Найти в Дзене
KinoBugle.ru

Хамство, воровство, дефицит: что позволил себе Рязанов в «Вокзале для двоих»

Фильм Эльдара Рязанова «Вокзал для двоих» (1982) удивительно откровенен для своего времени. На фоне привычной советской «прилизанности» он показывает быт без прикрас: наглость официантов, повальное хамство, процветающее воровство, откровенные «разводы» клиентов — и это повсюду: в поездах, вокзалах, ресторанах. Для начала 80-х годов, когда цензура была еще вполне жива, такое изображение реальности было довольно смелым шагом . Конечно, Рязанов не первый, кто показывал нелицеприятные стороны советской жизни, но он, мастер социальной сатиры, сделал это в жанре мелодрамы — жанре, рассчитанном на массового зрителя. И именно поэтому откровенность фильма воспринималась особенно остро: зрители узнавали в героях и ситуациях свою повседневность. Официантка Вера поначалу предстает перед Платоном резкой, уставшей, отстаивающей свое «право быть нелюбезной». «Клиент всегда прав? Это у вас в Москве! А у нас официантка всегда права!» Узнаваемое поведение, с которым советские граждане сталкивались если
Оглавление

Фильм Эльдара Рязанова «Вокзал для двоих» (1982) удивительно откровенен для своего времени. На фоне привычной советской «прилизанности» он показывает быт без прикрас: наглость официантов, повальное хамство, процветающее воровство, откровенные «разводы» клиентов — и это повсюду: в поездах, вокзалах, ресторанах.

-2

Для начала 80-х годов, когда цензура была еще вполне жива, такое изображение реальности было довольно смелым шагом . Конечно, Рязанов не первый, кто показывал нелицеприятные стороны советской жизни, но он, мастер социальной сатиры, сделал это в жанре мелодрамы — жанре, рассчитанном на массового зрителя.

И именно поэтому откровенность фильма воспринималась особенно остро: зрители узнавали в героях и ситуациях свою повседневность.

-3

Хамство и равнодушие

Официантка Вера поначалу предстает перед Платоном резкой, уставшей, отстаивающей свое «право быть нелюбезной».

«Клиент всегда прав? Это у вас в Москве! А у нас официантка всегда права!»
-4

Узнаваемое поведение, с которым советские граждане сталкивались если не ежедневно, то очень часто.

Мелкое воровство и обман

-5

Хотя прямого воровства на камеру нет, атмосфера ресторана, порядки на кухне, диалоги персонажей (вспомним колоритную спекулянтку «дядю Мишу») недвусмысленно намекают на то, что обсчет, обвес, вынос продуктов «мимо кассы» – обыденное явление.

Это не порок одного нечестного работника, а система.

-6

Дефицит и «доставание»

«Это не объедки! Это - остатки!»
«Это не объедки! Это - остатки!»

Сама возможность поесть в ресторане горячее, наличие определенных продуктов – всё это подается как нечто, требующее усилий, связей или смирения с низким качеством. Атмосфера «доставания» и блата витает в воздухе.

Для начала 80-х годов такое концентрированное изображение негативных сторон быта в популярном кино - явление довольно редкое. Конечно, критика отдельных недостатков допускалась и раньше, особенно в сатирических жанрах. Но Рязанов сделал это фоном для серьезной драмы, показав эти явления не как случайные курьезы, а как повседневную норму, формирующую характеры и влияющую на судьбы людей.

-8

Герои не борются с недостатками, они в них живут и выживают. Вера, например, не становится идеальной советской работницей, она остается сложным человеком, сформированным этой средой.

При этом Рязанов, будучи опытным режиссером, балансировал на грани дозволенного. Комедийные элементы, яркие актерские работы и, главное - мощная мелодраматическая линия Платона и Веры несколько смягчали остроту социальной критики, делая ее приемлемой для цензуры и привлекательной для широкой аудитории.

-9

Фильм не был «антисоветским», поэтому прошел цензуру, но он честно отражал то, что видели и чувствовали многие, и делал это талантливо, без плакатного пафоса.

Этот тонкий баланс между правдой и дозволенным — и есть фирменный стиль Рязанова.

Яндекс.Дзен сайта kinobugle.ru

◀️К нам - в телеграм!

ЕЩЕ ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ: