Найти в Дзене
Extreme Sound

Лучший альбом 8 гигантов прог-рока: Наш субъективный топ

Оглавление

Вступление :


Прогрессивный рок – жанр непростой. С момента своего зарождения в конце 60-х он всегда был довольно нишевым и вызывал споры, за исключением нескольких суперзвезд вроде Genesis, Yes или Pink Floyd. Но именно в этом жанре родились многие величайшие альбомы всех времен, хотя об этом часто забывают.

У многих икон прог-рока в дискографии есть сразу несколько выдающихся пластинок, часто выпущенных подряд. Выбрать из них ту самую, единственную, лучшую – невероятно сложно.

Но мы попробовали! После долгих размышлений и внутренних споров представляем (с некоторой нервозностью) наш выбор лучших альбомов 8 титанов прогрессивного рока. Какие-то из них покажутся очевидными, другие – возможно, шокируют. Иногда один альбом опережает другой лишь на самую малость. Но все они – настоящие шедевры, самые значимые, вечные и приятные работы своих создателей.

1. Genesis – Foxtrot (1972)

Тут могла бы быть ничья между Foxtrot, Selling England By the Pound (1973) и The Lamb Lies Down on Broadway (1974). Но первый чуть менее ровный (песня "I Know What I Like" хоть и забавная, но немного филлер ("Филлер" (от англ. fill - заполнять) – это песня, которая воспринимается как менее значимая или менее проработанная по сравнению с остальными треками на альбоме. Ее как бы добавили, чтобы "заполнить" место или время, а не потому, что она несет в себе ключевую художественную идею альбома.)), а последний – великолепен, но слишком нетипичен для группы. А вот Foxtrot – это идеальное воплощение того, что делало Genesis эпохи Гэбриела такими царственными и яркими.

Театральная и философская "Watcher of the Skies" открывает альбом и является, пожалуй, самой знаковой вещью Genesis 70-х. А завершающая "Supper’s Ready" – великолепно красочная, эксцентричная и созерцательная сюита, возможно, величайшая в своем роде для той эпохи. Между ними – нежная "Time Table" дает передышку перед захватывающей драмой "Get ‘Em Out By Friday" (с социальным комментарием) и "Can-Utility and the Coastliners" (с элементами повествования). Безупречно.

2. Yes – Close to the Edge (1972)

-2

"The Gates of Delirium" с альбома Relayer (1974) – возможно, лучшая эпическая песня Yes. Но как цельный альбом, Close to the Edge (1972) превосходит его (и все остальные) на самую малость.

Это последняя студийная работа с оригинальным барабанщиком Биллом Бруфордом (ушедшим в King Crimson). Close to the Edge взлетает во многом благодаря 19-минутной заглавной композиции из четырех частей. Вдохновленная "Сиддхартхой" Германа Гессе, это божественное слияние цепляющих мелодий, безмятежных гармоний, мистической лирики, яростной гитары и неотразимых ритмов. Здесь идеально сочетаются симфоническое великолепие и духовная нежность Yes. А еще тут одно из величайших клавишных соло в истории прог-рока (спасибо Рику Уэйкману).

К счастью, альбом выдерживает эту планку: жизнеутверждающая акустически-оркестровая "And You and I" и сложная, но теплая и игривая "Siberian Khatru" не дают заскучать. От начала до конца – Yes на пике своей красноречивой вдумчивости и изощренной авантюрности.

3. Jethro Tull – A Passion Play (1973)

-3

Спросите разных людей, и вы услышите, что этот альбом, идущий за Thick as a Brick (1972) и схожий с ним по структуре, – либо претенциозная ошибка, либо неоспоримый гений. Явно придерживаюсь второго мнения. Сложно разобрать 45-минутную композицию (разделенную на две части с восхитительно бредовой интермедией) в паре абзацев, но попробуем.

A Passion Play развивает идеи более доступного Thick as a Brick, предлагая мрачное и странное метафизическое исследование морали и смертности через путешествие человека в загробную жизнь. Всё произведение течет с блестящей ловкостью и изобретательностью, выдавая цепляющие моменты ("Critique Oblique", "The Foot of Our Stairs") и изысканно-сумасшедшие инструментальные партии ("Overseer Overture", "Memory Bank").

Даже после сотни прослушиваний я поражаюсь, насколько A Passion Play изобретателен, притягателен и глубок. (Хейтеры могут говорить что угодно!)

4. The Mars Volta – Frances the Mute (2005)

-4

The Mars Volta всегда были исключительны и уникальны. Почти каждая их запись – это смелый коктейль из эмбиента, джаз-фьюжна, прог-рока, нео-психоделии и латинских ритмов. И хотя De-Loused in the Comatorium (2003) и The Bedlam in Goliath (2008) феноменальны, именно их самая странная работа, Frances the Mute (2005), выносит мозг в самом лучшем смысле.

Да, авангардность может оттолкнуть, особенно обилие эмбиента и шума вокруг прекрасной "Miranda That Ghost Just Isn't Holy Anymore". Но то, что остается – чистый восторг. Гипнотическое безумие "Cygnus....Vismund Cygnus" сразу сносит крышу. Затем цеппелиновская "The Widow" – относительно прямолинейный рокер, готовящий почву для причудливых латинских кошмаров "L'Via L'Viaquez".

