Найти в Дзене
Елизавета Павлова

Фильм "Тюремный романс": экранизация реальной истории, когда следовательница влюбилась в заключённого и помогла ему бежать

Эта история произошла на самом деле. В 1991 году милиция задержала рецидивиста Сергея Мадуева, и прокуратура начала расследование. На момент ареста на нём числилось не менее 60 преступлений: грабежи, убийства, часто совершённые с особой дерзостью. Мадуев любил пожить красиво, пустить пыль в глаза и сорить деньгами: прозвище "Червонец" он получил за то, что меньше десятки таксистам не давал и никогда не брал сдачу.
В следственном изоляторе "Кресты" Мадуев очаровал следовательницу прокуратуры Ольгу Воронцову, убедил её принести ему оружие и совершил дерзкую попытку побега, которая, впрочем, не удалась: Мадуев ранил майора Егорова, а потом был задержан. Какая яркая история! Понятно, конечно, что киношники моментально вцепились в этот материал: фильм по этой истории начал сниматься в 1992 году и вышел в прокат 1 января 1993. Правда, получился этот фильм очень и очень так себе. Его не спасли ни прекрасные актёры – Марина Неелова, Александр Абдулов, Юрий Кузнецов, Аристарх Ливанов, Георгий
Оглавление

Эта история произошла на самом деле. В 1991 году милиция задержала рецидивиста Сергея Мадуева, и прокуратура начала расследование. На момент ареста на нём числилось не менее 60 преступлений: грабежи, убийства, часто совершённые с особой дерзостью. Мадуев любил пожить красиво, пустить пыль в глаза и сорить деньгами: прозвище "Червонец" он получил за то, что меньше десятки таксистам не давал и никогда не брал сдачу.
В следственном изоляторе "Кресты" Мадуев очаровал следовательницу прокуратуры Ольгу Воронцову, убедил её принести ему оружие и совершил дерзкую попытку побега, которая, впрочем, не удалась: Мадуев ранил майора Егорова, а потом был задержан.

Рецидивист Сергей Мадуев: фото из материалов следствия
Рецидивист Сергей Мадуев: фото из материалов следствия

Какая яркая история! Понятно, конечно, что киношники моментально вцепились в этот материал: фильм по этой истории начал сниматься в 1992 году и вышел в прокат 1 января 1993. Правда, получился этот фильм очень и очень так себе. Его не спасли ни прекрасные актёры – Марина Неелова, Александр Абдулов, Юрий Кузнецов, Аристарх Ливанов, Георгий Мартиросян, – ни то, что сценаристом был Сергей Соловьёв (жутко неудачный сценарий), ни музыка Сергея Курёхина, ни режиссура Евгения Татарского. Поэтому фильм прошёл незамеченным – ни зрителями, ни кинокритиками.

А это следователь генеральной прокуратуры Наталья Воронцова
А это следователь генеральной прокуратуры Наталья Воронцова

Давайте же разберём, что в этом фильме было не так, почему он не прогремел, а оказался проходным и очень скучным. И, главное – насколько реально это кино с психологической точки зрения.



Обольстительный негодяй в жизни и в кино: где неправда?

Наверное, первое, с чего надо начать – это отчётливо неправильно выбранный актёр на главную роль.Да-да, я про Абдулова: он тут совсем не на месте. И всё портит.

Александр Абдулов играет в фильме "Тюремный романс" преступника Льва Артынова
Александр Абдулов играет в фильме "Тюремный романс" преступника Льва Артынова

Но сперва – о прототипе главного героя. Дерзкого разбойника Сергея Мадуева в фильме стали звать Лев Николаевич Артынов. И, похоже, биографию ему толком придумать не смогли (ну, кроме литературного имени "Лев Николаевич").

Марина Неелова исполняет роль следовательницы Генеральной прокуратуры Елены Шемеловой, которая влюбилась в преступника Артынова
Марина Неелова исполняет роль следовательницы Генеральной прокуратуры Елены Шемеловой, которая влюбилась в преступника Артынова

Настоящий Сергей Мадуев родился в тюрьме, точнее, в спецпоселении для преступников под Карагандой (в Казахстане) в 1956 году. При рождении его звали Али Арбиевич Мадуев, отцом его был чеченец Арби Мадуев, а матерью – кореянка, осуждённая за спекуляцию. До пяти лет Али-Сергей рос в приюте, а после, когда срок заключения отца подошёл к концу, родители его расстались. Отец забрал двоих старших сыновей и уехал в Чечню, а мать с Сергеем и двумя младшими детьми осталась в Казахстане и продолжила антисоциальную жизнь. Она пила, путалась с разными мужчинами, которые били детей и выгоняли их из дома.

Сергей (Ари) Мадуев в детстве
Сергей (Ари) Мадуев в детстве

Однажды, когда мать, по обыкновению, привела пьяных друзей, разбудила детей и вытолкала их на мороз среди ночи, Сергей прокрался в соседский дом и утащил оттуда ружьё. Вошёл в комнату, где мать развлекалась с собутыльниками, наставил на них двустволку и выгнал всех из дома. Сперва мужики стали ругаться, но Сергей сделал выстрел и перезарядил ружьё: он не шутил и правда готов был на крайности.

Да, он уже в детстве рос маленьким волчонком, из которого со временем вырос матёрый волк.

фото Сергея Мадуева из дела
фото Сергея Мадуева из дела

С шести лет Сергей по приказу матери торговал анашой; воровать начал с семи лет (чтобы прокормить младших брата и сестру, про которых вечно пьяная мать постоянно забывала), позже сколотил банду таких же малолетних правонарушителей, с которыми вместе угонял автомобили, разбирал на запчасти и продавал.

Единственным человеком, который относился к нему по-доброму, была школьная учительница, которая жалела его и пыталась, как умела, поддержать мальчика. Этого он не забывал и через годы.

Но Сергей был не только дерзким преступником: у него был собственный "кодекс чести", где значилось: женщин с детьми, беременных и малышей не обижать. Уж очень сильно отпечаталось у него в памяти, как непросто было ему, маленькому и беззащитному, выживать с пьющей и гулящей матерью.

Окончательно отношения с матерью у Сергея испортились, когда в его 11 лет она предложила ему взять на себя чужое убийство. А в 14 лет Сергей и вовсе ушёл из дома, подкопив неправедно нажитых денег. Разумеется, продолжил заниматься тем единственным, что умел – совершать преступления. Поэтому за решётку попал впервые уже через четыре года, сразу по совершеннолетии, в 18 лет. Отсидел шесть лет (дали восемь, но по первоходу выпустили раньше), в 1980 году вышел и продолжил преступный промысел. Образования-то не было, ничего больше он не знал и не умел.

Тюремный изолятор - СИЗО "Кресты" в Ленинграде (Санкт-Петербурге)
Тюремный изолятор - СИЗО "Кресты" в Ленинграде (Санкт-Петербурге)

Банда, которую сколотил Мадуев, смогла, в том числе, увести из "общака" ташкентских и тбилисских воров в законе 250 тыс. рублей – ещё тех, советских!

Снова сел Мадуев уже в 1981 году, на этот раз приговор гласил "15 лет лишения свободы". В колонии Сергей называл себя «вором вне закона» и отказывался соблюдать арестантские правила. Например, он сорвал побег группы заключенных, "настучав" администрации зоны. Но и с "мусорами" сотрудничать Мадуев отказывался: должность нарядчика в лагере, который распределял арестантов по рабочим местам, Сергей не принял.

Зэкам не нравился этот борзый наглец, и они попытались урезонить его: напали на Мадуева компанией из 12 человек. Но тот отбивался настолько ожесточённо, собираясь драться до последней капли крови, что заключённые, потрясённые его бесстрашием, оставили Сергея в покое.

Да, он и на зоне был беспредельщиком, и на воле не жалел ни чужих, ни своих (только собственный "кодекс чести" и соблюдал).

Допрос Мадуева в тюрьме
Допрос Мадуева в тюрьме

Вышел в 1988 году и продолжил колесить по СССР, совершая преступления. Иногда, впрочем, совершая непонятные и немотивированные акты добра. Вот в марте 1989 года банда Мадуева напала на дом богатой семьи в Грозном, и юная дочь хозяина приглянулась одному из членов банды – но Сергей запретил её трогать и защитил.

А в мае 1989 года бандиты напали на дом в Подмосковье, и у перепуганного хозяина случился сердечный приступ. Забрав из сейфа колье, бриллиантовые кольца и серьги, Мадуев обратился к рыдающей хозяйке: "Я вызову скорую. Даю вам слово" – и поклялся. И действительно, он зашёл в аптеку и вызвал скорую на адрес ограбленной семьи.

Но он не был Робин Гудом и не только добро творил: в декабре 1989 года на входе в ленинградское кафе "Ориент" за сделанное замечание Мадуев застрелил 23-летнего швейцара выстрелом в голову. После этого милиция активизировалась в поисках преступника и, в итоге, его решили брать на вокзале в Ленинграде, откуда он планировал уехать в Ташкент.

Сергей Мадуев и подельники на суде (1995 год)
Сергей Мадуев и подельники на суде (1995 год)

Но даже арест, в результате которого следовательница прокуратуры и бандит встретились в тюрьме "Кресты", сопровождался крайней дерзостью бандита. Когда при задержании милиционер приковал руку Мадуева к своему запястью, тот достал из кармана гранату, зубами выдернул чеку и потребовал привезти к нему для переговоров министра и прокурора, иначе угрожал взрывом. В ходе переговоров удалось уговорить милиционеров сжечь записную книжку Мадуева, где были все фамилии и контакты его преступных знакомых. Но гранату выбить смог из его руки только снайпер, который отстрелил Мадуеву два пальца. Граната оказалась учебной и не взорвалась, и Сергей, обидевшись, сдал милиции тех, кто ему продал этот "неправильный боеприпас".

Видите, какая потрясающе яркая и жестокая судьба была у человека? Тот, кто выжил в таких жутких условиях (нищета, садизм близких, голод и холод) – явно сильная и наглая личность, которая не боится ни Бога, ни чёрта.
Это явный социопат (я уже про таких
писала).

Наталья Воронцова после освобождения из тюрьмы
Наталья Воронцова после освобождения из тюрьмы

Вальяжный и расслабленный Абдулов недотягивает этот яростный нерв. А ведь женщины за то и любили Мадуева: они явно чувствовали его силу, их манил запах реальной опасности, который исходил от него. А глядя на вялого Абдулова в роли преступника Артынова, становится непонятно: что эта прокурорша в нём нашла? Ну ладно, да, Абдулов и правда очень привлекательный мужчина. Но вот так поставить на кон всю свою карьеру ради ночи с довольно обычным валютным махинатором, которых она, следователь прокуратуры, повидала десятки? Хм.

Шемелова допрашивает Артынова. Тот не желает сотрудничать со следствием
Шемелова допрашивает Артынова. Тот не желает сотрудничать со следствием

Из сценария куда-то вымыло всю жестокость, которую пережил Сергей Мадуев (и на которую нет даже намёка в истории Льва Артынова), никак не показана его дерзость, личная храбрость, агрессивность, сменяющаяся обходительностью и вежливостью. Об обаянии Мадуева и лёгкости в его общении в один голос говорят все, кто лично знал этого человека. Абдулов же вполноги играет самого себя. И на том спасибо. Но – "не верю!".

Киношного Артынова взяли за валютные операции с "валютой партии" (модная в 1991 году тема: золото партии, валюта партии) и прокуратура раскручивает его на единственное подозрение в убийстве. Всёёёё! Вместо наглого и отбитого налётчика, который стрелял, резал и жёг налево и направо – какой-то полусонный валютный махинатор. В сценарии пропала вся преступная романтика.

Каждый раз, как Шемелова проходит охрану тюрьмы в фильме, её спрашивают: "оружие есть?" И ясно, что рано или поздно оружие будет. Очень предсказуемый сюжетный ход.
Каждый раз, как Шемелова проходит охрану тюрьмы в фильме, её спрашивают: "оружие есть?" И ясно, что рано или поздно оружие будет. Очень предсказуемый сюжетный ход.

И чем он её должен был охмурять? Сам Мадуев это делал душераздирающими историями из его детства и контрастом между описанием дерзких налётов и нарочитой скромностью и вежливостью в общении, а Артынов в кино – чем? Для того, чтобы зритель поверил в историю этой любви, нужно, чтобы он сам влюбился в этого дерзеца и храбреца, заплакал его слезами и был очарован романтичными жестами. А за что любить этого блёклого киноперсонажа?

Ладно, а что со следовательницей прокуратуры?


