Найти в Дзене
КИРИН59 говорит

“Опустошение”: боевик-нуар, одновременно классический и модернистский

Оглавление

Через пару лет после завершения основного съёмочного процесса Нетфликс всё-таки отправил в релиз новый фильм Гарета Эванса. Пусть в его фильмографии лишь полдюжины полнометражных картин, но две из них именуются “Рейдом” – местами культовой дилогии, которая вдохнула жизнь в казалось бы умерший жанр боевика.

И да, “Опустошение” (Havoc) – это тоже жёсткий боевик, из-за чего многие любители жанра ждали картину с замиранием сердца. Однако через три дня после премьеры (когда пишется эта статья), оценки у фильма в лучшем случае прохладные.

Давайте разбираться вместе, каким получилось “Опустошение”.

Афиша фильма. Источник: https://www.kinopoisk.ru/
Афиша фильма. Источник: https://www.kinopoisk.ru/

О чём это

В центре сюжета детектив Уокер с привычно хмурым и чуть помятым лицом Тома Харди. Однажды вечером затянувшегося рабочего дня, в канун Рождества в придачу, Уокер возвращался в участок с выданной ему напарницей Элли (Джесси Мей Ли). Но по рации сообщили о происшествии в клубе неподалёку, и парочка ринулась на место преступления.

На этом самом месте обнаружилась куча тел, одним из которых оказался молодой босс филиала Триад в городе. Хуже того камеры видеонаблюдения засняли убегающего с пистолетом в руках Чарли (Джастин Корнвэлл) – сына Лоренса Бомонта (Форест Уитакер), главного кандидата в мэры города. Чарли сразу записывают в главные подозреваемые.

Уокер отправляется к старшему Бомонту сообщить о ситуации с младшим и тем самым закрыть их давнее тёмное дельце. Однако Лоренс хочет вернуть сына, в чём Уокер соглашается помочь, чтобы забыть, наконец, о тёмном прошлом.

Но ситуация осложняется тем, что в город приезжает глава всей Триады и мать погибшего (Ео Яннянн), естественно, чтобы отомстить. За Чарли начинают охоту и копы, и Триады, и убийцы из клуба и Уокер, конечно же.

Детектив Уокер (Том Харди). Кадр из фильма. Источник:  https://www.kinopoisk.ru/
Детектив Уокер (Том Харди). Кадр из фильма. Источник: https://www.kinopoisk.ru/

Кем это сделано

Как и в случае с вышеупомянутой культовой дилогией, Эванс ставил “Опустошение” по собственному сценарию и с той же творческой командой.

Но стоит сказать, что несмотря на культовый статус “Рейдов”, карьера британца Эванса не то чтобы взлетела. А если уж совсем откровенно, то она едва успела от пола оторваться.

Дебютный триллер “Шаги” (2006) 25-летний Гарет поставил ещё в Великобритании. Но фильм мало кто заметил, и постановщик поехал в Индонезию снимать документалку о набирающем популярность боевом искусстве силат. Там он познакомился с чемпионом Индонезии по силату Ико Увайсом, с которым они решили заняться игровым боевиком.

“Мерантау” (2009) снимался в Индонезии, где режиссёр обосновался на ПМЖ, держась на одном вдохновении и характерно-волевых. Несколько азиатских фестивалей фильм приняли тепло, но прокат завершился, едва преодолев планку в 150 тыс. $. Тем не менее Эванса и Увайса заметили. А через два года они сделали “Рейд” (2011).

Картину хвалили все, кому не лень (для меня он один из лучших боевиков), но при скромном бюджете в 1,1 млн. $ картина собрала в кинотеатрах такие же скромные 8,9 млн. $. Не провал, но и не хит. Вероятно, успех был потом, после продажи прав на телевидение и стриминги и после тёплого приёма критиков с аудиторией. Поэтому сиквел, к которому подводила концовка оригинала, заехал в кинотеатры всего через два года.

Гарет Эванс (слева) и Ико Увайс (справа), кадр со съёмочной площадки фильма “Рейд 2”. Источник:  https://www.kinopoisk.ru/
Гарет Эванс (слева) и Ико Увайс (справа), кадр со съёмочной площадки фильма “Рейд 2”. Источник: https://www.kinopoisk.ru/

“Рейд 2” (2013) обошёлся Эвансу уже в 4,5 млн. $. Только вот вчетверо возросший экшен, зрелищность и драматизм на успех не повлияли. Да, оценки были также высоки, но прокат принёс всего лишь 6,5 миллиона.

Тогда-то карьера Эванса могла бы закончиться окончательно. Но несколько лет спустя некогда перспективного постановщика подхватил Нетфликс, который сразу полюбил хватать всякое уже никому не нужное, и выдал Гарету деньжат на готический фолк-хоррор “Апостол” (2018). Хита опять же не случилось, но аудиторию атмосферный фильм привлёк. Да и оценки критиков вплотную приблизились к 8 баллам, пусть зрители и дали стандартные для жанра шестёрки.

Нетфликс продолжил сотрудничество с Эвансом на многосерийных “Бандах Лондона” (2020-), которые сочетали запоминающийся стиль “Рейдов” с мрачностью гангстерского триллера. И, знаете, сериал приняли даже лучше, чем сиквел “Рейда”.

Гарет Эванс. Источник:  https://www.kinopoisk.ru/
Гарет Эванс. Источник: https://www.kinopoisk.ru/

И где-то ближе к окончанию производства первого сезона “Банд” Эванс предложил стримингу новый сценарий боевика “Опустошение”, который запустили в производство в начале 2021 года.

Ремарка: К сожалению, уменьшение творческого контроля Гарета Эванса на “Банды Лондона” фактически лишило сериал запоминающегося визуального стиля режиссёра. Второй сезон почти лишился эффектных драк и перестрелок, сделав упор на сюжет. А вышедший в этом году третий сезон полностью вложился в лихой сюжет, отодвинув на второй план экшен и визуальную эстетику.

К касту "ОПустошения" на роли второго плана привлекли помимо прочих ещё Тимоти Олифанта с Луисом Гузманом, и завершили съёмки в разгар осени 2021-го. Однако фильм так и не представили публике – последовали пересъёмки, которые затягивались из-за расписания актёров, а потом фильм ещё и забастовкой накрыло. Проект на какое-то время положили на полку.

Так бы и лежать “Опустошению” в закромах Нетфликса, если бы боссы стриминга не вспомнил о незаконченной работе Эванса, которая добралась, наконец, до зрителя 25 апреля 2025-го. Только вот оценки боевика за три дня после премьеры едва преодолели 6 баллов. А это значит, что пора бы уже поговорить о том, каким он получился.

Кадр из фильма. Источник: https://www.kinopoisk.ru/
Кадр из фильма. Источник: https://www.kinopoisk.ru/

Как это выглядит

“Опустошение” не разменивается с первых же кадров, открываясь ночной погоней полиции за тягачом со стиральными машинами. И сразу заметна операторская работа Мэтта Фленнери, о котором я недавно упоминал – ловкие кульбиты, длинные проезды, и едва заметная тряска, чтобы подчеркнуть динамику, но не мешать разглядывать действо.

Однако тут же в глаза бросаются чуть размытые “задники”, будто из компьютерной игры. Думаю, если бы дело не происходило ночью, то всё выглядело ещё хуже. Но если не обращать на них внимания, то всё выглядит очень хорошо. И так уж получается, что Вы либо перестанете это замечать – это просто сам мрачный город так выглядит, либо будете замечать их постоянно, будто перед глазами очередной авторский кинокомикс.

Справедливости ради – это эффект лишь динамичных сцен, которых в фильме лишь пара.

После вступления, первую треть займёт завязка. И уже в ней станет очевидно, что перед нами не просто мрачный боевик, а целый нуар, или даже нео-нуар. Практически всё действие будет происходить ночью, найдётся место и роковой красотке (даже парочке), и дождю, и предательству, а по-настоящему положительных героев можно пересчитать по пальцам одной руки.

Потому-то сюжет не станет глубоко копать в своих героев, которых к тому же будет в достатке. Они будто и не герои даже, а некие собирательные типажи из классических нуаров, которых переосмыслили в современность и поместили в новое кино – такой компромисс между классикой и модерном.

И если первая треть после вступления будет больше тяготеть к классике, то середина и развязка – к модерну. Потому что к середине фильма, обозначив отношения между героями и, словно фигуры на шахматной доске, расставив их по своим местам, Гарет Эванс садится на свой любимый конёк – “мясной” экшен.

Длинная сцена, в которой герой Харди заходит в клуб “Медуза” на встречу с Чарли скоро перерастает в то, за что фанаты жанра полюбили дилогию “Рейд”. Только в этот раз Эванс щедро разбавляет кровавые драки перестрелками, несколько раз подмигивая создателям “Джона Уика”, которые подхватили за “Рейдом” едва поднятое знамя боевика и гордо понесли его в массы.

А в финале Эванс выдаёт и вовсе такую перестрелку, в которой эстету Джону просто не нашлось бы места. И всё по старым добрым лекалам жанра, которыми, кстати, не гнушался и “Джон” даже в своей фееричной четвёртой части.

Уокер (Том Харди) и Элли (Джесси Мей Ли). Кадр из фильма. Источник: https://www.kinopoisk.ru/
Уокер (Том Харди) и Элли (Джесси Мей Ли). Кадр из фильма. Источник: https://www.kinopoisk.ru/

Итог

Пусть прошло всего несколько дней, но уже сейчас можно сказать, что “Опустошение” не приняли ни профессиональные обозреватели, ни простой зритель.

Я даже не стану предполагать почему. Из-за того, что практически все задержавшиеся в производстве фильмы тонут, или потому что это фильм для стриминга Нетфликс, чьи фильмы крайне редко оценивают хорошо. Из-за того, что нуар давно вышел из моды, или из-за того, что боевики под классику широкой аудитории не очень нравятся. Из-за отсутствия крепкого сюжета с цельным протагонистом или из-за перебора с мрачностью. Причину, по которой от “Опустошения” у зрителя осталось чувство опустошения можно выбрать самому.

Лично мне боевик понравился, несмотря на целый ворох явных и не очень недостатков. Может, из-за моей симпатии к нуарам, может, из любви к такого рода боевикам. А может из-за банального желания расслабиться и погрузиться в мрачный, явно выдуманный мир “Опустошения”. Может, я хотел, чтобы после просмотра внутри не осталось ничего, кроме приятного осознания от того, что я живу в более светлом мире.

В “Медузе” тусовался Кирин59.

Смотрите только Хорошее Кино.

Кадр из фильма. Источник: https://www.kinopoisk.ru/
Кадр из фильма. Источник: https://www.kinopoisk.ru/

Оценки фильма на момент написания настоящей статьи:

Зрители

Кинопоиск: 6.1 (5 тыс. оценок)

IMDb: 6.0 (10,6 тыс. оценок)

Роттен Томатос, зрители: 39 % (500+ оценок)

Профессиональные обозреватели

Роттен Томатос, критики: 65 % (69 рецензий)

Метакритик: 58 из 100 (22 рецензии), то есть “смешанные или средние” отзывы