Сюжет о мачехе, влюблённой в пасынка, описан ещё в древнегреческой истории о царице Федре и Ипполите, и в библейском сюжете об Иосифе Прекрасном.
Эта история просто не могла закончиться хорошо. А закончилась в итоге – просто ужасно.
Дело происходит в благополучной Швеции. Семейная пара средних лет, Анни и Петер, живёт в комфортабельном доме в симпатичном зелёном пригороде, почти в лесу. Петер – высококвалифицированный врач, Анни – очень занятой адвокат. У супругов подрастают дочки лет восьми, близняшки Фанни и Фрида.
Жизнь спокойна и размеренна, хотя, конечно, иногда кажется скучноватой. Всё идёт, как обычно, но одним утром Анни обнаруживает, что Петер встревожен и нервничает: он получил известия от своей бывшей жены, Ребекки. Ребекка после развода уехала в соседнюю Данию с их общим сыном и там жила почти 15 лет (с отцом мальчик всё это время не виделся и не общался). И как раз сейчас начались проблемы с сыном – Густавом. Он совсем отбился от рук. Ребекка не справляется с подростком и хочет отдать его в интернат. Петер и Анни приходят к общему мнению: не надо в интернат, пусть мальчика привезут сюда и они попробуют заняться его воспитанием.
Густав против переезда, но и в интернат он не хочет, а Ребекка практически совсем отчаялась урезонить борзого подростка.
Анни и Петер – культурная и благополучная пара среднего класса. Правда, они совсем не задумываются, как именно они будут справляться с неуправляемым подростком, если Анни на работе почти круглые сутки, и ещё домой работу тащит, а Петер тоже сутками пропадает в больнице. Клиенты Анни – социально неблагополучные граждане, жертвы насилия, абьюза, жестокого обращения, изн***лования. Она то читает документы по юридическим процессам с утра до ночи, то приглашает клиентов даже к себе домой.
Она строгая, даже жёсткая – и при этом очень поддерживающая. Анни отлично знает изнанку жизни и стойко держится даже в кризисных ситуациях. Если посмотреть – то Анни очень уважаемый и успешный член общества, помогает обездоленным, и себя не забывает – зарабатывает она очень и очень неплохо.
Забота о детях обычно – тоже на ней. Отвозит дочек в школу и на уроки верховой езды или танцев – тоже она, Анни.
Когда колючий подросток появляется в доме этой спокойной пары, он приносит с собой бурные чувства, ссоры и недовольства. Петер и Густав, отец и сын, впервые, фактически, живут в одном доме. Густав совершенно не рад тому, что его выдернули из привычной среды, из своей школы и отправили в другую страну, к чужому ему отцу и незнакомой мачехе. И он ярко показывает своё несогласие. Зачем? Ну, просто так; он же подросток.
И буквально в первые же дни после приезда мальчика Анни, войдя в дом, видит, что её вещи разбросаны по комнате и пропало самое ценное: планшет, ювелирка, техника. Она заявляет в полицию. Густава она тоже предупреждает: проверь свою комнату, нас ограбили. Но нет, вроде у Густава ничего не пропало.
Полиция ищет, но ничего не находит – зато кое-что находит Анни. Она обнаруживает маленький брелок в кармане джинсов Густава, которые он бросил в стирку (а она проверила карманы перед тем, как положить в машинку). Этот брелок был в её сумочке, которая пропала при ограблении! И теперь он находится у Густава. Значит, вор – именно он, этот несносный мальчишка.
Анни – опытный и умный юрист. Она решает разыграть эту карту: Анни жёстко сообщает Густаву, что нашла в его вещах брелок из своей сумочки и может заявить на него в полицию в любой момент. И тогда полиция и социальные службы возьмут его в оборот и перемелют в своих жерновах – уж ей ли не знать, как работает эта система! Так что, Густав, у тебя есть выбор, говорит она: или ты перестаёшь бузить и вливаешься в семью, или я сдаю тебя полиции и те уж знают, как обеспечить тебе "сладкую жизнь".
