Найти в Дзене
Ars et Sapientia

Герберт Спенсер: забытый философ-эволюционист.

Когда мы вспоминаем ярких мыслителей XIX века, чаще всего на ум приходят такие имена, как Чарльз Дарвин, Карл Маркс и Фридрих Ницше. Но мало кто знает, что философии принадлежит одна очень интересная фигура, работы которой находяться на стыке философии, естественных наук и социологии — Герберт Спенсер. В своё время, он был одним из самых читаемых и влиятельных философов, однако сегодня его имя незаслуженно находится в тени. Кто же он — этот мыслитель, который пытался объяснить весь мир с точки зрения универсального закона эволюции?

Герберт Спенсер родился в 1820 году в городе Дерби, Англия, в семье с пуританскими взглядами, однако сам он был наделен сильным независимым мышлением. И хотя он не получил академического образования, поскольку вместо университета он обучался дома, однако он сам активно осваивал математику, естественные науки, философию и литературу. Поэтому уже в юности Спенсер начал формировать свои взгляды на общество и развитие человечества, которые отличались от общепринятых, бытовавших в научной среде, которая была современной философу. 

Его научный путь начался с инженерии и журналистики, но благодаря интеллектуальной энергии он быстро вошёл в круг ведущих философов и учёных того времени. Его статьи и книги начали публиковаться в самых влиятельных изданиях Англии, включая «The Westminster Review».

В центре мировоззрения Спенсера лежала идея, что «всё во Вселенной развивается по принципу эволюции». Он утверждал, что эволюция — это универсальный процесс, применимый не только к биологии, как у Дарвина, но и к обществу, культуре, науке, морали и даже космосу.

Его формулировка процесса эволюции звучала так:

Эволюция — это интеграция вещества и сопутствующее рассеивание движения, происходящие по пути от неопределённого, однородного и несогласованного к определённому, разнородному и согласованному состоянию. 

Сложно ли это понять? Возможно. Но именно так Спенсер пытался описать закономерность, которая, по его мнению, объясняет всё: от роста клетки до развития цивилизации.

Спенсер был одним из тех, кто занимался новой для того времени наукой — социологией. Благодаря своим трудам он ввел термин «социология» в широкое обращение, рассматривая общество как своего рода «организм», в котором институты (семья, экономика, государство) функционируют как органы живого тела.

Это был новый взгляд на общественные процессы, как на нечто органичное, саморегулирующееся, подверженное тем же законам, что и биологическая жизнь. Его труды «Основные начала» и «Принципы социологии» заложили тот фундамент, на котором позже свои теории строили такие учёные, как Эмиль Дюркгейм и Макс Вебер.

Любопытен тот факт, что одна из самых известных фраз, ассоциируемых с дарвинизмом: «выживает сильнейший» или «выживание наиболее приспособленных», была придумана Спенсером, а не Дарвином, как многие ошибочно полагают. Он предложил её как краткую формулу для объяснения идеи естественного отбора.

Спенсер был убеждён, что именно способность адаптироваться к изменениям делает индивида, общество или нацию успешной. И эту мысль он распространял и на экономику, и на образование, и на политику.

Однако эта идея имела и тёмную сторону…

Спенсер считал, что вмешательство государства в естественный процесс развития общества может привести к его «развращению». Он выступал против чрезмерного регулирования, социальных льгот и перераспределения богатств, полагая, что это мешает естественному отбору в социальной среде.

Хотя сам Спенсер был сторонником свободы и личной ответственности, его идеи легли в основу так называемого «социального дарвинизма» — теории, которую позже использовали для оправдания расизма, неравенства и агрессивного капитализма. Это был тот случай, когда философская теория оказалась вырвана из контекста и использована в целях, которые сам автор, возможно, и не одобрил бы.

В XX веке философия Спенсера подверглась критике. После двух мировых войн вера в прогресс и рациональное развитие сильно пошатнулась. Его уверенность в естественном прогрессе и гармонии оказалась слишком оптимистичной на фоне жестоких реальностей века.

Кроме того, научное сообщество стало отвергать многие универсальные теории, предпочитая более лёгкие и проверяемые гипотезы. Спенсера сочли слишком обобщающим, а его философию ненаучной. Однако сегодня, многие идеи Спенсера получают второе дыхание. Он интересен тем, что предложил «цельную философскую картину мира», где все взаимосвязано: от молекулы до общества. Философы, социологи и экономисты начинают переосмысливать его вклад, чтобы лучше понять, как развиваются сложные системы, будь то малый организм или огромное государство.

Так стоит ли нам сегодня читать Спенсера? Безусловно. Однако, не как последнюю истину, а как своеобразное «интеллектуальное зеркало эпохи». Эпохи, которая много дала современному мышлению. Да, его идеи не всегда точны и это очевидно, но они стимулируют наше критическое мышление. Поэтому чтение Спенсера — это хороший способ для того, чтобы понять: наука — это не догма, наука всегда имеет вариации и её идеи повторяемы, они возвращаются из века в век. Так что, возможно, он просто опередил своё время. Возможно, что его настоящее время — это наше завтра.

Философы
5623 интересуются