Для Советского Союза не было секретом, что в течение 1942 года вермахт уже приступил к совершенствованию вооружения и брони своих предыдущих основных моделей танков PzKpfw III и PzKpfw IV, а также внедрил новую пушки Pak 40 на Восточном фронте. Это прямо говорило о том, что в России знали, что в обозримом будущем появятся и новые немецкие тяжелые танки «Тигр» и PzKpfw V «Пантера».
Конструкторы были вынуждены переключить свое внимание с упрощения массового производства существующих моделей танков на повышение качества.
Наибольшего внимания, несомненно, требовал тяжелый танк КВ. После переноса на Урал Кировского завода, конструкторское бюро Котина, именуемое ЦКБ-2 (Центральное конструкторское бюро-2), внесло ряд усовершенствований в конструкцию КВ-1.
Новый КВ-1 образца 1942 года имел еще более толстую броню корпуса и башни, чем предыдущий КВ-1 образца 1941 года.
В новой версии броня корпуса была увеличена с 75 мм до 90 мм, а также была спроектирована новая литая башня с лобовой бронёй толщиной 120 мм.
КВ-1 образца 1942 года выпускался в двух модификациях: с более ранней толстой сварной башней и с более новой толстой - литой. Внешне он был почти идентичен более ранним моделям, единственным заметным внешним изменением был угловой свес сзади, который у модели 1941 года был круглым.
Однако дополнительная броня сделала КВ-1 (1942 г.в) еще более медленным и менее управляемым, чем предыдущие версии. С появлением новых немецких длинноствольных бронебойных 75-мм пушек и их новых боеголовок даже эта более толстая броня стала уязвимой для нового поколения танковых и противотанковых орудий на поле боя.
Это вынудило советское командование уже летом 1942 года изъять танки КВ из состава танковых бригад и использовать их в отдельных полках поддержки пехоты, где их низкая скорость и подвижность не мешали действиям Т-34.
Поэтому главному инженеру ЦКБ-2 Н. Духову была поставлена задача перепроектировать танк КВ в условиях крайне противоречивых обстоятельств.
Первоначальный проект КВ-3 явно отвечал потребностям советского Верховного командования, поскольку он восстанавливал бы разумное положение, согласно которому тяжелый танк был лучше вооружен, чем стандартный средний танк во всех вооруженных силах.
Однако внедрение КВ-3 также потребовало бы открытия новых производственных мощностей для его двигателей, пушек и боеприпасов. Однако для СССР это было явно неприемлемо, поскольку летом 1942 года им едва удалось произвести больше танков, чем было потеряно на полях сражений.
КВ-1С
Поскольку ни новый двигатель, ни новая пушка не являлись приемлемыми альтернативами, Духов был вынужден улучшить подвижность танка КВ, уменьшив броню до уровня КВ-1 образца 1941 года.
Однако в то же время Духов внес столь необходимые усовершенствования в конструкцию башни КВ-1. Был изменён расчет башни до двух человек, третий член экипажа был убран, так как выполнял архаичную роль пулеметчика задней башни, перегружая командира дополнительной задачей заряжающего.
Ситуация с КВ-1 была на самом деле намного хуже, чем с танком Т-34, поскольку на тяжелом танке командир даже не имел доступа к прямому башенному люку, который вместо этого располагался над кормовым стрелком. Это сделало невозможным управление башней из открытого люка, что было обычной практикой среди немецких командиров.
В новой версии танка КВ-1С (буква «С» означает «скоростной») Духов решил эту проблему, разместив командира позади наводчика с обзорной башенкой на 360° и использовав пулеметчика задней башни в качестве заряжающего.
Этот новый КВ-1С также получил требовалось срочно усовершенствовать трансмиссию, и в августе 1942 года началось его производство.
Однако у Красной Армии в запасе оставался старый КВ-1, который был медленнее Т-34 и дороже в производстве, вооруженный той же пушкой и столь же уязвимый для все более распространенных немецких 75-мм пушек, как и стандартный средний танк.
Настроение танкистов так охарактеризовал генерал М. Е. Катуков, командовавший советской 1-й гвардейской танковой бригадой: «Т-34 оправдал наши надежды и хорошо себя зарекомендовал. А вот тяжелый танк КВ… Солдатам он не нравится. Он очень тяжелый, громоздкий и неподвижный. Он преодолевает препятствия лишь с большим трудом. Он часто повреждает мосты и становится причиной других аварий. И самое главное, он вооружен той же 76-мм пушкой, что и Т-34. Возникает вопрос, в какой степени он превосходит Т-34? «Если бы у КВ была более мощная пушка или больший калибр, то можно было бы простить его вес и другие недостатки».
В результате этих взглядов летом 1943 года Сталин принял решение полностью прекратить производство тяжелых танков. Однако конструкторское бюро КВ и Малышев из НКТП убедили его, что КВ-1С, по крайней мере, снимет проблему скорости, а отмена танка КВ резко повлияет на производство танков в решающий момент. Сталин отозвал свои требования, но Котин понял, что для выживания концепции тяжелого танка потребуется существенная переработка КВ-1.
КВ-85
Котин разделил свое конструкторское бюро на две группы: одну под руководством Духова, которая отвечала за модернизацию танка КВ-1С, и на другую под руководством Шашмурина, Ермолаева и Циеца, которая должна была начать разработку радикально переработанного проекта под обозначением КВ-13.
Самым серьезным ограничением конструкции КВ-13 было настойчивое желание НКТП сохранить в качестве стандартного вооружения российских танков устаревшую 76,2-мм танковую пушку Ф-34.
Первое появление танка «Тигр» под Ленинградом и применение многочисленных «Тигров» в зимних боях под Харьковом окончательно заставили НКТП отказаться от своих желаний. Было очевидно, что 76,2-мм пушка становится недостаточным в качестве стандартного вооружения для всех средних и тяжелых танков и механизированной артиллерии.
В качестве краткосрочного решения команда Духова установила на танк КВ-9 122-мм гаубицу М-30, но, как и в случае с СУ-122, эффективность этого оружия против танков оказалась разочаровывающей.
Нужна была новая, длинная пушка, подобная немецкой 88-мм. Конструкторским бюро Грабина и Петрова было поручено разработать новые 85-мм орудия с использованием боеприпасов существующих 85-мм зенитных орудий.
Кроме того, НКТП поручил отделам развития проработать другие варианты. Команда Морозова пришла к выводу, что 57-мм противотанковая пушка ЗИС-2 обладает лучшими бронебойными характеристиками, чем 76,2-мм танковая пушка Ф-34.
Бронебойный снаряд БП-350П калибра 76,2 мм мог пробить 94 мм брони на расстоянии 500 метров, а бронебойный снаряд БП751П калибра 57 мм мог пробить 140 мм брони на той же дистанции.
Первоначально ЗИС-2 устанавливалась на Т-34, но замена орудия означала, что танк потеряет отличную взрывную мощь 76,2-мм пушки.
Вопреки распространенному мнению, что танки должны в первую очередь сражаться с другими танками, это совсем не так. Танку приходится сражаться с разными целями, и вражеские танки — самая редкая из них. А для всех этих целей важны снаряды с большим взрывным эффектом. Поэтому об использовании пушки ЗИС-2 не могло быть и речи.
Во время танковой битвы на Курской дуге летом 1943 года конструкторское бюро Котина разработало несколько вариантов нового танка КВ-13, экспериментируя с новыми подвесками колес, конструкциями корпуса и башни.
В качестве первого временного решения, КВ-1С был оснащен 85-мм пушкой под обозначением КВ-1С-85. Однако этот проект не был принят, поскольку башня была слишком узкой для размещения экипажа.
Поэтому на базе КВ-13 была разработана новая конструкция. Также поменялось обозначение, Поскольку друг Сталина К. Ворошилов, в честь которого был назван танк КВ, впал в немилость. Новый танк получил название ИС-1 или ИС-85 (в честь Иосифа Сталина).
Этот танк получил 85-мм пушку и был хорошо бронирован, как и КВ-1 образца 1942 года. Однако Благодаря доработанному корпусу и башне, а также установке новой трансмиссии ИС-1 стал столь же маневренным, как и более легкий КВ-1С.
Опытный образец был представлен Сталину в августе 1943 года и сразу привлек большое внимание. Однако, поскольку до начала производства танка «ИС» должно было пройти время, возникли некоторые опасения по поводу вооружения. Как и КВ-1, ИС-1 был вооружен только теми же пушками, что и недавно запланированный стандартный средний танк Т-34-85.
Чтобы сократить время до начала производства танка, Кировскому заводу было приказано построить ограниченное количество танков КВ-1С с более бронированной башней ИС-1 под индексом КВ-85.
В сентябре и октябре 1943 года было выпущено 130 KW-85. Далее, после существенных изменений, началось производство танка «Иосиф Сталин».