Во время Февральской революции военная контрразведка, как и вся армия находилась в состоянии анархии и развала. Немало, этому способствовал Приказ № 1 от 1 (14) марта 1917 года:
- Разложение и уничтожение боеспособной армии могло быть на руку тем, для кого сильная скованная армия представляла внушительную угрозу, то есть для Германии, и вот почему я ни одной минуты не сомневаюсь в немецком происхождении приказа № 1-й - Архив русской революции. Берлин, 1922. Т. 6. С. 74.
Органы военной контрразведки явно бездействовали, хотя налицо была явная подрывная деятельность:
- к борьбе с возникшей немедленно после объявления войны немецкой пропагандой Правительством не было ничего не организовано, не подготовлено. Старая привычка повелевать и думать, что в том напряженном состоянии, в котором находилась страна, можно ограничиться приказом и требовать бессознательного исполнения, сыграла свою гибельную роль. Этой неправильной постановкой внутренней политики Правительство посеяло само первые семена возникшей потом революции - Архив русской революции. Берлин, 1922. Т. 6. С. 19.
Об этом указывали дружественные спецслужбы, но уже ничего нельзя было сделать:
- Германия желала ослабить русскую армию, разорвать страну на части и иметь свою партию, которая, как она считала, будет слушать подсказки с Вильгельмштрассе. Поэтому большевикам активно помогали агитаторы, находившиеся на содержании у германской секретной службы - Хилл Дж. Моя шпионская жизнь. М., 2000. С. 124.
Сами большевики при этом также использовали финансовые и другие возможности германской разведки для достижения своих целей. В том числе, для организации революции в самой Германии:
- гражданская война в Германии может заставить нас двинуться на запад, на помощь коммунистам - Рыбас С. Ю. Сталин. М., 2009. С. 140.
Однако, немецкая сторона предпринимала и очень жесткие меры. Например, по списку, заготовленному “Адмирал-штабом” (Штаб ВМС Германии) мятежными моряками были ликвидированы многие офицеры Балтийского флота.
Военным и морским министром Временного правительства с 3 (16) марта 1917 по 5 (18) мая 1917 был Александр Иванович Гучков. Это был человек, далекий от армии:
- воинской иерархии для проходимца министра не существовало - Керсновский А. А. История Русской армии. М., 1994. Т. 4. С. 269.
Дела в армии были заброшены, офицерство подвергалось репрессиям:
- Брожение в армии началось на почве недовольства высшим командным составом... а также, несомненно, было результатом многолетней упорной агитации в войсках. Впоследствии недовольство это перенеслось на доблестное, ни в чем не повинное младшее офицерство и своим последствием имело ужасное пролитие дорогой нам офицерской крови, свидетелями чего мы все были с содроганием и отвращением при полном разложении армии, после февральского переворота - Родзянко М. В. Государственная дума и Февральская 1917 года революция // Архив русской революции. Берлин, 1922. Т. 6. С. 43.
Немецкие спецслужбы усилили свою итак, обширную деятельность в Российской империи. В этих условиях руководство контрразведкой было возложено на при Главное Управление Генерального Штаба — Центральное бюро, которое существовало с 1915 года как высшее регистрационное и отчетное контрразведывательное отделение Генштаба, и при Ставке — контрразведывательную часть штаба Верховного главнокомандующего.
В Генштабе руководство разведкой и контрразведкой возглавил генерал-квартирмейстер ГУГШ Н. М. Потапов. Позже, он будет участвовать в операции советских спецслужб "Трест".
Правда сделать уже было практически ничего нельзя. Солдаты не хотели воевать, и дезертировали при первой возможности.
Поэтом, органы контрразведки начали больше работать по большевикам, что конечно не входило в их прерогативу. Для этой работы штат также набрали соответствующий. Как например, руководитель контрразведки Петроградского военного округа подполковник Генштаба Б. Н. Никитин:
- Всего за несколько недель он развернул некогда немногочисленное контрразведывательное отделение в целый департамент, набрал в штат более двадцати опытных юристов, по преимуществу судебных следователей, сто восемьдесят (!) секретных агентов и вскоре развил бурную деятельность - Зданович А. А. Как «реконструировали» контрразведку в 1917 году // Военно-исторический журнал. 1998. № 3. С. 56.
Именно его люди, в июле 1917 года захватили дворец Кшесинской, где был штаб большевиков. Пытались и захватить Ленина, но тот отсиделся в Разливе, пока контрразведчики ждали его на границе.
После Октябрьской революции органы военной контрразведки сохранили. Но большевики уже наметили для них свои цели.
Двадцатого декабря 1917 года постановлением Совнаркома при СНК была создана Чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем, которую возглавил секретарь ЦК РКП(б) и член Президиума ВЦИК Ф. Э. Дзержинский.
Однако, органы контрразведки уже фактически разваливались. Сотрудники уходили со службы, никакого финансирования ОРД не осуществлялось, иностранные разведки действовали практически в отрытую. Поэтому, в ВЧК уже в январе 1918 года создали контрразведывательное бюро. В штате состояло 35 постоянных сотрудников. Собственно армейскую контрразведку переименовали в службу Военного контроля (ВК). При этом, из неё уволили всех сотрудников, которые ранее служили в жандармерии.
Если интересно, прошу поддержать лайком, комментарием, перепостом, может подпиской! Впереди, на канале, много интересного! Не забудьте включить колокольчик с уведомлениями! Буду благодарен!