Найти в Дзене
Историк-любитель

Броня России. Быстроходный БТ-5, 1932

Оглавление

БТ-5 — один из ярких представителей быстроходных танков межвоенного периода, ставший важной ступенью в развитии советского танкостроения. Созданный на основе опытов с зарубежными образцами, этот танк объединил в себе высокую скорость, маневренность и огневую мощь, став заметным участником ранних конфликтов ХХ века. В этой статье мы рассмотрим историю создания БТ-5, его технические особенности и боевое применение.

БТ-5 у музея-диорамы «Прорыв блокады Ленинграда» возле Кировска, Ленинградская область. Фотография в свободном доступе.
БТ-5 у музея-диорамы «Прорыв блокады Ленинграда» возле Кировска, Ленинградская область. Фотография в свободном доступе.

История создания

Лёгкий быстроходный танк БТ-2, несмотря на все свои достоинства, остался “проходным” танком, но весьма полезным в качестве материала для отработки различных нововведений. Например, БТ-2 послужил в качестве платформы сразу для трёх групп экспериментов по созданию новых, более адекватных по защите и вооружению боевых машин, а самое главное - разработанных целиком и полностью в соответствии с возможностями советской промышленности того времени. Под “этим соусом” были созданы проекты БТ-4, БТ-5 и БТ-6, но военные решили не распускать конструкторов и заставили их собрать все три проекта в один, взяв от каждого всё самое лучшее. По вооружению, бронированию, средствам внешней связи и проходимости новый БТ-5 (пока ещё на бумаге) не уступал однотипному с ним по массе советскому лёгкому танку Т-26, а по удельной мощности, подвижности и запасу хода - сильно превосходил этот танк. Гусеничный движитель и подвеска оказались проще в производстве и эксплуатации, чем у Т-26. Прототип боевой машины обещал не быть сложным в освоении, отличался неприхотливостью в обслуживании и высокой подвижностью. Именно поэтому военные решили одобрить его к массовому производству, но прежде - хорошенько и всесторонне испытать.

Схема бронирования танка БТ-5. Изображение в свободном доступе.
Схема бронирования танка БТ-5. Изображение в свободном доступе.

Согласно новому проекту, прототип должен был нести исправления всех недостатков танка БТ-2, а также получить новое вооружение в виде 45-мм нарезной пушки, отечественный двигатель, новую подвеску усиленного типа, соответственно увеличенные топливные и масляные баки для сохранения запаса хода. Новый прототип получил обозначение БТ-5 и после изучения всей чертёжной документации, был рекомендован к производству тестового экземпляра для различных испытаний. В целом, учитывая, что изменений было не так чтобы много, опытный образец танка был готов уже осенью 1932 года. После недолгих испытаний, в ходе которых военным всё стало ясно, новый танк был утверждён в производстве, а также начали разрабатывать производственную программу. Старт серийной сборке дали в марте 1933, и спустя два года, в 1935 году, выпустив почти две тысячи танков БТ-5, Харьковский паровозостроительный завод перешёл на выпуск новой, ещё более совершенной модели, БТ-7.

Разрез танка БТ-5. Изображение в свободном доступе.
Разрез танка БТ-5. Изображение в свободном доступе.

Выпуск БТ-5 на ХПЗ начался в марте 1933 года, когда сделаны последние 37 штук БТ-2. Благодаря преемственности конструкции, первые 16 БТ-5 предъявлены военной приёмке уже 22 марта. Всего по итогам 1933 года было сдано 1005 единиц БТ-2 и БТ-5, но в донесении, составленным военпредом ХПЗ, говорилось о том, что во втором полугодии, по сравнению с первым, значительно увеличился процент брака (9-41 % против 5-8 % БТ в месяц). Улучшили качество сборки БТ-5 только в середине 1934 года. Башни машин первой серии были изготовлены из так называемой «технологической брони» (обычная сталь или незакалённая броня), всего было сдано 30 неброневых башен и 10 из незакалённой брони. Полностью заменить их броневыми удалось только в 1935 году.

Броневую сталь для башен подавали Ижорский (марки ПИ) и Мариупольский заводы (марки МИ). Оба типа башен имели 13-мм бронирование. Масса оборудованной сварной башни без вооружения и боеприпасов равнялась 675 кг, а с вооружением и боеприпасами — 1100 кг. Поворот башни осуществлялся вручную. Броня МИ была двухслойная, что должно было обеспечивать большую пулестойкость по сравнению с однослойной бронёй ПИ. Всего «мариупольских» башен с малой нишей было выпущено 230 штук. Такие машины отправлялись в распоряжение учебных заведений и учебные батальоны механизированных бригад.

БТ-5 на колёсном ходу. Экспонат подмосковного музея в Кубинке. Фотография в свободном доступе.
БТ-5 на колёсном ходу. Экспонат подмосковного музея в Кубинке. Фотография в свободном доступе.

Но в июне — июле 1934 года, после обобщения данных об эксплуатации серийных БТ-5, было принято решение полностью перейти на ижорскую башню, изначально разработанную для установки на модернизированные танки Т-26, ведь броня МИ обладала целым рядом скрытых дефектов, включавших сколы, трещины и недержание кромок. К тому моменту на Ижорском заводе была получена кремне-марганцево-молибденовая сталь повышенной вязкости, поэтому Постановлением Броневого Совета НКТП для производства танков БТ-5 принималась броня марки ИЗ.

Описание конструкции

БТ-5 представлял собой «гибридную» модель, призванную заменить в войсках малоудачную конструкцию БТ-2. Корпус БТ-5 практически не отличается от своего предшественника (если не считать перехода на метрическую систему), что было следствием требования УММ РККА «переделки должны производиться, не вклиниваясь в серийное производство».

Бронированный корпус и башня

Корпус БТ-5 не сильно отличался от предыдущей модели танка, как минимум, по компоновке отделений - в носу располагалось отделение управления, боевое отделение находилось в середине, а моторно-трансмиссионное разместили в корме. При этом носовая часть была образована листами брони толщиной в 13 миллиметров, расположенными под максимально рациональными углами наклона, что повышало уровень бронирования. Листы корпуса собирались на заклёпках и местами - на сварке. В передней части надгусеничных полок имелись козырьки, защищавшие смотровые приборы от попадания грязи и снега.

Танк БТ-5 собственной персоной. Фотография в свободном доступе.
Танк БТ-5 собственной персоной. Фотография в свободном доступе.

Башня сохранила общую компоновку от предыдущей модели, но получила развитую кормовую нишу. Толщина брони башни составляла 13 миллиметров в лобовой части, а также 10 мм по бортам. Посадка и высадка членов экипажа происходила через единственный люк, расположенный на крыше башни - всего в танке помещалось три человека. Поворот башни осуществлялся вручную. В качестве приборов наблюдения применялись смотровые щели с бронестеклами, расположенными в лобовой части корпуса и боковых поверхностях башни.

Средствами внешней связи служили сигнальные флажки, а командирские машины оборудовались танковыми приёмопередающими телефонно-телеграфными симплексными радиостанциями 71-ТК-1 с поручневой антенной, размещённой на башне. Радиостанция, установленная в нише башни обеспечивала связь при работе в режиме телефона на расстоянии до 15 км на ходу и до 30 км на стоянке, а в режиме телеграфа на стоянке — до 50 км. Внутреннюю связь обеспечивало танковое переговорное устройство ТПУ-3 на три абонента. В экипаж, соответственно, входило три человека - командир машины, наводчик и механик-водитель. Командир (выполнявший также функции радиста, пулемётчика и заряжающего) и наводчик располагались на своих сиденьях, размещённых по обеим сторонам от пушки, а механик водитель - в отдельном отсеке управления.

3D-модель танка БТ-5 с кольцевой антенной. Фотография в свободном доступе.
3D-модель танка БТ-5 с кольцевой антенной. Фотография в свободном доступе.

Также в танке была установлена противопожарная система, состоявшая из баллона с тетрахлорной смесью под давлением и системы трубопровода с четырьмя распылителями на конечных точках, расположенных в моторном отсеке. Такую систему приняли по причине высокой пожароопасности бензинового двигателя М-5, установленного на танке.

Вооружение

На вооружении танка стояла 45-мм полуавтоматическая нарезная пушка 20-К, установленная в лобовой маске башни танка и спаренный с ней 7,62-мм танковый пулемёт ДТ. Огонь из пушки надлежало вести по боевой технике противника, его открыто расположенным огневым средствам, а также живой силе противника. Длина ствола составляла 46 калибров, благодаря чему наибольшая дистанция выстрела составляла 4,8 километра. В ассортимент снарядов к орудию входили два типа - бронебойный и осколочный, а всего в боекомплект входило 72 унитарных выстрела. Бронебойный снаряд, выпущенный из этой пушки, мог пробить до 32 мм брони на дистанции в километр. Максимальная скорость стрельбы, при работе опытного расчёта достигала 12 выстрелов в минуту. Наведение на цель производилось при помощи оптических танковых прицелов ТОП и ПТ-1.

Спаренная установка Ф-95, включавшая в себя 45-мм нарезную пушку 20-К и пулемёт ДТ. Фотография в свободном доступе.
Спаренная установка Ф-95, включавшая в себя 45-мм нарезную пушку 20-К и пулемёт ДТ. Фотография в свободном доступе.

В качестве вспомогательного вооружения использовался один пулемёт калибра 7,62 мм с боекомплектом в 2709 патронов (43 магазина). Наведение на цель и пушки, и пулемёта происходило в двух плоскостях - поворотом башни достигался обстрел на все 360 градусов, а вертикальная наводка позволяла стрельбу под углами от -6 до +25 градусов. В качестве приборов наблюдения использовались смотровые щели со стеклоблоками, расположенные в лобовой части корпуса и боковых поверхностях башни. Также по бортам башни были прорезаны портики для ведения огня из личного оружия экипажа.

Двигатель, трансмиссия и ходовая часть

На серийные танки устанавливался бензиновый 12-цилиндровый V-образный двигатель жидкостного охлаждения, мощностью в 400 лошадиных сил. Размещение двигателя продольное, выводом коленвала к корме боевой машины. По бортам от двигателя располагались два жидкостных радиатора с принудительным охлаждением при помощи вентиляторов. Двигатель “питался” авиационным бензином, запас которого составлял 360 литров авиационного бензина. Двигатель позволял танку развивать скорость до 50 км/ч на гусеничном ходу и до 72 км/ч на колёсном.

Двигатель М-5-400. Фотография в свободном доступе.
Двигатель М-5-400. Фотография в свободном доступе.

Трансмиссия - механическая, включавшая в себя многодисковый фрикцион сухого трения (сталь по стали), четырёхступенчатой коробки передач, двух многодисковых фрикционов с ленточными тормозами, двух одноступенчатых бортовых передач и редукторов для приводов к задним опорным каткам (на колёсном ходу приводное усилие передавалось именно на них). В гитаре расположены пять шестерёнок, передающих крутящий момент от вала ведущего колеса гусеничного движителя к заднему опорному катку. Картер гитары выполнял функцию балансира заднего опорного катка.

Гусеничный движитель, применительно к одному борту, состоял из крупнозвенчатой гусеничной цепи с открытым шарниром, четырёх опорных катков диаметром 815 мм, направляющего колеса с механизмом натяжения гусеничной цепи, ведущего заднего колеса и четырёх поддерживающих роликов. Все опорные катки оснащались резиновыми бандажами для движения на колёсном ходу. Подвеска - индивидуальная, основанная на спиральных цилиндрических пружинах, размещённых между корпусом и соединяющих колёса балансиров. Пружины располагались на своих местах вертикально, кроме одной - пружина первого опорного катка располагалась горизонтально.

Финские танкисты переводят БТ-5 с гусеничного на колёсный ход. Фотография в свободном доступе.
Финские танкисты переводят БТ-5 с гусеничного на колёсный ход. Фотография в свободном доступе.

Переход с гусеничного на колёсный ход осуществлялся следующим образом - гусеничные цепи расцепляли, снимали их с танка (заставляя танк съехать с них своим ходом) и укладывали на надгусеничные полки, после чего закрепляли их ремнями. В ступицы задних опорных катков устанавливали блокирующие кольца, которые соединяли ступицы колёс с ведущим валом гитары. Нормативное время, которое выделялось на перевод машины на с гусеничного на колёсный ход и обратно, устанавливалось не более 30 минут. Управление машиной осуществлялось при помощи фрикционных рычагов на гусеничном ходу, а на колёсном - рулевое колесо с реечным рулевым механизмом. При движении на гусеницах рулевое колесо демонтировалось для удобства механика-водителя.

Электрооборудование

Всё электрооборудование танка выполнялось по однопроводной схеме, напряжение сети составляло 12 Вольт. Система зажигания двигателя - батарейного типа, где свечи зажигания каждого ряда цилиндров получали питание от своего трансформатора-распределителя (по одному на ряд). Сам трансформатор состоял из катушки высокого напряжения с прерывателем и распределителем. Пуск двигателя происходил при помощи двух электрических стартеров, либо с помощью пусковой рукояти, более известной как “кривой ключ”. Сам ключ устанавливался в боевом отделении на редукторе пуска.

Также электрическим спуском (педального типа) оснащалась пушка, но привод вращения башни оставался ручным - при помощи механического редуктора. Также вручную осуществлялись все операции по наводке пушки и пулемёта - никакого электропривода на танки не устанавливалось никогда.

Боевое применение

Боевое крещение БТ-5 получили ещё в Испании - а после они участвовали во всех боевых конфликтах с 1935 по 1945 год. Причём участвовали БТ-5, что называется “правильно”, чем и заслужили свою славу.

Испания

50 танков БТ-5 (из них 38 линейных и 12 командирских (с радиостанцией)) 24 июля 1937 года в Севастополе погрузили на испанское судно. С БТ-5 во главе с А. А. Ветровым убыла группа сопровождающего персонала - помимо танкистов-добровольцев, поехали и механики, и прочий необходимый для обслуживания персонал. При этом, основная часть танкистов-добровольцев во главе с полковником С. И. Кондратьевым отправлена на другом судне. Это судно прибыло в Картахену 1 августа, после чего началось формирование 1-го отдельного интернационального танкового полка (1-го оитп), укомплектованного БТ-5, в экипажи набрали испанцев и других добровольцев в основном из славянских стран. Но всё же советские танкисты — большинство командиров и механиков-водителей. Боевое крещение 1-го оитп на Арагонском фронте. Для участия в бою, полк совершил за двое суток 630-километровый марш на гусеничном и колесном ходу переменно, почти без потерь по техническим причинам, что частично подтвердило надежность колесно-гусеничного движителя.

"Испанский" БТ-5. Фотография в свободном доступе.
"Испанский" БТ-5. Фотография в свободном доступе.

К рассвету 13 октября большая часть полка оказалась в 10 км юго-восточнее Фуэнтес-де-Эбро. Кроме нескольких линий траншей, у франкистов была полевая артиллерия. Перед началом атаки было 40-48 БТ-5. Республиканцы с помощью БТ-5 надеялись пробить брешь в обороне, выйти противнику в тыл и разгромить его. На БТ-5 решили посадить десант капитана Агила из 24-го батальона 15-й интербригады. На флангах и в тылу были американские и британские добровольцы. Про десантирование с танков и про взаимодействие с ними испанцы имели далёкое понимание. До первой линии было окопов 400—800 метров по равнине. Перед атакой республиканцы провели «артподготовку» — несколько залпов двумя батареями. Танковая атака была неожиданностью для первой линии республиканской пехоты, которую не оповестили о атаке танков. Пройдя свою первую линию обороны, танкисты были предоставлены сами себе, десант почти сразу покинул танки и попытался следовать под их прикрытием. Имея приказ провести атаку быстрее, танки вырвались далеко вперед.

Дальше прыгая на ухабах, танки растеряли почти весь десант. «Кардаш находился в центре наступающей танковой роты. Удачно преодолел овраг, но у вражеских позиций танк был подожжен бутылкой с зажигательной смесью. Двигатель не заводился, пытавшихся приблизиться к горевшему танку националистов Кардаш отсекал огнем. Лишь тогда, когда огонь подобрался к боевому отделению, экипаж покинул машину и был спасен экипажем другой машины». В такое же положение в оврагах и ирригационных каналах попало более десяти БТ-5, но отдельные танки прорвались через проволочное ограждение и вошли в город. Здесь БТ-5 оказался в невыгодном положении на улицах и, потеряв ещё несколько танков, полк отступил. Результаты атаки не удовлетворили республиканцев. Хотя интербригада заняла позиции между двумя линиями обороны франкистов, поддержки ей не оказали. Танковый десант уничтожен почти полностью. Потери танкового полка от 16 до 28 танков, часть поврежденных БТ-5 эвакуировали. Утверждается, что полностью погибло 16 танковых экипажей (по другим данным — 37 танкистов), включая заместителя командира полка Б. Шишкова, который сгорел в танке. Это самые тяжелые потери танков за всю войну.

К 22 февраля 1938 года в 1-м оитп ещё 42 танка, но только 15 из них могли участвовать в бою. Видимо, в общее число танков включены и Т-26. После отвода танки встали на ремонт в районе Формиче-Бахо — надо было менять изношенные части трансмиссии, двигатели, стволы пушек и детали ходовой части. Ремонт завершили к концу февраля и полк перевели на Восточный фронт, где после наступления франкистов «брешь» на участках 24-й и 30-й пехотных дивизий республиканцев от Фуэндетодос до Монтальбана. Выдвигавшиеся первыми восемь БТ-5 под командой командира 1-й роты Смирнова у Монтальбана встретились с колонной франкистской пехоты. Она шла без тяжелого вооружения и боевого охранения. БТ-5 рассеяли пехоту, после чего их окопали на шоссе Мартин-дель-Рио — Вальдеконехос, где ожидался удар противника. Утром следующего дня эти восемь БТ-5 атакованы большим количеством пехоты с 20-ю танкетками. Республиканские танки, подпустив противника на 500—800 метров, начали расстреливать танкетки. Первыми выстрелами подбито 2 CV 3/35. Пехота противника залегла под пулеметным огнём. Затем БТ-5 подбили ещё две танкетки и франкисты отступили. Преимущество советских БТ-5 над немецкими «панцерами» подтвердилось и в бою у населённых пунктов Ихар и Альбасете-дель-Арсобиспо, когда один БТ-5 вступил в бой с пятью Pz.I, один подбил из пушки, и, после того как разбило прицел орудия, таранил второй. Экипаж был только из двух советских танкистов (лейтенанта Разгуляева и механика-водителя Данилова).

Танк БТ-5. Фотография в свободном доступе.
Танк БТ-5. Фотография в свободном доступе.

В марте-апреле 1938-го советское присутствие в Испании стали сокращать. Этому способствовала политическая обстановка в Республике. Падение республиканцев стало вопросом лишь времени и в этой ситуации советское правительство решило отозвать советских «добровольцев». Вслед за летчиками в конце марта в СССР отправили и танкистов. К этому времени в 1-м оитп их осталось 22 с 18 танками. Полк вывели не переформировку, создав из него танковую бригаду. Летом 1938 года республиканцы сделали последнюю попытку переломить ход войны на свою сторону. В сражении на Эбро участвовала основная масса уцелевших танков и около 70-75 самолётов. Наступление, начатое 25 июня, первое время для республиканцев шло удачно. Войска под командой полковника Хуана Модесто (Juan Modesto) постепенно двигались к главной цели — Гандесе в 25 км от Эбро, но через несколько дней обстановка изменилась. Местность была неблагоприятной для действий танков — со множеством заболоченных и каменистых участков. Ближе к городу холмы, где быстроходным БТ реализовать преимущество в манёвре и скорости негде. К тому же, франкисты после начала сражения имели 550 самолётов, создав внушительное преимущество в авиации и этим предопределив исход боёв. Немногие оставшиеся БТ-5-е после этого эпизодически использовали в боях и после капитуляции 1 апреля 1939 года перешли к франкистам. Предположительно, им досталось около 5 исправных БТ, как минимум один из них с башней раннего типа. Франкисты начали использовать эти танки ещё годом ранее. Например, на Арагонском фронте некоторое время в итальянской «танковой группировке» было 5 Т-26, которые франкисты свели в «русскую» группу. В боях три потеряли безвозвратно и заменили на захваченные БТ-5. Видимо, до победы франкистов ни один танк «русской» группы не дожил, сведения о их боевых действиях в 1938—1939 годах отсутствуют.

