Лёгкий танк Т-26, не так давно вставший на вооружение РККА, военных в 1932 году устраивал почти полностью - им не хватало лишь мощности его вооружения. Поэтому на базе танка в 1932 году была создана опытная САУ, получившая обозначение Т-26-4, но большинство читателей могут знать её под обозначением Т-26А (“артиллерийский”).
История создания
В конце 1931 - начале 1932 года военные осознали, что для полного счастья им не хватает тяжёлого вооружения для лёгкого танка Т-26 - те пушчонки, которые могли устанавливаться на двухбашенной модификации боевой машины, серьёзного урона нанести не могли, особенно фортификационным системам противника. Военные требовали боевую машину, способную одинаково эффективно бороться с любыми наземными целями, будь то пехота, боевая техника или укрепления противника. Однако военные не совсем понимали, чего хотят, поэтому отдали весь контроль за разработкой на совесть конструкторов.
Стартовало сразу несколько разработок - разные “команды” конструкторов старались реализовать своё видение концепции артиллерийского танка. Одна из команд решила пойти ва-банк и пригласила поучаствовать в совместных работах хорошо знакомого нам конструктора Николая Дыренкова. В его задачи входила разработка новой башни, которая вмещала бы в себя 76,2-мм артиллерийское орудие - к ней он подошёл творчески. И вся “творческость” его работы была в “пересадке” башни от проектного Д-38 на место башни Т-26, но с некоторыми изменениями конструкции. Обновлённая башня получила индекс А-43 и морально устаревшую 76,2-мм пушку с бронеавтомобиля Гарфорд-Путилов.
Для установки новой башни, конструкторам пришлось серьёзно поработать над её посадочным местом - подбашенную коробку танка заметно приподняли и увеличили в габаритах, а кормовой лист этой коробки устанавливать под уклоном, дабы не нарушать вентиляцию МТО. Однако в процесс разработки на этом этапе военные всё-таки вмешались - они затребовали установить в башню 76,2-мм полковую пушку образца 1927 года, вместо морально устаревшей пушки с бронеавтомобиля времён Первой Мировой Войны. Башню переработали на заводе №174, рассчитав под обслуживание указанного военными орудия, но практически сразу военные её и забраковали - откат полковой пушки был в районе 90 см, что не позволяло её использовать в достаточно тесной башне. Тогда-то военные вспомнили о КТ-28, 76,2-мм нарезной “короткостволке”, которая устанавливалась на танки Т-28. С ней работы уже пошли по накатанной - военные затребовали собрать установочную партию из пяти танков (помимо уже двух собранных прототипов). Причём три из них должны были вооружаться пушкой КТ-28, а два - 76,2-мм пушкой ПС-3. Машины были собраны и переданы для всесторонних армейских испытаний.
Танки успешно проходили все испытания, кроме одного прототипа (№2, если не ошибаюсь) - у него ещё во время первых “пробегов” произошла серьёзная поломка ходовой части. Он так и стоял под навесом на полигоне, ожидая своей участи, в то время как пять новеньких машин “носились” по полям и отстреливали снаряды. 19 августа 1934 года на танках Т-26-4 был “поставлен крест” - в одном из них гильза снаряда разорвалась во время выстрела, выведя из строя орудие и двух человек. На этом члены комиссии от АБТУ РККА сочли испытания законченными, а танк - негодным к боевому применению. Соответственно, проект был закрыт полностью, а все уже собранные прототипы были возвращены на заводы для их переделки в линейные Т-26.
Описание конструкции
Некоторые читатели могли бы сказать, что мы рассматриваем немного доработанный линейный танк, однако масса изменений, внесённых в его конструкцию, не может остаться без внимания.
Бронированный корпус и башня
В первую очередь, значительные изменения получил корпус танка Т-26 - как я уже говорил, на его крыше смонтировали новую подбашенную коробку. Новая коробка была рассчитана на установку башни от танка Д-38, которая по своим габаритам была куда больше штатных башен для Т-26. Корпус получил чуть лучшее бронирование - верхняя лобовая деталь была толщиной в 23 мм, средняя часть лба - 15 мм, нижняя была толщиной в 12 мм. Крыша корпуса (включая подбашенную коробку) была “нарощена” до толщины в 20 мм, равно как и борта. Компоновка корпуса и метод его производства остались без изменений.
