Найти в Дзене
Историк-любитель

Броня России. Артиллерийский Т-26, 1932

Оглавление

Лёгкий танк Т-26, не так давно вставший на вооружение РККА, военных в 1932 году устраивал почти полностью - им не хватало лишь мощности его вооружения. Поэтому на базе танка в 1932 году была создана опытная САУ, получившая обозначение Т-26-4, но большинство читателей могут знать её под обозначением Т-26А (“артиллерийский”).

Т-26 с башней А-43 конструкции Николая Дыренкова. Фотография в свободном доступе.
Т-26 с башней А-43 конструкции Николая Дыренкова. Фотография в свободном доступе.

История создания

В конце 1931 - начале 1932 года военные осознали, что для полного счастья им не хватает тяжёлого вооружения для лёгкого танка Т-26 - те пушчонки, которые могли устанавливаться на двухбашенной модификации боевой машины, серьёзного урона нанести не могли, особенно фортификационным системам противника. Военные требовали боевую машину, способную одинаково эффективно бороться с любыми наземными целями, будь то пехота, боевая техника или укрепления противника. Однако военные не совсем понимали, чего хотят, поэтому отдали весь контроль за разработкой на совесть конструкторов.

Танковая пушка Б-3 калибра 37-мм, устанавливавшаяся на танки БТ-2 и Т-26. Фотография в свободном доступе.
Танковая пушка Б-3 калибра 37-мм, устанавливавшаяся на танки БТ-2 и Т-26. Фотография в свободном доступе.

Стартовало сразу несколько разработок - разные “команды” конструкторов старались реализовать своё видение концепции артиллерийского танка. Одна из команд решила пойти ва-банк и пригласила поучаствовать в совместных работах хорошо знакомого нам конструктора Николая Дыренкова. В его задачи входила разработка новой башни, которая вмещала бы в себя 76,2-мм артиллерийское орудие - к ней он подошёл творчески. И вся “творческость” его работы была в “пересадке” башни от проектного Д-38 на место башни Т-26, но с некоторыми изменениями конструкции. Обновлённая башня получила индекс А-43 и морально устаревшую 76,2-мм пушку с бронеавтомобиля Гарфорд-Путилов.

Артиллерийский Т-26-4 с новой башней, вооружённый пушкой ПС-3. Фотография в свободном доступе.
Артиллерийский Т-26-4 с новой башней, вооружённый пушкой ПС-3. Фотография в свободном доступе.

Для установки новой башни, конструкторам пришлось серьёзно поработать над её посадочным местом - подбашенную коробку танка заметно приподняли и увеличили в габаритах, а кормовой лист этой коробки устанавливать под уклоном, дабы не нарушать вентиляцию МТО. Однако в процесс разработки на этом этапе военные всё-таки вмешались - они затребовали установить в башню 76,2-мм полковую пушку образца 1927 года, вместо морально устаревшей пушки с бронеавтомобиля времён Первой Мировой Войны. Башню переработали на заводе №174, рассчитав под обслуживание указанного военными орудия, но практически сразу военные её и забраковали - откат полковой пушки был в районе 90 см, что не позволяло её использовать в достаточно тесной башне. Тогда-то военные вспомнили о КТ-28, 76,2-мм нарезной “короткостволке”, которая устанавливалась на танки Т-28. С ней работы уже пошли по накатанной - военные затребовали собрать установочную партию из пяти танков (помимо уже двух собранных прототипов). Причём три из них должны были вооружаться пушкой КТ-28, а два - 76,2-мм пушкой ПС-3. Машины были собраны и переданы для всесторонних армейских испытаний.

Т-26-4 с башней А-43 и 76,2-мм полковой пушкой образца 1927 года. Фотография в свободном доступе.
Т-26-4 с башней А-43 и 76,2-мм полковой пушкой образца 1927 года. Фотография в свободном доступе.

Танки успешно проходили все испытания, кроме одного прототипа (№2, если не ошибаюсь) - у него ещё во время первых “пробегов” произошла серьёзная поломка ходовой части. Он так и стоял под навесом на полигоне, ожидая своей участи, в то время как пять новеньких машин “носились” по полям и отстреливали снаряды. 19 августа 1934 года на танках Т-26-4 был “поставлен крест” - в одном из них гильза снаряда разорвалась во время выстрела, выведя из строя орудие и двух человек. На этом члены комиссии от АБТУ РККА сочли испытания законченными, а танк - негодным к боевому применению. Соответственно, проект был закрыт полностью, а все уже собранные прототипы были возвращены на заводы для их переделки в линейные Т-26.

Описание конструкции

Некоторые читатели могли бы сказать, что мы рассматриваем немного доработанный линейный танк, однако масса изменений, внесённых в его конструкцию, не может остаться без внимания.

Бронированный корпус и башня

В первую очередь, значительные изменения получил корпус танка Т-26 - как я уже говорил, на его крыше смонтировали новую подбашенную коробку. Новая коробка была рассчитана на установку башни от танка Д-38, которая по своим габаритам была куда больше штатных башен для Т-26. Корпус получил чуть лучшее бронирование - верхняя лобовая деталь была толщиной в 23 мм, средняя часть лба - 15 мм, нижняя была толщиной в 12 мм. Крыша корпуса (включая подбашенную коробку) была “нарощена” до толщины в 20 мм, равно как и борта. Компоновка корпуса и метод его производства остались без изменений.

Чертёж-схема корпуса и башни Т-26-4. Изображение в свободном доступе.
Чертёж-схема корпуса и башни Т-26-4. Изображение в свободном доступе.

Башен на танке, собственно говоря, было две - А-43 конструкции Николая Дыренкова, собранная по чертежам для танка Д-38, оказалась неудачной. Не спасли её даже несколько переработок конструкции - инженеры завода №174 предложили более удачную конструкцию, получившую индекс Т-26-4 (как и сам артиллерийский танк). Все дальнейшие работы и испытания проводились уже с башней завода №174. С ней же и были выпущены все пять машин установочной серии.

Вооружение

Как я уже говорил выше, изначально танк хотели строить с использованием 76,2-мм противоштурмовой пушки образца 1910 года, которая устанавливалась на бронеавтомобилях “Гарфорд-Путилов”. Но военные почти сразу решили, что настолько устаревшую пушку на танк ставить нельзя - слишком тяжёлая, слишком слабая. Тогда же решили устанавливать более новую “полковушку” - 76,2-мм полковую пушку образца 1927 года.

76,2-мм противоштурмовая пушка образца 1910 года. Фотография в свободном доступе.
76,2-мм противоштурмовая пушка образца 1910 года. Фотография в свободном доступе.

Новая пушка, несмотря на тот же калибр, демонстрировала лучшие боевые характеристики. Однако был у неё один существенный недостаток - это длина отката ствола при выстреле, достигавшая отметки в 900 мм. В достаточно тесной башне, да ещё и с двумя членами экипажа, такой откат можно считать едва ли не преступным - во-первых, высок риск травматизма (спасибо Николаю Дыренкову), во-вторых - при откате казённик пушки почти доставал до задней стенки башни.

76,2-мм полковая пушка 1927 года послужила базой для КТ-28. Фотография в свободном доступе.
76,2-мм полковая пушка 1927 года послужила базой для КТ-28. Фотография в свободном доступе.

После разработки башни Т-26-4 завода №174, на танки было окончательно решено устанавливать новую танковую пушку КТ-28. По сути, она являлась модификацией полковой пушки образца 1927 года, но уже в “танковой” модификации - у неё, путём увеличения объёма жидкости в накатнике, был уменьшен откат ствола при выстреле, установлены усиленные салазки и ножной спуск, а также новые прицельные приспособления, более удобные для экипажей танков.

При первом взгляде на КТ-28 видна преемственность с полковой пушкой образца 1927 года. Фотография в свободном доступе.
При первом взгляде на КТ-28 видна преемственность с полковой пушкой образца 1927 года. Фотография в свободном доступе.

Пушка ПС-3 была установлена в башнях двух танков Т-26-4, при помощи рамки от Т-28, путем доработки башни завода №174. Испытания велись по большей части на прочность бронелистов и выявили небольшой погиб броневых листов крыши, при ведении огня Но после усиления конструкции башни испытания завершились успешно. Но ввиду прекращения выпуска танков Т-26-4, дальнейшие опыты были направлены на установку ПС-3 в безбашенные САУ.

76-мм танковая пушка ПС-3. Фотография в свободном доступе.
76-мм танковая пушка ПС-3. Фотография в свободном доступе.

Двигатель, трансмиссия и ходовая часть

Силовая установка Т-26А изменений не получила, несмотря на серьёзно увеличившуюся массу - конструкторы сочли, что скоростные характеристики для артиллерийских танков не важны, а значит, форсирования двигателя и модификация трансмиссии не требовалось. Однако их ошибка привела к поломке образца №2, после чего на танки устанавливали более лёгкую башню Т-26-4, а также поработали над самой трансмиссией на повышение её надёжности. Двигатель оставили тот же - 90-сильную копию британской “Пумы” под советским обозначением Т-26.

В сети можно встретить упоминания о том, что на артиллерийские машины устанавливался V-образный 8-цилиндровый авиационный двигатель М-6ДФ мощностью в 320 лошадиных сил, однако подтверждения этому мне найти не удалось. Более того, мне не удалось даже найти признаков существования такого двигателя - да, на опытном танке Т-12 устанавливался двигатель М-6, но соль в том, что двигателей таких было всего две штуки, и маркировались они М-6Т12. Сами же “эм-шестые” перестали производить годом ранее, в 1931 году.

Демонстрация той самой поломки Т-26-4. Слева вывернутая тележка опорных катков. Фотография в свободном доступе
Демонстрация той самой поломки Т-26-4. Слева вывернутая тележка опорных катков. Фотография в свободном доступе

А вот ходовая часть некоторые изменения всё же получила, но больше косметические. В ней использовались более мощные тормоза барабанного типа, а также усиленная подвеска (виной тому возросшая масса). С новой подвеской танк смог сохранить все те ходовые характеристики, которые были присущи серийному Т-26, позволяя тяжёлой машине двигаться без рисков поломки ходовой части.

Заключение

Все работы над артиллерийским танком Т-26 были свёрнуты не только по причине недоработок конструкции и поломок танков на испытаниях - в том же 1932 году начинались работы по созданию самоходной артиллерийской установки СУ-1, которая также строилась на базе “двадцать шестого”. Она обещала быть перспективнее и надёжнее, и военные переключили внимание на неё. А все прототипы Т-26-4 были возвращены на заводы и переработаны в линейные танки той же серии.

С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!

Подписывайтесь также на Телеграм-канал - в нём можно узнавать о выходе новых публикаций.