Найти в Дзене
Историк-любитель

Броня России. Танк Т-19, 1929

17-18 июля 1929 года на заседании Революционного военного совета РСФСР было принято решение о начале работ по созданию новой модели танка непосредственного сопровождения пехоты. К боевой машине выдвинули довольно серьёзные требования, как по вооружению, так и по бронированию. Так началась история танка Т-19. Согласно задумке высшего военного руководства, новый танк должен был избавиться от всех «детских болезней» предыдущей модели – в частности, он должен был преодолевать различные препятствия на местности без помощи приставного «хвоста», иметь превосходство в огневой силе над любыми танками вероятного противника, схожими по массе), а его броня должна была выдерживать попадание 37-мм противотанковых пушек с дистанции в один километр, а на ближних дистанциях – от стрелкового оружия любых калибров. Подробное техническое задание для нового танка было сформировано в середине октября 1929 года – согласно ему, танк должен был весить в районе 7-7,5 тонн, вооружаться 40-мм пушкой и двумя пулем
Оглавление

17-18 июля 1929 года на заседании Революционного военного совета РСФСР было принято решение о начале работ по созданию новой модели танка непосредственного сопровождения пехоты. К боевой машине выдвинули довольно серьёзные требования, как по вооружению, так и по бронированию. Так началась история танка Т-19.

Танк Т-19 собственной персоной. Изображение с сайта tank-encyclopedia.
Танк Т-19 собственной персоной. Изображение с сайта tank-encyclopedia.

История создания

Согласно задумке высшего военного руководства, новый танк должен был избавиться от всех «детских болезней» предыдущей модели – в частности, он должен был преодолевать различные препятствия на местности без помощи приставного «хвоста», иметь превосходство в огневой силе над любыми танками вероятного противника, схожими по массе), а его броня должна была выдерживать попадание 37-мм противотанковых пушек с дистанции в один километр, а на ближних дистанциях – от стрелкового оружия любых калибров.

Подробное техническое задание для нового танка было сформировано в середине октября 1929 года – согласно ему, танк должен был весить в районе 7-7,5 тонн, вооружаться 40-мм пушкой и двумя пулемётами, толщина брони задумывалась в пределах 18-20 мм, а мощность двигателя – 100 «лошадей», обеспечивая танку ход по шоссе не менее 30 км/ч. Самое интересное заключалось в том, что ничего из заказанного военными, на территории Советского Союза ещё не производилось. И более того, не было ещё той школы, которая могла бы гармонично «впихнуть» всё это в один корпус.

Но делать было нечего – раз Партия постановила, нужно работать. Для создания проекта нового танка был привлечён «звёздный состав» конструкторов:

  • Общий контроль за ходом работ – С. Гинзбург;
  • Работы по созданию силовой установки – А. Микулин;
  • Работы по созданию ходовой части – В. Симский;
  • Общая компоновка танка и башня – Д. Майдель;
  • Вооружение – П. Сячинтов;

Разработку нового танка на бумаге (подготовка чертёжной документации) указывалось закончить не позднее 15 января 1930 года, однако документация в срок предоставлена не была. Не могу знать всех деталей, но одобрение проекта и начало работ по сборке прототипа состоялись 1 марта 1930 года.

Общий вид Т-19, иллюстрация того времени. Изображение в свободном доступе.
Общий вид Т-19, иллюстрация того времени. Изображение в свободном доступе.

Но сборка прототипа началась не сразу – подводили подрядчики, находились ошибки в документации, были и другие сложности, которые замедляли процессы создания новой машины. Нужно вспомнить, что в стране уже начиналась сложная политическая ситуация, связанная с «партийной чисткой», и в такое время «прокладывать по срокам» было очень опасным занятием. Тем не менее, первый звоночек раздался 13 августа 1930 года, на заседании Революционного военного совета. Итогом этого звоночка было постановление:

«Малый танк Т-19. Учитывая совершенную неудовлетворительность взятых темпов по изготовлению опытного образца танка – поручить Орудийно-арсенальному объединению ВСНХ закончить изготовление опытного образца к 1 марта 1931 года, а выпуск первой валовой партии наладить уже в IV квартале 1931 года. К 1 октября 1931 года начать массовое производство танков новой модели»

В результате, это постановление тоже было сорвано – к 1 марта 1931 года опытный образец ещё не был собран. Сказывалась небывалая сложность конструкции, а также отсутствие целого ряда деталей, которые советская промышленность к тому моменту не производила – их приходилось закупать за рубежом. Окончательная сборка прототипа началась лишь в июне 1931 года, и спустя два с лишним месяца был готов только корпус, без башни и вооружения. Более того, на танке ещё не было готовой силовой установки – коробка переключения передач уже была готова, но двигатель собрать всё никак не удавалось.

Зато танку обеспечили некоторый уровень защиты от химического оружия и даже придали некую плавучесть. Уже на этом этапе танк обходился казне в 96 тысяч рублей – с производством башни и вооружения, стоимость машины зашкалила бы за сто тысяч. Разумеется, такого советская казна того времени позволить себе не могла, но работы почему-то никак не прекращались. При этом, в РВС уже открыто намекали, что пора бы и испытания хоть какие-то провести, а то средства затрачены, а результата всё нет.

Тогда конструкторы, сильно рискуя, установили на танк башню от МС-1 (собственную так разработать не успели) со всем сопутствующим вооружением (не было и пушки, которая изначально задумывалась по проекту). На первых испытаниях, проведённых в августе-октябре 1931 года, танк продемонстрировал низкую надёжность, отвратительные ходовые характеристики, что наложившись на стоимость полуготовой машины и срыв всевозможных сроков разработки, уже привело военное руководство СССР к мыслям об отказе. Окончательно мнение о закрытии проекта было сформировано чуть позже, когда были проанализированы результаты полигонных испытаний британского танка Vickers Mk.E, закупленного для РККА в Великобритании.

Описание конструкции

Т-19 нес множество разных, инновационных по тем временам, решений в компоновке и устройстве самой боевой машины. Однако именно эти решения были основополагающими при формировании заоблачной цены, фактически предопределившей крах разработок.

Бронированный корпус и башня

Прототип стал развитием танка МС-1, со всеми вытекающими из этого последствиями. Корпус собирался по привычной для советских конструкторов каркасной схеме – к пространственной раме, при помощи клёпки прижимались листы стальной катаной брони, толщиной от 8 до 16 мм (иначе танк «не влезал» в ограничения по массе). Выросли и сами габариты корпуса – длина составляла 4,5 метра, ширина – 2,3 метра, а высота – 2,2 метра.

При взгляде на корпус танка явно видна преемственность с МС-1 (Т-18). Фотография с сайта Т-34 Информ.
При взгляде на корпус танка явно видна преемственность с МС-1 (Т-18). Фотография с сайта Т-34 Информ.

На Т-19, впервые в истории советского танкостроения, были применены рациональные углы наклона брони – это было продиктовано ограничениями по массе танка. Из-за них, как написано выше, была уменьшена толщина брони, но допускать снижения уровня защиты конструкторы явно не хотели. Отсюда и решение о применении углов рационального наклона – чтобы хоть как-то усилить защиту экипажа. Зато была установлена защита от боевых отравляющих веществ – Т-19 оборудовался приточно-вытяжной вентиляционной установкой, производительностью в 180 м3/час, оснащённой «противогазным» фильтром. Это в теории позволяло нейтрализовать воздействие на экипаж широко распространённых в то время вариантов химических отравляющих веществ – фосген, синильная кислота, хлорпикрин, а также воздействие различных ядовитых дымов. Одного фильтра хватало на три часа работы, после чего экипажу приходилось бы либо продолжать «работу» в индивидуальных противогазах, либо заменять фильтр в вентиляционной установке.

Отверстие под второй пулемёт (в корпусе танка) прорезать сразу почему-то не стали. Изображение с сайта Т-34 Информ.
Отверстие под второй пулемёт (в корпусе танка) прорезать сразу почему-то не стали. Изображение с сайта Т-34 Информ.

Компоновка корпуса была стандартной – в передней части корпуса находился отсек управления и связи, в котором находилось два человека, механик-водитель и стрелок-радист. В середине находилось боевое отделение с вращающейся башней, моторно-трансмиссионное отделение находилось в корме. Командиру машины надлежало управлять вооружением танка, сидя в «подвеске» из брезентовых ремней. Вращение башни обеспечивалось вручную, при помощи механического поворотного устройства. Осматриваться на поле боя экипажу предлагалось через смотровые щели, забранные пуленепробиваемыми стёклами «Симплекс-Триплекс», либо через смотровые оконца, образованные откидыванием щитков. Командиру машины оглядывать обстановку надлежало через смотровые оконца «грибка» или же через открытый люк.

