Фильм "Мой король" – классическая история нарцисса.
Одна моя клиентка говорила о нём так: летела я в самолёте, там на экранах транслировался этот фильм. Так я, говорит она, досмотреть не смогла – настолько ужасная там история. Просто выключила свой экран, это же жуть, что он там вытворяет.
Когда-то давно я тоже этот фильм смотрела, тогда не впечатлилась. А недавно пересматривала, на фоне других дел – и в какой-то момент отложила все дела и села с карандашиком отмечать, что и как. Потому что все уловки нарциссов показаны там настолько выпукло и узнаваемо, что прям как по учебнику.
Судите сами.
А, да. Спойлеры! Без них никак! Дальше обязательно будут спойлеры!
Ну всё, я предупредила.
Итак – кино о любви. Главную героиню зовут Тони (ударение на последний слог – фильм французский). Она не очень юная (за 30) и не особенно красивая. (А то, что она в каждой сцене лохматая – так это, я так понимаю, французская расслабленность – в американском кино героиня даже под дождём рыдала бы с идеальной укладкой). Девушка умная, самостоятельная, работает адвокатом.
По-модному фильм начинается с концовки: на горнолыжном курорте Тони с бесконечно усталым лицом съезжает с трассы и ломает себе ногу. Так неудачно ломает, что после операции ей нужно долгое восстановление, и она приезжает в санаторий, который специализируется на реабилитации таких травм. Там, между процедурами, лечебной физкультурой и сеансами в бассейне, героиня вспоминает, как всё начиналось.
Да, психолог санатория (такая же встрёпанная и лохматая дама; видимо, это у них типа французский шик: волосы чистые, но совершенно неухоженные) активно подозревает, что не просто так пациентка упала на горном склоне, это у неё акт самоповреждения. Тони отнекивается и отрицает, но зритель понимает, что всё было именно так.
И до жизни такой довёл её вот этот гад, главный герой. Играет его Венсан Кассель, а персонажа зовут Джорджо. Он яркий, он тусовщик, он сердцеед. Тони знакомится с Джорджо в ночном клубе – ну как знакомится? Первая подходит, заигрывает, признаётся, что видела его раньше. Она работала официанткой в другом клубе, пока училась, а он приходил в заведение со знакомыми девушками, всегда разными. Джорджо её, естественно, не помнит. Но, видимо, её активность впечатляет – он и тут ведёт себя ярко и взбалмошно: спрашивает: тебе нужен мой телефон? И когда она соглашается, кидает в неё аппаратом, диктует свой номер и уходит.
Красный флаг № 1
Представляете? Просто бросил в неё своим телефоном и ушёл. Тони была заинтригована и сама назначила встречу. Конечно же, свидания добивалась она – у Джорджо не было её номера, а у неё – и его номер, и его мобильник! Вот он, пожалуйста – красный флаг. Нет, не бросание телефона, а то, что он, мужчина, заставил её, женщину, гоняться за ним, чтобы встретиться. Она могла бы и отказаться, но у неё же его телефон (и у "хорошей девочки", которая ведёт себя правильно – просто не было шансов). При встрече в кафе Тони протянула Джорджо бумажку. Что это? – спросил он. Список тех, кто тебе звонил, – отчиталась она. Ну да, она же такая ответственная. Джорджо скомкал листик; ну их, перезвонят.
Фактически, он уже показал ей: мои проблемы будут твоими проблемами, дорогая. И он не подкачал, ровно так всё и развивалось дальше.
Пристегнитесь, красных флагов дальше будет навалом.
Почти-красный-флаг №2
Ну ладно, что Тони с братом и его девушкой оказываются в холостяцкой берлоге Джорджо, где всё специально организовано так, чтобы поразить гостей. Ну ладно, что брат Тони в восторге от первого же знакомства с Джорджо – "Он супер, я прямо влюбился". За это не судят, не так ли?
И то, что их первое свидание заканчивается, как говорят пикаперы, "крышесносом" – Джорджо и Тони, как есть, отправляются на свадьбу его друзей.
Быть ярким человеком, который живёт интересной жизнью – не преступление. Очаровывать людей с первого взгляда – не признак психологического насилия (скорее, наоборот!).
И даже то, каким нежным и всепрощающим был Джорджо после первого секса с Тони, станет красным флагом совсем не сразу. Тони была смущена, потому что бывший муж при расставании наговорил ей гадостей о том, какая она в постели. А Джорджо нежно утешал её, говоря, что она идеальная и великолепная. Боже, какой любовник, всем бы хотелось такого – страстного и нежного, да? Но на вопрос Тони – ведь ты не такой мерзавец, как мой бывший муж? – Джорджо как бы в шутку отвечает: о нет, я не мерзавец, я король мерзавцев. И зритель, зная, как называется фильм, хочет сказать героине: беги, девочка, он не шутит.
Но она не услышит.
И поначалу всё идёт хорошо и даже больше того. Парочка ведёт себя, как обычные влюблённые: безудержный секс на кухне ресторана, который принадлежит Джорджо. Он представляет её друзьям, как женщину его жизни. И даже красавица Аньес, его бывшая, работающая супермоделью, вынуждена принимать Тони и мириться с её существованием. Джорджо не скрывает – да, у него было много романов с моделями, а с Аньес он жил пять лет, но они уже года три как расстались.
А потом Тони с Джорджо валяются в выходной в постели и лениво листают журнальчики, делясь друг с другом впечатлениями. Ну просто милое времяпрепровождение двух любящих людей. Может насторожить только то, что уж больно всё сладко. И тут – ааааа! Ещё один красный флаг. ФЛАЖИЩЕ.
Красный флаг №3
Джорджо влетает в дом и требует: хочу от тебя ребёнка, немедленно, прямо сейчас! Хочу-хочу-хочу! И это даже выглядит, как признак неудержимой страсти. Хочу ребёнка с твоими глазами и твоей улыбкой! Они делают всё, что нужно и вот Тони беременна. Сперва – бешеная радость Джорджо. Скромная свадьба (без пышной церемонии и даже банкета: небольшой тортик разрезают на пикнике в парке, приглащены человек двадцать близких друзей). И вдруг! Звонок среди ночи: бывшая Джорджо, Аньес – совершила попытку суицида. Она сидит на наркоте. Она не смогла перенести женитьбу Джорджо.
И он начинает типа заботиться о ней. Джорджо и Аньес круглые сутки на связи.
Сперва Тони всё понимает, прощает и поддерживает, но потом начинает нервничать: эй, я беременна! Я твоя жена! Ты что творишь такое вообще?
И Тони закатывает скандал и делает первую попытку уйти. Собирает вещи и сваливает в ночи.
Но... Остыв, она пытается вернуться.
И тут -
Красный флаг №4
Блин, дальше всё идёт только хуже. Только хуже.
Джорджо понимает, что никуда она не денется. Она простила. Она успокоилась и решила дать ему шанс (внимание! ОН НИ О КАКОМ ШАНСЕ НЕ ПРОСИЛ!). То есть, она скушает всё то, что он ей скормит. И он – нннна! скармливает. Тони, дорогая, – говорит он. Аньес уязвима и несчастна, я должен её поддерживать. Так что да, я продолжу звонить к ней и ездить, чтобы заботиться о ней.
Тони же, невинная душа, не имеет особенного опыта общения с нарциссами. И пытается строить с мужем отношения, как с обычным человеком. Но я же твоя жена? У нас будет ребёнок???
Отлично показано, как спокойно и цинично смотрит Джорджо на неё в этой сцене: ну и куда ты теперь денешься? Ты моя жена, ты беременна. Моё возвращение будет на моих условиях.
И он начинает творить то, что хочет.
И вот уже она проводит одинокие ночи без сна, беременная, тоскуя и злясь, пока Джорджо развлекается или "поддерживает" Аньес.
Но этого мало.
Красные флаги №5 и №6
Джорджо решает съехать – ну просто снять квартиру недалеко. Ему нужен отдых, ему нужно подумать о жизни и их отношениях. Так что он снимает отдельную квартирку не так далеко. Когда Тони видит, как он всё продуманно и уютно там устроил, у неё происходит первый нервный срыв; она проламывает стеклянную дверцу шкафа и бессвязно орёт. Она и сама не знает, про что она вопит – но на самом деле, она обижена и страшно оскорблена, что человек, которому она доверилась, от которого забеременела, за которого вышла замуж – на самом деле ведёт себя так, как будто ему наплевать. Джорджо перепуганно хлопочет вокруг, вызывает скорую, но к жене в квартиру обратно не возвращается.
Зато к ней как-то поутру вваливаются судебные приставы и описывают всю мебель. Всю оставшуюся мебель, даже её наследные антикварные вещи. Потому что Джорджо, похоже, не слишком успешный ресторатор, и теперь, после его банкротства, всё его имущество будет описано и пойдёт с молотка. Ну и её имущество тоже, разумеется, ведь она его жена!
Тут у Тони нет сил даже на истерику. Она даже не кричит на Джорджо, который приезжает и виновато бегает вокруг – да, этот поганец, похоже, знал, что ему грозит банкротство, и специально съехал, выведя свою собственность из-под удара.
Восхитительно. Она беременна, она замужем за банкротом, который уделяет время чужой бабе с нервным срывом, а не беременной жене.
Но всё только начинается.
У Тони есть семья, и её брат (тот самый, которому сначала так понравился Джорджо) уговаривает её уйти от предателя-мужа.
Но Тони, напоминаю, обычная простая девушка (хоть и образованная), и она пытается наладить человеческие отношения, не понимая, что на той стороне – нарцисс. Тони плачет: я так долго ждала, я хотела настоящую семью, я буду бороться! Но беда в том, что Джорджо за семью бороться не планирует ни одной секунды. Он просто пользуется тем, что есть.
Джорджо открыто живёт с Аньес, Тони несчастна. Джорджо откупается от жены страстным сексом и пустыми признаниями в любви.
Пора рожать, и тут в больнице Джорджо разворачивает очередной
Красный флаг №7
Он требует назвать новорожденного сына идиотским именем. Теперь малыша зовут Синдбад. Как в восточной сказке, да. Джорджо настаивает, он убедителен, он обижен, что его не воспринимают всерьёз. Так и хочется сказать Тони: называй ты его, как хочешь, всё равно заботиться о мальчике будешь только ты, а он снова будет жить, как ему нравится. Но она измучена родами и под гормонами, так что соглашается: Синдбад так Синдбад.
Кстати, в больнице становится понятно, почему Тони вообще повелась на такого типчика, как Джорджо. В палату заявляется её отец, придирчиво перебирает гостинцы, которые принесли родившей дочке друзья, выбирает для себя самое вкусненькое, бурчит, и из перебранки между Джорджо и отцом Тони становится понятно, что её полное имя – Мария-Антуанетта!!! Это как на наши деньги ребёнка Федосьей назвать, в честь боярыни Морозовой. Папа её так назвал,
вот приспичило ему. Короче, она дочь холодного и эгоистичного отца – вот её и потянуло к холодному и эгоистичному мужчине.
Красный флаг №8
После родов они так и не съезжаются. Тони живёт с ребёнком отдельно, Джорджо официально живёт с Аньес и устраивает совершенно холостяцкие вечеринки с шумными гулянками. На одной из таких вечеринок мы видим, как Аньес отнимает ребёнка у Тони (а Джорджо с улыбкой фотографирует её с сыном в разных ракурсах), а потом – бешеный нервный срыв Тони. Гости смущены и напуганы, бедняжку уводят и успокаивают, но Джорджо не собирается менять своего поведения. Он откупается от жены сексом и пустыми признаниями: "Я люблю тебя", а потом – всё, он свободен, можно продолжать развлекаться.
Тони бьётся с ребёнком одна. А Джорджо отлынивает, просто потому, что у него нет желания или настроения. "У меня завтра деловая встреча в девять утра" – и Тони даже верит, пока не обнаруживает, что эта деловая встреча проходит в постели с женщиной! (И это даже не Аньес!).
Она, конечно, в бешенстве, но Джорджо и тут виртуозно врёт: ой, я просто наркозависимый, я чем-то упоролся и не помню, как эта тётка оказалась в моей кровати! Ничего не знаю, как-то само произошло.
Доверчивая Тони (она снова меряет его по себе – она бы не стала врать о таком!) снова прощает и даже хочет помогать в лечении его от наркозависимости. Но дальше тема как-то заминается: не хочет он ни от чего лечиться. Да и не от наркотиков это всё было – так, бабу привёл, подумаешь. Мне же надо было развеяться. Потом ещё приведу.
Красный флаг №9
Жизнь Тони – ад. Она как-то крутится, но старается об этом даже не задумываться. Тут очень показательна сцена в аптеке: Тони пришла заказать, как обычно, прозак (похоже, она давно и плотно на антидепрессантах). И тут в аптеке оказывается её старый знакомый, однокурсник. После объятий и вопросов о том, как ты, как дела – Тони внезапно становится очень нервной, внезапно ей уже пора, она убегает из аптеки, потом так же бешено возвращается (забыла коляску с сыном). Она готова как угодно вертеться ужом, лишь бы не отвечать на простые вопросы: Как твои дела? О, ты замужем, а кто твой муж? Как ты вообще живешь?
Обалделый однокурсник провожает её удивлённым взглядом.
Она знает, что плохо живёт, что она на грани срыва. И может удержаться, только если не будет об этом задумываться и, тем более, говорить об этом вслух.
Но, видимо, Тони о этом всё-таки задумалась и даже совершает попытку суицида – наглатывается таблеток. Её квартиру вскрывают брат с полицией. Тони отправляется лечиться.
Красный флаг №10
И Тони просит развод. Джорджо, услышав об этом, устраивает совершенно кошмарную сцену, разбивает машину, угрожает, что отнимет сына – он припоминает все её нервные срывы, и даже клянётся, что найдёт свидетелей, что почти всю беременность Тони сидела на препаратах. Тони опять рыдает.
Красный флаг №11
Как ни странно, развод проходит мирно, и после него Тони с бывшим мужем вроде как находят общий язык: Джорджо бывает мил, играет с сыном, готов ходить на парную терапию, и даже постоянно соблазняет Тони. Но, вообще-то, это не от горячего желания именно этой женщины – тут инстинкт собственника. На всякий случай он закрепляет свои "права на эту женщину", устраивая ей бурные ночи при каждой возможности. Пусть они в разводе, но она – его! Она должна помнить это, и все остальные тоже должны знать!
Но как только у Тони хоть что-то начинает налаживаться (например, ей поручают вести как адвокату громкое дело, которое позволит получить деньги и славу) и она погружается в дела, Джорджо заметно мрачнеет. Он должен быть самым главным в её жизни! Он, а не какие-то клиенты или другие мужики! Джорджо заявляется в её адвокатскую контору и устраивает бывшей жене дикий скандал. Судя по её реакции – не первый и не последний.
Последняя сцена фильма – очень показательна. Тони приходит на встречу с педагогами начальной школы, куда недавно поступил Синдбад. Только учителя начинают показывать рисунки мальчика и хвалить его, как заявляется Джорджо. Ну конечно, ничего не изменилось – на него всё так же невозможно положиться, даже вовремя не пришёл. Зато он активно участвует в разговоре: так что, мой сын – чувствительный? Ну нет, он Настоящий Мужик! Тони только устало улыбается. Да, милый, да. Не будем ранить твоё чувствительное эго.
Побыв немножко на встрече с учителями, Джорджо наскучивает и он просто уходит. На печальной улыбке Тони, которой она провожает закрывающуюся дверь, заканчивается фильм.
Так и понятно, что теперь Джорджо будет в её жизни постоянно – устраивать скандалы, доказывать, что он главный и самый важный, отваживать других её мужчин, трепать нервы ей и сыну, выкидывать отвратительные номера, последствия которых расхлёбывать ей.
Он такой, он иначе не может.
Его нарциссизм ещё всем даст огня.
Но видеть красные флаги нарциссов и реагировать на первые же из них – требуется некоторый навык и знания о том, как устроена личность нарциссов.
И у меня ещё много интересных историй, обязательно расскажу (а пока –подписывайтесь и ставьте лайк :)))
______________________________
А ещё у меня есть телеграм-канал по психологии. Сейчас пишу там о том, как строить отношения. Подписывайтесь, чтобы читать новое и интересное!