Из лекций С.В.Стахорского
Фовизм — стилевое течение авангарда во французской живописи первой половины ХХ века. Его рождение отмечено картинами Анри Матисса, Андре Дерена, Альбера Марке, Жоржа Руо, Мориса де Вламинка, показанными в 1905 году на Осеннем салоне в Париже. На салоне следующего года к группе присоединился Рауль Дюфи.
Прозвище «фовистов» («диких») художники получили за невиданную прежде экзальтацию цвета и взрывную яркость красок. Этим именем их окрестил критик Луи Воксель — тот самый, которому приписывается термин «кубизм». На выставке Осеннего салона 1905 года Воксель, увидев рядом с картинами Матисса, Дерена, Вламинка, статую, стилизованную в духе ренессансной скульптуры, сказал: «Донателло в стане хищников» (fauve — дикое животное).
Возникновение фовизма совпало по времени с первыми признаниями постимпрессионистов, не понятых и не оцененных при жизни. Картины Сезанна, Ван Гога и Гогена оказали сильное влияние на молодых художников, нареченных фовистами. Они образовали сообщество, и в течение трех лет совместно выступали на парижских салонах, хотя коллективных деклараций не делали.
Фовисты пишут пейзажи, портреты, натюрморты. Любимая их тема в пейзажном жанре — водоемы с парусниками и лодками.
Вслед за Сезанном фовисты рассчитывают завоевать публику натюрмортами. Один из лучших — «Фрукты и бронза» Матисса (картину цитирует Валентин Серов в портрете Ивана Морозова).
В портретах, выполненных фовистами, внимание притягивают глаза — большие, широко раскрытые, очерченные энергичным контуром.
Фон портретов чаще всего однотонный, лишенный глубины.
Картины фовистов характеризуются ослабленной светотенью и отсутствием линейной перспективы. Главное в них цвет — насыщенность чистых цветов. Творческое кредо фовистов четко сформулировал Анри Матисс: «Я чувствую посредством цвета, и следовательно, именно цвет будет организовывать мой холст».
Буйство красок сближает фовистов с некоторыми экспрессионистами (Франц Марк, Павел Филонов) и предвосхищает абстракционизм в той его разновидности, которая представлена творчеством Кандинского.
Организуя колористическую структуру, цвет у фовистов часто заплывает за очертания объекта. По утверждению Рауля Дюфи, «линия перемещается быстрее, чем цвет, или, точнее, ощущение цвета впечатляет глаз продолжительнее, чем восприятие линии. Из этого следует, что форма и цвет не всегда вполне совпадают».
Фовисты наделяют цвет художественной условностью. Их театральный современник В.Э.Мейерхольд говорил, что в условном театре траур может быть розовым. Рауль Дюфи, считая цвет условностью, тени от фигур и вещей делает белыми.
Цветовые контаминации, типичные для фовистов, демонстрируют портрет марокканца и «Улица в Арсей» Матисса, «Мост Чаринг-Кросс» Дерена, «Мост Сен-Мишель» Марке, «Красные деревья» Вламинка.
В красной комнате Матисса стена и скатерть окрашены ровным малиновым цветом, который «дико» контрастирует с зелено-синими тонами пейзажа за окном.
В натюрморте Матисса на алом ковре стоят зеленый сосуд, белые вазочки и статуэтка.
Розово-рыжий цвет поглощает пространство зала, в котором происходит официальный прием, изображенный Раулем Дюфи.
Персонажи фовистов, изображенные в интерьере, как правило, интегрированы в орнаментальный фон. В красной комнате извилистые линии рисунка скатерти и обоев повторяются в очертаниях фигуры, склонившейся над вазой с фруктами.
В живописи фовистов довольно часто встречаются ню, изображенные в разной обстановке — в интерьере, на пленэре.
По пять нагих фигур в картинах Матисса «Музыка» и «Танец»: сидящих и стоящих музыкантов в первой и танцоров во второй. Танцоры, взявшись за руки, кружатся на вершине холма, поросшего густой травой. По рассказу Матисса, «Танец» возник под впечатлением фарандолы, которую он наблюдал на Монмартре.
Эти две картины демонстрируют самые радикальные опыты фовистов с чистыми беспримесными цветами: синее небо, зеленая трава и красные фигуры.
Сообщество фовистов просуществовало всего несколько лет, но его распад не означал, что фовизм как стиль полностью уничтожился. Поздние полотна Матисса, Дерена, Дюфи, Руо, Вламинка, написанные в 1940-е и 1950-е годы, показывают, что всё их творчество развивалось в русле фовизма, что не пережили они резкую перемену стиля, какая случалась (и не раз) в биографии Пабло Пикассо.
От исходных установок фовизма дальше всех отходил Андре Дерен. В картинах «Тайная вечеря» и «Суббота» преобладает суровый монохромный колорит, образованный двумя доминирующими цветами — черным и темно-зеленым.
В «Тайной вечере» лица Христа и апостолов смазаны: они смотрят «слепыми» глазами — без зрачков. Вытянутые лица трех женщин в «Субботе» напоминают маски с глазами-щелками.
Текст лекции опубликован на сайте Библиотека Сергея Стахорского.
© Стахорский С.В.