Найти в Дзене
Автоэксперт на пенсии

5 мифов, из-за веры в которые водители боятся глушить двигатель сразу после поездки

Оглавление

Ситуация: вы за рулём свежекупленного автомобиля только что приехали домой после долгой поездки, рука уже тянется выключить зажигание, но вдруг вспоминаете — "А ведь где-то читал, что нельзя глушить мотор сразу!" Знакомо?

Я решил разобраться в вопросе раз и навсегда, опираясь не на мифы, а на физику процессов внутри двигателя.

Давайте по порядку: какие двигатели можно глушить сразу, а какие — нет, и почему вокруг этого столько заблуждений. Разберем атмосферные, турбированные моторы и дизели, а заодно выясним, откуда растут ноги у всех этих страшилок.

Атмосферные двигатели: можно глушить и не переживать

Начнем с самых простых — бензиновых и дизельных атмосферников (без турбин). Именно про них чаще всего пишут всякие ужасы. Давайте развенчаем главные мифы с точки зрения инженера.

Миф 1. Локальный перегрев из-за остановки помпы

Что говорят «эксперты»:
«Если заглушить мотор, помпа перестанет качать антифриз, и в самых горячих точках двигателя будет перегрев».

-2

Реальность:
Этот миф основан на непонимании принципов теплопередачи в ДВС. Да, помпа останавливается, но:

  1. Конвекция — горячий антифриз продолжает движение за счет естественной циркуляции. В современных системах охлаждения радиатор расположен выше блока цилиндров, что усиливает этот эффект.
  2. Термосифонный эффект — даже на заглушенном моторе жидкость перемещается из-за разницы температур.
  3. Нет источника нагрева — если двигатель не работает, в цилиндрах нет сгорания, а значит, температура только падает.

Вывод: Никакого «локального перегрева» не будет.

Миф 2. Завоздушивание системы из-за кипения антифриза

Что говорят:
«Если заглушить мотор резко, антифриз вскипит, и в системе появятся воздушные пробки».

-3

Реальность:

  1. Температура кипения — у качественного антифриза (например, G12 или G13) она составляет 120–130°C в закрытой системе под давлением.
  2. Давление в системе — даже после остановки мотора клапан в крышке расширительного бачка поддерживает давление, предотвращая кипение.
  3. Если антифриз кипит — проблема не в способе глушения, а в неисправности (забитый радиатор, неработающий вентилятор, низкий уровень ОЖ).

Вывод: Завоздушивание из-за резкого глушения — миф.

Миф 3. Масло коксуется в цилиндрах

Что говорят:
«Если заглушить мотор, масло на поршнях и кольцах запечется от высокой температуры».

-4

Реальность:

  1. Коксование масла происходит при длительном контакте с раскаленными поверхностями (например, в турбине). В цилиндрах же масло стекает в картер за 10–30 секунд после остановки.
  2. Если масло коксуется — виноваты изношенные маслосъемные кольца, перегрев двигателя (температура масла выше 150°C) и некачественное или старое масло.

Вывод: Глушение мотора не влияет на коксование.

Миф 4. Скачок напряжения в бортовой сети

Что говорят:
«Когда глушишь двигатель, генератор еще крутится и выдает бесконтрольное напряжение, которое убивает электронику».

-5

Реальность:

  1. Генератор жестко связан с коленвалом. Если мотор заглох — генератор мгновенно перестает вырабатывать ток.
  2. Регулятор напряжения отключает возбуждение обмотки при выключении зажигания.

Вывод: Никаких скачков напряжения не бывает.

Миф 5. Тормоза не остынут

Что говорят:
«Если сразу заглушить мотор, тормозные диски и колодки перегреются».

Реальность:

  1. Тормоза охлаждаются за счет теплоотдачи в воздух, а не работы двигателя.
  2. Единственный случай, когда стоит проехаться без торможений перед остановкой — это трековые условия (например, после поездки по гоночной трассе или серпантинам).

Вывод: В городских условиях это неактуально.

Турбированные двигатели: здесь уже не все так просто

-6

С турбинами ситуация другая. Турбокомпрессор раскручивается до 150 000–200 000 об/мин и нагревается до 800–1000°C. Если сразу заглушить мотор:

  • Масло в подшипниках турбины перестает циркулировать.
  • Остаточный жар вызывает коксование масла в каналах.

Что делать?

  1. Дайте мотору поработать на холостых 1–2 минуты — это охладит турбину.
  2. Турботаймер — если он есть, просто вынимайте ключ, система сама заглушит мотор.

Важно: Это касается любых турбомоторов — и бензиновых, и дизельных.

Компрессорные двигатели: можно глушить сразу

В отличие от турбин, механический компрессор (например, на Mercedes M271 или Mini Cooper R53) не так сильно нагревается и не требует охлаждения.

Почему?

  • Приводится ремнем от коленвала (нет инерционного вращения).
  • Температура не превышает 150–200°C.
-7

Когда все-таки не стоит глушить мотор сразу?

  1. Если работает вентилятор охлаждения — значит, двигатель перегрет. Глушение приведет к разряду АКБ.
  2. После экстремальных нагрузок (например, буксовали в грязи или ехали в гору на высоких оборотах).

Вывод: глушить можно (но с умом)

Атмосферный двигатель? — Глушите сразу.
Турбина? — Дайте 1–2 минуты на холостых (или используйте турботаймер).
Компрессор? — Можно глушить без задержки.

Главное правило: Современные моторы не требуют сложных ритуалов. Следите за исправностью автомобиля, и спите спокойно.

Подписывайтесь на канал и оставляйте Ваше мнение в комментариях!

Оштрафуют ли весной и летом за наклейку «Ш» на автомобиле
Автоэксперт на пенсии27 апреля
Как мошенники в 2025-м зарабатывают на штрафах водителей от ГИБДД
Автоэксперт на пенсии24 апреля
70% автолюбителей согласятся: почему нужно вернуть пепельницы в автомобили
Автоэксперт на пенсии21 апреля