Густав успокаивается и начинает вести себя поспокойнее. Он даже находит общий язык с единокровными сестрёнками-близняшками. Девчонки-близняшки его обожают: он гоняет с ними в мяч, придумывает забавные игры и даже делает импровизированные интервью на старый диктофон отца.
Всё вроде как устаканивается, и семья живёт даже спокойно: мама и папа на работе, Густав играет с девчонками. Беспокойный подросток унялся, завёл новых друзей и даже приводит домой в гости девочек.
Вот только... Анни начинает смотреть на Густава всё более пристальным, долгим и странным взглядом. Казалось бы – у них обычные отношения заботливой мачехи и пасынка. Она болтает с юношей, пьют вместе пиво после её работы, вместе ходят с близняшками на пляж, делятся секретиками. Густав даже берёт у мачехи интервью – он у всех берёт интервью, он ещё не наигрался с отцовским диктофоном.
Но общение Анни и Густава становится всё более непринуждённым. Они сидят рядышком, обсуждают личное. Анни замечает у Густава татушку – и он предлагает набить ей тоже на руке. Она отнекивается, и между ними происходит разговор, который звучит очень лично и интимно. Нет, нет, речь не идёт ни о каких непристойностях – но такой разговор сближает. Он о том, что важно, какие ценности у обоих собеседников. Непонятно, то ли Анни не может противиться своей тяге к Густаву, или просто сама ситуация, в которой она узнаёт всё ближе этого дерзкого привлекательного мальчишку, затягивает её в этот омут.
В Густаве нет пока что ничего особенно мужественного, даже его очарование – совершенно мальчишеское, несоблазняющее. Но Анни потянуло к нему. И она начинает опасную игру, не понимая, чем это грозит.
Она даже сама толком не отдаёт себе отчёт в своих чувствах. Но у неё явно портится настроение, когда Густав приводит домой с вечеринки симпатичную сверстницу, они запираются в его комнате и оттуда начинают доноситься странные вздохи и стоны.
Анни, глядя на любовную жизнь пасынка, явно задумывается о том, насколько привлекательна ещё она сама. Она подолгу стоит перед зеркалом и рассматривает своё обнажённое тело. Она стройна, хотя растяжки на животе, оставшиеся от беременности близняшками, напоминают о возрасте.
Анни не может отогнать мыслей о пасынке. Да она, вроде, и не старается.
Она никому не рассказывает о своей внутренней борьбе: из-за кромешной и постоянной работы друзей у неё почти нет; самый близкий друг – это родная сестра Лина, которая работает маникюршей. Даже и сестру Анни видит только по делу: когда приходит подновить маникюр; совмещая, так сказать, приятное с полезным.
В поведении Анни происходят перемены: она становится более чувственной, более игривой, чаще пристаёт к мужу, соблазняет его, настаивает на близости. Муж не против – он не знает, что Анни пытается таким образом сбросить растущее в ней напряжение и куда-то слить страсть.
А сопротивляться соблазну становится всё более нереально: и вот Анни вместе с Густавом сбегает со скучной вечеринки со взрослыми гостями в бар. Они выпивают лёгкий алкоголь, курят, болтают, им весело. Близость Густава становится совсем уж невыносимой, и Анни впервые целует мальчика.
Но и это ещё может прокатить, как родительский умилённый поцелуй почти-матери.
Роковым становится день, когда Густав, заигравшись с близняшками, прячась за деревом, случайно приближается к Анни и берёт её за руку. Её словно молния ударяет. Возможно, мальчишка и не замечает, что именно случилось со взрослой дамой, но Анни – она не может уснуть, не могла успокоиться, не может справиться с собой.
И ночью, когда муж был на дежурстве в больнице, она заходит в комнату Густава. Тот ещё не спит, читает. Она молча приближается, её не может остановить его вопросительный непонимающий взгляд. Она протягивает руку под одеяло – и Густав уже не может и не хочет ничего говорить, не имеет сил возражать.
Всё случается. Они ничего не говорят и даже не целуются. Это просто близость тел (в фильме показанная достаточно откровенно). Только стараются не шуметь, понимая, что нельзя этого делать.
Когда всё заканчивается, оба ошеломлены. Ни Анни, ни Густав не понимают, что делать – и не объясняются. Анни просто чмокает юношу напоследок и убегает в свою комнату.
Наутро оба ведут себя так же, как обычно. Разве что Анни выглядит ещё более изнеженной, томной, вальяжной и довольной – но может показаться, что она просто довольна жизнью.
Густав же – такой же, как всегда.
И первое время, казалось бы, не происходит ничего страшного. Только Анни стала чаще соблазнять мужа. Только в их близость добавились новые нотки: Анни, казалось, дразнила Петера, бросала ему вызов, была более страстной и яркой.
Но при первой возможности Анни и Густав уединялись по всем уголкам большого комфортного дома и предавались запретной близости. Страсть была тем более яркой и обжигающей, что любовников ежесекундно могли застукать.
И один раз это даже случилось: Петер вернулся из больницы пораньше, а близняшки играли в видеоигру на приставке. При звуках голоса Петера любовники похолодели и отпрянули друг от друга, лихорадочно приводя себя в порядок. Но им повезло – он ни о чём не догадался.
У Анни и Густава, казалось, почти настоящая любовь: они не только бросались друг на друга в тайных порывах страсти, они ещё и разговаривали. Обсуждали вещи глубоко личные – как это делают влюблённые.
Вот Густав спрашивает (записывая это на свою любимую игрушку, на диктофон): Кто ты? Чего ты боишься больше всего на свете? Что в твоей жизни было самое худшее? Что самое лучшее? Какое твоё любимое блюдо? Что ты взяла бы на необитаемый остров? С кем у тебя впервые в жизни была близость?
Такие вопросы – они позволяют узнать человека и полюбить, действительно искренне полюбить его самого. А это гораздо круче и глубже, чем просто приступы страсти.
Густав – подросток. Мальчики в таком возрасте гиперсексуальны и не могут противиться бурному напору тестостерона в крови. А Анни... Кажется, она почти влюбилась.
Но только почти.
Она не хочет рушить свою привычную жизнь.
И однажды их действительно разоблачают. На семейном празднике сестра Анни, Лина, замечает неподобающие объятия мачехи и пасынка.
Лина – сестра и близкая подруга. Она не сдаёт Анни, но показывает, что решительно её осуждает.
И Анни пытается всё закончить. Пытается всё прекратить. Но это не так-то просто. Густав всё-таки почти ребёнок. И реагирует он совершенно по-детски: обижается, хулиганит (все принимают это за обычные подростковые выходки). Никто ни о чём не догадывается – мало ли, мальчишка плохо себя ведёт.
Анни хочет сохранить всё произошедшее в секрете от Петера и просто "жить, как прежде". Но ей непросто это сделать. Она поминутно ждёт разоблачения. Становится более напряжённой, дёрганой, нервной. Один раз даже не удерживает руль автомобиля и влетает в дерево (правда, в машине она одна, никто в итоге не страдает).
Анни не социопатка (только социопаты могут безмятежно реагировать на опасность), она ощущает давление и постоянный страх разоблачения.
(истории о социопатах можно почитать по ссылкам ниже)
И однажды Густав просто сознаётся Петеру: да, мы были любовниками с мачехой. Петер вызывает жену на объяснение. Видно, что Анни ощущает даже некоторое облегчение: ну наконец-то, невозможно носить это всё в себе.
Но она... не сознаётся! И переходит в атаку.
Анни – адвокат высочайшего класса, совладелица юридической фирмы. Она умеет отлично держаться под давлением и строить стратегию оправдания.
Так что она стоит на своём: ничего не было, гадкий мальчишка меня оговорил. И, кстати, твой сыночек, Петер – совсем не невинная овечка: он уже обокрал наш дом! (Анни не рассказала мужу ни про брелок, ни про тот свой разговор с Густавом, где она шантажировала его полицией). И вообще: кому ты веришь, Петер? Этому, почти незнакомому мальчишке, который и жить-то с нами начал недавно – или мне, матери твоих детей? Никогда тебе этого не прощу!
