Найти в Дзене

Варг Викернес (Burzum): Почему, черт возьми, я улыбался, когда меня посадили на 21 год

Оглавление

Полагаем, что все видели кадр, где Варг Викернес (фронтмен блэк-метал группы Burzum), находясь в зале суда, улыбается и смотрит в камеру во время оглашения приговора. Странно, не так ли?

История убийства Евронимуса, гитариста группы Mayhem, Варгом Викернесом довольно подробно освещалась в прессе и за прошедшее с той поры время успела обрасти массой деталей. Но вопросы все равно остаются. В конце концов, их не может не быть, ведь в итоге Варга приговорили к 21 году лишения свободы.

Вот, что рассказывает сам Варг.

Как полиция вела расследование убийства

«Я пытался защитить себя от клеветы, а в ответ лишь слышал: "Расследование дела показало другое". Но много ли люди знают о том, как, собственно, велось это полицейское расследование?

Главным следователем в моем деле был парень по имени Стиан Элле. Хочу обратить внимание, что в 1997 году он также занимался другим делом, которое стало известно как дело Биргитте Тенгс, это самое противоречивое дело Норвегии.

В этом расследовании им удалось добиться от подозреваемого признания. Двоюродный брат Биргитте Тенгс сознался в том, что убил ее. Ну, а позже выяснилось, что признание было ложным. Чтобы добиться его, полиция прибегла к разного рода манипуляциям; можно сказать, что они заставили его признаться в убийстве родственника, хоть он этого и не совершал.

Как только это стало известным, полиция столкнулась с резкой критикой за применение методов, которые были, мягко говоря, неэтичными. В результате им пришлось изменить свой подход к проведению допросов и интервью.

Они заставляли людей давать ложные признания, а вы сами понимаете — под давлением или под пытками люди могут легко оговорить себя. Стиан Элла оказался в центре внимания. Он взял на себя всю ответственность за весь департамент и за всю полицию Норвегии. СМИ развернули на него настоящую охоту, и полиция не стала его даже защищать.

Теперь вернемся в 1994 год. Как вы думаете, они расследовали мое дело как-то иначе? Нет, они и не стремились установить истину.

Борд Фауст из группы Emperor дал показания в суде в 1998 году, где под присягой рассказал, что полиция велела ему предоставить им все возможное, чтобы добиться ареста Варга Викернеса, а остальное их не волнует.

«Разве вы не хотите отомстить ему за убийство вашего друга?» — говорили они.

И почему мы должны им верить? Разве мы должны им верить, когда через столько лет обнаружилось, что эти люди добывали признания путем давления на подозреваемых».

Как проходил суд

Истину они так и не установили. Абсолютно нет. Во-первых, в числе присяжных были масоны и единственный в Норвегии христианский целитель, который утверждал, что может видеть сквозь людей и извлекать зло с помощью Иисуса.

Мой адвокат... Когда выступали свидетели и все до одного лгали, я предложил своему адвокату спросить у них то-то и то-то. На что он мне ответил, что сделает это позже.

Я был молод и не имел опыта в подобных делах, поэтому подумал: «Хорошо, мы сделаем это позже». Но это «позже» так и не наступило — никогда. Адвокат так и не задал те вопросы, которые я считал нужными. В итоге я не получил возможности защищаться, так как мой адвокат не стал меня представлять.

Вы можете спросить: «А разве вы не подали апелляцию?» Нет, потому что в то время в Норвегии не было возможности подать апелляцию. Единственное, что можно было обжаловать, — это срок наказания».

Теперь об улыбке:

Дамы и господа, я часто слышу вопрос о том, почему я улыбнулся, когда меня признали виновным. Вот как я это объясняю.

Я сидел в зале суда и наблюдал за тем, что, на мой взгляд, было просто фарсом. Я не смог защитить себя, присяжные с самого начала были настроены против меня, а мой собственный адвокат, который работал на полставки, вышел на свидетельскую трибуну и пытался оговорить меня.

Я был в недоумении: «Что происходит? Это какая-то шутка?». Если бы они просто сказали мне: «Плевать, мы не будем устраивать тебе суд — просто вынесем приговор и отправим его по почте», я бы не чувствовал себя менее справедливо.

Всё это было фарсом. Им нужен был козел отпущения, чтобы запугать «блэк-металлическое сообщество». Они заранее решили: «Этот парень — он пойдёт ко дну. Раздавим его, уничтожим защиту,забудем про права, заберем у него всё. Используйте этого парня, чтобы запугать остальных». Так они и поступили.

Когда судья начала зачитывать приговор, я услышал в её словах фразу: «У Варга Викернеса был непонятный мотив для убийства». В это время Снорри, стоявший в свидетельской ложе, рассказывал, как он дал мне послушать запись, на которой Евронимус говорил ему о намерении избавиться от меня.

Они даже не признали и не предоставили мне этого, понимаете? Этот человек, Евронимус, планировал оглушить меня электрошокером, привязать к дереву и замучить до смерти, снимая это на камеру. И я знал об этом! И всё равно они смогли написать в приговоре, что у меня был «непонятный мотив», чтобы рассказать ему об этом.

Я сидел и думал, что здесь должно быть где-то спрятаны скрытые камеры, потому что все это было похоже на какой-то розыгрыш.

Это не просто «1984», это настоящий хаос! И, конечно, я с самого начала понимал, что получу 21 год лишения свободы — максимальное наказание на тот момент. Все это понимали.

Поэтому, когда судья читала приговор вслух, а на её лице читалось какое-то садистское удовлетворение, знаете, я словно не осознавал, что происходит.

И вот тогда появилась улыбка. Вот и всё. Я по-прежнему утверждаю, что всё, что вы знаете об этом деле, было получено в результате «расследования», проведённого с серьёзными нарушениями. А что доказывает приговор? Он доказывает, что в Норвегии нет правосудия. Для меня не было правосудия.

Когда я попал в тюрьму и пообщался с другими заключёнными, у нас оказалось много общего. Не в том смысле, что нас использовали в качестве козлов отпущения, а в том, что мы оба чувствовали несправедливость системы. Даже если бы только 10% того, что они рассказывали, было правдой, это уже шокировало бы даже самого скептически настроенного человека.

Но самое интересное, что я общался со многими выходцами из Восточной Европы, и они говорили мне, что, оказавшись в Норвегии, они как будто вернулись в советскую эпоху.

В Германии для того, чтобы человека осудили, нужно было предоставить определённые доказательства. Если их не было, то людей отпускали. В других европейских странах ситуация была похожей. Однако в Норвегии на это не обращали внимания. Людей просто бросали в тюрьму и осуждали, а те сидели и думали: «Что происходит? Неужели Советский Союз всё ещё существует?».

Поэтому я ни на секунду не верю, что сегодня ситуация значительно улучшилась. Знаете, людям нравится создавать видимость позитивных изменений. Сегодня можно подать апелляцию, и ваше дело будет рассмотрено заново. Но я уверен, что это мало что изменит, если смотреть на вещи объективно. Это всё ещё советская система правосудия, которая остаётся чертовски несправедливой».

Спасибо, что дочитали до конца! Подписывайтесь на канал и до встречи в других наших публикациях: