаврами". Фестиваль Lollapalooza придерживался того же мнения и посмеялся над Шэрон, когда она предложила включить Оззи в лайн-ап. Шэрон не стала плакать, а нанесла ответный удар: в 1996 году запустила Ozzfest. Сначала это был двухдневный фестиваль (Оззи, Slayer, Danzig, Sepultura).
На следующий год он стал туром, усиленным долгожданным воссоединением Оззи с Black Sabbath (без Билла Уорда). На Ozzfest также выступили самая скандальная группа мира Мэрилин Мэнсон, Pantera, Type O Negative. Тур имел огромный успех. А Lollapalooza, кстати, все равно позвали Metallica хедлайнерами. Ozzfest доказал, что фанаты жаждут метала – и легенд, и новичков. В 1998 году Lollapalooza закрылся. А Ozzfest только начинался, запустив карьеры Slipknot, System of a Down и многих других.
16. "Home Sweet Home" Mötley Crüe делает пауэр-баллады крутыми
В 1985 году Mötley Crüe были на подъеме после успеха кавера "Smokin’ in the Boys Room". Вторым синглом с альбома ‘Theatre of Pain’ стала пауэр-баллада "Home Sweet Home" – рискованный шаг для "плохих парней" метала. До этого баллады не были проверенным форматом для радио (хотя Journey имели успех с "Faithfully").
Но после "Home Sweet Home" казалось, что у каждой метал-группы 80-х должна быть баллада (обычно вторым или третьим треком). Песня не взорвала Billboard Hot 100 (пик №89), но стала хитом на рок-радио (№5) и MTV. Клип был так популярен, что ввели "правило Mötley Crüe" (ограничение нахождения видео в чарте). После этого успеха добились Poison (“Every Rose Has Its Thorn”), Guns N’ Roses (“November Rain”), Def Leppard (“Love Bites”). Сами Crüe снова попали в чарты с ремиксом "Home Sweet Home" в 1991-м (№37). Песня стала классикой и проложила дорогу метал-балладам.
15. Лемми: уволен из Hawkwind, основывает Motörhead
К 1971 году Лемми присоединился к Hawkwind. Вскоре он спел на их самом успешном сингле "Silver Machine". Последовали три студийных альбома, легендарный концертник ‘Space Ritual’ и интенсивные туры. Именно тур и стал причиной его увольнения.
В мае 1975-го на границе США и Канады Лемми арестовали за хранение амфетаминов . Его освободили по технической ошибке (обвинили в хранении кокаина), но после концерта в Торонто уволили. "Я употреблял не те наркотики", – писал он. "Если бы меня поймали с кислотой, они бы меня поддержали. Эта хиппи-субкультура была чертовски двуличной". К счастью, это освободило его для создания Motörhead в том же году.
14. Guns N’ Roses захватывают MTV, радио и мир
Дебютный альбом Guns N’ Roses ‘Appetite For Destruction’ (июль 1987) не стал мгновенным хитом. Он вошел в Billboard 200 на 182 месте. Через полгода было продано около 250 000 копий – неплохо, но лейбл Geffen хотел, чтобы группа остановила тур и писала новый альбом. Менеджер Алан Нивен возразил: "Вы с ума сошли?
Четверть миллиона без радио и MTV, только на прессе и концертах, и вы хотите сдаться?". Geffen согласились продолжить. Нивен и другие убеждали MTV поставить клип "Welcome to the Jungle". Наконец, его поставили поздно ночью. "Реакция была мгновенной", – говорит Нивен. MTV подняли клип в ротации, и он взлетел. С поддержкой MTV группа попала на радио. 6 августа 1988 года альбом возглавил Billboard 200. Сингл "Sweet Child O’ Mine" закрепил успех. ‘Appetite For Destruction’ провел в чартах 146 недель и продался тиражом 18 млн копий только в США, заставив лейблы пересмотреть свои взгляды на хард-рок.
13. Винсент Фурнье становится Элисом Купером
"Элис Купер" изначально было названием группы (Винсент Фурнье – вокал, Глен Бакстон и Майкл Брюс – гитары, Деннис Данэуэй – бас, Нил Смит – барабаны). Но Фурнье со временем присвоил имя себе и создал персонажа, который жил на сцене и в записях, привнеся в рок невиданный уровень театральности и вдохновив поколения артистов.
Гитаристка Нита Страусс (играющая с Купером с 2014) говорит: "Музыкальная индустрия была бы другой, останься Куп Винсентом Фурнье... Столько групп испытали его влияние". Ди Снайдер добавляет: "Элис изменил для меня все... Он познакомил меня с театральностью, мрачностью, тяжестью... Он говорил на моем языке: 'Мне 18, я не знаю, чего хочу!' Да! Я зол, я разочарован!". Имитируя Купера, Снайдер "уничтожил свой чистый голос и превратил себя в машину для зарабатывания денег... Спасибо, Элис".
12. Состав Deep Purple MKII превращает их из модов в металистов
Black Sabbath – главные двигатели метала, но не единственные. После трех альбомов с каверами ("Hush") Deep Purple уволили вокалиста Рода Эванса и басиста Ника Симпера, взяв курс на утяжеление. С новым вокалистом Иэном Гилланом (чей вой и высокие ноты стали образцом для рок-певцов) и басистом Роджером Гловером состав MKII (вместе с барабанщиком Иэном Пейсом) стал пороховой бочкой.
Этот состав, считающийся классическим, выпустил четыре влиятельнейших прото-метал альбома между 1970 и 1973 годами (‘In Rock’, ‘Fireball’, ‘Machine Head’, ‘Who Do We Think We Are’). Deep Purple стали одной из крупнейших групп мира, подняв планку мастерства в хард-роке благодаря огненному взаимодействию Ричи Блэкмора и Джона Лорда, а также одной из самых плотных ритм-секций в истории рока (Гловер/Пейс).
11. Pantera меняют имидж и звук
Нужна ли была металу еще одна глэм-группа в 80-х? Не особо. Поэтому первые четыре альбома Pantera прошли незамеченными. С приходом вокалиста Филипа Ансельмо группа стала тяжелее и трэшовее.
К выходу ‘Cowboys From Hell’ (1990) они сменили спандекс на джинсы и заложили основу своего фирменного грув-метала. В 90-х, когда метал начал уступать гранжу и мейнстриму, Pantera упорно несли знамя жанра, поддерживая его жизнь и здоровье.
10. Slayer встречают Рика Рубина
Первые два альбома Slayer вышли на инди-лейбле Metal Blade Брайана Слэгела, сыгравшем ключевую роль в калифорнийской метал-сцене. С ростом популярности метала мейджор-лейблы начали охоту за андеграундными талантами. Metal Blade часто терял артистов из-за нехватки ресурсов. Пока Слэгел был в Европе, Рик Рубин из Def Jam встретился со Slayer и заключил с ними сделку.
Как сказал Керри Кинг, Рубин предложил им широкую дистрибуцию. Время было идеальное: Slayer готовились выпустить ‘Reign in Blood’ (1986) – альбом, расширивший границы экстремизма. Дистрибьютор Def Jam, Columbia Records, отказался выпускать альбом из-за скандальной "Angel of Death". Geffen взялись за дистрибуцию, представив Slayer миллионам. Альбом стал важен и для карьеры Рубина: до этого он продюсировал в основном хип-хоп. После Slayer он работал с Danzig, AC/DC, System of a Down, Slipknot, Metallica, Black Sabbath.
9. Headbangers Ball приносит метал в массы
В ранние дни MTV хард-рок группам было трудно попасть в эфир. Quiet Riot, Def Leppard, Twisted Sister пробили стену. Ди Снайдер вел метал-шоу "Metal Mania" на MTV полтора года (бесплатно). Потом шоу переименовали в "MTV’s Headbanger’s Ball". Ведущим стал Рики Рахтман, который почти десять лет знакомил Америку с Pantera, Alice In Chains, Guns N’ Roses. "The Ball" позволял группам обойти радио, принося самый жесткий и лучший метал в миллионы домов еженедельно. В 1995-м канал отменил шоу, заменив его провальным "Superock".
