Есть мнение что, став владельцем предприятия способного работать и приносить прибыль, выгоднее всего эту прибыль получать. Но только с точки зрения умного хозяйственника. Если же хозяином завода в результате мутной сделки на мокром колене в бане становится вчерашний «браток», ничего оригинальнее, нежели продать станки с ЧПУ на металл, а цеха сдать под склады, ему в голову не придёт. И это удивительно ожесточённое мнение, в комментариях под статьёй о советской промышленности оно засело так что без пушек не выбить. Вариант «предприятие закрылось ввиду неконкурентоспособности» многих не устраивает. Следствием чего оказывается стремление свалить проблемы советского хозяйствования на «братка».
Вот это кстати, типичны пример попытки свалить с больной головы, на может и бритую, местами пробитую на разборках, в целом пустую, но вполне здоровую.
Понять, почему описанная в комментарии ситуация не реалистична можно коротким путём. Просто осознав, что когда предприятие покупается, в комплект сразу идут директор, главный инженер, бухгалтерия. Если оно способно приносить прибыль, для её получения владельцу не требуется делать ничего, умные хозяйственники у него есть. С другой же стороны, чтобы превратить цеха в складские, торговые или офисные помещения, – причём не на отшибись, так, чтобы всё-таки получать после этого прибыль, пусть и в несколько раз меньшую, чем мог бы приносить завод, – нужно вложиться деньгами и грамотно замутить с нуля новый бизнес.
Есть, впрочем, и более длинный путь. Купить автомобиль для перепродажи продажи на металлолом… Можно. Но только если состояние машины уже не позволяет продать её на запчасти. Соответственно, купить – пусть и на мокрой коленке мутным образом, но легально, не краденную, – машину для разборки, не получится, если её можно продать через салон. Не получится, потому что или кто-то заплатит дороже, или же новый владелец сам продаст её, вместо того чтобы трудиться и разбирать себе же в убыток. И никакие «мутные схемы» не меняют принципа. Только форму оплаты. Для того чтобы предприятие приобрести за бесценок бывшему братку приходилось солидно вложиться во взятки, услуги киллеров и телохранителей, – так как умный такой не он один. Получить что-то за бесценок отбою нет желающих, и все тоже со своими ручными киллерами и прокурорами… Захочет ли выживший в борьбе после победы, сложность которой возрастает пропорционально ценности приза и могуществу других претендентов, просто взять и уничтожить свой трофей?
Это был риторический вопрос.
Теперь правильный. Почему предприятие, всё-таки, очень часто закрывалось?
Потому что в первозданном виде прибыли оно не приносило, а помимо идущих в комплект хозяйственников, съевших собаку на воровстве и приписках, для развития производства требовались крупные вложения. Денег (таких денег) же в начале 90-х не было ни у кого, – включая братков. Новую машину можно купить для продажи на металл, если нет никого, кто смог бы заплатить больше.