И вишенка на торте – магнум опус The Mars Volta: завораживающий, экспериментальный и дерзкий 32-минутный марафон "Cassandra Gemini" (из пяти частей). Настолько же странный, насколько и смелый, сложный. Один этот трек доказывает, что The Mars Volta – одна из величайших прог-групп.

5. King Crimson – In the Court of the Crimson King (1969)

-5

У King Crimson было несколько разных эпох, и для каждой можно было бы выбрать свой лучший альбом. Но если нужно назвать один – то самый очевидный (и оправданный) выбор: тот, с которого всё началось (и для группы, и для прог-рока в целом) – новаторский In the Court of the Crimson King (1969).

Открывающая "21st Century Schizoid Man" – возможно, главный трек всего прогрессивного рока. Едкие куплеты и основной рифф подводят к невероятному инструментальному проигрышу. Это гипнотическое и диссонирующее путешествие сквозь рваные ритмы, джазовые и классические тембры, чья точность, разнообразие и смелость задали вектор для всего жанра.

Дальше альбом становится мягче: изысканно-мрачная "Epitaph" и интригующе-триповая заглавная песня. Да, можно было бы обойтись без 10 минут тихой импровизации после основной части "Moonchild", но даже это показывало, насколько King Crimson были исследователями с самого начала.

6. Rush – Moving Pictures (1981)

-6

Восьмой альбом канадского трио – не только один из лучших хард-рок альбомов 1981 года, но и почти всегда фаворит у поклонников Rush. Трудно не согласиться. Moving Pictures – это идеальный гибрид прог-роковых полетов фантазии 70-х и коммерческой доступности 80-х.

Другими словами, это безупречный перекресток двух главных фаз Rush.

"Tom Sawyer" – это та самая песня Rush (по крайней мере, самая известная широкой публике). И сколько бы ее ни крутили, ее невозможно не любить. "YYZ" – возможно, самый известный прог-рок инструментал, и не зря: он показывает, как сочетать виртуозность, мелодичность и драйв.

Добавьте сюда еще пять классических треков (особенно текучую "Red Barchetta", интроспективную "Limelight" и свежую, в духе The Police, "Vital Signs"), и станет ясно: Moving Pictures непревзойден.

7. Pink Floyd – The Dark Side of the Moon (1973)

-7

Что еще можно сказать об одном из самых известных, любимых и успешных альбомов в истории музыки?

Конечно, теплота Wish You Were Here (1975) феноменальна, как и сардонический социальный комментарий Animals (1977) или автобиографический размах рок-оперы The Wall (1979). Весь период Pink Floyd середины-конца 70-х был безупречен. Но есть только один правильный ответ на вопрос, какой альбом определяет их наследие: The Dark Side of the Moon (1973).

Хотя Meddle (1971) намекал на будущее направление, скачок в креативности, концепции и студийных инновациях на Dark Side был поразительным. Вдохновленный трагической жизнью сооснователя Сида Барретта и борьбой группы со славой, альбом погружает в безумие и катарсис совершенно необыкновенным образом.

Хиты "Time" и "Money" – самые прямолинейные части, но даже они – эталоны высокого сонграйтинга, аранжировок и продакшена, подчеркивающие исключительный вокал и гитару Дэвида Гилмора. Фортепианная и оперная "The Great Gig in the Sky" остается вершиной изображения экзистенциального ужаса, а "Speak to Me/Breathe" и "Us and Them" успокаивают перед финальной сюитой, предлагающей космические путешествия и умиротворяющее завершение.

The Dark Side of the Moon – это не просто набор песен, это путешествие, меняющее жизнь, которое должен совершить каждый.

8. Marillion – Misplaced Childhood (1985)

-8

Вместе с IQ и Pallas, Marillion запустили нео-прог движение 80-х (которое было очень нужно, так как многие иконы 70-х ушли в поп-музыку). На сегодня у Marillion 20 студийных альбомов. И хотя фанаты часто выбирают Marbles (2004), именно их прорывной третий альбом, Misplaced Childhood (1985), остается их самым значимым заявлением.

Альбом посвящен размышлениям о любви, юности и самоидентификации. Misplaced Childhood – это бесконечно очаровательный и трогательный гибрид арт-роковых аранжировок и притягательных мелодий. Заслуженно популярный сингл "Kayleigh", полный раскаяния, покорил чарты своей душераздирающей поп-привлекательностью. А сложные композиции вроде "Blind Curve", "Pseudo Silk Kimono" и "Bitter Suite" демонстрировали более комплексные стороны Marillion.

Спустя почти 40 лет, Misplaced Childhood остается одним из лучших концептуальных прог-рок альбомов и вершиной творчества Marillion (по крайней мере, эпохи Фиша).

Заключение :


Вот такой получился наш список. Конечно, у каждого фаната прог-рока будут свои фавориты, и это прекрасно! Этот жанр подарил нам столько глубокой и сложной музыки, что спорить о лучших можно бесконечно.

А какие альбомы вы считаете вершиной творчества этих групп? Делитесь своим мнением в комментариях!