Найти в Дзене
Историк-любитель

Броня России. Первый средний танк Т-12, 1927

20 декабря 1927 года можно назвать днём рождения среднего танка в СССР — именно в этот день, на очередном заседании УММ РККА впервые сформулировали требования к новому виду танков. Этот вид был назван «маневренные танки», а первым из всей плеяды средних танков СССР был малоизвестный широким массам Т-12. На начальном этапе Гражданской войны обе стороны широко использовали бронеавтомобили и местами — бронепоезда. Однако в руководстве обеих армий были практически одинаковые мечты — об армадах бронированных гусеничных машин, которые мощью своей вминают противника в землю, подавляя в его рядах всякое желание о сопротивлении. Вся соль была в том, что у обеих сторон не было ни опыта, ни материально-конструкторской базы для организации собственного танкостроения. То, что оставалось в документации завода, было практически нереальным, а самое главное — морально и материально устаревшим. И если «белые» как-то выкрутились с заказами боевой техники из-за границы, «красным» приходилось лишь молча за
Оглавление

20 декабря 1927 года можно назвать днём рождения среднего танка в СССР — именно в этот день, на очередном заседании УММ РККА впервые сформулировали требования к новому виду танков. Этот вид был назван «маневренные танки», а первым из всей плеяды средних танков СССР был малоизвестный широким массам Т-12.

Т-12 в движении. Изображение с упаковки конструктора от HobbyBoss. Фотография в свободном доступе.
Т-12 в движении. Изображение с упаковки конструктора от HobbyBoss. Фотография в свободном доступе.

История создания

На начальном этапе Гражданской войны обе стороны широко использовали бронеавтомобили и местами — бронепоезда. Однако в руководстве обеих армий были практически одинаковые мечты — об армадах бронированных гусеничных машин, которые мощью своей вминают противника в землю, подавляя в его рядах всякое желание о сопротивлении. Вся соль была в том, что у обеих сторон не было ни опыта, ни материально-конструкторской базы для организации собственного танкостроения. То, что оставалось в документации завода, было практически нереальным, а самое главное — морально и материально устаревшим. И если «белые» как-то выкрутились с заказами боевой техники из-за границы, «красным» приходилось лишь молча завидовать и стараться отбить вражеские танки неповреждёнными.

Вскоре такие случаи начали происходить — в арсенал «красных» начали входить захваченные у «белых» танки, как правило, британские «ромбы». Чуть позже в составе РККА появились и четыре французских Renault FT-17, которые чуть позже стали основой бронетанковых сил молодой советской страны. Но время шло, танки типа «Рено» и разработанные на их базе лёгкие танки МС-1 устаревали (причём развитие танкостроения во всех западных странах-производителях бронетехники неслось огромными скачками), следовательно, новые танки нужны были и новой власти России.

Причём «красные» начали понимать, что у танков нового поколения должно быть несколько классов — тяжёлые должны были стать основным средством прорыва вражеской обороны, средним оставалась роль основной боевой силы на полях сражений (о танковых битвах задумывались уже тогда), а лёгким оставалась роль сопровождения атакующей пехоты, борьба с живой силой противника, а также проведение операций в тылу, после прорыва обороны. Да, до труда Владимира Кириаковича ещё было далеко (оставалось как минимум, несколько лет), но основы подобных операций уже закладывались. Так и было решено приступать к производству танков новой формации, с улучшенной бронёй, усиленным вооружением, а также более скоростных (ошибку в ставках на скорость осознают чуть позже). Таким образом, в СССР зародились базовые требования к средним танкам.

Чертёж-схема корпуса Т-12. Изображение в свободном доступе.
Чертёж-схема корпуса Т-12. Изображение в свободном доступе.

И вот, в конце декабря 1927 года сразу в двух КБ закипела работа по созданию чертежей будущей боевой машины. Конструкторскому бюро Харьковского паровозостроительного завода поручили разрабатывать трансмиссию и ходовую часть нового танка, а аналогичная организация, но в Орудийно-арсенальном тресте занялась разработкой корпуса, проработкой установки вооружения и башни. Причиной того был факт — КБ ХПЗ только что получило приставку «танковое», но работать с танками инженерам в КБ не доводилось, завод выпускал лишь железнодорожную технику и немного тракторов (в том числе гусеничных). Интересен был состав сотрудников, которые работали над танком — в КБ ХПЗ над чертежами корпели заместитель главного инженера М. Андриянов и начальник тракторного цеха В. Дудка. От ОАТ работы вели главный конструктор С. Шукалов, В. Заславский, а конкретно за МТО отвечал А. Микулин. Многие из этих фамилий вам встретятся ещё не раз в будущих публикациях, поэтому рекомендую их запомнить.

И вот вам ещё один факт из истории — на ХПЗ над чертежами танка работал ещё один будущий «звёздный» танкостроитель - А.А. Морозов (соавтор конструкции легендарного Т-34 и многих других танков).

Т-12 на заводском полигоне. Фотография в свободном доступе.
Т-12 на заводском полигоне. Фотография в свободном доступе.

Доработать проектную документацию удалось лишь к началу 1929 года — сказывалось отсутствие опыта конструкторов как такового. И практически сразу было решено приступить к работам по сборке прототипа. Однако они тоже затягивались — проектного двигателя Микулина, который разрабатывали под новый танк, создать не получилось, изначально задуманного Hispano-9 никто не давал, поэтому пришлось выпрашивать двигатель М-6 (тоже конструкции Микулина, т.н. «русифицированный» авиационный двигатель Hispano-Suiza F8b). С этим двигателем танк и прибыл на испытания — причём трансмиссию под него пришлось делать в спешке, что и навредило проекту, но чуть позже.

Описание конструкции

Проект Т-12 имел несколько важных отличий от предыдущих образцов — например, двухъярусную башню с возможностью раздельного поворота, достаточно мощный двигатель и ходовую часть, успешно «позаимствованную» у французских танков того же периода.

Бронированный корпус и башня

Корпус танка собирался по рамной технологии — на прочный каркас из стальных уголков, при помощи клёпки закреплялись плиты стальной катаной брони толщиной от 8 до 22 мм. Корпус получил коробчатую форму, с привычным расположением отсеков внутри — впереди располагался рулевой пост, в середине танка находилось боевое отделение, МТО разместили в корме. Машина получалась довольно габаритной — длина корпуса составляла 6,3 метра, ширина — 2,8 метра, а в высоту машина была 2,95 метра. Но несмотря на все эти габариты, компоновка в танке была сильно плотной. Сказывалось опять-таки отсутствие опыта у конструкторов, а также использование довольно громоздкого двигателя М-6.

Внешний вид прототипа Т-12. Фотография в свободном доступе.
Внешний вид прототипа Т-12. Фотография в свободном доступе.

Башня получилась немаленькой по габаритам — рассчитывали на установку двух орудий, 45-мм пушки или 60-мм гаубицы, в дополнение ко всему ещё и с тремя пулемётами. На изначальных чертежах башня имела непропорционально крупные габариты, и в процессе было решено один пулемёт установить во вращающейся малой башне, устанавливаемой на крыше основной. Это позволило существенно уменьшить габариты самой башни, хорошо повлияв на скорость её поворота — менее габаритная башня и весит меньше, соответственно, меньше нагрузки на механический привод вращения башни. Малая башня вращалась при помощи плечевого упора.

Вооружение

Как я уже говорил, выбрать основное вооружение танка не смогли — конструкторы разрабатывали сразу две башни с разным вооружением. В одной устанавливалась 37-мм пушка, в другой — 60-мм гаубица — вероятнее всего, конструкторы решили таким образом убить двух зайцев сразу, создав две машины, для прорыва обороны и поддержки наступающей пехоты. Однако в финальном варианте было решено остановиться на 37-мм пушке образца 1930 года 1-К. Её баллистика позволяла поражать все танки того периода. Орудие было очень компактно, его небольшая масса позволяла расчёту легко перемещать его по полю боя. Главным недостатком орудия, который и привел к быстрому снятию его с вооружения, были слабое осколочное действие 37-мм снаряда (на базе 1-К будут разработаны ещё много орудий, в том числе и знаменитые «сорокапятки»).

Для установки орудия и пулемётов использовались шаровые установки Шпагина. Фотография в свободном доступе.
Для установки орудия и пулемётов использовались шаровые установки Шпагина. Фотография в свободном доступе.

Для борьбы с пехотой изначально задумывалась установка сразу шести пулемётов Фёдорова в трёх «спарках», расположенных в башне. Первая «спарка» располагалась справа от орудия, и управлялась заряжающим, вторая находилась в малой башне и управлялась командиром, а третья — в левом борту башни, управляемая наводчиком. Однако позже было решено заменить все три «спарки» одинарными пулемётами Дегтярёва — они к тому моменту уже не были «сырыми» и значительно превосходили пулемёты Фёдорова по всем характеристикам.

Двигатель, трансмиссия и ходовая часть

Как уже сказано выше, в качестве силовой установки был использован советский авиационный бензиновый двигатель М-6 мощностью в 180-200 лошадиных сил. Это была классическая на тот момент V-образная карбюраторная «восьмёрка», довольно отработанная к тому моменту. Но в танки их ставить собирались от безысходности — полноценного танкового двигателя в стране ещё не производилось. Для непосвящённых объясню отдельно — авиационный двигатель имеет иные, в отличии от наземного, характеристики и требования. То есть, авиадвигатель в некоторых ситуациях использовать на земле можно, а вот танковый в воздухе — навряд ли.

Авиационный двигатель М-6 собственной персоной. Фотография в свободном доступе.
Авиационный двигатель М-6 собственной персоной. Фотография в свободном доступе.

Под авиационный двигатель пришлось в спешке разрабатывать новую коробку передач, а также устанавливать новые ленточные тормоза. Также в состав трансмиссии входила планетарная коробка передач от трактора, которую сильно доработали под новые условия. После этого новая машина могла двигаться со скоростью до 26 км/ч передним ходом и до 7 км/ч задним. Однако в таких режимах коробка сильно грелась и могла выйти из строя в самый неподходящий момент (что и случилось во время первых же испытаний).

Ходовая часть была заимствована от французских машин: применительно к одному борту, в неё входило 8 опорных металлических катков без бандажей, сблокированных попарно в четыре тележки с вертикальными амортизаторами-свечками, четыре поддерживающих гусеницу ролика, а также заднее ведущее колесо и передний ленивец.

Испытания и завершение работ по Т-12

На свои первые испытания танк вывели 2 апреля 1930 года, сразу же ставшие неудачными — спустя два километра хода по довольно ровной площадке, у танка вышла из строя трансмиссия. В ходе этих ходовых испытаний чистое время работы двигателя составило 33 минуты (из них 21 минута в движении). После ремонта двигателя механики обнаружили неполадки и недоработки в ходовой части: перегрев коробки передач, закипание воды в радиаторе, отказ второй передачи и поломка правой гусеницы на мягком грунте. Вместе с тем принимавшие испытания отметили хорошую плавность хода.

Испытания ходовой части Т-12. Фотография в свободном доступе.
Испытания ходовой части Т-12. Фотография в свободном доступе.

После ремонта (сопряжённого с реализацией некоторых рационализаторских предложений), с 28 апреля по 2 мая 1930 прошли очередные испытания, на которых присутствовали народный комиссар по военным и морским делам Ворошилов, начальник УММ Халепский и начальник технического управления УММ Бокис, а также представители от ХПЗ Махонин и Владимиров. На испытаниях Т-12 продемонстрировал свои лучшие возможности, успешно пройдя по пересечённой местности и осилив подъём под углом 35-36 градусов на первой передаче. На грунте скорость составляла 26 км/ч, но при повышении числа оборотов двигателя до 2 тысяч в минуту скорость доходила и до 30 км/ч. Танк сумел преодолеть двухметровый окоп на песчаном грунте (потенциально он мог перейти ещё и ров шириной 2,65 м).

Ещё одно из немногих сохранившихся фото танка Т-12. Фотография в свободном доступе.
Ещё одно из немногих сохранившихся фото танка Т-12. Фотография в свободном доступе.

Огневые испытания провести не удалось в полной мере: из-за отсутствия пулемёта Фёдорова на танке был установлен 7,7-мм станковый пулемёт «Льюис» в шаровой установке конструкции Шпагина. Точность стрельбы составила 60%. Стрельба из пушки не прошла ввиду неготовности основного орудия. 12 июля 1930 прошли повторные огневые испытания с новой пушкой. Полный боезапас танка составлял всего 100 выстрелов и 4000 патронов к пулемётам, но в случае установки полного комплекта вооружения он бы составлял 98 снарядов и 7200 патронов. Также обстрел бронеплит танка привёл к выводу о соответствии защиты танка требованиям. Однако проблемы, выявленные на первых испытаниях, исправить в полной мере так и не удалось.

В целом танк был признан достаточно годным, однако выявленные недостатки были причиной того, что проект было решено закрыть со стороны ГВТУ — они ссылались на отсутствие времени на доработки, тем более, что уже тогда были представлены первые проектные документы по новой модели танка Т-24. Но кое-какие доработки танка коллектив конструкторов всё же успел внести — но прототип это уже не могло спасти, и его разобрали.

Заключение

Т-12 был важной вехой в истории отечественного танкостроения. Мало того, что это был первый советский танк, построенный с нуля — это был ещё и бесценный конструкторский опыт. Кто знает, если бы не было подобных проектов, смогли бы в России построить действительно годную боевую технику?

С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!

Подписывайтесь также на Телеграм-канал - в нём можно узнавать о выходе новых публикаций.