Башню от МС-1 трудно не узнать. Изображение в свободном доступе.
Башню от МС-1 трудно не узнать. Изображение в свободном доступе.

Что касается башни Т-19, то предусмотренную по проекту, так и не начали строить – к моменту, когда военные затребовали прототип для испытаний, вышли всяческие сроки. Именно для того, чтобы создать видимость какой-то работы, на прототип водрузили башню от МС-1, лишь слегка расширив погон, чтобы башня села на своё место. Также для имитации бурной деятельности вместо пушки Сячинтова (которая, по итогу, никогда не была закончена), было оставлено «родное» вооружение от башни. Замене подверглось лишь противопехотное вооружение.

Вооружение

Как уже сказано выше, в качестве основного вооружения на танк временно устанавливалась 37-мм нарезная танковая пушка Гочкисс, с длиной ствола в 20 калибров. Она заметно уступала обещанным Сячинтовым параметрам 37-мм пушки ПС-1, но на безрыбье, так сказать, и рак рыба. Боекомплект пушки составлял 98 снарядов унитарного заряжания, включавших в себя осколочно-фугасные, картечные и бронебойные снаряды.

Несмотря на свою крайнюю устарелость к 30-м годам, пушки Гочкисса ещё некоторое время оставались на вооружении танков и бронеавтомобилей РККА. Фотография в свободном доступе.
Несмотря на свою крайнюю устарелость к 30-м годам, пушки Гочкисса ещё некоторое время оставались на вооружении танков и бронеавтомобилей РККА. Фотография в свободном доступе.

В качестве противопехотного вооружения на танки устанавливались два пулемёта Дегтярёва. Один из них планировали установить в спаренной с башней установке, чтобы её мог обслуживать один член экипажа, а второй – в лобовом щитке корпуса, справа от механика-водителя.

Двигатель, трансмиссия и ходовая часть

Изначально в качестве силовой установки на танк планировалось установить 100-сильный шестицилиндровый бензиновый двигатель карбюраторного типа конструкции Микулина. Однако в срок этот двигатель готов не был, и когда военные потребовали продемонстрировать машину, на неё в срочном порядке установили 95-сильный американский двигатель Franklin, который примерно соответствовал затребованным характеристикам. Трансмиссия была позаимствована у автомобиля (с которого двигатель и был снят), а вот КПП установили разработанную Микулиным, с небольшими доводками.

Подвеска танка Renault NC 27 выглядела как-то понадёжнее. Фотография в свободном доступе.
Подвеска танка Renault NC 27 выглядела как-то понадёжнее. Фотография в свободном доступе.

Ходовая часть включала в себя сразу 12 (!) опорных катков, с интересной схемой блокирования, собранной по образу и подобию французского NC27, но в несколько упрощённом варианте. Опорные катки блокировались в три тележки по четыре катка, причём центральные крепились к основным узлам подвески, а крайние – к вспомогательным. Такое решение позволило придать машине более плавный ход, но из-за обилия множества мелких элементов в тележках, ходовая была едва ли не самым сложным элементом танка. Подвеска – вертикальная, основанная на пружинных «свечках» с резиновыми демпферами.

Также в состав ходовой входили пять поддерживающих катков, ведущее литое колесо, находившееся традиционно сзади, и передний ленивец. Гусеничный движитель был представлен мелкозвенчатой стальной цепью, собранной из литых стальных траков «французского» типа, располагавшихся открыто, без всякого прикрытия полками или частями корпуса.

Заключение

Так как заслуживающих доверия результатов испытаний мне найти не удалось, часть публикации про заезды танка оставим за пределами статьи. Хочу лишь повториться, что излишняя сложность в производстве военной техники всегда была ахиллесовой пятой российского танкостроения. Именно поэтому все серийные машины имели одну характерную черту – простота, помноженная на надёжность конструкции. Так строились все лучше танки и бронеавтомобили России, всех времён и политических строев. Но не Т-19…

С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!

Подписывайтесь также на Телеграм-канал - в нём можно узнавать о выходе новых публикаций.