Личная жизнь следователя Воронцовой: что показано не так?

Наталье Воронцовой на момент их встречи было 36 (Мадуеву – 35), незамужем. По советским меркам – старая дева. Да, карьеру сделала, распутывала самые сложные дела, работала в Генпрокуратуре (где женщин были единицы), но в СССР бытовали патриархальные установки: мужа и детей нет – значит, неудачница. Да она и сама выглядела, как человек, махнувший на себя рукой и забивший даже на немудрящие бьюти-практики, доступные в Советском Союзе.

И вот Мадуев. Он не стал рассказывать ей, что её глаза как звёзды, и что он не видел ни одной столь прекрасной дамы на своём пути (она в курсе, что видел, и что женщины его любили: обаятельный, щедрый, спортивный, непьющий – было за что!).
Он зашёл через жалость.

В комнате допросов стояли скрытые камеры. И они запечатлели неуставные отношения следовательницы и подследственного
В комнате допросов стояли скрытые камеры. И они запечатлели неуставные отношения следовательницы и подследственного

Дело в том, что когда Мадуева задержали, да ещё с оружием в руках, его преступные знакомые предложили ему сделку: он берёт на себя все преступления, которые числятся на этом "стволе" в обмен на то, что его вытащат из тюрьмы. Мадуев согласился и всё подписал, сам себя оговорил – но "авторитеты" своё обещание выполнять не спешили. Он понял, что его обманули. И вот на эти-то нестыковки, на несоответствия в фактах Сергей и стал обращать внимание следовательницы. Например, в тот день, когда было совершено убийство в одном городе – Мадуев находился в гостях на свадьбе в другом городе, где его видели десятки свидетелей, и так далее.
Кроме того, Сергей рассказывал (и, поверьте, в самых жалостных красках) о своём детстве – а вы уже прочли об этом выше и понимаете, что эта история может разжалобить даже камень.

Сергей Мадуев даёт показания в присутствии следователя Воронцовой (судя по дате - март 1991 года - это ещё до попытки побега из тюрьмы)
Сергей Мадуев даёт показания в присутствии следователя Воронцовой (судя по дате - март 1991 года - это ещё до попытки побега из тюрьмы)

То есть, реальный Мадуев разыгрывал карту "вот до чего довела судьба хорошего, в общем-то, человека". И Наталья верила: ужасные события, запредельно жестокая участь привели этого красивого, смелого, сильного мужчину в тюрьму. И я спасу его! Силой своей любви я исцелю его – и мы с ним заживём!

Вот так это и работает. Технология "спаси меня своей любовью – и я тысячекратно отплачу тебе и подарю счастье" – обкатана на тысячах ждуль. Вполне рабочий метод, да. В тюрьме Мадуев, полагаю, научился от сокамерников техникам обработки доверчивых женщин.

И я могу сказать, как психолог: среди ждуль попадаются даже самые умные и образованные! В моей практике была даже дама-кандидат наук, профессор, которая после долгой переписки и свиданок дождалась своего "масика" из тюрьмы, а он в благодарность начал бить её и отнимать деньги. Но это совсем другая история, как сказал бы Каневский.


А что же в кино?
А в кино непонятно, чего следовательница Шемелова в мошенника Артынова так втрескалась. Понимаете, для того, чтобы "ождулить" женщину, нужно работать грубыми, но сильными мазками. Так действует психологический механизм проекции: чем меньше мы представляем реального человека, тем легче фантазировать о нём и том, как же классно мы заживём, как только наша любовь осуществится. Именно механизм проекции заставляет девушек влюбляться в поп-идолов или превращаться в ждуль, которые кладут годы на ожидание совершенно незнакомого преступника и таскание ему передачек на зону.

Железная женщина, прожжённая, неглупая. Она упоминает, что в её послужном списке семь "вышек", и все с исполнением - то есть, семь обвинительных приговоров она довела до расстрела. На мякине такую не проведёшь
Железная женщина, прожжённая, неглупая. Она упоминает, что в её послужном списке семь "вышек", и все с исполнением - то есть, семь обвинительных приговоров она довела до расстрела. На мякине такую не проведёшь

В кино следователь Елена Шемелова крепко за 30, по привычке живёт с постылым мужем, детей у них нет. У мужа – любовница; Елене на это наплевать. Аристарх Ливанов в роли депутата Шемелова, конечно, постарался: хоть фильм и снят в начале девяностых, но его тупые шуточки о тогдашней политике кажутся скучными даже сейчас.

Муж следовательницы Генпрокуратуры: депутат с тупыми шутками и любовницей
Муж следовательницы Генпрокуратуры: депутат с тупыми шутками и любовницей

Фактически, и у реальной Натальи Воронцовой, и у киношной Елены Шемеловой была скучная жизнь без любви, и обаять что ту, что другую для яркого "страдающего" мужика большой проблемой бы не было. Но Мадуев обрабатывал Воронцову так, как будто от этого зависела его жизнь (и она зависела!).

Он давал ей понять: если не ты, то меня погубят, сломают, убьют. Меня, красивого, сильного мужчину, который так хотел бы дарить тебе свою любовь, перемелет безжалостная система. Спаси меня. Только ты меня можешь спасти, не дать меня растоптать. Вытащи меня отсюда.


Уххх! Как сложно женщине не повестись на такое. Сложно не пойти на жертвы ради Настоящей Любви. Особенно, если разыгрывать эту карту будет обаятельный дерзкий красавец и храбрец. Как было бы красиво посмотреть на развитие этой истории: как в ней из равнодушия, насмешки, недоверия, агрессии – вырастает сочувствие, симпатия, влечение, любовь.

Абдулов весь фильм пользуется своими фирменными приёмчиками, и даже сложно его за это винить - толком материала, чтобы сыграть, сценарист и режиссёр ему не предоставили.
Абдулов весь фильм пользуется своими фирменными приёмчиками, и даже сложно его за это винить - толком материала, чтобы сыграть, сценарист и режиссёр ему не предоставили.

Но в фильме Артынов (Абдулов) уныло скучает с первого кадра по последний: сперва он отчаянно уходит в несознанку, потом видно, что его наглость на медосмотре с чего-то начинает нравиться прокурорше (да с чего? с чего??? она таких упёртых пачками сажает, с чего тут-то её впечатлил грубиян средних лет?). Потом Артынов поиграл Елене на кларнете (герой сказал, что он музыкант, а героиня решила проверить, не наврал ли ей обвиняемый и приволокла в камеру для допросов инструмент).

Предложил вместо чтения материалов дела погадать ей по руке, и уже на этом месте фильма героиня начала прерывисто дышать и стала на всё готова. Да с чего? Что она в нём нашла? Там пол-тюрьмы таких, кто бабу готов уболтать, почему она так замлела от его несвязных баек про то, что ему в детстве цыганка любовь нагадала?? И ещё: она в Ленинграде живёт – а уж в Питере есть, где кларнет послушать, куча концертных залов. Серьёзно? Первый за всю её жизнь кларнетист? Почему она рискнула свободой и жизнью ради этого снулого валютчика с дудкой?

Это она принесла ему в камеру кларнет, он сыграл ей красивую мелодию
Это она принесла ему в камеру кларнет, он сыграл ей красивую мелодию

В фильме пропала вся психологическая игра, смазана вся картина обольщения. Полагаю – в первую очередь потому, что сам сценарист не понимал, из чего состоит постепенное влюбление. И зритель, значит, должен поверить, что она воспылала к нему просто так – на ровном месте. И при этом героине не 15, а очень даже около 40.
Ну, блин, опять не верю. Не верю.

Но давайте посмотрим, чем закончилась эта история в жизни – и в кино.



Конец истории преступника и следовательницы в кино и в жизни

В реальной жизни было так: Мадуев рассчитал, что его будут перевозить из тюрьмы "Кресты" 4 мая 1991 года (в субботу), и охрана будет менее сильной, чем обычно. Но внезапно планы изменились и его собрались перевозить 3 мая – то есть, на первомайские праздники, когда охрана была, наоборот, усиленной. У Мадуева уже был пистолет, переданный Воронцовой, который она выкрала у своего напарника. Но она не смогла найти подходящие боеприпасы и снабдила пистолет неподходящими патронами. Из-за этого оружие несколько раз дало осечку и заклинило, поэтому (к счастью) Мадуев ранил только одного человека, прежде чем его обезвредили.

В тюрьме "Кресты" заключённые выглядывают из окон камер
В тюрьме "Кресты" заключённые выглядывают из окон камер

Стали расследовать: откуда он взял пистолет. И, разумеется, всё вскрылось. Оказалось, что есть даже съемки скрытой камерой из помещения для допросов, где следовательница и подследственный целуются!
На следствии самым большим ударом для Воронцовой было выслушивать на очных ставках слова Мадуева, что он не любил её, а только использовал (и, кстати, это тоже укладывается в картину поведения социопатической личности: они так и действуют).

В 1993 году Воронцова была осуждена на 7 лет, отсидела 5. Вышла, уехала на Украину, в Житомир к родственникам, стала работать адвокатом, вышла замуж. Детей не завела.

Фото из семейного архива: Наталья Воронцова с мужем. Они любят путешествовать и ездят по разным странам туристами
Фото из семейного архива: Наталья Воронцова с мужем. Они любят путешествовать и ездят по разным странам туристами

Мадуев был осуждён к высшей мере, но она не была приведена в исполнение – распался СССР, и Россия приняла мораторий на смертную казнь. Так что последние годы он провёл в тюрьме особого режима "Чёрный дельфин", откуда бежать уже не пытался: сильно сдало здоровье, мучил сахарный диабет, которым он страдал с детства. Много читал, давал интервью многочисленным журналистам о своих преступлениях, умер в 2000 году.

В фильме всё снято с гораздо большим упором на романтику: следователь Шемелова, изнемогая от страсти, выбивает у начальства необходимость следственного эксперимента и осуждённого Артынова вывозят туда, где было совершено его последнее преступление. Там, пока раскапывают его тайник, она и он трогательно стоят, как два голубочка, скреплённые одними наручниками, глядя на красоту природы.


Поместить Артынова в СИЗО в том городе нет возможности (ой, ну конечно), так что его размещают в хорошем номере гостиницы под усиленной охраной. Любовь преступника к красивой жизни должно символизировать то, как он внаглую заказывает в номер роскошный ужин с икрой и шампанским. В номер приходит следовательница, между ними происходит ночь страсти.

Он - подследственный, она - сотрудница Генеральной прокуратуры
Он - подследственный, она - сотрудница Генеральной прокуратуры

Артынова собираются этапировать в Москву и проводить доследствие уже там. Но тут героиня обнаруживает, что у неё будет ребёнок (тоже по-киношному, упав в обморок на работе – и медсестра в медпункте прокуратуры ей сообщает радостную весть). Героиня немедленно делится этой новостью с мужем. Как отреагировал муж, кинематографисты нам тоже не сообщают (он только переспросил: "Как ребёнок?").

Героиня бежит в СИЗО, чтобы помочь возлюбленному и сообщает ему и о беременности, и о том, что его завтра увозят в Москву. Артынов просит принести ему оружие. Елена мчится домой и через час (!) возвращается с пистолетом. Её не досматривают, она передаёт Артынову оружие.

Дальше – сцена побега, такая же неряшливая и нелогичная, как и всё в этом фильме. Артынов подбивает сокамерника – маленького вьетнамца на побег. Артынов зовёт на помощь и убивает прибежавшего караульного, забирает его форму и с пистолетом прорывается на волю, по пути убивая ещё нескольких и захватывая заложников (правда, по одному). Его друг, маленький вьетнамец, тоже гибнет. Артынов угоняет автомобиль – "рафик", но выехать с территории тюрьмы не успевает – машину блокируют в воротах. Наперерез бежит поднятый по тревоге ОМОН.

При этом зачем-то над "Крестами" летит одинокий вертолёт, где сидит Елена (вообще непонятно, к чему это? и как она успела на аэродром?). "Мне кажется, он ушёл!" – сообщает вертолётчик Елене. (А это зачем? Она что, участвовала в задержании? Какой прок от беременной прокурорши при задержании опасного преступника, совершающего побег? Если бы его ловили, то без неё)
И всё это – под тревожную, пронзительную музыку Сергея Курёхина.

Вывод: кино – лютая клюква, лютейшая.
Нет в нём психологической правды.
Вот сумели же создатели испортить яркий и мощный материал, который им дала реальная жизнь.

______________________________

А ещё у меня есть телеграм-канал по психологии. Сейчас пишу там о том, как строить отношения. Подписывайтесь, чтобы читать новое и интересное!