Headbangers Ball вернулся на MTV2 в 2003-м с ведущим Джейми Джастой из Hatebreed. Кстати, на встрече ведущих шоу Джаста познакомился со Снайдером, и позже спродюсировал его сольный альбом.
8. Жест Ронни Джеймса Дио становится универсальным символом хэви-метала
Хотя этот жест (указательный палец и мизинец вытянуты, средний и безымянный согнуты под большим пальцем) имеет много значений, он стал символом хэви-метала. Джин Симмонс из KISS утверждает, что популяризировал его на обложке ‘Love Gun’, но его жест немного отличается от того, что принес Ронни Джеймс Дио в Black Sabbath в 1979-м. Не желая копировать Оззи (который показывал знак мира), Дио использовал жест, связанный с его итальянскими корнями – "малоккьо", который его бабушка использовала для защиты от сглаза.
Быстро подхваченный металхэдами и интерпретированный как "коза" или "рога дьявола", он стал неотъемлемой частью метал-культуры. Дио не претендовал на изобретение, но именно он его популяризировал. Сегодня это универсальный жест, понятный без слов.
7. Оззи встречает Рэнди Роадса
К 1979 году карьера Оззи Осборна, дважды уволенного из Black Sabbath, казалась законченной. Он тонул в наркотиках и алкоголе. Менеджеры Дон и Шэрон Арден пытались убедить его в возможности камбэка, но для этого нужен был музыкальный катализатор.
Им стал Рэнди Роадс, которого Оззи порекомендовал... будущий басист Slaughter Дейна Страм. Страм пробовался в группу Оззи вместе с Гэри Муром, но тот ушел из-за пьянства Оззи. Тогда Страм посоветовал Роадса, молодого гитариста, игравшего с Quiet Riot и блиставшего на клубной сцене Л.А. Роадс увлекался классикой и глэм-роком, а не тяжелым металом Sabbath. На прослушивание Оззи пришел пьяным. Но, услышав игру Рэнди, он сказал Страму: "Скажи ему, чтобы завтра был в отеле. Он принят". Оззи и Шэрон решили построить группу Blizzard of Ozz вокруг таланта Рэнди, добавив опытных британцев Боба Дейсли (бас) и Ли Керслейка (барабаны). Это изменило обреченную карьеру Оззи.
6. 'Metal Massacre' представляет Ratt и 'Mettallica', запускает Metal Blade
14 июня 1982 года Брайан Слэгел выпустил первую компиляцию 'Metal Massacre' с новыми группами, включая Steeler, Bitch, Malice, Ratt и Metallica. Ларс Ульрих убедил Слэгела включить их трек, хотя состав группы еще не устоялся. Можно сказать, что место на сборнике и стало причиной ее формирования.
Версия "Hit the Lights" на первом тираже была записана с Джеймсом Хэтфилдом (вокал, ритм-гитара, бас), Ульрихом (барабаны) и Ллойдом Грантом (соло-гитара). Название группы было написано с ошибкой: "Mettallica". Слэгел говорит, что это была опечатка наборщика. С этой компиляции начался Metal Blade – один из самых влиятельных независимых метал-лейблов, выпускавший Mercyful Fate, Slayer, Behemoth, Amon Amarth и многих других.
5. Kiss + Грим = Культовый Бренд
К началу 1973 года Джин Симмонс и Пол Стэнли, уйдя из Wicked Lester, объединились с Питером Криссом и Эйсом Фрейли и назвались KISS. Их первый образ был вдохновлен New York Dolls и включал макияж, но не тот культовый кабуки-стиль, который они скоро примут. Симмонс вспоминал, что первый образ не работал: "Мы выглядели как дрэг-квины".
Вскоре каждый придумал себе персонажа: Демон (Симмонс), Звездное Дитя (Стэнли), Кот (Крисс), Космонавт (Фрейли). Группа, похожая на оживший мультфильм, завоевала миллионы юных фанатов. Симмонс говорил: "Мне нравится быть в рок-группе, но я люблю быть рок-брендом". Бренд KISS лицензирован на всем: от презервативов до гробов. Грим пережил участников: Томми Тейер носит грим Эйса, Эрик Сингер – Питера. Симмонс и Стэнли намекают, что их тоже заменят музыканты в их гриме. Гитарист John 5 говорит: "Их образ узнаваем во всем мире, как лого Nike. Но без музыки это бы не работало. Их песни – великие".
4. Van Halen поджигают мир своим дебютным альбомом, революционизируют рок
В феврале 1978 года Van Halen выпустили одноименный дебютный альбом, навсегда изменив хард-рок и вдохновив миллионы гитаристов. Дэвид Ли Рот был одним из величайших фронтменов: вокал, харизма, атлетизм на сцене – 100% шоумен.
А виртуозный Эдди Ван Хален мгновенно стал гитарным героем, чье влияние ощущается и десятилетия спустя. Их дебютник – это чистая энергия, инновации и незабываемые хиты.
3. Роб Хэлфорд создает каноны метал-моды
Judas Priest повлияли не только на музыку, но и на моду метала. До того, как Роб Хэлфорд принес в группу (и жанр) кожаный имидж, метал-артисты выглядели как хиппи.
Все изменилось, когда Priest выступили на британском шоу ‘Top of the Pops’ в 1979-м: Хэлфорд был в черной кожаной байкерской кепке и с хлыстом – атрибутами гей-БДСМ сцены, о чем большинство копировавших его стиль не догадывались. Хэлфорд говорил: "Мы были первой группой с таким имиджем... Он просто выглядел правильно – так, как звучала музыка". При этом он отмечал, что сам не увлекается БДСМ: "Я очень 'ванильный' гей".
2. Метал-митоз: Metallica увольняют Дэйва Мастейна
Немногие события так изменили историю метала, как увольнение Дэйва Мастейна из Metallica в 1983 году. Это стало случаем "сложения путем вычитания": Мастейн основал Megadeth, а чуть менее взрывоопасные Metallica отправились покорять мир.
К 1983 году Хэтфилд, Ульрих и Бертон устали от пьянства и агрессии Мастейна. Утром 11 апреля 1983 года Дэйв проснулся от того, что его товарищи по группе стояли над ним с суровыми лицами. Его сумки были собраны. "Ты уволен", – сказал Ларс. Вместо билета на самолет ему дали билет на автобус до Калифорнии. Почти неделю он ехал через всю страну, проклиная свою судьбу и бывших коллег. Обе стороны добились огромного успеха, во многом благодаря этому травматичному разрыву.
1. Тони Айомми теряет кончики пальцев, создает Black Sabbath, изобретает метал
Через пару лет после того, как Тони Айомми начал играть на гитаре, он получил травму на заводе. Он работал на листогибочном прессе, к которому не был обучен. Машина опустилась на его правую руку, и, отдернув ее, он лишился кончиков среднего и безымянного пальцев.
Вместо того чтобы бросить гитару, он сделал протезы из расплавленной бутылки с кожаными наконечниками. Это позволило ему брать аккорды и играть слайдом. Он обнаружил, что если держать руку немного иначе, он все еще может играть. Он использовал тонкие струны, но добился тяжелого звука, особенно когда через несколько лет основал Black Sabbath. Кстати, распространенная история о том, что он понизил строй гитары для облегчения игры, не совсем точна. На первых двух альбомах Sabbath он играл в стандартном строе. Он понизил его на ‘Master of Reality’, чтобы добиться более темного, зловещего звучания. Эта травма косвенно привела к рождению хэви-метала.
Вот это путешествие по истории! Надеюсь, вам понравилось вспоминать эти знаковые моменты. Какие из них вы считаете самыми важными? Делитесь в комментариях!