Башен на танке, собственно говоря, было две - А-43 конструкции Николая Дыренкова, собранная по чертежам для танка Д-38, оказалась неудачной. Не спасли её даже несколько переработок конструкции - инженеры завода №174 предложили более удачную конструкцию, получившую индекс Т-26-4 (как и сам артиллерийский танк). Все дальнейшие работы и испытания проводились уже с башней завода №174. С ней же и были выпущены все пять машин установочной серии.
Вооружение
Как я уже говорил выше, изначально танк хотели строить с использованием 76,2-мм противоштурмовой пушки образца 1910 года, которая устанавливалась на бронеавтомобилях “Гарфорд-Путилов”. Но военные почти сразу решили, что настолько устаревшую пушку на танк ставить нельзя - слишком тяжёлая, слишком слабая. Тогда же решили устанавливать более новую “полковушку” - 76,2-мм полковую пушку образца 1927 года.
Новая пушка, несмотря на тот же калибр, демонстрировала лучшие боевые характеристики. Однако был у неё один существенный недостаток - это длина отката ствола при выстреле, достигавшая отметки в 900 мм. В достаточно тесной башне, да ещё и с двумя членами экипажа, такой откат можно считать едва ли не преступным - во-первых, высок риск травматизма (спасибо Николаю Дыренкову), во-вторых - при откате казённик пушки почти доставал до задней стенки башни.
После разработки башни Т-26-4 завода №174, на танки было окончательно решено устанавливать новую танковую пушку КТ-28. По сути, она являлась модификацией полковой пушки образца 1927 года, но уже в “танковой” модификации - у неё, путём увеличения объёма жидкости в накатнике, был уменьшен откат ствола при выстреле, установлены усиленные салазки и ножной спуск, а также новые прицельные приспособления, более удобные для экипажей танков.
Пушка ПС-3 была установлена в башнях двух танков Т-26-4, при помощи рамки от Т-28, путем доработки башни завода №174. Испытания велись по большей части на прочность бронелистов и выявили небольшой погиб броневых листов крыши, при ведении огня Но после усиления конструкции башни испытания завершились успешно. Но ввиду прекращения выпуска танков Т-26-4, дальнейшие опыты были направлены на установку ПС-3 в безбашенные САУ.
Двигатель, трансмиссия и ходовая часть
Силовая установка Т-26А изменений не получила, несмотря на серьёзно увеличившуюся массу - конструкторы сочли, что скоростные характеристики для артиллерийских танков не важны, а значит, форсирования двигателя и модификация трансмиссии не требовалось. Однако их ошибка привела к поломке образца №2, после чего на танки устанавливали более лёгкую башню Т-26-4, а также поработали над самой трансмиссией на повышение её надёжности. Двигатель оставили тот же - 90-сильную копию британской “Пумы” под советским обозначением Т-26.
В сети можно встретить упоминания о том, что на артиллерийские машины устанавливался V-образный 8-цилиндровый авиационный двигатель М-6ДФ мощностью в 320 лошадиных сил, однако подтверждения этому мне найти не удалось. Более того, мне не удалось даже найти признаков существования такого двигателя - да, на опытном танке Т-12 устанавливался двигатель М-6, но соль в том, что двигателей таких было всего две штуки, и маркировались они М-6Т12. Сами же “эм-шестые” перестали производить годом ранее, в 1931 году.
А вот ходовая часть некоторые изменения всё же получила, но больше косметические. В ней использовались более мощные тормоза барабанного типа, а также усиленная подвеска (виной тому возросшая масса). С новой подвеской танк смог сохранить все те ходовые характеристики, которые были присущи серийному Т-26, позволяя тяжёлой машине двигаться без рисков поломки ходовой части.
Заключение
Все работы над артиллерийским танком Т-26 были свёрнуты не только по причине недоработок конструкции и поломок танков на испытаниях - в том же 1932 году начинались работы по созданию самоходной артиллерийской установки СУ-1, которая также строилась на базе “двадцать шестого”. Она обещала быть перспективнее и надёжнее, и военные переключили внимание на неё. А все прототипы Т-26-4 были возвращены на заводы и переработаны в линейные танки той же серии.
С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!
Подписывайтесь также на Телеграм-канал - в нём можно узнавать о выходе новых публикаций.