В советском кинематографе редко поднималась тема того, что в обществе существуют какие-то серьезные социальные проблемы. Да, например, истории про тунеядцев снимали часто, но фильмов с настоящими преступниками и нарушителями закона - всего ничего.
На пальцах одной руки мы сможем подсчитать фильмы, в которых хоть раз упоминались девушки легкого поведения. И это вовсе не значит, что их тогда не было.
Пьяницы встречаются чуть чаще, но каждый, конечно в итоге «был не прав, исправлюсь».
И кто бы мог подумать, что один их советских режиссеров решится на создание негативного персонажа, работающего не кем-нибудь, а школьным учителем. И снимет первый советский фильм, порочащий честь советского человека.
История не про старшеклассников
В своей «Повести о первой любви» режиссер Василий Левин рассказывает, казалось бы, чистую и тонкую историю о самом хрупком и сокровенном - первых настоящих чувствах двух молодых людей.
Но вместе с тем он поднимает проблему, которая перекрывает линию главных персонажей и непреднамеренно выходит на первый план.
Сальный флирт взрослого спортивного тренера с девятиклассницей (!!!) по-настоящему взбудоражил зрителей того времени, и даже сегодня выглядит непривычно для советского кино.
Он хотел стать ее первым учителем
Персонаж Яков Казачок - тренер спортивной школы, которого сыграл Алексей Бахарь, стал воплощением одного из самых неприятных героев советских фильмов.
Он всячески пытается завоевать внимание старшеклассницы Ольги Кежун, у которой всего несколько месяцев назад умерла мама. Пристальное внимание тренера, постоянные взгляды, томные монологи и сильное влечение сделали из героя настоящего педофила того времени.
Конечно, советский кинематограф был целомудренным и стерильным, но появление такого персонажа как Яков Казачок показало, что не каждый гражданин Советского Союза чист в своих помыслах.
Первое свидание взрослого мужчины и школьницы стало настоящим открытием для советского зрителя, привыкшего к сплошной цензуре и отсутствию откровенности.
Вот прекрасная иллюстрация того, как обстояло дело с двойными стандартами: поступки Оли, самые невинные, рассматриваются учителями и комсомольским активом в лупу, увеличивающие их собственные предрассудки. А вот домогающийся учитель остается вне поле зрения бдительности.
Он даже не боится разоблачения, потому что знает, что школьница настолько пристыжена, что ей не придет в голову на него жаловаться.
Оля не единственная его жертва, он рыщет глазами в поисках потенциального «объекта» и легко переключается на «доступную» цель. «Протащить» такого персонажа в советское кино, сделав его практически главным героем фильма - по-режиссерки было очень смело.
Сейчас видится, что это мог быть специальный ход - первой любви, робкости первых чувств противопоставить странную страсть взрослого мужчины, больше похожую на похоть, чтобы подчеркнуть обратный образ нелюбви.
А вы как думаете, для чего советскому кино нужен был такой персонаж?
Яндекс.Дзен сайта kinobugle.ru
◀️К нам - в Телеграм!
ЕЩЕ ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ: