Найти в Дзене

Исторические полёты «небесного мстителя»

К 80-летию Великой Победы

Рассекречена очередная страница биографии Героя.

Фото из архива редакции
Фото из архива редакции

Документы, опубликованные в рамках нового мультимедийного проекта о Героях Советского Союза, заставляют по-новому взглянуть на события давно минувших дней, в которых участвовал лётчик Эндель Пусэп.

Участник большой истории
В мировую историю лётчик Эндель Пусэп вошёл незаметно, а с годами его стали считать знаковым участником одного из эпизодов большой истории. До недавнего времени литературное повествование о нём с биографическими упоминаниями основывалось на его мемуарах и обросло множеством мифов.
14 июля 1941 года старшего лейтенанта Пусэпа из Управления полярной авиации Главсевморпути направили в формируемый 412-й тяжёлый бомбардировочный авиационный полк по протекции комбрига Михаила Водопьянова, с которым он «катался» на Севере. Личное дело Пусэпа опровергло этот миф.
Документы свидетельствуют: в 1930 году после окончания 3-й военной школы лётчиков и летнабов имени Ворошилова в Оренбурге Эндель оставлен в учебном заведении. С 1931 по 1935 год он служил инструктором, командиром звена, исполнял обязанности командира отряда. С 1935 по 1937 год – старший инструктор по слепым полётам в Военной школе лётчиков морской и сухопутной авиации имени Сталина в Ейске. Лётчик с таким уровнем подготовки и в наше время на особом счету. В 1937 году его откомандировали в распоряжение начальника Главного управления Севморпути на поиск экипажа Леваневского. В мае 1938-го перспективного лётчика демобилизовали. Он остался в отряде особого назначения полярной авиации, куда собирали весь цвет советской авиации. За успешное выполнение полётных заданий Эндель награждён знаком «Почётный полярник». В феврале 1940 года – орденом Красная Звезда – за подвиг, покрытый тайной.
Служебный рост Пусэпа в АДД связан с выполнением боевых заданий. В декабре 1941 года его назначили командиром корабля 746-го авиационного полка 3-й авиадивизии дальнего действия Ставки ВГК.
«Тов. ПУСЭП является лётчиком. Летает днём и ночью в сложных метеоусловиях. В действующей армии с июля месяца 1941 г. За этот период имеет 30 ночных боевых вылетов по ближним и дальним тылам пр-ка, в т.ч. 1 вылет на БЕРЛИН, 2 вылета на ДАНЦИГ, КЁНИГСБЕРГ, ВИЛЬНО и другие крупные объекты противника. За это время имеет 163 часа ночного боевого налёта, при этом сбросив по целям противника 100 000 кг бомб и свыше 3-х миллионов листовок на русском и немецком языках <…>.
Выполняя боевое задание в сложных метеоусловиях при неоднократном обледенении и сильной облачности т. ПУСЭП уверенно ведёт самолёт для уничтожения врага. <…>.
Так, например, при бомбометании жел. дор. узла г. СМОЛЕНСКА с высоты 4000 метров, при сильном противодействии ЗА крупного и среднего калибра и 30-ти мощных прожекторов, корабль т. ПУСЭПА сделал четыре захода, сбросив бомбы крупного калибра точно по цели, чем вызвал большие разрушения и пожары.
<…>За мужество и героизм, проявленный при выполнении боевых заданий, достоин высшей правительственной награды – присвоения звания ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА», – написано в наградном листе на командира корабля 746-го авиаполка дальнего действия майора Энделя Пусэпа. Командир полка полковник Лебедев подписал документ 22 апреля 1942 года.
В это время Сталин изучал возможность отправки делегации СССР на переговоры с Рузвельтом и Черчиллем по созданию антигитлеровской коалиции объединённых наций. Рассматривались восемь авиационных маршрутов. Главные условия: минимальное время, требуемое для перелёта, и безопасность.

Полёт не по плану
28 апреля 1942 года для изучения реальной обстановки на маршруте из Москвы на шотландский аэродром Тилинг (Tealing) экипажем майора Сергея Асямова (второй лётчик Пусэп) выполнен перелёт на бомбардировщике ТБ-7 (Пе-8).
Здесь надо сделать пояснение. Пе-8 для английских авиаторов неизвестная, интересная диковинка. Господам из разведки – возможность улучшить познания о военной авиатехнике Красной России. При этом в Англии имелось немало фашистских сторонников гитлеровской Германии. Британский союз фашистов, образованный в 1932 году, развивался, менял название, но только в 1940 году его запретил Черчилль.
Английские военные, скажем так, атаковали экипаж просьбами показать Пе-8, предлагая для быстроты перемещений вместо поезда использовать их самолёт. Майор Асямов решил провести экскурсию без экипажа. 30 апреля британский пассажирский самолёт DH 95 Flamingo направился в Лондон. На борту самолёта, кроме четырёх членов экипажа, находились два британских офицера связи, четыре члена советской военной миссии и майор Сергей Асямов. В полёте разрушился и загорелся мотор, взорвались пары бензина в топливном баке, повредив крыло самолёта. Погибли все.
Результаты проведённого расследования середины XX века остаются засекреченными в XXI веке. Авиаэксперты отмечают, что на этом типе самолёта подобной не только катастрофы, а даже аварии или поломки не было до и после трагедии. Все факты указывают на диверсию для срыва скорейшего прибытия на переговоры делегации из Красной России. Пусэп поступил нестандартно: через посла СССР в Великобритании запросил разрешение на выполнение перелёта неполным составом экипажа.
1 мая 1942 года майор Пусэп благополучно привёл самолёт на аэродром базирования в Монине. Сразу началась подготовка к выполнению следующей части задания, о котором знали всего несколько человек в руководстве страны и командующий АДД генерал-лейтенант авиации Александр Голованов.
19 мая 1942 года экипажу майора Пусэпа поставили задачу по доставке правительственной делегации СССР, возглавляемой заместителем председателя Государственного Комитета Обороны наркомом иностранных дел Вячеславом Молотовым, в Англию и США для ведения переговоров по открытию второго фронта в Европе. Полёт проходил в сложнейших метеорологических условиях над оккупированной территорией СССР, Швецией, Норвегией, через Атлантику с посадками в Англии, Исландии, Канаде и США. 20 мая посадка в Тилинге – переговоры Молотова и Черчилля. 26 мая 1942 года подписан договор между СССР и Великобританией о союзе в войне против гитлеровской Германии, её сателлитов в Европе и о сотрудничестве и взаимной помощи после войны.
29 мая 1942 года Пе-8, пилотируемый майором Энделем Пусэпом, успешно приземлился в Вашингтоне. Серия переговоров. Обратный полёт на Родину прошёл также в не менее сложных условиях погоды и эксплуатации машины. Историческая миссия завершилась на аэродроме Монино 12 июня 1942 года.

Президент США Франклин Рузвельт лично поблагодарил командира воздушного корабля майора Энделя Пусэпа за высочайшее мастерство и мужество

Отголоски полёта
9 сентября 1942 года на страницах газеты «Красная звезда» опубликовано выступление по радио президента США Рузвельта, в котором излагается суть послания, направленного им 7 сентября конгрессу. «Мы участвуем во всемирной войне, и в 1943 году война обойдётся нашей стране почти в 100 млрд долларов. <…> Русский фронт. Здесь немцы не могут добиться сокрушающей победы, о достижении которой Гитлер объявил почти год тому назад. <…> Русские убивают больше нацистов и уничтожают больше самолётов и танков противника, чем уничтожаются на каком-либо другом фронте. Они сражаются не только храбро, но сражаются блестяще. Несмотря на все неудачи, Россия выдержит и при помощи своих союзников в конечном счёте прогонит всех до единого нацистов со своей земли», – сказал Рузвельт.
На этой же полосе заметка про заявление Белого дома (США). В нём говорится, что в июле в Лондоне «начальники американских штабов и г. Гопкинс участвовали в важных совещаниях с начальниками английских штабов и английским премьером, продолжавшихся 10 дней. Во время этих совещаний был тщательно обсуждён весь вопрос ведения войны и, с одобрения президента, были приняты необходимые решения относительно военных операций. <…> На обратном пути из Лондона американские участники совещаний посетили Исландию, где они осмотрели американские базы».
Рядом заметка «На конференции английских тред-юнионов», на которой утвердили резолюцию, содержащую требование, чтобы английское правительство взяло в ведение все важные военные предприятия, как только это станет возможным.
Ещё один интересный материал – на другой полосе газеты: «На Будапешт и Берлин (Из записок штурмана дальнего бомбардировщика)», которую написал Герой Советского Союза майор А. Штепенко (штурман экипажа, летавшего в Англию и США. – Прим ред.). В ней он рассказал о советских «небесных мстителях», наносящих бомбовые удары по военно-промышленным объектам врага. В статье упоминается майор Пусэп, который, проявляя много мастерства, умения, а подчас и физической силы, водит тяжёлый корабль точно по курсу в сложных погодных условиях.
В заключение остаётся отметить: в 1942 году экипаж, доставивший в Соединённые Штаты делегацию Вячеслава Молотова, удостоился приёма в Белом доме. Президент США Франклин Рузвельт выразил восхищение подвигом участников знаменитого перелёта и лично поблагодарил командира воздушного корабля советского эстонца Энделя Пусэпа за высочайшее мастерство и мужество.
Сегодня историки сходятся в оценке, что, не будь успешным тот полёт, мировая история могла пойти по другому пути – без последующих конференций в Тегеране, Ялте, Потсдаме, а также неоткрытого второго фронта.
Руководство Эстонии обходит молчанием выполнение «небесным мстителем» Пусэпом исторических полётов. Вероятно, их печалит вклад эстонца Героя Советского Союза в создание антигитлеровской коалиции, а также его активное участие в разгроме нацизма и его пособников. Однако военные историки высказывают версию, обоснованную косвенными фактами, что ряд деталей событий тех далёких лет по сей день окутаны завесой тайны и руководству Эстонии кем-то запрещено гордиться и даже упоминать в положительном ключе Энделя Карловича.

Юрий АВДЕЕВ, «Красная звезда»