Найти в Дзене
Эстетика Эпох

Гаспар де Гусман Оливарес: «Испанский Ришелье» у власти и на портретах Веласкеса

Оглавление

Гаспар де Гусман-и-Пиментель, граф-герцог де Оливарес (1587–1645), вошёл в историю как один из самых влиятельных государственных деятелей Испании XVII века. Его часто сравнивают с французским кардиналом Ришелье — не только из-за масштаба власти, но и благодаря реформаторским амбициям и непростой судьбе. Фаворит короля Филиппа IV, он 23 года управлял Испанией, стремясь вернуть ей былое величие, но стал жертвой собственных амбиций и исторических обстоятельств.

Диего Веласкес (1599-1660). Погрудный парадный портрет первого министра Испании дона Гаспара де Гусмана, графа-герцога де Оливареса (около 1638 года). Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Диего Веласкес (1599-1660). Погрудный парадный портрет первого министра Испании дона Гаспара де Гусмана, графа-герцога де Оливареса (около 1638 года). Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

От Рима до Мадрида

Гаспар де Гусман Оливарес родился в 1587 году в Риме, где его отец служил испанским послом при папском дворе. Семья принадлежала к высшей аристократии Испании, в честь его дяди, Монтеррея, был назван город в Мексике.

Детство и юность Гаспара прошли в Италии — его отец занимал пост королевского наместника Сицилии и Неаполя. Лишь в 14 лет Оливарес впервые отправился на историческую родину. В Испании он получил образование в Саламанкском университете, одном из центров науки и культуры эпохи. Изначально готовившийся к духовной карьере, он изучал там богословие.

Однако смерть старших братьев и отца в 1607 году изменила его судьбу: Гаспар унаследовал титул графа Оливареса, женился на кузине — дочери Монтеррея. и обратился к светской жизни.

Однако богатство и статус не утолили его амбиций. Оливарес безуспешно пытался получить титул гранда — высшего дворянского звания. Последующие восемь лет он провёл в провинции, управляя своими владениями.

Путь к власти: от скромного управленца к фавориту

К 1615 году здоровье короля Филиппа III ухудшилось. Придворные группировки, включая сторонников герцога Лермы, стали окружать наследника престола своими людьми. В их число вошёл и Оливарес. После смерти Филиппа III и падения Лермы Оливарес сохранил позиции благодаря доверию нового короля — Филиппа IV.

Питер Пауль Рубенс (1577–1640). Портрет короля Испании Филиппа IV (1605-1665), около 1629 года
Питер Пауль Рубенс (1577–1640). Портрет короля Испании Филиппа IV (1605-1665), около 1629 года

Диего Веласкес (1599–1660). Портрет короля Испании Филиппа IV (1605-1665), 1644 год, Коллекция Фрика, Нью-Йорк
Диего Веласкес (1599–1660). Портрет короля Испании Филиппа IV (1605-1665), 1644 год, Коллекция Фрика, Нью-Йорк

Диего Веласкес (1599–1660). Портрет короля Испании Филиппа IV (1605-1665), около 1655
Диего Веласкес (1599–1660). Портрет короля Испании Филиппа IV (1605-1665), около 1655

В 1621 году он стал официальным королевским фаворитом (валидо), получил титул герцога Санлукар-ла-Майор и объединил титулы в экстравагантное звание «граф-герцог».

Валидо — официальный фаворит короля, название человека, которому король Испании передавал власть, не давая особого положения или должности. Он был как бы «тенью короля» и пользовался его личным доверием.

Граф-герцог де Оливарес сосредоточил в своих руках бразды правления.

Реформатор с железной волей

Оливарес стремился возродить испанскую монархию через внутренние преобразования. Он инициировал борьбу с коррупцией, развивал промышленность и пытался укрепить моральные устои знати. В 1629 году по его указу была основана Королевская коллегия в Мадриде — элитное учебное заведение под управлением иезуитов. Желая очистить общество, он добился запрета проституции и учредил придворную службу надзора за нравственностью. Однако эти меры, хотя и повышали уровень жизни, вызывали недовольство элит и простого народа, особенно на фоне военных неудач.

Внешняя политика: амбиции и поражения

Во внешней политике Оливарес руководствовался идеей реванша. Он стремился вернуть территории, утраченные в Германии и Нидерландах, что привело к участию Испании в Тридцатилетней войне (1618–1648).

Фаворит мечтал вернуть утраченные Испанией территории. Его амбиции требовали огромных военных расходов, что истощило казну. К 1627 году Испания объявила о банкротстве.

Диего Веласкес (1599–1660). Конный портрет графа-герцога Оливареса (1587–1645), ок. 1636 г. Королевский дворец Мадрида
Диего Веласкес (1599–1660). Конный портрет графа-герцога Оливареса (1587–1645), ок. 1636 г. Королевский дворец Мадрида


Гаспар де Гусман Оливарес (1587–1645), 1638 год
Гаспар де Гусман Оливарес (1587–1645), 1638 год

Поражения в Нидерландах, Франции и Италии, восстание Каталонии (1640) и отделение Португалии (1640) подорвали авторитет Оливареса. Недовольство вылилось в бунты по всей стране. Одновременно при дворе усилилась оппозиция.

К 1643 году страна оказалась на грани экономического краха, и король, опасаясь народного гнева, отправил фаворита в отставку. Оливарес умер два года спустя в забвении, а его титулы позднее перешли к герцогам Альба.

Образ властителя: между Веласкесом и историей

Диего Веласкес (1599-1660). Погрудный парадный портрет первого министра Испании дона Гаспара де Гусмана, графа-герцога де Оливареса (1587–1645), около 1638 года. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Диего Веласкес (1599-1660). Погрудный парадный портрет первого министра Испании дона Гаспара де Гусмана, графа-герцога де Оливареса (1587–1645), около 1638 года. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Портрет Оливареса кисти Диего Веласкеса (1638, Эрмитаж) — не просто шедевр «золотого века» испанской живописи, но и психологический документ эпохи. Художник, чью карьеру граф-герцог поддержал, изобразил его в скромном чёрном камзоле, выделив «умные глаза» и «блеск стали» во взгляде. Несмотря на камерность формата, Веласкес передал силу характера и внутреннюю тревогу человека, чья власть уже дала трещину. Как отметил директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, «сложность натуры проступает через маску холодной непроницаемости».

Контрастом служит парадный портрет Хуана Карреньо де Миранды (1670-е, ГМИИ им. Пушкина), написанный уже после смерти Оливареса. Здесь он предстаёт как уверенный в себе гранд, но искусствоведы полагают, что Миранда вдохновлялся работами Веласкеса, подчёркивая преемственность образов.

Наследие «испанского Ришелье»

Оливарес остаётся фигурой противоречивой. Его реформы замедлили упадок Испании, но жёсткая централизация и военные авантюры ускорили кризис. Однако именно при нём расцвел талант Веласкеса, а в историю вошли портреты, запечатлевшие не только власть, но и человеческую сложность. Как писал Пиотровский, «правдивый образ создан в рамках официальной живописи» — возможно, это лучшая эпитафия человеку, который пытался сохранить империю, но стал жертвой её иллюзий.

Эстетика Эпох