В праздник Весны и Труда заглянем в аккуратную парадную в доходном доме Ивана Семенова. Она расскажет нам историю, как сын финского архиепископа благодаря смекалке и труду стал харьковским бароном.
Квартирная арифметика
Иван Степанович Семенов был купцом, потомственным почетным гражданином. Участок в районе современного Кузнечного переулка он приобрел в начале 1870 года и заказал архитектору Александру Гольму строительство дома.
Здание появилось в 1877 году. В доме было 50 квартир. Здесь жил и сам владелец – в семикомнатной квартире под номером 34.
В 1910 году Семенов продал дом тезке – купцу 1-й гильдии, коммерции советнику Ивану Крючкову. Он содержал фруктовую и бакалейную торговлю в Апраксином дворе, был председателем множества Обществ и владел в городе несколькими домами.
Дома Крючков лишился после революции. Внутри организовали 53 коммунальные квартиры (данные за 1926 год) В них проживало 330 человек.
Не в этой парадной, но в этом доме находится музей-квартира Льва Гумилева – историка, географа и этнографа. В ней он прожил всего два года и здесь же ушел из жизни в 1992 году.
Как стать бароном
А в этой парадной сохранилась напольная платка с рекламой. Слово «Бергенгейм» (которое выговорила не с первого раза) оказалось фамилией финна шведского происхождения. Разгадать эту загадку мне помогла статья Олега Вареника для «Санкт-Петербургских Ведомостей». Эдуард Бергенгейм был сыном архиепископа города Або (Турку).
По стопам отца он не пошел – стал военным. В 1863 году Бергенгейм-младший с отличием окончил Финляндский кадетский корпус в Фридрихсгаме (Хамина), затем – Николаевскую инженерную академию в Петербурге.
После учебы его направили на строительство Курско-Харьково-Азовской железной дороги. Молодого человека удивили пропадавшие без дела залежи глины в южной части России (после болотистой-то Финляндии). Местные мастера использовали ее лишь для глиняной посуды.
За шесть лет Бергенгейм организовал в Харькове завод по производству терракотовых и глиняных изделий. До этого на юге Российской империи таких предприятий не было. Глину привозили из Донецкого бассейна. За свои труды на благо России Бергенгейм в 1879 году получил титул барона Великого княжества Финляндского.
В 1891 году его завод был реорганизован в «Товарищество для производства огнеупорного кирпича, кирпичных плит для тротуаров, гончарных, терракотовых и других изделий».
С 1892 года на заводе в Харькове было налажено изготовление керамических плиток для полов. Покупателям предлагали 32 цветных образца. Производство доходило до нескольких миллионов штук в год.
Баронскими плитками выложены полы не только в богатых домах и храмах Харькова, но и в царском дворце в Ливадии, «доме с химерами» в Киеве, вокзалах в Москве и, как мы увидели сегодня, в Петербурге.
Бергенгейма не стало 1893 году на 50-м году жизни. Его похоронили в Харькове. Производство барона продолжало работать до революции. И в советское время Харьковский керамический завод остался и действовал, но уже без упоминания «родителя».
📍Адрес: Кузнечный переулок, 15
Спасибо за внимание! Подписывайтесь на канал, чтобы узнать больше о Петербурге и его домах!
Иногда не так хороша парадная, как одна ее деталь. Вы, например, знали, что улице Достоевского есть дом с ананасами?