В этой истории мало яростных выяснений обстоятельств и даже скандалов, но, поверьте, для всех, кто попал в этот переплёт, ситуация была тяжёлой и мучительно раздирающей.
Сюжет фильма незамысловат: восьмидесятые годы, Италия. В Неаполе живёт семья с двумя детьми. Отец, Альдо, работает на радио. Там он ведёт передачу о книгах, где пересказывает сюжеты классических произведений или рассказывает о них на манер нынешних подкастов.
Мама, Ванда, растит двоих детей: старшую дочку Анну и младшего сына Сандро. На момент начала истории девочке лет 10, а мальчику около 6 или 7.
Нормально, в общем, живут. Хотя...
В общении Ванды с мужем всё чаще проскакивают слабые, но заметные нотки раздражения. Супруги практически не взаимодействуют друг с другом, кроме как по вопросам быта или заботы о детях... Но, в целом, придраться особо не к чему. Нормально, в общем, живут.
Пока одним обычным вечером Альдо не огорошивает Ванду: знаешь, а ведь я тебе изменил. Я переспал с другой женщиной!
Ванда возмущена и засыпает мужа сотней вопросов: Зачем ты это сделал? Как долго это длится? Кто она? Как это было, где это было?
И, главное – зачем ты мне это сказал? Нет, серьёзно, Альдо, а зачем, зачем ты сознался? От меня-то ты чего хочешь?
Альдо и сам не знает. Он сознаётся, что... ну, просто я должен тебе об этом сказать.
Ванда, разумеется, в ярости. Она оскорблена, унижена, взбешена и хочет прийти в себя после такого открытия. Она выгоняет Альдо из дома: уйди, у меня есть право побыть одной.
Но через некоторое время, всё обдумав, Ванда появляется на пороге радиостудии и просит мужа вернуться. Дети скучают. У нас же семья. И, главное, Альдо: когда мы с тобой поженились, мы давали клятву, что это будет навсегда. Меня ведь тоже не всё устраивает, но я остаюсь в семье и не ищу развлечений на стороне!
Но Альдо, кажется, распробовал вкус свободы и не особенно рвётся возвращаться. Тем более, что его новая любовь – вот тут, под боком. У него роман с молодой коллегой по радиостанции, красивой брюнеткой Лидией.
Ванда возвращается домой ни с чем. Она выполняет обязанности по дому и заботе о детях, но внутри вся кипит от ярости. Тем более, что вся её семья, её близкие – в другом городе: она переехала из родного города в Неаполь вслед за мужем, которому предложили тут работу на радио.
И Ванда совершает ряд безумных поступков.
Одним утром, отвозя детей в школу на машине, она видит мужа, который прогуливается с Лидией за ручку, как шерочка с машерочкой. Ванда не выдерживает, выскакивает из машины и пытается избить обоих. Они сопротивляются. Кошмарной драки не случается, никто не бьёт насмерть, но дети всё же видят эту безобразную сцену и потрясены.
Ванда явно недовольна общением детей и Альдо и пытается вставлять им палки в колёса. Дети рады отцу, конечно, но Ванда встречает Альдо холодно и осыпает градом мелких уколов.
Есть такая особенность: в кризисной ситуации у человека обостряются, становятся более выраженными его основные психологические черты. Например, приятный и дружелюбный человек может стать слащавым и невыносимо оптимистичным; остроумный человек будет постоянно говорить ядовитые шуточки и подкольчики. А Ванда, видимо, была контролирующей, потому что у неё обострилось желание всеми командовать, всё указывать и управлять любыми мелочами в жизни семьи и детей.
Не будем её за это винить – она всё-таки была в жутком, ужасающем стрессе разрыва. Ванда была обижена, уязвлена и очень одинока. Так что она справлялась таким образом, поминутно регулируя поведение и жизнь детей и указывая мужу, что делать с ними.
Альдо же, кажется, счастлив с новой любовью. Лидия – очень обаятельная и милая, отвечает ему искренней взаимностью и действительно, кажется, хороший человек.
Но дети... Его дети... Перед ними он постоянно ощущает себя виноватым и хотел бы общаться с ними.
Одинокая, брошенная, непонятая, ненужная Ванда мечется по квартире их старого неапольского дома. И однажды... Однажды она просто не выдерживает и перелезает через балконное ограждение. Этаж у них третий или четвёртый. Больница, переломы. Ванда в одиночестве (без друзей и родных) валяется в палате и молча, мысленно сочиняет письмо Альдо. Там она проклинает его, упрекает в том, что он предал их детей и двенадцатилетний брак. Ты слабый, нерешительный, поверхностный! – злится она. Ты не выполнил своих обещаний, ты не ценишь тех жертв, которые я принесла ради нашей семьи и нашего брака!
Во время долгой реабилитации Ванде помогает только Анна, больше помочь им некому.
Оправившись от травм, Ванда, пытаясь уколоть Альдо побольнее, через суд добивается единоличной опеки над детьми. И их отношения прерываются на несколько лет (на 3-4 года где-то, судя по возрасту детей). Альдо погружается в отношения с Лидией, а Ванда пытается залечить душевные раны.
За это время страсти остывают, Ванда восстанавливается и, после попытки Альдо наладить отношения, соглашается позволить детям и отцу общаться.
Она вышла на работу (трудится учительницей), дети подросли (Анне уже где-то лет 13, Сандро – 9 или 10).
Дети рады отцу и пытаются наладить их отношения. Через некоторое время начинают общаться и Альдо с Вандой – она уже не так враждебна. Супруги (они не развелись, просто разъезжались на время) вполне мирно общаются. Понемногу Альдо начинает оставаться на ночь, через некоторое время он возвращается и в супружескую постель.
Но этим теперь недовольна Лидия. Между любовниками происходит объяснение и Лидия заявляет: ты здесь, со мной, и постоянно мечтаешь о том, как бы вернуться туда, к детям. Давай же сделаем наоборот: ты будешь постоянно с ними, а ко мне будешь мечтать снова прийти. Или не будешь. Ну, тогда ты просто останешься там.
И Альдо остался с Вандой. Вернулся в семью.
И что же из этого вышло?
Дальше нам показывают, как события развиваются уже через 30 лет после произошедшего. Где-то 2010 годы (до карантина ещё). Альдо и Ванда живут вместе, дети выросли и съехали. Сын, Сандро, женился и завёл детей; дочка Анна же непримирима и не хочет того, что было у её родителей: у неё детей нет и даже постоянные отношения с мужчиной она не поддерживает.
Альдо уже отошёл от дел и они просто живут с женой, как обычная пара пенсионеров. Завели кота, на которого Ванда изливает всю свою нежность (нет, ну это же кот! Кто бы стал вести себя иначе? Как его не любить?).
Но... Видно, как строятся их отношения: Ванда осыпает мужа мелкими пассивно-агрессивными выпадами. Она сварлива и раздражительна – и, похоже, сама не знает, что именно её не устраивает. Муж же, как всегда, покорен, покладист и никогда не бунтует против её власти.
Она победила. Он вернулся. Но почему она не счастлива?
Знаете, как говорится, наши недостатки – всегда продолжение наших достоинств. В этом любовном треугольнике именно у Ванды характер был самый решительный и твёрдый. Похоже, именно она была инициатором того, чтобы завести детей (у Альдо и Лидии за время их отношений детей не появилось). Именно Ванда, когда вскрылась измена, сперва сама выгнала Альдо из дома, потом сама пришла на работу к нему договариваться и возвращать его (он, правда, не вернулся, но активной стороной постоянно была именно она).
И ещё: это не очень заметно, потому что Ванда ведёт себя, в целом, цивилизованно, а не как базарная хабалка. Но в ней постоянно, ежесекундно клокочут сильные чувства. Это и гнев, и обида, и ярость, и возмущение от предательства. Она злится. Она хочет наказать и покарать, она чувствует (и справедливо) именно себя обиженной и обманутой стороной. И это вырывается в ней самым странным образом: то она срывается на детях (она не орёт, но жестка с ними и постоянно их строит), то, не в силах справиться, шагает с балкона. И даже после бракоразводного процесса, когда всё получилось по-её, Ванда рыдает. Просто потому, что не нужно ей всё то, что она отсудила. Она хочет справедливости и воздаяния обидчикам.
Альдо же только лепечет: что мне делать, да я должен был тебе признаться, я не мог не сказать. Он вообще плывёт по течению: понравилась красивая коллега – стал сближаться. Стал скучать по детям – стал сближаться уже с ними, игнорируя чувства уже Лидии (а ведь он был на тот момент уже с нею в отношениях). Он действительно инертный, хотя и прекраснодушный товарищ. Культурный, образованный, о книгах и искусстве рассуждает. А справиться с собой и своей жизнью не может. Потому и прилипает к Лидии: она для него свет жизни, она молода и прекрасна. И ещё она, действительно, очень живая и устойчивая девочка. Все признают, что она фантастически обаятельна и всем нравится – такое бывает только у людей, которые принимают самих себя и не пытаются из себя ничего строить. И вот Лидия именно такова.
Лидия из них из всех лучше всех чувствует свою самость. Она так и говорит Альдо: я хочу быть с тобой, только если ты сам этого хочешь. Если Ванда идёт возвращать Альдо, повинуясь психологическому принципу гонки за дефицитом, то Лидии нужен Альдо только по его искреннему желанию, а не ради того, чтобы всё-таки его дожать и отжать у соперницы. А иначе и не надо.
Есть такой принцип: человек гораздо больше ценит то, что мало доступно и всеми силами цепляется за то, что у него пытаются отнять. Например, даже в рекламе стараются использовать не обороты: "Используйте наш продукт ХХХ, и вы приобретёте..." Гораздо сильнее работает рекламный сюжет: "Продукт ХХХ помогает предотвратить потерю NNN и LLL".
Я читала о том, как один очень успешный продавец подержанных машин всегда назначал встречи с потенциальными покупателями не один-на-один, а группами. В самом деле, один покупатель мог бы придирчиво разглядывать машину и быть недовольным. Несколько покупателей немедленно вступают в конкуренцию и пытаются добиться продаваемой машины любой ценой, а на её недостатки уже почти не смотрят. Ведь вот же, у меня машину из-под носа уводят! Нет, врёшь, она моя!
Похоже, у Ванды сработал именно этот психологический принцип. Нужен Альдо ей или не нужен – она не успевала подумать. Какая-то бабёнка с работы уводит моего мужа! Ах ты, стерва крашена, верни мужика, он мой!
Ну, мужик в итоге возвращается. Ванда ненадолго ощущает себя победительницей, и Альдо, похоже, приятно, что за него так яростно борются.
Но после краткого переживания триумфа Ванда сталкивается с тем, что борьба за желаемое пройдена. А теперь надо как-то вместе жить.
И вот эта самая совместная жизнь после его возвращения им обоим, и Ванде и Альдо, не нравится.
Психологи определили, что после измены с парой случается один из трёх вариантов развития событий:
1. Пара распадается. Тут уж ходи на семейную терапию, не ходи – попытки склеить не увенчиваются успехом, и пара расстаётся. Мирно или со скандалом, с обидами или спокойно – не суть важно. Пара перестаёт быть парой.
2. Пара проходит через измену и принимает обоюдное и искреннее решение остаться вместе. Члены таких семей признаются, что этот некрасивый эпизод (измена) сделал их даже ближе, позволил ощутить, насколько они оба друг другу дороги и как ужасно было бы потерять отношения и близость. Такие пары становятся только крепче и сплочённее. Их немного, но они есть.
3. Многочисленная, но не столь однозначная группа. Здесь двое остаются вместе (пара не распадается). Но они никогда не забудут и не простят друг другу того, что пережили. Измена постоянно вместе с ними, стоит за спиной, как третий участник пары. Они так и не воссоздаются как сплочённая пара близких людей. Они постоянно рядом и никогда вместе. Они не смогли ни расстаться до конца, ни до конца воссоединиться.
Вот к третьему типу и относятся отношения Альдо и Ванды после его возвращения. Ванда, со своей энергичной натурой, распекает, клюёт и подталкивает Альдо. Он же, как обычно, покладист и покорен. Он не спорит. Но он и не счастлив.
Несчастлива и Ванда.
Счастливыми не смогли стать и дети, даже после возвращения отца. Анна даже через 30 лет упоминает, как её перепахал тот эпизод. Она сознаётся брату: "Если меня чему-то научил брак моих родителей, так это тому, что никогда нельзя заводить детей". Ну, она и не заводит, не хочет и не будет. Детей у сорокалетней Анны нет (у Сандро есть).
Анна как раз того не может простить отцу, что он не ушёл до конца. Его бесхребетность и метания туда-сюда воспринимаются ею, как предательство. Похоже, у Анны – страстная натура матери. Сандро мягче, он – как его отец.
Фильм заканчивается сценой, в которой выросшие дети (Сандро и Анна) приходят в квартиру родителей, которые уехали в отпуск. Анну попросили покормить кота на время отъезда. Но кормлением кота дело не ограничивается. Дети сперва обсуждают события отъезда отца и последующего возвращения, и то, как это повлияло на жизнь всех участников истории. А потом бурно разносят квартиру. Так находит выход их гнев, ярость и обида.
А что можно было сделать в такой ситуации?
Знаете, буду банальна.
Об этом им всем стоило поговорить. Например, с психологом (но это непринципиально: на этом месте может быть друг, священник, родитель; вообще кто угодно, кто готов слушать долго – поиски решения могут занять время! – не поучать, не давать оценок и советов. А просто поддерживать человека в поиске решения).
Ванде нужно было выговорить свои эмоции, обиду, ненависть, уязвлённость, раненость, боль предательства, бешеную ярость на мужа и злобу на соперницу. Тогда она гораздо спокойнее принимала бы решения и, возможно, дала бы угаснуть исчерпавшему себя браку. И, возможно, Ванда завела бы новые отношения с другим мужчиной (никаких других мужчин в её жизни не появлялось даже на время ухода Альдо, поскольку внутри неё ничего не было окончено и она вела бесконечный диалог с отсутствующим мужем).
Альдо стоило бы поговорить о своей бесхребетности, пассивности, нежелании брать ответственность и выполнять обязательства. О том, что он постоянно чувствует себя виноватым и это не даёт ему быть счастливым. О том, как на самом деле он мог бы выразить любовь к своим детям и как поддерживать их мать, живёт он с ней или нет.
Детям стоило бы обсудить с психологом свою растерянность, напуганность, любовь к обоим родителями и вообще всю ситуацию, когда земля уходит из-под ног. Потому что в Анне даже спустя десятилетия клокочет их семейная ярость и обида, а Сандро, похоже, по-папиному уступчив и уходит от конфликтов и острых тем.
Нет, в этом месте нет готового ответа: "делай так, и всё будет хорошо". Решение каждый должен искать сам. Но это реально и найти его можно.
И, кстати, вариант "Ну просто не изменяй" – так-то тоже не ответ. Просто потому, что сердцу не прикажешь. Ну да, можно отключить чувства и жить потому что "так правильно". Но Альдо и Ванда так жили (как соседи по коммуналке) и до его измены, и после его возвращения. Рядом, но не вместе. Счастья это никому не принесло. Человек с отключёнными чувствами – живой мертвец. Нет, это не выход.
Быть живым и выполнять свой долг по отношению к детям и тем, о ком ты должен заботиться – можно и нужно. Но иногда требуется определённое время на поиск решения. Это надо проговорить и найти выход.
______________________________
А ещё у меня есть телеграм-канал по психологии. Подписывайтесь, чтобы читать новое и интересное!