Советские фильмы часто заканчивались хорошо, вселяя в зрителей веру в светлое будущее. Однако, если присмотреться внимательнее, многие из этих «счастливых» финалов оставляют место для сомнений и тревоги.
«Служебный роман» (1977)
Финал фильма: Людмила Прокофьевна и Новосельцев признаются друг другу в любви. Они преодолевают неловкость и социальные барьеры, и мы верим, что их ждет счастливая семейная жизнь. Тем более, к мальчику и мальчику, скоро добавится еще мальчик. Финал полон тепла и надежды.
Горькая правда: Новосельцев — подчиненный Людмилы Прокофьевны, и их роман начался с его корыстных мотивов (продвижение по службе). Даже если его чувства искренни, разница в статусе и характерах создает риск конфликтов. Людмила, привыкшая быть лидером вне дома, может не осилить внезапную многодетность.
А Новосельцев не очень похож на того, кто сможет взять на себя материальное благополучие большой семьи.
Их будущее, скорее всего, будет полно компромиссов и трудностей.
«Афоня» (1975)
Финал фильма: Афоня, безответственный сантехник, возвращается в родную деревню и встречает Катю, которая давно его любит. Он, кажется, готов измениться, и финал внушает надежду, что Афоня начнет новую, осмысленную жизнь.
Горькая правда: Афоня всю жизнь жил без цели, избегая ответственности. Его внезапное возвращение в деревню выглядит как бегство от проблем, а не осознанное решение. Катя идеализирует его, но Афоня вряд ли изменится.
В реальности он может быстро заскучать в деревне и вернуться там к старым привычкам, разбив сердце Кате и себе.
«Москва слезам не верит» (1979)
Финал фильма: Гоша возвращается, Катерина счастлива. Семья воссоздана.
Горькая правда: Гоша — это консервативный и неуверенный в себе мужчина, которому тяжело принять успешную женщину. Он возвращается не потому, что пересмотрел взгляды, а потому что не выдержал одиночества. Катерине придется подстраиваться, скрывать свою силу, чтобы сохранить его самооценку.
Это союз, в котором женщине снова придется всё тянуть на себе — в том числе эмоционально.
«Ирония судьбы, или С легким паром!» (1975)
Финал фильма: Женя и Надя остаются вместе — значит, любовь победила.
Горькая правда: На самом деле у обоих героев за плечами разрушенные отношения. Надя бросила надежного Ипполита, Женя — инфантилен, одинок, запутавшийся. Их «роман» — это следствие алкоголя, одиночества и новогодней магии, но не зрелого выбора.
Сможет ли такая пара построить что-то устойчивое — большой вопрос.
Наш автор Тихон Дмитриев предположил, что события после фильма развернулись бы скорее всего так:
«Осенний марафон» (1979)
Финал фильма: Бузыкин ни с кем не расстается, сохраняет семью и остается в своей привычной жизни. Это подается как своего рода «примирение с судьбой». Он снова бежит. Всё так же — по кругу.
Горькая правда: Бузыкин не решает проблему — он привычно от нее уходит. Это не мир, а эмоциональный паралич, окаменение, в котором замер человек, неспособный жить по-настоящему. А настоящее несчастье — не в разводе, а в том, что ничего не меняется. Его «стабильность» — это иллюзия, за которой скрывается пустота. И в будущем его, скорее всего, ждет окончательный разрыв с обеими женщинами по их инициативе.
В этом и суть «Осеннего марафона»: худший финал — не трагедия, а бесконечное болото, из которого никто не вытащит тебя, кроме тебя самого.
Яндекс.Дзен сайта kinobugle.ru
◀️К нам - в телеграм!
ЕЩЕ ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ: