Найти в Дзене

Как воевода Валуек пытался саботировать приказ Петра Первого

Строительство флота в Воронеже
Строительство флота в Воронеже

Зимой 1696 года в Воронеж из Москвы прибыл стольник Григорий Титов с поручением от самого государя Петра Первого.

После неудачи первого Азовского похода, помимо слабой подготовки, повального пьянства, и несогласованности командования, одной из важнейших причин неудачи первой осады царем турецкой крепости, была плохая логистика. И вот с целью устранить этот досадный промах для будущей кампании в города; Воронеж, Козлов, Добрый и Лебедянь, были отправлены стольники (государственные чиновники весьма высокого ранга). В их обязанность входила организация постройки флота для обеспечения предстоящей осады Азова.

По плану командования к весне должны были быть построены 1000 стругов, но в последующем эта цифра была скорректирована в сторону увеличения до 1300. Государева служба в то время была обременительна и тяжела главным образом для простого населения.

Так, для строительства флота согнали 25000 человек из 49 городов, Белгородско-Курского направления Великой засечной черты. Парадоксальным образом сегодня там не спокойно, но и в те времена близость Дикого поля делало жизнь в тех краях опасной и тяжелой.

Когда воеводам городов и крепостей зачитали царский указ, военачальники на местах встали перед дилеммой. С одной стороны им необходимо было сохранить боеспособность гарнизона, а для этого нельзя было сокращать количество личного состава непосредственно на пограничной службе. С другой стороны требовалось исполнять приказ Петра Первого.

Оригинальный способ и государю послужить и своих на местах сохранить придумал воевода печально известных Валуек Афанасий Рагозин. На приказ об отправке в Воронеж мастеров и работников для работы на верфях, командир отправил отписку, что мол в ходе зимы гарнизон его крепости подкосило моровое поветрие, более 600 человек умерло(при общей численности не более тысячи бойцов). И потому требуемое число людей он отправить не может. Правда совсем не выполнить приказ царя, дело опасное и для жизни и здоровья вредное, потому воевода, что называется, по сусекам поскреб, по амбарам помел, и собрал чуть больше сотни различных мастеровых да казаков. Добавил в обоз ячмень и сено, чего тоже требовалось согласно Петровскому регламенту, и отправил телеги с людьми и имуществом на верфи, о чем и уведомил вышестоящее начальство.

Тем временем в Воронеже стольник Григорий Титов получил отписку от Рагозина. Осмыслив суть послания от воеводы, он пришел в ужас. Ведь если в Валуйках эпидемия чумы, то большая вероятность, что прибывшие оттуда работники могут занести заразу на верфи, и тогда приказ царя точно не будет выполнен в срок. Для того чтобы предотвратить беду он срочно отправил на встречу не дошедшему еще до Воронежа обозу нарочного казака Прохора Кобызева, с тем чтобы тот завернул процессию обратно в Валуйки.

Россия страна с богатым бюрократическим прошлым, кто первый начальству написал, тот и прав, и ушлый воевода, отправил послание в Разрядный приказ(министерство обороны тогдашнее), мол я сделал все что мог, людей и груз собрал, в Воронеж отправил, а казак от имени стольника Титова обоз завернул. В Москве удивились тому что стольник Титов отказался от людей, тем более что по другой русской традиции выполнение госзаказа задерживалось и съедало дополнительный бюджет.

Руководителю постройки флота было предписано отправить в Валуйки следователя, с тем, чтобы тот на месте разобрался с тем есть там эпидемия или нет, и каков истинный масштаб бедствия в этом городе?

Разобраться в валуйском деле было поручено ротмистру Афонасию Редрикову. Прибыв в город он пять дней допрашивал местных «лучших людей». В ходе следственных действий выяснилось, что в городе действительно, некоторое время назад была вспышка заболеваний. Дело в том, что в Валуйки отправляли раненых в ходе первого азовского похода бойцов. Подлечившись здесь, в последующем они возвращались в Москву. Вероятно кто-то из раненых и занес из степи в город сыпной тиф от которого умирали горожане. Да только скончалось их меньше сотни а не 600 человек, как сперва утверждал воевода.

Впрочем, в Москве не стали дожидаться результатов расследования ротмистра Редрикова, а напрямую написали воеводе Рогозину, что если в ходе эпидемии урон горожанам был нанесен не большой, то ему следует как можно скорее отправить имеющихся работников на воронежские верфи. А если он этого не исполнит, то на него будет наложен большой денежный штраф, и понижен в должности.

Воевода не стал дожидаться суровых мер из столицы и на сей раз в точности исполнил приказ.

Благодаря учтенным ошибкам предыдущей кампании, на сей раз Петру удалось овладеть турецкой крепостью, в том числе и благодаря тому флоту, который был построен русскими мастерами. Впрочем это уже другая история.

Если было интересно, вы можете поддержать автора донатом.

Подписывайтесь на наш канал, в том числе и Телеграм ставьте лайки, делитесь в соцсетях. Мир вашему дому!