Найти в Дзене
Charmed books

Будущее книги: визуальные новеллы для поколения Альфа

Оглавление

Некоторе время назад на основе статьи про epub состоялся диалог про то, как вообще происходит трансформация передачи нарратива. Изначально люди прекрасно передавали знания в форме устной речи. Затем кому-то понадобилось это записать, вероятно на него смотрели не совсем нормально, ведь есть же слово, зачем еще его в буквы обличать. Тогда знание будет у каждого, а это не хорошо. Поэтому ранние книги были уделом очень ограниченного круга лиц. Но и тут не обошлось без изменений, придумали печать. Это тоже внедрялось медленно и с препятствиями. Постепенно мы стали воспринимать слово печатное, а позже и электронное, как константу, а вот писать руками стали совсем не часто. В то же время наше восприятие сильно связалось с технологиями и современные дети плохо воспринимают себя отдельно от них.

EPUB: верхи не могут, низы не хотят
Charmed books30 апреля

Цифровая эра принесла с собой не только новые технологии, но и новое поколение — детей, которые растут в окружении смартфонов, планшетов и мгновенного доступа к информации. Поколение Альфа, родившееся после 2010 года, практически не знает мира без YouTube и TikTok, а чтение в привычном формате часто вызывает у них скуку. В этих условиях книгоиздатели стоят перед выбором: адаптироваться или потерять контакт с новой аудиторией. Один из способов ответить на вызовы времени — переосмыслить саму суть чтения, превратив его в интерактивный опыт. Именно так рождается формат визуальных новелл — синтез литературы и видеоигры.

Цифровая трансформация и чтение

С начала 2010-х годов цифровая революция кардинально изменила поведение потребителей контента. Дети поколения Альфа, выросшие в среде мгновенной информации, формируют свои предпочтения под влиянием интерактивных платформ. Классические книги становятся для них слишком "медленным" и статичным форматом.

Современные дети ищут визуальное подтверждение тексту, быстрый отклик и интерактивность. Это приводит к необходимости переосмыслить формат подачи — сделать книгу не просто носителем информации, а динамичным опытом.

«Поколение Альфа растет в условиях, когда доступ к информации происходит на лету… Они привыкли к мультизадачности и мгновенным результатам» [1].

Игровой формат подачи нарратива

Игры давно используют сильную нарративную составляющую. Книгоиздатели могут использовать эти механики в литературе, превращая чтение в игру. Формат визуальной новеллы отвечает ожиданиям поколения Альфа: он предлагает выбор, визуальный ряд и эмоции в реальном времени.

Интерактивный сюжет позволяет читателю стать участником истории, выбирая развитие событий. Визуальные и аудиовставки усиливают эффект погружения и делают чтение привлекательным даже для тех, кто не любит обычные книги.

«Интерактивные истории — это метаискусство… читатель становится сотворцом истории» [2].

Пример реализации

На платформе Habr описан кейс автора, который превратил свою историю в визуальную новеллу на движке Ren’Py. Интерактивная адаптация текста позволила не только удержать внимание читателя, но и сформировать новое восприятие литературного продукта.

Автор создал визуальное сопровождение, ветвящийся сюжет и аудиосопровождение, что обеспечило вовлечённость пользователей и интерес к формату. Такой подход показал: даже сложные тексты можно донести до детей, если изменить формат подачи.

«Визуальные новеллы представляют собой уникальный жанр, который успешно объединяет элементы литературы и интерактивного повествования» [3].

-2

Перспективы для издательств

Мир книги меняется. Электронные носители — это не только формат, но и философия новой подачи. Издательства должны перестать мыслить категориями "книги как объекта" и перейти к "опыту взаимодействия".

Интеграция литературы, гейм-дизайна и мультимедиа — это не дань моде, а будущее чтения. Создание визуальных новелл, коллаборации с художниками и программистами, разработка приложений — вот направления, в которых издатели могут развиваться, чтобы оставаться актуальными.

«Цифровая трансформация — это поиск не только носителя, но и новых форм работы» [4].

Вывод

Вероятно многим покажется лихой дичью все эти измышления, а с другой обратите внимание сколько элементов игрофикации уже сейчас работает вокруг каждого. От банальных наклеек каждый 7 кофе бесплатно, до лайков в соцсетях и игроподобных механик рабочих офисных приложений, в том числе бухгалтерских. Симбиз книжного нарратива и игровой механики для современного человека уже не кажется противоестесственным. Чтение больше не обязано быть молчаливым диалогом с черным текстом на белом фоне. Сегодня оно может быть игрой, кино, симуляцией. Для того чтобы остаться значимыми в сознании цифрового поколения, книгоиздатели должны пересмотреть свой взгляд на формат, стиль и способы подачи. Визуальные новеллы — один из мощнейших инструментов для создания нового литературного опыта, который вовлекает, развивает и вдохновляет.

А вы как думаете?

Поставьте нравлик и подпишитесь, чтобы не пропустить интересное.

Источники

  1. Демиденко А. Дети нового поколения: Как найти общий язык с цифровым поколением [Электронный ресурс]. — URL: https://www.litres.ru/book/artem-demidenko/deti-novogo-pokoleniya-kak-nayti-obschiy-yazyk-s-cifrovym-71478124/ (дата обращения 7.05.2025)
  2. Андрианова Н. Создаем интерактивные истории. Творческий процесс на примере визуальных новелл в играх [Электронный ресурс]. — URL: https://www.litres.ru/book/natalya-andrianova/sozdaem-interaktivnye-istorii-tvorcheskiy-process-na-pr-70567234/chitat-onlayn/ (дата обращения 7.05.2025)
  3. Begemot.AI. Визуальные новеллы: сочетание литературы и интерактивного повествования [Электронный ресурс]. — URL: https://begemot.ai/projects/2070833-vizualnye-novelly-socetanie-literatury-i-interaktivnogo-povestvovaniia (дата обращения 7.05.2025)
  4. unkнига. Цифровая трансформация: угрозы и возможности [Электронный ресурс]. — URL: https://www.unkniga.ru/bookrinok/zarubez/9647-tsifrovaya-transformatsiya-ugrozy-i-vozmozhnosti.html (дата обращения 7.05.2025)