Финал «Москва слезам не верит» обманчиво оптимистичен: герои снова вместе, звучит лиричная музыка, и мы верим - всё будет хорошо.
Но как будто остается щемящее чувство: почему Гоша, который, мягко говоря, сам не без недостатков, не смог сразу принять не самый большой порок Катерины - ее успех?
Как сложится у них дальше? И что же на самом деле для него важнее - любовь или собственная самооценка?
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять, какие у Гоши и Катерины характеры, как они смотрят на жизнь и в каком обществе они живут - в Советском Союзе 1970-х годов.
Герой своего времени
Георгий Иванович, он же Гога, он же Гоша, он же Юрий, он же Гора, он же Жора - типичный представитель советского «интеллигента руками». Он - токарь высшего разряда, начитанный, философски настроенный. Он ценит независимость, мастерство и простую, честную жизнь.
Однако за уверенностью скрывается хрупкая самооценка, тесно связанная с традиционными представлениями о мужественности.
В советском обществе официально провозглашалось равенство, но в реальности традиционные патриархальные ценности оставались сильны. Женщины могли быть начальницами, но статус женщины-руководителя был скорее исключением, чем нормой.
«Я должен быть выше. Хоть на полголовы», — говорит Гоша.
И это не просто случайная реплика. Это ключ к пониманию его конфликта между чувством и воспитанием.
Катерина же — полная противоположность образу «идеальной» женщины того времени. Она одна растит дочь, добилась всего сама, не прогнулась перед обстоятельствами. Для большинства советских мужчин - это неудобно. И, возможно, даже страшно.
И Гоша тоже боится. Но как? Ведь он не трус и не плохой человек. Он - просто жертва культуры, в которой успех женщины автоматически унижает мужчину.
Он уходит не потому, что не любит. А потому, что его самооценка оказывается важнее, чем любовь. По крайней мере, в тот момент.
А дальше?
Отношения Гоши и Катерины изначально строятся на сильном притяжении, но их полярные характеры и социальные статусы - это серьезные препятствия для долгосрочного счастья.
- Катя в финале фильма «опускается» до уровня Гоши, показывая свою уязвимость. Но сможет ли она постоянно подавлять свою независимость? Ведь она никогда не делала этого раньше даже в самых сложных жизненных обстоятельствах.
- А Гоша, если и смог переступить через себя в конце, это не значит, что в будущем внутренние конфликты не всплывут снова.
Очевидно - Гоша ожидает, что Катерина будет соответствовать его идеалу «простой жены», несмотря на ее успешность и занятость.
Его дискомфорт из-за ее статуса никуда не денется, особенно если работа требует общения с высокопоставленными людьми или частых командировок.
А Катерина, уставшая подстраиваться, может начать требовать от Гоши большего соответствия ее образу жизни, к которому она вообще-то шла долгие годы.
В советском обществе разводы были нежелательны. Это могло бы заставить их обоих сохранять брак, но отношения со временем превратились бы в формальный союз, где каждый живет своей жизнью.
- Катерина могла бы сосредоточиться на работе и дочери.
- А Гоша - на своих увлечениях и друзьях.
«Долго и счастливо» в классическом понимании это вряд ли назовешь. Для настоящего счастья им обоим пришлось бы кардинально пересмотреть свои ценности. Это, конечно, возможно, но в условиях их эпохи маловероятно.
Яндекс.Дзен сайта kinobugle.ru
◀️К нам - в телеграм!
ЕЩЕ ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ: