10 Мая
Описание последних дней боев, в большинстве работ, посвященных данной теме, как правило, опускается. Скорее всего, это связано с тем, что и с немецкой, и с советской стороны многие документы отсутствуют. К сожалению, в полном объеме восполнить этот пробел можно лишь отчасти: воспоминаниями и первичными документами частей, но их сохранилось немного.
Противник занимал линию эвакуации силами четырех дивизий в следующем порядке[1]:
-вдоль левого берега Стрелецкой бухты занимали оборону полки 50-й пехотной дивизии (121-й и 123-й пп) граница с соседом справа (98-й пд) хутор Журавлева[2]. Штаб дивизии - курорт Омега. Артиллерийская поддержка: остатки 150-го артполка (3 батареи) и 117-й артполк (7 батарей), который однвременно работал и на левый фланг 98-й пд
-от хутора Журавлева до пересечения с дорогой в Камышовую бухту[3] занимала 98-я пд (289-й и 290-й пп). Артиллерийская поддержка 634-й тяжелый дивизион (2 батареи)
-вдоль Монастырского шоссе до пятиугольного редута в 2 км юго-западнее перекрестка занимала позиции 336-я пд, с приданной ей 111-й пд (полки Гроха, Айсберта и Борхерта). Ее, соседа справа (73-ю пд) и правый фланг 98-й пд поддерживала артиллерийская группировка в составе 173-го артполка (7 батарей), 336-го артполка (4 батареи) и две батареи 634-го тяжелого дивизиона.
-73-я пд занимала позиции до берега моря в районе бывшей царской 19-й батареи. Ее части располагались в следующем порядке: 186-й пп, пионерный батальон 46, боевой маршевый батальон 1020 и остатки 213-го полка. В районе бывшей 19-й батареи остатки 170-го полка, «морской батальон Клемм» и остатки пионерного батальона. В районе форта, расположенного на современном полигоне морской пехоты (бывшая недостровенная царская 18-я батарея) располагались штаб 73-й пд и группировка из четырех 8,8-см батарей 42-го полка ПВО. Тяжелая армейская артиллерия была сосредоточена на м. Лебяжий и на м. Херсонес.
Вторую, тыловую линию обороны занимали румынские части, строительный батальон 559, резервные чсти дивизий.
Немецкая оборона делилась на два сектора: левым командовал генерал Рейнхарт (командир 98-й пд), правым командовал генерал Бёме, командующий 73-й пд. Общее руководство было возложено на штаб 5-го АК, который, вроде бы как, по приказу возглавлял генерал Фридрих Мюллер, однако, ни одной его подписи под документами нет, и, судя по всему, возглавлял оборону генерал Бёме. Противник, до определенного момента, сохранял четкую организацию, эвакуируя излишки боевых частей.
Позиции противника имели большое количество укрытий личного состава, прикрыты зенитными автоматами, и насыщены автоматическим и тяжелым вооружением. В отличие от советских войск в 1942 году, противник имел почти неограниченное количество боезапаса, и в отличие от лета 1942 года, немецкие командиры находились в своих частях. Правда, генерал Альмендингер, командующий 9-й дивизией ПВО Пикерт и часть штаба 17-й армии, получив разрешение А.Гитлера, покинули свои войска, и отбыли в Румынию на торпедном катере[4]. Карл Альмендингер командовал 17-й армией всего неделю, и, явно не оправдал возлагавшихся на него надежд.
Советская 8 ВА течение 10.5.44. бомбардировала войска, плавсредства и боевую технику в бухтах Стрелецкая, Казачья, Камышовая, южнее б. Омега, западнее выс.80,0, в районе выс.44,1,аэродром на м. Херсонес и вела разведку т.е. удары наносились по «Херсонесской позиции».
Ночная авиация 140 самолетами /А-20-В, 4 Як-1, 120 У-2/ произвела 701 самолетовылет, из них по аэродрому м. Херсонес-100, по плавсредствам-115, на разведку-6, по войскам в бухтах -472, на 11 «охоту»-8. В результате бомбардировочных действий уничтожено и повреждено; 7 автомашин, 5 складов с боеприпасами, 1 склад с горючим, на м. Херсонес, 3 самолета, создало 48 очагов пожара.
В течение ночи истребителями проведено 3 воздушных боя, в которых сбито 2 ХЕ -111. Всего потерь самолетов противника -5[5].
Днем 413 самолетами/ штурмовиков-149, истребителей-181, бомбардировщиков-83/про из в едено 536 самолетовылетов, из них по войскам -250, по аэродому-18, по плавсредствам-46, на сопровождение-153, на прикрытие-4, на разведку-3.
В результате бомбардировочно-штурмовых действий уничтожено и повреждено:
1 танк, 62 автомашины, 2 автоцистерны, 5 складов с боеприпасами, 6 артбатареи,
1 батарея ЗА, 5 барж, 1 катер, создано 7 очагов пожара.
2-я гв. армия выслала три отряда преследования к линии старых укреплений (по одному от 126-й, 315-й и 387-й сд), но наткнулась на жесткое сопротивление.
Войска фронта вели зачистку города, ликвидация последнего очага сопротивления противника была возложена на Приморскую армию.
По данным фронта захвачено: пленных -3151, орудии-479, минометов-121, пулеметов-1259,винтовок и автоматов-11261, автомашин-48, лошадей-75, тягачей-79, паротзов-25,эшелонов с запасными частями-14, вагонов с разным имуществом-540, винтпатрон 3530000, снарядов 420000, гранат 50000, раций-7, катеров-2, складов разных-87».
По состоянию на эту дату, в городе еще не было даже единого коменданта. 2-я гв. армия назначила комендантом Т.К.Коломийца, но, одновременно, в городе действовала командатура во главе с командиром 1-го гв. корпуса, генералом Миссаном. Части приводили себя в порядок, пополнялись боезапасом, «осваивали» трофейные склады. 2-я гв. армия получила приказ вывести свои войска из Севастополя, соотвественно, комендатура, во главе с генералом Коломийцем прекратила свои полномочия.
Потери 51-й армии с 5 по 11 мая составили 1400 человек убитыми и 6578 человек ранеными[6], однако, анализ показывает, что эти цифры были чуть выше за счет того, что в потерях не полностью учтены бойцы, мобилизованные из Крыма. Точнее, среди раненых они учтены, а, среди убитых нет.
По 2- гв. армии данные приведены не в полном объеме, но и они были достаточно высокими 1208 убитых и 5150 раненых.
По Приморской армии данные найти не удалось, но, если сравнивать состав стрелковых частей до начала операции и после, то разница составит около 3 тыс. человек, но это только данные по стрелковым частям. Наибольшие потери понесли:
-83-я бригада (518 человек из 1876 на начало операции)
-383-я дивизия (558 человек)
-242-я горнострелковая дивизия (511 человек)
-318-я дивизия (615 человек)
Несмотря на слабый состав дивизий, ликвидация последнего очага сопротивления противника была поручена Приморской армии. Внешне, все выглядело прилично: в стрелковых корпусах числится около 50 тыс. человек, а, общая численность армии составляла около 76 тыс. человек. Но, при этом, следует учитывать, что части Приморской армии изначально имели слабый состав, и средняя их численность была чуть боее 4 тыс. человек, причем стрелковые части испытывали жесткую нехватку личного состава. Так, к примеру, на 10 мая в составе стрелковых частей 255-й и 83-й бригад числится 80 (восемьдесят) и 90 (девяносто) человек, соотвественно.
Противник к этой дате имел в своем боевом составе 35 тыс. человек, при общей численности частей около 46 тыс. человек.
Наступление Приморской армии, которую поддерживал 19-й танковый корпус, началось в 16 часов, но наткнувшись на плотный огонь противника, части залегли. Лишь свежая 128-я гв. сд, переброшенная из Байдарской долины на грузовиках, сумела овладеть редутом в районе истоков Стрелецкой бухты (высота 65.3), но не получив поддержки, была вынуждена отойти[7]. 79-я танковая бригада, прорвав оборону противника, подошла на 500м к бухте Камышовая, но потеряв один Т-34 и один Мк-9, была вынуждена отойти. К концу дня в бригаде остались 5 Т-34 и 2шт. Мк-9. 6-я гвардейская танковая бригада атаковала вдоль Монастырского шоссе в районе старой царской 19-й батареи. Потеряв три Т-34 сгоревшими, бригада была вынуждена отойти.
В районе высоты 80,0 продолжала наступать 101-я танковая бригада, но и на второй день наступления бригада продвижения не имела. Потери бригады за два дня:
-сгорели 5 шт. Т-34 и 4 шт. Мк-9
-подбиты 4 шт. Т-34, и 10 шт. Мк-9
В строю оставались 5 танков, 4 шт. Т-34 и один Мк-9. 26-й мотострелковой бригаде удалось подойти вплотную к валу, но ее пехота залегла перед валом.
Сам город Севастополь был уже взят, Москва 10-го мая салютовала освободителям города, но на последнем рубеже обороны немцев шли упорные бои, гибли люди. Вопрос освобождения был уже решен, но, можно было нанести войскам противника серьезное поражение, лишив их возможности эвакуироваться. И главную роль в этом должен был сыграть Черноморский флот и авиация.
Действия на море. Ветер в западной части моря стихает. Утром штиль. Погода теплая, видимость 6-10 миль. В западной части моря туман.
Вопрос погоды в этот день является достаточно важным, т.к. по некоторым данным, на море «бушевал шторм, силой до 8 баллов». В реальности, отмечен северный ветер, переходящий в северо-восточный, силой 3-4 метра в секунду, порывы до 5 м/с, утром штиль. Штормом эти погодные условия назвать сложно.
Перед противником стояла достаточно сложная задача: эвакуировать в очень сжатые сроки достаточно много личного состава 17-й армии. В связи с этим, командование Кригсмарине дало указание:
Советский 30-й рап ЧФ в течение дня вел разведку. По данным «Хроники»: «Авиационная разведка обнаружила 28 групп пловучих средств противника с общим числом 197 судов, из них 16 транспортов, 113 быстроходных десантных барж, 25 сторожевых катеров, 4 тральщика, эскадренный миноносец и миноносец» [8].
Количество обнаруженных плавсредств представляется несколько завышенным. По данным противника:
«10.05 до полудня и в течение обеда, направить из Констанцы и Сулины 61 единицу плавсредств, с общей вместимостью 22 тыс. человек. Подход 11.05, в обед, и в ночь на 12.05» [9].
Констанцы на Севастополь шли конвой «Pioner» (3 охотника, «Dresden») и конвой «Ovidiu» (плавбаза «Romania», КТ-25, UJ-110, румынский эсминец «Regele Ferdinand»)
В 0040 (1.40) из Констанцы вышел конвой «Krauter» («Ремесленник») (2 охотника, 2 БДБ, к ним присоединились из Варны 4 катера и 5 парусно-мторных шхун, 1 БДБ).
В 12.30 (13.30) из Констанцы вышел конвой «Orient» (3 охотника, «G-3021»)
В 16.(17.00) часов вышел конвой «Buche» (2-е формирование) в составе 12 БДБ
По данным противника, в течение дня на восток двигались 17 конвоев, и 3 конвоя двигались на запад. По состоянию на 6 утра 10.05.44г. на Констанцу возвращались конвои:
-«Parsival» («Amsel», «Schif 19», 7 БДБ, 2 охотника, 6 тральщиков, один катерный тральщик-«раумбот», артиллерийская баржа «МАL-2», 3 буксира, и катер «FW-20»).
-«Artist» («Lola», «Durostor», 3 «раумбота»), конвой прибыл в констанцу в 22.30 (23.30).
-«Tanne» (8 БДБ), только отошедший от мыса Херсонес. Конвой прибыл на м. Херсонес в 5 утра, достаточно быстро загрузился и лег на обратный курс.
Конвой «Patria» показан стоящим у мыса Херсонес.
М.Морозов указывает: «Многие корабли получили в ходе обстрела серьезные повреждения. Забегая вперед отметим, что возвращение в Румынию в штормовом море для некоторых из них стало последним испытанием. В частности затонули буксир «Амсель» и охотник «Uj 2303»» [10]
Информация по буксиру «Amsel», скорее всего, является ошибочной, т.к. он числится в составе конвоя на момент входа его в Констанцу. То же самое можно сказать об охотнике[11]. Нет этих кораблей и в списках потерь по итогам операции. Вопрос требует уточнения.
По данным «Хроники...»: торпедные катера 2-й Новороссийской бригады в ночь на 10 мая выходили в район Севастополя, и, выпустив 4 торпеды и 24 РС поптопили БДБ, три сухогрузных баржи и болиндер. [12]. Противник эти данные не подтверждает[13]. Торпедные катера 1-й бригады успехов не имели
Противник отмечает, что дозор немецких торпедных катеров, вернулся утром 10.05.44 без соприкосновения с советскими кораблями, однако, в связи с отсуствием топлива и боезапаса на мысе Херсонес, катера взяли курс на Констанцу. Взамен из Констанцы вышли шесть катеров и два сторожевых катера.
Камышовая и Казачья бухты стали единственными отправными точками для немецких войск, т.к. аэродром на м. Херсонес находился под обстрелом советской артиллерии. Под обстрелом находились и выходы из Казачьей и Камышевой бухт. Единственными работающими причалами были причалы в южной и восточной части мыса Херсонес.
Именно этот день стал первым днем, когда флотская авиация начала работать более или менее результативно, хотя, количество побед в донесениях очень сильно завышено. Авиацией ЧФ были достигнуты первые реальные крупные победы, хотя и в этот день оказалось много мнимых побед. Первым и главным успехом советской авиации стал разгром конвоя «Patria», хотя, скорее всего, по этой цели отработала не только флотская авиация.
М.Морозов так описывает события дня (приношу извинения за обильное цитирование):
В начале 7-го часа погрузка была в самом разгаре. Именно в этот момент над транспортами появились наши штурмовики. Первый удар девятки «Илов» из 47-го ШАП оказался безуспешен, но последовавший почти сразу же налет восьмерки машин из 8-го ГШАП дал прекрасные результаты. «Тотила» получил попадание трех ФАБ-100, после чего загорелся и лишился хода. Одна из бомб вызвала пробоину в носовой части. Новый удар гвардейцы нанесли 13 самолетами в 08:20, когда теплоход уже тонул. Сопровождавшие штурмовики «Яки», не встретив в воздухе «мессеров», присоединились к «горбатым» и подвергли ожесточенному обстрелу из бортового оружия находившиеся поблизости различные плавсредства. Видимо, большая часть истребителей атаковала тральщик «R209», который понес тяжелейшие потери в экипаже, будучи буквально изрешечен 20-мм снарядами ШВАКов и крупнокалиберными пулями.
Спустя несколько минут в атаку вышла ударная группа 13-го гвардейского ДБАП состоявшая из шести «Бостонов»-топмачтовиков, поддержанных четырьмя штурмовиками A-20G-30. Все это предрешило судьбу судна — спустя полчаса оно скрылось под водой. Ввиду близости берега и наличия большого числа мелких кораблей, потери при гибели «Тотилы» не могли быть слишком большими и вряд ли превысили пару-тройку сотен человек. Судя по всему, кое-что перепало и на долю теплохода «Тея», который, видимо, получил некоторые повреждения входе этих ударов, поскольку поспешно прервал погрузку и взял курс на юго-запад. К остаткам конвоя присоединились также паромы Зибеля и штурмботы 770-го полка. По данным сухопутчиков, подтвержденных показаниями командира саперно-десантной части, оба судна приняли не более 3000 человек, что составило примерно треть их расчетных возможностей и вызвало большое возмущение со стороны командования 17-й армии.
Оказавшись с рассветом на минимальной дальности от берегов Крыма немецкие конвои (кроме «Патрия» в море с рассветом вышел уже известный нам «Танне») представляли собой крайне удобную мишень для наших летчиков. Командующий ВВС ЧФ приказал наносить удары по всем обнаруженным целям с максимальным напряжением делая за сутки до четырех вылетов на экипаж, что и было выполнено.
Еще не успела «Тотила» скрыться под водой, как появилась пятерка Пе-2 40-го БАП, но сброшенные пикировщиками бомбы легли мимо. «Тея» увеличила ход до максимальных 11 узлов и начала отрываться от паромов. В момент разделения конвой был атакован группой Ил-4 из состава 5-го ГМТАП, три из которых несли высотные торпеды. По замыслу «высотники» должны были сковать маневр судна и обеспечить выход в атаку низких торпедоносцев, но этот замысел не удался. Не сумев найти теплоход группа «низковысотников» отработала по паромам Зибеля, в то время как «высотники» все же отыскали «Тею». Но чуда не произошло и все «парашютные» торпеды прошли мимо цели.
Зная, что как минимум один транспорт все еще продолжает уходить от берегов Крыма, штаб ВВС решил продолжать удары. Спустя 30 минут после атаки торпедоносцев, в 09:55 нового попадания в «Тею» добились шесть штурмовиков 8-го ГШАП. Последовавшие в течение часа (с 11:03 до 12:05) налеты трех пятерок Пе-2 из состава 29-го и 40-го авиаполков оказались совершенно неэффективными.
Судно уходило все дальше и надежды на его перехват начинали падать, даже несмотря на то, что теплоход уже получил попадания шести бомб, его рулевое управление вышло из строя, а скорость не превышала 5 узлов!
Решающий удар был нанесен в 13:15 шестеркой «Бостонов» 13-го ГДБАП, атаковавших топмачтовым методом. Попадания еще двух ФАБ-100 пришедшиеся в область ватерлинии не оставили немцам ни единого шанса на спасение. «Тея» начала медленно погружаться. Пока она тонула, ее успели пробомбить еще пять Пе-2 и такое же число Ил-4. Около 15:30 теплоход затонул. Поскольку в момент гибели рядом с ним, по немецким данным, находились лишь тральщики «R 35» и «R 164» (с наших самолетов каждый раз обнаруживались одна БДБ и тральщик), спасти удалось всего около 400 человек. Подводя итог потерь противника их можно оценить примерно в 1500-2000 человек, не более, несмотря на явное стремление германского морского командования завысить эту квоту до 7000-8000. Таким странным способом местное командование Кригсмарине пыталось опровергнуть обвинения в потере управления морскими перевозками и собственные ошибки. Для нас же разгром конвоя «Патрия» оказался на редкость бескровным. Лишь в первом налете повреждения от зенитного огня получили четыре Ил-2.
Конвой «Патрия» был не единственной целью, которой с утра 10 мая пришлось заниматься нашим пилотам. Несколько налетов пришлось на долю отставших паромов Зибеля. В 12:45 на них обрушились 14 Ил-2 из состава 8-го ГШАП, в 14:45 пять Ил-4 с бомбами, в 14:55 столько же Пе-2 из 40-го БАП, а в 18:21 завершающий удар нанесла шестерка «Бостонов» из 13-го гвардейского ДБАП. Немало неприятных мгновений пережил и конвой «Танне», состоявший из 15 БДБ и двигавшихся двумя группами. В 13:43 и 14:52 баржи атаковали две группы общей численностью в 15 Ил-2 из состава 47-го ШАП (один сбит зенитным огнем — единственная потеря ВВС ЧФ за день), в 15:55 появились еще шесть Ил-2, но на этот раз из состава 8-го гвардейского авиаполка, затем в 16:03 по кораблям нанесли удар с пикирования пять Пе-2, завершающие же удары вновь нанесли штурмовики: в 17:53 10 Ил-2 из 8-го ГШАП, а в 18:23 15 Ил-2 из 47-го ШАП.
Не вызывает сомнения тот факт, что оба конвоя понесли определенные потери, но их точный объем неизвестен. Даже в последнем издании справочника Э.Гренера судьба подавляющего большинства черноморских паромов Зибеля окутана мраком, нет ясности и со всеми БДБ. Так, например, не известна судьба БДБ «F 335», которая, согласно приложению к книге А.Хильгрубера, входила в состав конвоя «Танне». В то же время в этом материале признается, что известны не все названия барж, входивших в конвой. О потере как минимум одной БДБ говорит тот факт, что вечером этих же суток минзаг «Романия» спас в море несколько человек с потопленной днем баржи» [14].
Фрагмент содержит ряд неточностей, связанных с тем, что однозначная информация по этим событиям отсуствует. Очень сильно отличаются данные по загрузке и по маршрутам движения этих транспортов, даются самые разные координаты их потопления. Несмотря на наличие «достоверной информации» по этому конвою, его действия и до настоящего времени непонятны, и прояснить их можно только после уточнения координат фактического расположения остовов этих кораблей. На данный момент следует признать тот факт, что единственная достоверная информация по этому конвою, это факт потопления обоих транспортов.
В связи с этим, попробуем разобрать заново события, связанные с судьбой конвоя, используя первичные документы. Суммарно, за день противник отмечает 16 авиаударов по конвоям, семь из которых с 5.22 (6.22) до 13.35 (14.35) пришлись по конвою «Patria». В этой истории есть две основных немецких версии событий: «армейская» и «флотская», которые можно попытаться частично уточнить с помощью советских документов.
Итог разбирательства с немецкой стороны оказался традиционным для подобной ситуации: виноватыми сделали капитанов, которые, якобы не выполнили приказ.
Если подходить объективно, то, конвой подставили. Умышленно или нет, сказать сложно. Транспорта имели приказ грузиться в бухте Камышовая у лихтера, который выполнял роль плавпричала. Конвой «Patria» прибыл в 2 (3) часа ночи. Далее, противник указывает: «Корабли могли подойти к обозначенному в приказе месту погрузки...» [15]. Это не совсем так.
Если поднять документы пехотных частей, то станет ясно, что выполнение этого приказа было невозможно, т.к. советская артиллерия вела беглый огонь по причалам и вела достаточно интенсивный обстрел входов в бухту. Кроме того, по району погрузки наносила удар советская ночная авиация. Прикрывать его с воздуха было некому, немецкая авиация с аэродрома убыла.
Конвой мог бы грузиться в бухте, под прикрытием немецкой зенитной артиллерии, но, из-за обстрела советской армейской артиллерии, транспорта были вынуждены отойти от берега, и встать на рейд.
Немецкие источники указывают, что, якобы, несмотря на угрозы командующего 17-й армии отдать капитанов под трибунал, и угрозы расстрела, корабли к причалам не подошли. Как указывает морское командование: «скорее всего, радиограммы получены не были».
Сложность заключается в том, что в указанное время, и «Морской штаб Крым» и командование 17-й армии, уже стремительно неслось к спасительному румынскому берегу на борту торпедного катера, радиостанцию которого могли просто не слышать (или не воспринять) радиостанции конвоя. Фактически, в рассматриваемый период эвакуацией никто не руководил, т.к «плавучий штаб эвакуации» еще не прибыл из Констанцы, а, командование 17-й армии и морское командование уже покинули крымские берега. Если уж искать виновных, то уж точно не среди рядовых исполнителей. Но это не наша задача, пусть с этим разбираются немецкие и румынские историки.
Корабли вышли из-под обстрела, но оказались уязвимы для советской авиации. Кроме того, отход кораблей создал еще две проблемы. Части 98-й и 50-й пд, которые должны были грузиться на конвой «Patria», плавредств не обнаружили, что поставило под угрозу эвакуаци 9 тыс. человек. На корабли грузили солдат с других причалов с помощью пионерно-десантных ботов (самоходных понтонов), что, естественно, затягивало погрузку.
Чем дальше стояли корабли от берега, тем дольше было время погрузки. Авторы работы «Освобождение Севастополя» указывают: «... отсутствие четкой связи по радио и сигналами не давало возможности их приказы выполнять, (например, пароходы "Тея" и "Тотила", несмотря на приказы морского командования, в ночь с 9 на 10 мая не зашли в бухты Камышовая и Казачья, стали на якорь юго-западнее маяка Херсонес, далеко от берега, загрузились всего на треть и ушли в Констанцу» [16].
В «Окончательном докладе об эвакуации из крепости Севастополь» адмирала Бринкмана указывается следующая последовательность событий:
«... "Тея" и "Тотила" прибыли к Херсонесу только к 2.00. Посадка была затруднена. Ввиду артобстрела суда были вынуждены отойти на рейд и грузиться там. "Тотила" с 3 000 военнослужащих на борту подверглась удару вражеской авиации в 8.00 у берега мыса Херсонес и затонула. "Тея", с 4 700 военнослужащими на борту, подверглась атаке авиации противника и пошла в направлении Румынии, но в 15.00 вновь подверглась сильному бомбовому удару и в 15.00 затонула. С обоих затонувших судов удалось спасти немногих» [17].
Насколько далеко корабли находились от берега при погрузке? Известный севастопольский исследователь В.Вакар сообщил об обнаружении обломков корабля, который мог бы являться транспортом «Totilla» в 5 км от берега. Данные В.Вакара были оспорены некоторыми авторами, однако, оспаривание было не аргументированным. Подтвердить или опровергнуть его правоту могут только подводные исследования, которые затруднены глубиной обнаружения объекта (93 метра).
Возможно, некоторые уточнения можно внести, используя донесения авиации ЧФ и 8-й ВА. Судя по имеемым данным, первый удар наносили не флотские самолеты, а ночная авиация 8-й ВА. По данным противника, первая атака на конвой произошла в 5.22 (6.22). В это время флотская авиация еще только взлетала с аэродрома.
По данным «армейцев», восемь самолетов «А-20», под прикрытием истребителей, в 6.20 атаковали плавредства (два больших транспорта и корабли сопровождения) в 5 км от мыса Херсонес, достигнув попадания трех ФАБ-100 в два больших транспорта и повредив две баржи. На одном из транспортов возник очаг пожара. К сожалению, координаты цели не приводятся.
Второй и третьей, видимо была атака флотской штурмовой авиации. По данным «Хроники...»: «С 6 ч. 15 м. до 7 ч. 14 м. восемь самолетов Ил-2 (8 гв. шап) и девять Ил-2 (47 шап) в сопровождении 17 Як-9 (6 гв. ап) двумя последовательными ударами в ш = 44°35', д=33°15', а также в ш = 44°23', д=33°10' атаковали конвой противника (два транспорта по 4 000 т., 13 самоходных понтонов, быстроходная десантная баржа и сторожевой катер). По докладу экипажей, были потоплены два транспорта по 4000 г, три самоходных понтона и сторожевой катер, повреждена быстроходная десантная баржа. Уничтожено до 300 солдат и офицеров. Четыре Ил-2 в результате повреждений были выведены из строя на сутки» [18].
Данные подтверждаются донесением 11-й авиадивизии ЧФ, в котором приводятся более подробные данные. Судя по составу, это был, как раз, конвой «Patria»,и, судя по наличию пионерно-десантных ботов (самоходных понтонов), шла погрузка. Координаты даны очень грубо (без секунд), но район понятен. Координаты мыса Херсонес по Пулково 42 44°35', д=33°22', соотвествено, конвой находился в 7-8 милях западнее м. Херсонес. Вторая точка, спустя час отмечена в 16-17 милях юго-западнее м. Херсонес. Теоретически, это возможно в том случае, если конвой уходил от м. Херсонес полным ходом на юго-запад.
Дальше, соотнести удары советской авиации и действия немецких конвоев достаточно сложно, из-за того, что члены экипажей по-разному идентифицировали цели, и не всегда точно указывали координаты.
«С 7 ч. 35 м. до 10 ч. 40 м. семь торпедоносцев Ил-4 (5 гв. ап) в сопровождении восьми истребителей (11 гв. ап и 7 ап) вылетели для уничтожения конвоев противника.
Три Ил-4 в 8 ч. 52 м. в ш = 44°26’, д=32°42’ потопили сухогрузную баржу в 800 г; три Ил-4 в 9 ч. 24 м. вш=44°25', д = 32°50' сбросили три торпеды по конвою, но попаданий не достигли; один Ил-4 задания не выполнил» [19]. Координаты цели даны намного западнее обнаруженного штурмовиками конвоя, и увязать их с каким либо конвоем сложно.
Далее, по донесениям, в конвое наблюдается только один транспорт. Возможно, конвой бросил поврежденный транспорт «Totilla»:
«В 8 ч. 20 м. 13 самолетов Ил-2 (8 гв. шап) в сопровождении пяти Як-9 (6 гв. ап) в ш = 44°25', д = 33°11' атаковали конвой противника (Транспорт в 2 000 т, четыре быстроходные десантные баржи, два самоходных понтона, два катера); потоплены транспорт в 2 000 т и самоходный понтон, повреждены быстроходная десантная баржа и самоходный понтон».
Спустя час координаты приводятся почти те же самые (смещение 2,5 мили), похоже, что конвой остановился. По данным противника в 7.10 (8.10) «Teja» потеряла возможность управляться и загорелась[20]. Возможно, это была четвертая атака на конвой «Patria», но, указан один транспорт, хотя, по немецким данным, оба транспорта еще находились на плаву. Далее в донесениях отмечены следующие события:
«В 8 ч. 22 м. 14 самолетов (13 гв. бап) нанесли удар по неприятельскому конвою в ш=44°27/, д=32°54'. По докладу экипажей, был потоплен транспорт в 3 000 т.
В 8 ч. 50 м. пять Пе-2 (40 ап) в сопровождении 10 истребителей (43 ап) в ш = 44°15', д = 32°40' с пикирования атаковали конвой противника (транспорт в 3 000 г, две быстроходные десантные баржи, три сторожевых корабля). Разрывы бомб наблюдались в 5—15 м от транспорта» [21].
Координаты цели «пляшут» на несколько миль, но, район приблизительно, один и тот же. По немецким данным, транспорт
В 9 ч. 55 м. шесть самолетов Ил-2 (8 гв. шап) в сопровождении семи Як-9 (6 гв. ап) в ш =44°18' д = 32°54 с пикирования атаковали вражеский конвой (транспорт в 3 500 г, транспорт в 500 г, два сторожевых катера). По докладу экипажей, поврежден транспорт в 3 500 т; уничтожено до 300 солдат, сбит самолет Ю-52. Опять район похож, но транспорт один.
В 11 ч. 03 м. пять самолетов Пе-2 (40 ап) в сопровождении восьми истребителей (43 ап) в ш = 44°08', д = 32°54' с пикирования бомбардировали неприятельский конвой (транспорт в 3 000 г, три быстроходные десантные баржи, два сторожевых катера). Экипажи наблюдали разрывы бомб в 20—30 м от транспорта. Судя по координатам, конвой, имея в своем составе всего один транспорт «Teja», полным ходом направился к югу.
Судьба второго транспорта не совсем понятна. По данным немецкого журнала боевых действий, «Totila» в 9.55 (10.55) в результате налета потеряла руль, и в 10.30 (11.30) затонула[22]. Как указывают немецкие документы: «Загрузка судна неизвестна» [23].
В 12 ч. 00 м. пять самолетов Пе-2 (29 ап) в сопровождении шести самолетов-истребителей (43 ап) в ш = 44°12', д = 32°32' с пикирования атаковали горевший транспорт; экипажи наблюдали взрыв бомб в 15—20 м от транспорта[24], но, судя по координатам, это была не «Totila». По немецким данным, в это же время был атакован конвой «Artist», который указывает, что его атаковали 5 бомбардировщиков. Повреждений не было[25].
С 13 ч. 15 м. до 13 ч. 18 м. девять бомбардировщиков (13 гв. ап) в сопровождении четырех истребителей (11 гв. ап) в ш = 43°43', д = 32°45' атаковали вражеский конвой (транспорт в 1500т., быстроходную десантную баржу, два сторожевых катера). По докладу экипажей, в результате прямых попаданий был потоплен транспорт в 1 500 т и поврежден сторожевой катер[26]. Состав конвоя почти тот же (с учетом ошибок в определении тоннажа), но конвой еще сместился на юго-запад.
По немецким данным, только в 11.25 (12.25) транспорт «Teja» под охраной 3 раумботов начал двигался в Констанцу[27], но эти данные вызывают большое сомнение. Координаты конвоя, по данным авиации ЧФ все время смещаются на юго-запад.
В 12.32 (13.32) во время нового налета в результате попадания в машинное отделение, транспорт начал тонуть. Около 15 часов (16.00), транспорт, который имел на борту 4700 человек, затонул. Спасены «раумботами» 400 человек, торпедными катерами 130 человек.
Противник указывает, что транспорт затонул в 55 милях юго-западнее мыса Херсонес. Таким образом, тезис немецкого морского командования о том, что до 11.25 транспорта находились в районах погрузки, является несостоятельным. Начав движение в 11.25, конвой, даже следуя максимальным 10 узловым ходом (что сомнительно, учитывая повреждения транспорта) не мог оказаться в 55 милях от мыса Херсонес. После первых же атак авиации конвой начал отход на юго-запад, возможно, оставив на месте недозагруженный транспорт «Totila», который был потоплен советской авиацией.
По загрузке транспортов так же идут разночтения. Первичные «армейские» немецкие документы указывают по загрузке транспорта «Totila» «точные данные»: «загружена менее, чем на треть». Документы «Кригсмарине указывают: «Загрузка неизвестна» [28]. По сути, оба источника не имеют точных данных по судну, т.к. конвой, действительно, имел проблемы со связью. И для Вермахта и для Кригсмарине транспорт был «чужим». Транспорт был мобилизованным, гражданским, причем, большая часть команды, судя по спискам, была не немецкой, возможна ошибка из-за языкового порога.
По транспорту «Teja» указаны 4700 человек, однако, для транспорта с таким водоизмещением, это не 1/3 часть, это далеко запредельная нагрузка. Теоретически, учитывая грузовместимость судна, она возможна, но, практически, людей невозможно разместить штабелями. Даже если эвакуируемые размещались стоя, один к одному, заполняя трюма и твиндеки, то разместить такое количество людей на транспорте, длиной около 100 метров, практически невозможно. Возможно, командование Кригсмарине завысило число погибших на транспорте, рассчитывая, что после такой катастрофы эвакуацию отменят. Но, это лишь предположение.
Атаки советской авиации на конвои продолжались. По данным «Хроники...»
С 13 ч. 43 м. до 14 ч. 52 м. 15 самолетов Ил-2 (47 шап) в сопровождении 10 Як-9 (6 гв. ап) в ш=44°10’, д = 33°10’ и в ш = 44°05’ д =32°54' двумя последовательными ударами по конвою потопили быстроходную десантную баржу, повредили быстроходную десантную баржу и уничтожили до 200 солдат[29]. Истребители сопровождения потопили самоходный понтон, подбитый во время предыдущих налетов. Скорее всего, учитывая координаты, это были плавсредства, передававшие эвакуируемых на конвой «Patria».
Далее, этот источник отмечает:
С 14 ч. 10 м. до 18 ч. 12 м. два самолета Ил-4 (5 гв. ап) в сопровождении трех самолетов (11 гв. ап) летали для уничтожения транспорта в ш = 44°05’д=32°54', но не обнаружили его. В 16 ч. 55 м. с дистанции 600 м наши самолеты сбросили две торпеды по транспорту в 600 г, четырем быстроходным десантным баржам и пяти сторожевым катерам, стоявшим у причала в районе 35-й батареи. Из-за сильного противодействия противника результат торпедирования не был установлен.
В 14 ч. 29 м. пять Пе-2 (40 ап) в сопровождении шести самолетов (43 ап) в ш = 44°05', д = 32°16' безуспешно бомбардировали вражеский конвой.
В 14 ч. 45 м. пять самолетов Ил-4 (5 гв. ап) в сопровождении шести истребителей (11 гв. ап и 7 ап) в ш = 44°25', д = 32°50' атаковали и, по докладу экипажей, потопили быстроходную десантную баржу противника[30].
В 14 ч. 55 м. пять Пе-2 в сопровождении шести самолетов-истребителей (43 ап) в ш = 44°25', д = 32°07' безуспешно бомбардировали конвой противника.
В 15 ч. 25 м. пять Ил-4 (5 гв. ап) в сопровождении четырех самолетов- истребителей (7 ап) в ш = 43°35', д = 32°35' бомбардировали вражеский конвой (транспорт в 3 000 г, быстроходная десантная баржа, три сторожевых катера), потопили быстроходную десантную баржу и повредили транспорт в 3 000 г.
В 15 ч. 55 м. шесть Ил-2 (8 гв. шап) в сопровождении шести ЛаГГ-3 (9 ап) в ш = 44°07', д = 32°40' атаковали вражеский конвой (две быстроходные десантные баржи, два сторожевых катера), потопили быстроходную десантную баржу и повредили сторожевой катер. В воздушном бою наши летчики сбили неприятельский самолет Ме-110.
В 16 ч. 03 м. пять Пе-2 (40 ап) в сопровождении шести самолетов- истребителей в ш = 44°10', д = 32°40' бомбардировали конвой противника (10 быстроходных десантных барж, 13 сторожевых катеров). По докладу экипажей, потоплена одна и повреждены две быстроходные де-. сантные баржи.
С 17 ч. 20 м. до 18 ч. 45 м. четыре Пе-2 (29 ап) в сопровождений шести самолетов (43 ап) летали в район 30 миль западнее маяка Херсо- несского для удара по вражескому конвою, но не обнаружили его.
В 17 ч. 53 м. 10 самолетов Ил-2 (8 гв. шап) в сопровождении. 10 Як-9 (6 гв. ап) в ш = 44°07', д = 32°22' атаковали вражеские быстроходные десантные баржи. По докладу экипажей, повреждены две баржи и уничтожено до 150 солдат и офицеров.
Конвой «Prophet» («Helga», «Danubius», «Tissa», «Stihi», тральщик, 4 БДБ, 1 охотник) отмечает два удара девятью советскими самолетами. Налеты отмечены в 17.00 (18.00) и 17.38 (18.38) [31].
В 18 ч. 21 м. шесть самолетов (13 гв. ап) в сопровождении четырех самолетов (11 гв. ап) в ш = 44°24, д = 32°20' .атаковали восемь бытроходных десантных барж. По докладу экипажей, потоплена быстроходная десантная баржа.
В 18 ч. 23 м. 15 Ил-2 (47 шап) в сопровождении восьми Як-9 (6 гв. ап) в ш = 44°00', д = 32°34' атаковали конвой противника. По докладу экипажей, потоплена быстроходная десантная баржа и поврежден самоходный понтон.
В 18 ч. 40 м. пять Пе-2 (40 ап) в сопровождении шести самолетов- истребителей (43 ап) в ш = 44°02', д щ 31°12' атаковали неприятельский конвой потопив транспорт 3 тыс. т.
В 17.51 (18.51) противником отмечен налет 7 самолетов на конвой «Reicher» (4 БДБ, «Theben»). Повреждений не было.
В 19.30 три Ил-2, вроде бы как, потопили БДБ и повредили транспорт.
На бумаге, побед много, по факту потоплены: транспорта «Totilla», «Teja», конвойные катера G-3111 («Lus») и «Sturmvogel»
В документах противника не указано потопление ряда плавсредств. Это связано с их подчиненностью (они не относились к Кригсмарине). По данным справочника потоплены:
— буксир Банат; р-н Севастополя,
— болгарские саперно-дес. катера PiLb-319 и PiLb-402 (оба по 50 т); р-н Севастополя,
— тяж. штурмботы №1007, №1011, №1013, №1075 (все по 12,5 т), р-н Севастополя.
В течение дня в Констанцу прибыли с мыса Херсонес:
-в 2.25 (3.25) канонерские лодки «Ghikulesku» и «Dumitresku» с 70 ранеными (т.е. почти налегке)
-12.30 (13.30) два торпедных катера-«шнелльбота», имея на борту 102 человека, включая «морское командование Крым», и часть штаба 17-й армии, включая генерала Альмендингера и его начштаба (Немецкое командование тоже не стало рисковать, оставаясь с войсками до последнего) Командование было передано штабу 49-го корпуса.
-22.30 (23.30) прибыл конвой «Artist», доставив, в общей сложности 3,5 тыс. человек.
По оценке командования противника на этот момент на мысу Херсонес оставались еще 35 тыс. человек, и 50 стволов тяжелой артиллерии.
11 Мая
По данным ЖБД фронта:
«Войска фронта 11.5.44. силами Приморской армии и частью сил 51 армии вели сильными отрядами разведку и подготовку к наступлению на последний оборонительный рубеж противника перед мыс Херсонес, пополнялись боеприпасами, одновременно огнем артиллерии уничтожали живую силу и плавсредства противника в бухтах. Противник продолжал оказывать сильное огневое сопротивление действию наших разведывательных отрядов. В западных бухтах отмечено 75 плавединиц» [32].
3-й ГСК в составе 128-й гвардейской, 318-й, 89-й стрелковых и 242 горнострелковой дивизий находился на рубеже: «...1 км. сев.-вост.выс.80,0, 500 мтр. юго-вост. моста в 1,5 км. юго-западнее выс. 80,0, и на 250- 300 метров вост. Земляного вала
16-й СК в составе 227-й и 383-й сд, 83-й и 255-й стр. бригады морской пехоты правым флангом-500 мтр. юго-вост.моста на шоссе 1,5 км. юго-зап. выс.80,0 и, левым 500 мтр.юго-вост. виноградника у стыка Земляного вала и шоссе на побережье Черного моря».
8-я ВА в течение 11.5.44. бомбардировала войска, боещю технику и плавсредства противника в бухтах: Камышовая, Казачья и мыс. Херсонес, прикрывала свои войска и вела разведку Ночная авиация 132 самолетами (119 У-2, 13 А-20-Б) произвела 575 самолетовылетов, из них по аэродрому -286, по плавсредствам-220, по войскам 57, на разведку-12. В результате бомбардировочных действии уничтожено и поврездено: 1 склад с боеприпасами, 1 склад с горючим, 16 самолетов, 1 баржа, 2 катера. Свои потери -1 самолет У-2.
Днем 201 самолетом (штурмовиков-62, истребителей-124, бомбардировщиков 15) произведено 269 самолетовылетов, из них по войскам-49, по плавсредствам-66, на сопровождение-72, по аэродрому-58, на разведку-24.
19-й танковый корпус оттянулся назад и вел ремонт своей техники. К концу дня в строю числятся:
-6 гв. тбр 8 шт. Т-34, 5 шт. Т-70
-79-я тбр 7 шт. Т-34, 7 шт. Т-34, 7 шт. Мк-9, одна Су-85
-101-я тбр 5 шт. Т-34, 3шт. Мк-9
-875 лсап 7 шт. Су-76
-867-й лсап 7 шт. Су-76
Журнал боевых действий 3-го горнострелкового корпуса о событиях дня говорит очень кратко: «Части корпуса в течение дня успеха не имели». Противник продолжал удерживать «Херсонесскую позицию».
Действия на море. Ветер Ост-зюйд-ост 3-4 балла порывы до 6. В районе Крыма ветер слабый. Видимость 10 миль. В районе Севастополя туман видимость 2-3 мили.
Еще 09.05.44г. противником был создан, и направлен в Севастополь «плавающий штаб эвакуации» под руководством корветтен-капитана (капитана 3 ранга) Дрехслера. Однако, фактически, он оказался в районе м. Херсонес только к вечеру 11.05.44 г. С созданием штаба, немецкое командование опоздало как минимум на сутки, кроме того это был координационный, а не командный орган, на что указывает уровень руководства. Сам «штаб» состоял всего из нескольких человек, без материальной части и средств связи. По данным доклада одного из офицеров этого штаба, ситуация выглядела так:
Доклад о действии в рабочем штабе корветтен-капитана Дрехслера.
Транспортные корабли ВМФ 9.05.1944 г. вечером приблизились к берегу только на расстояние 8 — 10 морских миль. Нагруженным понтонам пришлось поэтому проходить большое расстояние по морю. Они теряли поэтому еще и много времени для розыска находившихся на рейде транспортных судов. Многократные приказы по радио от морского коменданта Крыма — транспортам заходить в бухты — не увенчались успехом. С целью выполнения своих приказов по радио морской комендант Крыма приказал ночью с 9 на 10 мая создать рабочий штаб в составе корветтен-капитана Дрехслера, капитан-лейтенанта Гиде, майора Францке и лейтенанта из отдела морского движения, который обязан был подводить караваны к берегу или в бухты, а также к определенным причалам. Мотопонтоны должны были подвозить людей и грузы к транспортам, которые не могут подходить прямо к берегу из-за глубокой посадки. Подача транспортных кораблей должна была осуществляться при помощи скоростного катера ВМФ, на котором расположился рабочий штаб. Для выполнения этого распоряжения 10.05 в 19.00 рабочий штаб погрузился на моторную лодку, которая должна была доставить нас на скоростной катер. Лодка отошла от берега в 19.30 и кружилась в течение всей ночи вблизи юго-западного побережья Херсонеса вплоть до рассвета, не найдя скоростной катер. Между 4.00 и 7.00 (точное время не могу указать) скоростной катер был найден, и штаб перешел на него. Скоростной катер немедленно пошел навстречу следующему каравану судов, который был еще очень далеко от Херсонеса. Корветтен-капитан Дрехслер подходил к каждому транспорту и давал капитанам приказ идти ближе к берегу Херсонеса, ибо там была сильная зенитная защита, и производить посадку с паромов. Вскоре начался налет русских штурмовиков на караван судов. Наш скоростной катер немедленно ушел курсом зюйд-вест. На приказ корветтен-капитана Дрехслера скоростному катеру оставаться в его распоряжении, чтобы ускорить погрузку судов и направлять транспортные суда на нужное место посадки, командир катера ответил, что он не может этого сделать, так как у него горючего имеется только для возвращения в Констанцу. На это Дрехслер сказал (я, правда, сам не слышал) командиру катера, что для этого маневра не потребуется много горючего, ибо катер будет находиться основное время в дрейфе. Дальнейшие приказы корветтен-капитана Дрехслера я не слышал, но его слова запомнил: "Если Вы не имеете достаточно горючего, передайте немедленно своему командиру каравана судов, чтобы он немедленно направил сюда два скоростных катера с достаточным запасом горючего, и укажите ему место, где мы сможем пересесть на другой катер". Радиопереговоров не последовало, а скоростной катер шел курсом зюйд-вест. Капитан-лейтенант Гиде, корветтен-капитан Дрехслер и я были исключительно возмущены такими действиями командира катера. Он, наверное, не осознавал критического положения, которое, действительно, было таковым. После приказа корветтен-капитана Дрехслера катер и дальше держал курс зюйд-вест, а мы негодовали и установили, что действительно будем в Констанце. Затем командир катера получил приказ от корветтен-капитана Дрехслера немедленно заглушить мотор и еще раз дать срочную радиограмму выслать два скоростных катера. Вскоре мы увидели на горизонте караван, который шел в направлении Севастополя. Мы приняли решение не ждать на скоростном катере, а пересесть на катер охранения этого каравана, чтобы возвратиться в Севастополь и выполнять задачи, которые были нам поставлены. Командир катера получил приказ немедленно идти к каравану, чтобы пересадить нас на катер охранения. При приближении к каравану по нашему катеру был открыт артогонь: оттуда нас приняли за торпедный катер русских, несмотря на стрельбу сигнальными ракетами. Затем мы пересели на катер охранения № 165 и пошли вместе с караваном в направлении Севастополя. В пути наш катер принял срочный радиосигнал: "Видим катер со спасенными, окажите помощь!". Наш катер начал поиски этого катера. Катер мы не нашли, а нашли только трупы, плавающие в надувных жилетах. Мы потеряли много времени на эти поиски и отстали от каравана и поэтому затем пошли на максимальной скорости к Севастополю. 11.05 в 22.00 наш катер оказался перед Херсонесом. В полной темноте мы повстречали катер, с которого услышали крик: "Спасите, я тону". Мы сняли этого человека. Он рассказал следующее: "Около 20.00 я должен был на моей лодке доставить адмирала Шульца к скоростному катеру. Перед тем как адмиралу сесть в мою лодку, на причал попала мина, так что адмирал оказался в воде и его пришлось вытаскивать. Моя лодка получила также повреждение. Я все же доставил адмирала к скоростному катеру. Я сказал, что нужно открыть задвижки, чтобы потопить катер. Я спустился в машинное отделение, открыл задвижки, и вода начала поступать в кормовую часть. Когда я вышел на палубу, чтобы пересесть на скоростной катер, его уже не было видно. Я затем начал затыкать отверстия всякими тряпками и думал на этом катере идти самостоятельно в Констанцу". На этом катере находились совершенно секретные документы и карта минных полей на Черном море. Все эти папки были перенесены на катер охранения № 165. После этого события мы уже не слышали радиопереговоров, не видно было также световых сигналов, не слышно было и выстрелов, не видно трасс пуль. У нас сложилось впечатление, что противник занял весь полуостров. Это мнение подтверждалось и тем, что очень важные совершенно секретные документы оказались без присмотра и что потопление моторной лодки тоже не удалось. Лейтенант из отдела морских перевозок сказал, что адмирал должен был покинуть Крым с последним караваном судов. Мы плавали вдоль мыса Херсонес до 23.00, но не видели каравана, самоходных барж или плавающих понтонов и поэтому решили, что наше впечатление относительно положения верно. Поэтому корветтен-капитан Дрехслер 11.05 в 23.30 отдал приказ идти в Констанцу.
Подпись: Францке
В действиях противника четко просматривается нервозность и несогласованность в действиях, которая в совокупности с создавшейся обстановкой, привела к потере ряда плавсредств. Противник в своих донесениях уже не разделяет удары советской авиации на налеты, давая все удары по конвоям совокупно.
Попробуем разобрать события более подробно, используя советские документы. «Хроника...» отмечает следующие события:
Торпедные катера № 301, 303, «СМ-3». (1-й бригады), выходившие накануне для поиска неприятельских транспортных средств южнее параллели мыса Феолент, из-за свежей погоды возврати- Ялту. Противник не обнаружен.
В 5 ч.30м. торпедные катера № 351, 343, 344 (1-й бригады) и сторожевые катера № 072, 0512, вышедшие накануне из Ялты в район мыса Феолент, возвратились, не обнаружив противника. В 4 милях на запад л Херсонесского маяка катера наблюдали шесть плавающих мин.
С 6 ч. 00 м. до 17 ч. 40 м. пять самолетов (30 рап) по одиночке вели разведку коммуникаций Севастополь — Сулина — Констанца, Калиакра, Севастополь.
«В 6 ч. 14 м. подводная лодка «Л-4» (командир капитан-лейтенант Поляков), находившаяся на позиции № 9 (район на юго-восток от маяка Олннька), в ш = 43°51',0, д = 30°12',0 обнаружила танкер «Фируз» в 7327 г в охранении эскадренного миноносца и двух быстроходных десантных барж. «Л-4» с дистанции 12 каб. четырьмя торпедами повре- днла танкер. Противник безрезультатно сбросил на лодку 67 глубинных бомб. В 24 ч. 00 м. «Л-4» ушла с позиции № 9 в базу» [33].
Противник подтверждает эти данные: в 5.00 танкер «Frederike», он же «Firutz», следуя к м. Херсонес, был поврежден торпедой подводной лодки (в документах указаны координаты). Противник указывает, что танкер и до выхода имел течь, которую не удалось устранить. Корабль был взят на буксир двумя кораблями конвоя и возвращен в Констанцу.
По оценке противника на мысу Херсонес еще оставались около 20 тыс. человек. Из Констанцы вышли 16 БДБ, «Lola», «Durostor», 2 катерных тральщика-«раумбота» один большой охотник. Из Варны 2 БДБ и 4 катера-охотника, но этот конвой до м. Херсонес не дошел, а был возвращен обратно в ночь на 12.05.44г. «плавучим эвакуационным штабом».
По данным «Хроники»: «В 7 ч. 05 м. 12 Ил-2 (47 шап) в сопровождении 10 Як-9 (6 гв. ап) в ш=44°33/, д = 33°16' (район в 7 милях к юго-западу от Херсонеса) с пикирования безуспешно атаковали вражеский конвой (два транспорта, две — сухогрузные баржи, два сторожевых катера).
В 7 ч. 25 м. 12 самолетов Ил-2 (8 гв. шап) в сопровождении шести Як-9 (6 гв. ап) в ш = 44°33', д = 33°16' с пикирования бомбардировали два транспорта и быстроходную десантную баржу во время погрузки; самолеты потопили транспорт в 4000 т и повредили быстроходную десантную баржу».
С очень большой вероятностью был потоплен транспорт «Danubius», координаты его потопления почти совпадают с координатами затонувшего объекта, обнаруженного В.Вакаром в 5-6 км от мыса Херсонес. Далее, из того же источника:
«В 7 ч. 55 м. шесть Пе-2 (40 ап) в сопровождении восьми самолетов (43 ап) в ш= 44°35', д=33°07' (западнее мыса Херсонес) с пикирования атаковали конвой (транспорт в 3 тыс. т., эскадренный миноносец, транспорт в 1 тыс. т. — без хода). По докладу экипажей, был поврежден транспорт в 3000 т.
Подводная лодка «А-5» (командир капитан-лейтенант Матвеев), занявшая в ночь на 11 мая позицию № 10 (район к юго-западу от Херсонеса), в 8 ч. 29 м. с дистанции 5 каб. двумя торпедами потопила быстроходную десантную баржу. Лодка подверглась преследованию самолетов противника, которые безуспешно сбросили на нее 27 бомб.
В 8 ч. 44 м. пять самолетов Ил-4 (5 гв. ап) в сопровождении восьми самолетов (7 ап) в ш = 44°25', д = 33°20' (район к югу от Херсонеса) атаковали конвой противника (транспорт в 2000 т, миноносец, шесть быстроходных десантных барж) и потопили быстроходную десантную баржу».
М.Морозов дает достаточно красочное описание гибели минного заградителя «Romania»: «Несколько позже внимание операторов в штабе ВВС привлек конвой «Овидиу». В 08:44 его с большой высоты безуспешно бомбили пять Ил-4 5-го Гв.МТАП. В 10:50 суда были настигнуты 12 штурмовиками 47-го ШАП, сумевшими нанести «Романии» серьезные повреждения. Минзаг загорелся и потерял ход. Для командира конвоя, находившегося на мостике эсминца «Фердинанд», было очевидно, что при отсутствии «воздушного зонтика» в виде «Мессершмиттов» или «Фокке-Вульфов», попытка оказания помощи минному заградителю вполне может привести к гибели всех остальных судов и кораблей конвоя. Последовавшие вскоре события полностью подтвердили это, а потому, оставив за кормой горящую «Романию», эсминец, транспорт «КГ 25» и охотник «Uj 110» продолжали уходить в западном направлении».
Противник дает другую информацию, указывая, что при погрузке-выгрузке судна в районе мыса Херсонес, при попадании зажигательной бомбы сдетонировал боезапас, после чего транспорт затонул. Количество погибших неизвестно. Расположение его обломков подтверждает эту информацию. Причем, в немецких документах время потопления дано другое. Документы ЧФ говорят о том, что была потоплена БДБ, а не транспорт. Вопрос требует уточнения.
По данным «Хроники...»:
«В 8 ч. 50 м. четыре торпедоносца Ил-4 (5 гв. ап) в сопровождении четырех истребителей (11 гв. ап) атаковали караван (два транспорта по 1 500 г, три транспорта в 2 000 г) в ш = 44°32', д = 33°20', по данным 30 рап, потопили транспорт по 2 000 т.
В 8 ч. 53 м. шесть Ил-2 (8 гв. шап) в сопровождении шести ЛАГГ-3 (9 ап) в ш = 44°33', д = 33°10' (район на юго-запад от Херсонеса) атаковали транспорт в 3 000 г с войсками, без хода. По данным аэрофотосъемки, транспорт потоплен.
В 9 ч. 30 м. подводная лодка «Щ-202» возвратилась с позиции № 9 (район к юго-востоку от маяка Олинька) в Батуми.
В 10 ч. 17 м. подводная лодка «Щ-201», находившаяся на позиции № 6 (район на юго-запад от маяка Олинька), в ш = 44°14', д =30°58' с дистанции 7 каб. двумя торпедами потопила быстроходную десантную баржу, шедшую в составе конвоя. Противник сбросил на лодку 47 бомб и причинил ей незначительные повреждения.
В 10 ч. 50 м. 12 Ил-2 (47 шап) в сопровождении восьми Як-9 (6 гв. ап) в районе мыса Сарыч двумя группами атаковали конвои (два транспорта, 10 быстроходных десантных барж, эскадренный миноносец). Бомбы взорвались в 2—3 м от кормы эскадренного миноносца типа «Марашти» и транспорта в 2 000 т.
В 11 ч. 01 м. пять самолетов Ил-4 (5 гв. ап) в сопровождении четырех истребителей -(11 гв. ап) в ш = 44°25', д = 32°12' бомбардировали конвой (миноносец, шесть быстроходных десантных барж, горевший транспорт в 3 000 т, поврежденный предыдущими ударами, который по докладам экипажей, прямым попаданием был потоплен).
В 11 ч. 35 м. 13 самолетов Ил-2 (8 гв. шап) в сопровождении восьми Як-9 (6 гв. ап) в ш = 44°22/, д = 33°16' с пикирования атаковали эскадренный миноносец типа «Фердинанд», транспорт в 3 000 г и сторожевой катер. Экипажи наблюдали попадание в корму эскадренного миноносца, которое вызвало пожар и лишило корабль хода. Потоплен транспорт и сторожевой катер». Далее, указываются следующие события:
-в 12.50 шесть Ил-2 (8-го гв. шап) в сопровождении истребителей нанесли удар по «судну-ловушке»
-в 13.28 пять ПЕ-2 (40-го бап) в сопровождении истребителей с пикирования атаковали транспорт 3 тыс. т. и эсминец
-в 13.47 12 самолетов Ил-2 (47-й шап) в сопровождении шести Як-9 атаковали судно-ловушку.
-14.10 пять Ил-4 атаковали конвой (транспорт 3 тыс. т., пять БДБ, баржа) попадание в носовую часть транспорта
-15.48 семь «Бостонов» в сопровождении 6 истребителей нанесли удар по конвою (транспорт, судно-ловушка, тральщик, сторожевой катер)
-15.50 три Ил-4 атаковали конвой транспорт 2 тыс. т., две БДБ, баржа, сторожевой катер. По докладам экипажей, потоплен транспорт
-в 16.00 четыре Пе-2 (40-й бап) атаковали конвой
-в 16.13 11 Ил-2 (8-й гв. шап в сопровождении шести Як-9 в 2 км от Херсонесского маяка с пикирования атаковали транспорт с войсками. По докладам экипажей транспорт поврежден.
По данным противника в 15.15 (16.15) был поврежден и взят на буксир транспорт «Tissa»
-в 16.40 пять Ил-4 атаковали конвой, и повредили транспорт 2 тыс. т. и БДБ
-в 18.25 четыре Пе-2 (40 ап в сопровождении шести истребителей атаковали конвой (транспорт 3 тыс. т., БДБ, два сторожевика)
Отмечены атаки в 18.32 (поврежден транспорт 4 тыс. т.), 18.46, 18.55 (поврежден транспорт 3 тыс. т.), 19.30 (транспорт 3 тыс. т., девять БДБ) потоплен транспорт. В 23.35 торпедный катер №353 вроде бы как атаковал транспорт и попал одной торпедой. Потоплений на бумаге много, но как и в предыдущих донесениях, их достоверность не выше 10% и по результатам, и по координатам.
Противник указывает среди потопленных и тяжело поврежденных:
-транспорт «Danubius», потопленный авиабомбами рано утром при подходе к мысу Херсонес (по другим данным грузившийся с десантных средств).
-минный заградитель 30-й флотилии «Romania».
-румынский эсминец «Regele Ferdinand» перед мысом Херсонес получил попадание авиабомбы у борта. Из-за сотрясения вышел из строя котел, трубки которого дали течь.
-транспорт «Tissa» в 15.15 (16.15) получил попадание бомбы. Машины вышли из строя, транспорт взят на буксир, и отправлен в Констанцу.
-транспорт «Helga» поврежден авиабомбой, возник пожар, транспорт затонул. Несколько человек экипажа спасено.
По справочнику 11.05.44, немецкой стороной потеряны:
— ТР Хельга (б. норв. Гардиан) (1919/1620 брт), р-н Севастополя, тяжело поврежден и добит своей артиллерией.
— венг. ТР Данубиус (1489 брт), р-н Севастополя,
— каб. ТР Гнейзенау; р-н Севастополя, но данные по такому транспорту найти нигде не удалось.
— кор. ПЛО UJ-310 (КФК-194), р-н Севастополя, потоплен снарядом береговой артиллерии. Данных пока нет.
— UJ-2303 (КФК-83), р-н Севастополя тяжело поврежден 9.5.44 и затонул при возвращении в Румынию или дошел, но был списан (по Гренеру последнее), немецкие документы эту информацию подтверждают.
— СКА G-3106 (26 т.), катер ОВР G-3106 (б. ANDERTEN), затоплен немцами между м. Херсонес и Констанцей после отказа двигателя
— G-3162 «Тилли» (36 т), р-н Севастополя, подтверждения пока нет.
— тнк Фридерикс (б. франц. Фируц) (7327 брт), р-н Севастополя, поврежден торпедой подводной лодки Л-4 (дошел до Констанцы, где затонул на мелководье).
— кор. ПЛО UJ-313 (100 т), р-н Севастополя, после попадания 180-мм снаряда потерял все вооружение и рубку. Дошел до Сулины, где из-за тяжелых повреждений исключен из списков флота. Откровенно говоря, информация о 180-мм снаряде достаточно странная, это флотский калибр, но корабли с таким калибром в районе Севастополя замечены не были.
Совместив оба перечня, мы получим более или менее достоверный перечень. По транспорту «Helga», так же есть уточняющие данные. Транспорт получил попадание авиабомбы. Капитан и часть команды, опасаясь взрыва боезапаса, бросились за борт (и, скорее всего, погибли). Взрыва не произошло, и на корабль прибыли «армейцы». Сохранилось следующее донесение:
Относительно: Донесение о гибели корабля "Хельга"
11.05.1944 г. до обеда я и еще 150 чел. получили приказ разгрузить пароход "Хельга", который доставил 300 т артснарядов и взрывчатку, чтобы подготовить его для погрузки солдат, которые ждали на причале. Капитан и команда судна находились на суше и не были с нами на борту. Корабль стоял на якоре в 200 м от причала. Мы были доставлены на борт при помощи парома и немедленно начали разгрузку, а именно бросали боеприпасы за борт. Через час, вследствие точного артогня противника, мы должны были сменить позицию судна, но оказалось, что на судне нет экипажа, и мы не смогли маневрировать. Офицер-инженер, который находился на судне, получил приказ от одного подполковника инженерных войск сменить позицию судна. Находившиеся на борту солдаты начали выполнять работу кочегаров и машинистов. Немедленно после прибытия "Хельги" на борту при помощи солдат-зенитчиков были развернуты также зенитные средства. После длительных усилий удалось поднять якорь. Корабль отошел в море. Во время этого маневра прямое попадание артснаряда повредило руль судна. Пароход мог теперь двигаться только вперед. Солдаты исправили это повреждение также сами. За борт все время выбрасывались снаряды. Имеющиеся на судне подъемники невозможно было использовать, ибо солдаты не знали их устройства. Поэтому выгрузка судна задержалась или просто стала невозможной. С помощью имеющихся же приспособлений можно было бы скорее разгрузить судно, и уже после обеда оно могло бы грузить людей. После обеда начались налеты авиации противника, а бортовое зенитное оружие уже почти не стреляло, так как солдаты расстреляли имеющиеся снаряды, а где находился боезапас на судне, они не знали. Русские летчики получили очень удачную цель и смогли спокойно атаковать судно. В 18.00 одна бомба попала в котельую. Корабль остановился, часть солдат прыгнула за борт. И здесь не было настоящего руководства. Во время последнего налета около 18.00 прибыли на паром капитан и солдаты, которые готовились к отправке. По показанию старшего фельдфебеля Брантнера, капитан вместе с ним выбросился за борт. Когда бомба попала в корабль, чтобы спастись от возможной детонации снарядов. Паром сразу же отошел от судна. Через час солдаты, находящиеся на "Хельге", были перегружены двумя прибывшими паромами. Пароход "Хельга" затем был потоплен огнем собственной артиллерии.
Подпись:
По данным противника, в Констанцу с мыса Херсонес прибыли (время указано среднеевропейское, как в оригинале):
-8.20 (9.20) прибыл конвой «Parsival» в составе 6 БДБ, 2 охотника, артиллерийский лихтер «MAL-2», корабли 30-й и 31-й конвойных флотилий (сторожевики) «Shif-19», «G-3108», «G-3109», «FZ-1», «FZ-23».
-10.10 (11.10) прибыли 3 «Раумбота» доставившие спасенных с потопленной «Тейи»
-12.00 прибыла БДБ «F-562», сторожевики 30-й флотилии «FZ-7», «FZ-10», «FZ-28», отставшие от конвоя «Parsival»
-12.20 прибыл торпедный катер S-51 с командующим 17-й армией (К. Альмендингером), командиром 9-й дивизии ПВО (генерал Пиккерт), на борту катера прибыла часть штаба 17-й армии, суммарно 78 человек.
-13.45 буксир «Wünschebach», а, так же корабли «Hella», «Nadja» и «Inge», числящиеся в справочнике, как потопленные.
-15.00 прибыли 4 БДБ
-19.25 прибыли «AF» №51, 52, 53, 55, 56, буксир «Weser», 7 пионерных ботов
-23.00 прибыли 3 БДБ, 3 тральщика
-23.00 прибыли торпедные катера S-28 и S-40, доставив в сумме 109 человек.
Из Констанцы отправлены к м. Херсонес:
-4.40 румынские корабли «Dacia», «Murgesku», немецкий КТЩ «R-165»
-08.45 3 БДБ, корабли «Seeadler» «Grette-Adel»
-14.20 из Сулины вышли «Oituz», «Johanna», один охотник
-16.10 вышла «Lola», охотник «UJ-106»
-17.00 вышли 6 БДБ
-17.35 вышел «Durostor», два тральщика
-19.10 «Kassa», «Laudon», «Shiff-19», 2 охотника
19.10 из Варны 1 БДБ, три катера Буксир «Саар»
12 Мая
В журнале боевых действий фронта информация дана очень кратко:
«Войска фронта в течение 12.5.44. силами 51 и Приморской армий решительным ночным штурмом прорвали укрепленные позиции противника, полностью ликвидировали остатки севастопольской группировки и к исходу дня на всем фронте вышли к побережью ЧЕРНОЕ МОРЕ. Плавательные средства противника, шедшие для эвакуации, нашим артогнем не были допущены к причалам, а причалившие были уничтожены вместе с живой силой и техникой в бухтах и на рейде.
За период прорыва севастопольского укрепленного района и окончательной диквжации противника в Крыму с 5.5. по 12.5.44. уничтожено солдат и офицеров 34097, автомашин -981, самолетов-123.
Захвачено: пленных 25021, танков и самоходных оржий-48, орудий 1272, миномет ов-156, пулеметов 4907 (это не опечатка, так в документе), винтовок и автоматов -4875, автомашин-4225, тягачей и тракторов-53, вагонов- 898, лошадей- 915, повозок-283, складов разных- 99.
Из этого общего числа за 12.5.44. захвачено: 21200 солдат и офицеров, в том числе командир 73 ПД генерал-лейтенант Бёме, командир 111-й пд генерал- майор Грюнер, начальник оперотд-ела дивизии, командир полка 111-й пд полковник Оперман и обнаружен труп командира 336-й пд. Танков и самоходных орудий-48, орудий-749, пулеметов-3590, вштовок и автоматов-34780, автомашин 4125, Лошадей- 535, повозок-283, складов разных-30, судов-27, разбитых самолетов- 100».
Но, все было далеко не так гладко, как написано на бумаге. Противник сдался не сразу. В 2 часа ночи части противника начали отход к причалам в надежде на эвакуацию. Одновременно, части 3-го горнострелкового и 16-го стрелкового корпусов начали наступление. К 5 утра оборона противника была прорвана, и в прорыв вошел 19-й танковый корпус. 79-я бригада вышла на мыс Лебяжий, на мыс Херсонес вместе с 255-й и 83-й морскими стрелковыми бригадами вышли 6-я гв. танковая бригада и 26-я мотострелковая бригада. Эти части столкнулись с отчаянным сопротивлением остатков немецких войск. Остатки немецкой артиллерии и корали противника вели огонь в упор по наступающим частям. И, только после мощного огневого налета советской артиллерии сопротивление противника было сломлено.
Таков был финал. Что же произошло, и почему противнику не удалось эвакуировать остатки армии? Объективно говоря, шансов на успешное завершение операции у противника уже не было. Несмотря на плохую работу ЧФ, армейцы сами установили артиллерийскую блокаду м. Херсонес, исключив возможности эвакуации для немецких войск.
Действия на море. Ветер 3-4 балла, у берега до 5 видимость 7-8 мил, полосы тумана.
По приказу, должны были грузиться самые боеспособные немецкие части, удерживающие фронт. Далеко не все отправленные противником плавсредства дошли до мыса Херсонес. Транспорт «Durostor» по дороге к мысу Херсонес был потоплен в результате попадания авиабомбы. Экипаж спасен кораблями конвоя. Транспорт «Geiserich» в результате попадания бомбы загорелся. Попытка взять на буксир оказалась безуспешной. Транспорт затонул. БДБ «F-685» получила попадание авиабомбы, поврежден двигатель, возникла течь. Баржа взята на буксир, отведена в Констанцу. «Uj-318» был атакован торпедами с подводной лодки, торпеды прошли мимо. Преследование лодки успеха не имело. Атака 4 торпедоносцев на конвой « Kiefer», сбит 1 самолет, экипаж пленен Uj-318. Ряд конвоев не рискнули подходить к мысу Херсонес, и повернули обратно.
По немецким данным, в 2.30 (3.30) погрузка на те плавсредства, которые дошли до мыса Херсонес, была завершена, и плавсредства взяли курс обратно. По факту, на берегу еще оставалось еще около 21 тыс. человек. По другим данным, около 17 тысяч. На обратном пути конвои были атакованы авиацией.
В Констанцу в течение дня вошли:
-10 БДБ
-8 торпедных катеров
-«Uj-105», «Uj-110»
-3 раумбота
-«Dumitresku», «Murjesku», «Stihi», «Regele Maria», «Ferdinand», «Maresti», «Tissa», «Dacia», «Rosita», «Theben», «Kehln», «RA 52», «G-3103», 3 раумбота.
По данным Кригсмарине, 11 и 12 мая из Севастополя были вывезены 2583 раненых и 14826 солдат. Таким образом, по ориентировочным расчетом, на Крымском берегу осталось около 17 тыс. человек. Суммарно, по морю, начиная с 11 апреля 1944 года вывезены:
-14897 раненых
-80828 солдат
-11356 эвакуированных
-4260 пленных
Суммарно 111347 человек.
13 Мая
В Констанцу прибыли: 11 БДБ, 4 торпедных катера, 8 охотников, 6 раумботов, корабли «Lobau», «Mosel», «Anna», «Seestern», «Oituz», «Johanna», «Uta», «Gastein», «Kassa», 8 пионерных десантных катеров, имея на борту еще 1085 раненых и 4990 солдат.
На этом, события, связанные с Крымом и Севастополем заканчиваются.
От автора (Вместо заключения).
Поскольку я разбирал события, связанные с Севастополем, в основном, для себя, а не для публикации, то я постарался подходить максимально взвешенно.
Для автора не представляют интереса дальнейшие «разборки» между Кригсмарине и Вермахтом, тем более, что тема было хорошо раскрыта авторами работы «Освобождение Крыма» Литвином Г. А, Смирновым Е. И. Подведем лишь краткие итоги действий ЧФ и противника на морском театре боевых действий.
По данным итогового донесения за 13.05.44 в ходе эвакуации со стороны противника потеряны:
а) боевые корабли военные: минный заградитель «Romania»; охотники Uj-2313, Uj-2314 и Uj-104; БДБ F-132; сторожевые катера G-3102 и G-3111; FW-20, FZ-10 и BW-01;
б) торговые суда: танкера «Ossag», «Prodromos»; транспорта «Totila», «Teja», «Helga», «Danubius», «Durostor», «Geiserich», буксиры «Junak», «Gunther», лихтеры «Leo», «Bessarabia».
Это неполный список, если сравнивать его с предыдущим текстом, выявятся еще несколько поврежденных и потопленных единиц. Но это не принципиально.
По советским «официальным» данным, которые нашли отражение в ряде изданий, (например, в «Хронике...»), потери составили 78 кораблей и транспортных судов. По данным того же «официального» источника потери 17-й армии за весь период боев в Крыму составили более 100 тыс. человек, в том числе пленными 61 580 человек. Кроме этого с 3 по 13 мая в море погибло 42 тыс. человек. По факту, эти цифры завышены более чем в два раза, а по корабельному составу и того больше. По погибшим в море дана и вовсе фантастическая цифра. Единственная достоверная цифра –это количество пленных. Действительно, в ходе разгрома противника в Крыму, были взяты в плен 13 тыс. немцев, 17 тыс. румын, еще 21 тысяча (по другим данным, 25 тысяч) была взята под Севастополем (в основном, на м. Херсонес).
По немецкой итоговой сводке (группа армий «Южная Украина») получается следующая картина:
03.05.44г. в Севастополе находились 64700 человек
3-8 мая эвакуированы 3200 человек.
10-13 мая в Констанцу доставлены 19 тыс. человек.
13 мая в море находились еще 2,5 тыс. человек
13 мая в Сулину доставлены 700 человек
3-13 мая доставлены самолетами 300 человек
3-13 мая доставлены плавсосавом 850 человек
Суммарно, 26700, в том числе 10 тыс. раненых.
Не доставлены из Севастополя около 38 тыс. человек.
Погиб генерал-майор Гальвиц (командующий 132-й артиллерийской комендатурой)
Пропали без вести генерал-лейтенант Бёме, командир 73-й пд генерал-майор Грюнер (командир 111-й пд), 4 офицера штаба, два командира полка. Учитывая количество погибших при перевозке из Севастополя в Румынию, цифры получаются похожими.
Потери противника могли бы быть намного выше, если бы флот работал бы в полную силу. Но, командующий ЧФ берег флот. Потеря боевых единиц флота вела к негативным последствиям для самого командующего. Пассивность флота, так же вела к негативным последствиям. Воевать командующий не умел. Он был «политическим командиром». Какой стороной не поверни, кругом... негатив. Оставалось одно... имитировать бурную деятельность.
[1] ЦАМО, Фонд 500, Опись 12474, Дело 634,карта 0004
[2] редут линии Камьеж, ранее располагавшийся под створным знакомнад истоками Стрелецкой бухты. Снесен в 2010 году под строительство так и не построенного торгово-развлекательного центра «Квадрат»,
[3] современное Феолентовское кольцо
[4]NARA T-1022 R-2563
[5] ЦАМО, Фонд 244, Опись 3000, Дело 817,
[6] ЦАМО, Фонд 406, Опись 9837, Дело 815
[7] ЦАМО, Фонд 244, Опись 3000, Дело 817,
[8] Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Черноморском театре. Вып. 6. М.—Л.: Воениздат, 1951. стр. 28
[9]NARA T-1022 R-2563
[10] М.Морозов «Топи их всех!» «Милитари Крым»
[11]NARA T-1022 R-2563
[12] Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Черноморском театре. Вып. 6. М.—Л.: Воениздат, 1951. стр. 28
[13]NARA T-1022 R-2563
[14] М.Морозов «Топи их всех!» «Милитари Крым»
[15]NARA T-1022 R-2563
[16] Литвин Г. А, Смирнов Е. И.. Освобождение Крыма (ноябрь 1943 г. — май 1944 г.). Документы свидетельствуют. — Москва: Кречет, 1994.
[17]NARA T-1022 R-2563
[18] Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Черноморском театре. Вып. 6. М.—Л.: Воениздат, 1951. стр. 28
[19] Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Черноморском театре. Вып. 6. М.—Л.: Воениздат, 1951. стр. 28
[20]NARA T-1022 R-2563
[21] Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Черноморском театре. Вып. 6. М.—Л.: Воениздат, 1951. стр. 28
[22]NARA T-1022 R-2563
[23]NARA T-1022 R-2563
[24] Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Черноморском театре. Вып. 6. М.—Л.: Воениздат, 1951. стр. 28
[25]NARA T-1022 R-2563
[26] Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Черноморском театре. Вып. 6. М.—Л.: Воениздат, 1951. стр. 28
[27]NARA T-1022 R-2563
[28]NARA T-1022 R-2563
[29] Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Черноморском театре. Вып. 6. М.—Л.: Воениздат, 1951. стр. 28
[30] Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Черноморском театре. Вып. 6. М.—Л.: Воениздат, 1951. стр. 28
[31]NARA T-1022 R-2563
[32] ЦАМО, Фонд 244, Опись 3000, Дело 817,
[33] Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Черноморском театре. Вып. 6. М.—Л.: Воениздат, 1951. стр. 28
[34]BA/MA WF-03/5072. fr. 891-893:
[35]BA/MA WF-03/5072. fr. 894-903:
[36]BA/MA WF-03/32925. fr. 1-8