В конце 1931 года конструкторское бюро завода “Большевик” получило заказ на разработку новой боевой машины - самоходной артиллерийской установки непосредственной поддержки в бою. До этого машин подобного типа в СССР не производилось, и конструкторы с воодушевлением взялись за дело. Так началась история САУ СУ-1.
История создания
В начале 30-х годов ХХ века РККА переживала настоящий “технический бум” - стараясь поднять боевую мощь армии на недосягаемый уровень, РВС СССР предпринимал немало усилий по перевооружению РККА. Тогда же решили механизировать и артиллерию - а для пущей её эффективности, предлагалось установить мощные пушки на танки и таким образом поддерживать наступающие войска в бою. Под этим “соусом”, в войска планировали поставить самоходные артиллерийские установки, но никто не знал, как они должны были выглядеть и работать. Им бы обратиться к опыту Первой Мировой Войны - французские танки Шнайдера и Сен-Шамон были прекрасными образцами САУ того времени.
Но в СССР помнили слова Ильича - “Но мы пойдём другим путём!” и приступили к формированию технического задания на разработку первой советской САУ “безбашенного” типа. По изначальному требованию УММ РККА, новая боевая машина (артиллерийский танк) должна была вооружаться 76,2-мм нарезной пушкой, быть максимально компактных размеров, а также иметь достаточное бронирование для защиты экипажа от осколков снарядов и шальных пуль. Поручили заказ КБ завода “Большевик” (ныне это ГОЗ “Обуховский завод”), как опытному в металлургии и производстве оружия заводу.
Конструкторы могли начать работы по созданию САУ на базе следующих образцов военной техники:
Вроде бы ко всем этим танкам доступ у КБ завода был, однако существовал один немаловажный препон - новая машина требовалась “вчера”, соответственно, прототипы Т-19 и Т-24, как неотлаженные машины, отметались, БТ-2 ещё только начинали серийно производить, и до его работоспособного состояния было далековато. Выход оставался один - лёгкий танк Т-26. У него и конструкция несложная, и грузоподъёмности хватает, да и доработать несложно.
К работам приступили довольно быстро - чертежи закончили уже в середине февраля, а уже к апрелю прототип был готов. Причиной такой скорости работы, как ожидают некоторые подписчики, стало не вездесущее ОГПУ-НКВД с револьверами в зубах, а спешка со стороны УММ РККА, которые постоянно подгоняло конструкторов. Да и работ по новой машине, на самом деле, было немного - конструкторы демонтировали башню, слегка изменили подбашенную коробку, увеличив её в габаритах, после чего установили туда 76-мм пушку. Но спешка сыграла свою роль - машина получилась работоспособной, но слишком “сырой”. К примеру, амбразура для орудия, прорезанная в лобовом листе рубки, оказалась слишком большой для избранного орудия - при фронтальном обстреле, как заключили военные после осмотра опытного образца, энное количество пуль могло попасть внутрь рубки и поранить экипаж.
Пушка не имела собственной монтажной установки - для испытаний конструкторы приспособили для неё тумбу от бронеавтомобиля “Гарфорд-Путилов”. Временно, конечно, но по русской традиции, нет ничего более постоянного, чем временное. Изначально в САУ планировали устанавливать 76,2-мм полковую пушку, затем ПС-3 Сячинтова, и в окончании остановились на КТ-28 (которая и была доработанным вариантом 76,2-мм полковушки, адаптированной для танка). Примечательно, что на новой машине орудие показывало лучшие характеристики, чем на Т-26-4 и даже на серийных Т-28. В чём секрет, сказать не могу - ориентируюсь лишь на сведения военных, выложенные в сети.
Конструкцию ходовой части и силовую установку конструкторы менять не стали - во-первых, возможности Т-26 устраивали всех, а снижение общей массы ещё и положительно сказалось на подвижности САУ, во-вторых, времени на доработку шасси у конструкторов попросту не было - военные требовали машину к испытаниям.
Испытания машины начались в феврале-марте 1932 года, в ходе которых экипаж СУ-1 произвёл около полусотни выстрелов, на ходу, с короткой остановки и даже на разной скорости движения. По словам комиссии, выстрелы на ходу никакого воздействия на ходовую часть не оказали, что несомненно радовало. Однако вместе со всеми достоинствами, у самоходки обнаружилось немало дефектов конструкции - теснота боевого отделения, отсутствие боеукладки (машина приехала на испытания недоработанной), а также отсутствие пулемётов для обороны машины от пехоты противника в ближнем бою.
Описание конструкции
СУ-1 - первая в своём роде самоходная артиллерийская установка, поэтому несла множество огрехов конструкции. Часть из них будет устранена в следующих моделях, но проект вскоре закроют полностью, а самоходки появятся в РККА намного позже.
Бронированный корпус
Корпус самоходки имел стандартную для Т-26 форму, поэтому описывать его не вижу смысла. Скажу лишь то, что с танка демонтировали башню, изменили форму и размеры подбашенной коробки, образовав боевую рубку и уже в ней установили стойку-тумбу для пушки. Экипаж самоходки - три человека (механик-водитель, командир и наводчик), находились в рубке. Наводчик располагался слева от пушки, механик-водитель - справа, командир машины у кормового листа рубки, сразу за наводчиком. Посадка и высадка экипажа осуществлялась через двери в бортах боевого отделения.
Примечательно, что корпус танка был из броневой стали (для работ конструкторы “позаимствовали” серийный линейный Т-26), а рубка - из обычной стали. Поэтому о стойкости к попаданиям вражеских снарядов говорить не приходится, никакой защиты там фактически не было. Но мы спишем это на опытный образец.
Приборы наблюдения на СУ-1 были простейшие - механик-водитель довольствовался примитивной смотровой щелью или откидным щитком (на марше), командиру приходилось довольствоваться смотровыми щелями в небольшой надстройке над рубкой, выполнявшей роль командирской башенки. Был ли в ней люк, или нет - сказать не могу, ибо такой информации я не нашёл.
Вооружение
Вопреки распространённой информации, пушки ПС-3 на СУ-1 не устанавливалось. Во всяком случае, нет ни одной фотографии, которая подтверждала бы это. Но есть множество фотографий, на которых самоходка запечатлена с 76-мм пушкой КТ-28. Корпус позволял пушке наводиться в вертикальной плоскости в диапазоне от -5 до +25 градусов, а по горизонтали - 2,5 градуса. При необходимости, наводка в горизонтальной плоскости происходила путём доворота корпуса танка.
Боекомплект к пушке составлял 35 снарядов (могли снаряжаться как осколочно-фугасные снаряды, так и шрапнельные), для прицельного огня использовался телескопический прицел ТОП и панорама Герца. Максимальная дальность выстрела составляла 12900 метров при выстреле на максимальных углах возвышения. Никакого противопехотного вооружения на танках не было.
Двигатель, трансмиссия и ходовая часть
Силовая установка на прототипе СУ-1 осталась без изменений - 90-сильный четырёхцилиндровый бензиновый двигатель Т-26 с воздушным охлаждением работал в паре с пятискоростной механической коробкой передач. Трансмиссия, помимо КПП включала в себя главный фрикцион сухого трения, бортовые фрикционы, ленточные тормоза и карданный вал для передачи крутящего момента на передние приводные колёса.
Топливный бак вмещал в себя 192 литра “грозненского” бензина 1 сорта, которого хватало на 110 километров экономичного хода по шоссе. Максимальная скорость движения по шоссе составляла 30 км/ч, по бездорожью - не более 15 км/ч.
Ходовая часть Т-26, применительно к одному борту состояла из восьми сдвоенных обрезиненных опорных катков диаметром 300 мм, четырёх сдвоенных обрезиненных поддерживающих катка диаметром 254 мм, ленивца и ведущего колеса переднего расположения. Подвеска опорных катков — сблокированная во взаимозаменяемых тележках по четыре, на листовых рессорах. Каждая тележка состояла из двух коромысел с двумя катками, одно из которых шарнирно соединялось с литым балансиром, в свою очередь шарнирно закреплённом на корпусе танка, а другое крепилось на двух параллельных полуэллиптических рессорах, жёстко соединённых с балансиром.
Заключение
В серию СУ-1 не пошла, по большей части из-за начала работ над артиллерийской версией Т-26 (которая, к слову, тоже не стала серийной). Но в дальнейшем конструкторы в полуинициативной форме пытались доработать свою машину, но это будет позже.
С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!
Подписывайтесь также на Телеграм-канал - в нём можно узнавать о выходе новых публикаций.