Всё выглядит, как праведный гнев порядочной женщины, которую напрасно оговорил из вредности дрянной мальчишка.
Теперь Густав выглядит бледно.
И... Он ведь совсем подросток – он не знает, что сказать. Он может скандалить, орать, вести себя плохо. Но просчитать последствия своих действий подростки не могут. Он в этом месте оказывается совершенно беспомощен перед взрослой и опытной Анни.
В этом месте очень остро понимаешь, насколько неравны их силы. И насколько некрасивое, подлое поведение – вовлечение почти детей во взрослые любовные игры не по возрасту (да, я имею в виду недавний скандал с Оксимироном). Этот фильм – лучший пример того, почему такое поведение – подлое и гадкое. Со сверстниками подростки в одной "весовой категории". А здесь, в этом фильме, показано, как взрослая женщина пережевала мальчишку и выплюнула.
И последствия были ужасны.
Анни и Петер пытаются "поговорить" с Густавом. Он в ярости: он знает правду, а ему никто не верит! (Анни как будто бы в перевёртыше: обычно именно она на стороне правды и защищает подростков от насилия взрослых, а теперь уже она давит на мальчишку). И что он может сделать? В бессильной злобе Густав только и находит, что плюнуть в мачеху. Анни гордо выходит из комнаты, красиво бросив мужу: "Чтобы больше его в моём доме не было!".
И Густав уезжает в интернат. Душераздирающая сцена прощания с близняшками, которые обожают единокровного брата. Девчонки очень полюбили Густава и не хотят, чтобы он уезжал. Как же одиноко в этой ситуации Густаву! Он совсем один, мать от него отказалась, отец его наказал и отверг, а мачеха соблазнила и теперь строит из себя оскорблённую невинность. Одни только близняшки любят его просто так, но что они могут сделать? Они совсем маленькие.
А жизнь идёт своим чередом. Анни работает в юридической фирме, помогает слабым и обездоленным. На Рождество близняшкам дарят собаку – милого лабрадора. Анни с мужем ведут обычную светскую жизнь обеспеченного среднего класса: принимают гостей, много работают. О Густаве они почти не вспоминают.
А ему, повидимому, в интернате не сладко: в канун Рождества он пытается прорваться в дом Анни и Петера, но отца нет дома, а мачеха прогоняет его. Густав уходит.
И живым его больше не видел никто.
В интернат он не вернулся. Одинокий заплаканный подросток пытался дойти пешком до лесного загородного домика Петера, где уже бывал с отцом, но не дошёл. Когда через несколько месяцев, когда сошёл снег, обнаружили его тело, то полиция предположила, что мальчик в какой-то момент просто сдался: сел на землю и не смог встать.
Ему было незачем.
Он всё-таки был просто одинокий подросток, никем не понятый, никому не интересный. Мать с ним не справлялась, отец его совсем не знал, а мачеха попользовалась им хищнически и попыталась заткнуть ему рот.
Ему было совершенно не на кого опереться. Опор не было ни в нём самом, ни снаружи. У него просто кончились силы. Он сел на землю и не стал бороться.
Вот это важно помнить: несмотря на то, что подростки выглядят уже большими и совершенно сформировавшимися, внутри они абсолютно незрелы и нуждаются в помощи и бережной поддержке. И нет, даже если они требуют относиться к себе, как ко взрослым и предоставить им свободу – они всё ещё дети.
Тем страшнее эта история о том, как подросток был сломлен взрослым человеком, которому он доверял; сломлен психологически. Подросток был использован и выброшен, как ненужная вещь. Да, Анни защищала свой привычный уклад – но защитить его не смогла. Между нею и Петером никогда не будет всё, как прежде. Пусть Петер не знает и никогда не узнает об её измене – но смерть сына он не простит; в первую очередь – себе не простит.
Безмятежный, сытый и спокойный мир Анни был разрушен навсегда.
______________________________
А ещё у меня есть телеграм-канал по психологии. Сейчас пишу там о том, как строить отношения. Подписывайтесь, чтобы читать новое и интересное!