Сто дней назад, в день своей инаугурации 20 января 2025 года, президент США Дональд Трамп подписал указ о создании Департамента эффективности правительства (Department of Government Efficiency, DOGE).
Несмотря на то, что DOGE все это время регулярно попадала в заголовки новостей, имя его формального главы вряд ли кто-то вспомнит (это Эми Глисон). Работа департамента ассоциируется в первую очередь с Илоном Маском — самым богатым человеком мира, которого критики за близость к Трампу и практически неограниченные полномочия стали называть «неизбранным со-президентом».
Мандат DOGE рассчитан на полтора года, Маска как внештатного советника Трампа — на 130 дней. Этот срок истекает через месяц, в конце мая 2025 года. Но еще в середине апреля Маск заявил, что планирует ограничить работу с DOGE одним-двумя днями в неделю, а остальное время посвятить своему бизнесу.
Планы департамента и Маска были очень амбициозными: еще на старте работы многие эксперты считали их заведомо невыполнимыми и одновременно угрожающими стабильности работы госаппарата. Чего же добились DOGE и Маск за эти три месяца и чем они запомнятся?
Идея сделать правительство, то есть федеральные структуры, эффективнее (и заодно подсократить их штат и полномочия) в США не имеет партийной окраски. Большинство американцев поддерживали эту идею и при президентах-демократах, и при президентах-республиканцах, следует из многолетнего мониторинга социологической службы Gallup (с двумя исключениями — пандемия и теракты 11 сентября 2001 года).
О том, какую важную роль в повестке новой администрации должен был играть новый Департамент эффективности правительства, можно судить по тому, что указ о создании DOGE Трамп подписал в первый же день своей работы в Белом доме. Главной задачей нового ведомства в нем была названа «максимизация эффективности и продуктивности правительства» за счет оптимизации и обновления технологических ресурсов.
Но де-факто его главной задачей стала борьба с «ненужными расходами, мошенничеством и злоупотреблениями» (waste, fraud and abuse) в правительственных структурах — эти слова как смысл работы DOGE много раз повторял Трамп, а позднее и Маск.
О том, что новую внеправительственную структуру возглавит миллиардер Илон Маск — крупнейший спонсор избирательной кампании Трампа (около 290 млн долларов, подсчитала Washington Post) и самый богатый человек на Земле, — будущий президент объявил через неделю после победы на выборах.
Свои взгляды на то, как заставить правительство работать эффективнее, Маск и американский предприниматель Вивек Рамасвами (предполагалось, что они вдвоем возглавят DOGE, но в итоге их представления о том, как именно должен работать департамент, разошлись), изложили в колонке для Wall Street Journal.
Сейчас Америкой руководят не президент и другие избранные народом люди, а бюрократы, «миллионы госслужащих в правительственных учреждениях, которых никто не выбирал», это антидемократично и дорого обходится налогоплательщикам, писали Маск и Рамасвами. Победа Трампа дает возможность это исправить, обещали они: для этого надо минимизировать госрегулирование, урезать штат госслужащих и сократить госрасходы.
Трамп говорил, что DOGE займется аудитом штата федеральных ведомств и госрасходов, а также выработкой предложений по их оптимизации. Но в реальности департамент сам стал воплощать в жизнь свои идеи, анонсируя сокращения, увольнения и ликвидацию целых правительственных структур.
И главным символом борьбы с чиновниками, которых «никто не выбирал», стал бизнесмен, которого выбрал только один человек — президент США Дональд Трамп.
Получилось ли сэкономить бюджетные деньги?
Ключевой показатель эффективности своей работы, который приводит DOGE — сумма сэкономленных, по версии департамента, федеральных средств. Эту сумму департамент публикует на своем сайте, она периодически обновляется и сейчас составляет 160 млрд долларов, или чуть меньше 1000 долларов для каждого американского налогоплательщика.
Эта сумма значительно отличается от цели, которую сам Маск назвал перед началом работы DOGE. В октябре 2024 года он заявил, что департамент сможет сэкономить «как минимум два триллиона долларов», что позволит сбалансировать дефицитный бюджет США.
При этом все федеральные расходы за предыдущий фискальный год (октябрь 2023 года — сентябрь 2024 года) составляли 6,75 трлн долларов — то есть анонсированная экономия приближалась к трети всех расходов на уровне страны и превышала совокупные расходы США на оборону, транспорт, образование, подготовку госслужащих и т.п., подсчитала Би-би-си.
Уже тогда многие эксперты, в том числе сторонники сокращения расходов, говорили, что такая экономия нереалистична и может быть достигнута только ценой частичного коллапса правительства, а также чревата подъемом общественного недовольства.
Затем Маск уменьшил прогноз по экономии до 1 трлн долларов, не уточнив, за какой срок он сможет этого добиться.
Но даже 160 млрд сэкономленных долларов, о которых Трамп и Маск говорят сейчас, спустя три месяца работы DOGE, могут оказаться раздутой суммой — к такому выводу пришла, в частности, команда фактчекинга BBC Verify.
Ее сотрудники проанализировали все упомянутые на сайте DOGE кейсы экономии федеральных средств и обнаружили, что только каждый второй из них имеет какое-либо документальное подтверждение (контракты, договоры и т.п.), а чеками подкреплены лишь 32,5 млрд сэкономленных средств. Часть документов не будет обнародована по соображениям секретности, предупреждал DOGE.
Изучив четыре самых значительных кейса, которые подкреплены договорами и чеками (суммарная заявленная DOGE экономия — 8,3 млрд долларов), BBC Verify обнаружила, что в ряде случае речь идет об экономии только на бумаге. Например, как сэкономленные были засчитаны деньги, которые только могли бы быть выделены на проект спустя несколько лет, но в реальности еще не были запланированы и одобрены. Другой случай — заявленная экономия от разрыва договора с IT-компанией на 1,9 млрд долларов, однако компания при этом говорит, что контракт был прекращен еще в августе 2024 года, когда президентом США был Джо Байден. Еще один пример: как сэкономленные средства была указана вся сумма, предусмотренная грантом USAID, в то время как половина ее уже была передана получателю.
Но даже если не ставить под сомнение показатели экономии, о которых заявляет DOGE, то это не означает, что Маск действительно помог государству меньше тратить. Как подсчитала Wall Street Journal, в первые три месяца работы Трампа-президента расходы федерального бюджета, наоборот, выросли по сравнению с расходами за тот же период 2024 года, когда президентом был Джо Байден. Причем выросли они почти на те же 150 млрд долларов, которые, предположительно, сэкономил DOGE к тому моменту.
В продолжение:
Получилось ли сократить госаппарат?
Кто против?
Есть Маск — есть DOGE, нет Маска — нет DOGE?