Найти в Дзене
Свойкировский.рф

«Мы были добросовестным бизнесом». О причинах закрытия «Спорттоваров» и силе маркетплейсов

В Кирове закрываются легендарные «Спорттовары» на Октябрьском проспекте. Они работали 65 лет. Почему закрытие магазина было неизбежно, и как популярность маркетплейсов заставляет предпринимателей менять формат работы – читайте в нашем материале.

Прибыль и закрытие долгов «Детского мира»

«Маркетплейсы поглощают офлайн-торговлю. Покупатели, которые много лет ходили в магазины, постепенно уходят», – говорит бывший директор магазина № 57 «Спорттовары» Елена Бахтина. Ситуация с муниципальным магазином – не исключение. Решение о закрытии принято совместно с администрацией города.

– На протяжении многих лет мы были добросовестным бизнесом. Более того, сделали важное дело – «Спорттовары» покрыли все долги «Детского мира», который присоединили к нам в 2020 году, Мы решили все судебные вопросы.

Пик популярности магазина пришёлся на 2015-2020 годы. Тогда онлайн-торговля работала не так активно, торговых центров и гипермаркетов было намного меньше. «Спорттовары» всегда позиционировались как «народный магазин с доступными ценами». Основными покупателями были родители малышей и школьников, которых нужно собрать на урок физкультуры или в секцию, а также спортсмены и люди среднего возраста.

– В последние два-три года стал задерживаться на полках узкопрофильный товар. Например, тренажеры, форма для тренировок. Многие клубы стали приобретать инвентарь и экипировку централизованно – у единых поставщиков, отшивать форму в ателье.

Попытки изменений

Чтобы улучшить ситуацию и привлечь покупателей, руководством «Спорттоваров» предпринимались разные действия. К примеру, искали новых поставщиков, ориентировались преимущественно на российских производителей, расширяли ассортимент, вводили скидочные программы.

– Какие бы акционные и рекламные компании не проводились, покупатель уходил. Люди стали заходить в магазин с целью примерять товар, чтобы тут же заказать его на маркетплейсе.

При этом магазин не раз переживал непростые годы. Неоднократные скачки курса доллара, приостановка поставок и резкое поднятие цен поставщиками. В 90-е, чтобы выжить, в «Спорттоварах» продавали не только спортивный инвентарь, но и мотоциклы, паркет, надувные лодки.

Основная причины закрытия

По мнению бывшего директора магазина, закрытие было неизбежно. Падение выручки сильно ощущалось по нескольким товарным группам: гимнастика, футбол, единоборства, бокс. Долгое время падали продажи велосипедов. А в прошлом году резко оказались невостребованными детские товары для подготовки к школе и садикам: футболки, шорты, чешки.

По словам Елены Бахтиной, закрываться тоже надо своевременно. Чтобы, как муниципальный «Детский мир», не уйти в огромные долги.

Изменения в поведении покупателей и смена формата

Изменился не только уровень продаж, но и поведение покупателей. За последний год продавцы «Спорттоваров» многократно наблюдали такую картину: люди приходят, меряют одежду или обувь, открывают на телефоне сайт маркетплейса и заказывают то же самое там.

– Если раньше покупатели выходили за пределы магазина, то сейчас заказывают не выходя из зала. И это не только у нас. Многие предприниматели офлайн-торговли прямо говорят: «Мы просто задушены, ситуация всё хуже и хуже».

Из-за конкуренции с маркетплейсами некоторые представители бизнеса вынужденно меняют формат работы.

– Есть масса примеров, когда имея несколько офлайн-магазинов парфюмерии или одежды, предприниматель закрывает все торговые точки, берёт в аренду кабинет и переходит в онлайн-торговлю.

Конкурировать с маркетплейсами практически нереально. Если в «Спорттоварах» 20 видов теннисных мячиков, то на онлайн-площадке их 120.

О планах и перспективах помещения

Когда руководство магазина объявило о закрытии, люди в социальных сетях активно выражали сочувствие и досаду. Для многих с этим магазином связаны тёплые детские воспоминания. А кто-то до сих пор ходит туда за покупками.

– Есть те, кто задаёт вопросы продавцам: «А как нам теперь примерить, посмотреть, потрогать товар?»

Сейчас главная задача магазина – распродать весь ассортимент, поскольку ориентировочная дата закрытия магазина – середина мая.

Кто займёт освободившееся помещение, пока неизвестно. Напомним, ранее депутаты гордумы высказывалипредложение отдать торговые площади «Спорттоваров» под спортивную школу.

Фото: yandex.maps