Халхин-Гол

Танки БТ-5 оказались сильнее основных японских танков, которые применялись во время боёв у Халхин-Гол (“Чи-Ха”, “Оцу”, “Ха-Го”, и танкетки ТК), но только в вооружении. Броня танков БТ не выдерживала попадания 37-мм японских противотанковых и танковых орудий, причём попадание снарядов давало ещё и вторичные осколки, усиливая поражение экипажа. Также броню “брали” и крупные осколки от авиабомб и снарядов.

Подбитый БТ-5. Фотография в свободном доступе.
Подбитый БТ-5. Фотография в свободном доступе.

В одном из наиболее крупных сражений 3 июля 1939 года (у горы Баин-Цаган) советская сторона задействовала полсотни танков БТ-5, из которых японские войска подбили 31 танк. Но и советские танки не потеряны безнаказанно - японцы потеряли от 40 до 45 машин (из 77), сумев сдержать продвижение японских войск.

По итогам вооружённого конфликта у реки Халхин-Гол, безвозвратные потери советских танков составляли 75 машин.

Польский поход РККА

БТ-5 в Польском походе участвовали в небольшом количестве - всего в составе группы войск было 150 танков этой модели. Однако непосредственно в боях они не участвовали, вернее, применялись только эпизодически - основные танки, которые применялись в РККА в ходе этой военной операции, были представлены лёгкими танками Т-26, средними Т-28, а также плавающими танками Т-37А и Т-38. Они и были по большей части использованы советским военным командованием в ходе наступательных операций. Всего, в течении всей военной операции, было потеряно 17 танков типа БТ всех трёх моделей (да, БТ-2 там тоже были), из них безвозвратно был потерян всего один танк БТ-5.

Зимняя война

В 1939 году в СССР шла активная модернизация военной техники, но в составе войск, направленных в Финляндию, было примерно одинаковое количество БТ-5 и более новых БТ-7. К примеру, в первых боях на линии Маннергейма, вместе с танками других моделей, участвовало 83 танка БТ-5, ещё в одном подразделении, дислоцированном в районе Ладожского озера, в составе было 143 танка. Суммарно БТ-5 в списках безвозвратных потерь в ходе Зимней кампании составили 82 машины (63 линейных и 19 радийных).

Великая Отечественная Война

На 1 июня 1941 года в составе РККА числилось 1688 танков БТ-5 в различных модификациях, разбросанных по всем военным округам. В целом, в ходе боёв танки БТ-5 оказались устаревшими боевыми машинами, способными бороться лишь с устаревшими танками Панцерваффе. Дольше всех эти танки продержались на Ленинградском фронте - на 1 июня 1943 года там было ещё 28 боеспособных БТ-5. Ещё один был на Волховском фронте.

БТ-5 под Витебском, 1941 год. Фотография в свободном доступе.
БТ-5 под Витебском, 1941 год. Фотография в свободном доступе.

Однако есть сведения, что БТ-5 поставили точку во Второй Мировой Войне на континенте - более полутора сотен танков было в составе войск Дальневосточного округа, которые активно вели боевые действия против Квантунской армии. В ходе операции из строя вышло до 30% машин, и самое главное - среди них боевых потерь не было. Все они вышли из строя в силу изношенности - сказывались почти 12 лет активной эксплуатации.

Заключение

Танк БТ-5 был довольно неплохой боевой машиной. Сбалансированной по параметрам, настоящей машиной наступательной войны, всё по Триандафиллову. Но в ходе военно-промышленного бума 30-х, они быстро устарели и не могли быть “правильной” боевой машиной уже спустя пять лет - этим и объясняются высокие потери танков в военных кампаниях конца 1930-х - начала 1940-х годов.

С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!

Подписывайтесь также на Телеграм-канал - в нём можно узнавать о выходе новых публикаций.