Из лекций С.В.Стахорского
Стиль изобразительного искусства первых десятилетий ХХ века, кубизм явился реакцией на импрессионизм с его текучей формой, расплавленной потоками света. Предтечей кубизма был Поль Сезанн, натюрморты которого выпуклы и объемны, а пейзажи массивны. В письме, адресованном молодому Пикассо, Сезанн советует рассматривать натуру как совокупность простейших геометрических форм — шара, конуса и цилиндра.
Совет Сезанна родоначальники кубизма Пабло Пикассо и Жорж Брак восприняли буквально. Что бы они не изображали, будь то лицо человека или его тело, вещь или ландшафт, — любой объект раскладывался ими на стереометрические фигуры: шар, конус, цилиндр.
Первый шаг в направлении кубизма Пикассо предпринял в картине «Девочка на шаре». В ней изображены шар, на котором балансирует, едва удерживая равновесие, хрупкая гимнастка, и куб, на котором сидит монументальный атлет с квадратной спиной. Движение и статика показаны художником в резком противопоставлении, но стереометрия фигур здесь еще скрытая.
Кубизм как стиль начинается с «Авиньонских девиц» Пикассо, появившихся под впечатлением конголезской маски Mahongwe с ее вытянутым лицом и узкими прорезями глаз.
Среди первых артефактов кубизма следует назвать автопортрет Пикассо 1907 года и его картины «Женщина с веером», «Дриада», «Дружба», «Купание», «Три женщины», «Ню», а также полотна Брака «Обнаженная», «Порт в Нормандии», «Ваза с фруктами». В них Пикассо и Брак последовательно упрощают объемы.
Влиятельный художественный критик Луи Воксель назвал картины Пикассо и Брака bizarreries cubiques — кубическими причудами или причудливыми кубиками. Термин «кубизм» приписывают также Анри Матиссу. Входивший в жюри Осеннего салона 1908 года Матисс будто бы сказал, что картины Брака написаны кубиками. Благодаря Вокселю или Матиссу или им обоим новый стиль получил собственное имя.
Опыты Пикассо и Брака подхватили художники в разных странах Европы и Америки. Видные представители кубизма — французы Альбер Глёз, Жан Метценже, Робер Делоне и Фернан Леже, испанец Хуан Грис, итальянец Джино Северини, мексиканец Диего Ривера. Глез и Метценже стали первыми теоретиками этого течения: в 1912 году они опубликовали книгу «Кубизм». В следующем 1913-м она издана в Петербурге на русском языке, и в том же году вышла в свет книга Гийома Аполлинера «Художники-кубисты».
Конструируя на плоскости холста объемные предметы, художники-кубисты визуализируют их геометрию, придают им плотную фактурность и осязаемость. Воспроизводя чистые геометрические формы, кубисты рассчитывают показать «прообразы», «архетипы», «эйдосы», не доступные чувственному восприятию. Тем самым они разрушают материальную прочность зрительно воспринимаемых вещей.
Дань кубизму заплатили русские живописцы раннего авангарда, связанные с футуризмом: Петр Кончаловский, Илья Машков, Владимир Татлин, Роберт Фальк, Любовь Попова, Иван Кудряшов.
Кубизм увлек Казимира Малевича: в нем он усматривал раскрепощение художника и разрыв с «подражательным подчинением вещи». В кубистических приемах написаны им картины «Уборка ржи» и «Дровосек», образы которых составлены из цилиндров, окрашенных в яркие цвета.
Кубизм Малевича перерос в супрематизм с его двухмерным пространством, константами которого служат не куб, а квадрат, не шар, а круг, не конус, а треугольник.
Н.А.Бердяев в книге «Кризис искусства» характеризует кубизм как метод не только живописи, но и литературы: «Кубистический метод — метод аналитического, а не синтетического восприятия вещей. В живописи кубизм ищет геометрического скелета вещей, он срывает обманные покровы плоти и стремится проникнуть во внутреннее строение космоса. В кубистической живописи Пикассо гибнет красота воплощенного мира, всё разлагается и расслояется. <…> Творчество Андрея Белого есть кубизм в художественной прозе, по силе равный живописному кубизму Пикассо. Кубистический метод распластывания всякого органического бытия применяет он к литературе». Надо отметить, что Малевич за «фактуру стиха» причислял к кубистам Маяковского.
Развиваясь поначалу в фарватере предметной живописи, кубизм в дальнейшем сближается с абстракционизм. Вытеснение фигуративных образов геометрическими абстракциями демонстрируют картины Любови Поповой и Ивана Кудряшова.
Особое место в картинах кубистов занимают эксперименты, соединяющие изображение и слово. Литеры буквально снуют в кубистических композициях Пикассо, Брака, Северини, Гриса. Тут мелькают отдельные буквы, иногда они собираются в целые слова. «Натюрморт с ножом» Брака покрывает надпись «Le Jour» (день). В картине Пикассо «Блюдо с фруктами» нет ни тарелки, ни фруктов, зато есть рассыпанные в беспорядке буквы и слова, среди которых отчетливо читается «Le Cafe». В картине Северини «Санитарный поезд» надписи в разных точках холста указывают маршрут движения: населенные пункты Igny и Bievre. Полотно Брака «Le Pyrogène et le Quotidien» имеет надпись «Gil B», отсылающую к влиятельному художественному журналу «Жиль Блас», названному по наименованию плутовского романа Лесажа. Именно в этом журнале Воксель напечатал отклик на картины Пикассо и Брака, назвав их bizarreries cubiques.
Кубизм в скульптуре связан, прежде всего, с творчеством Александра Архипенко и Осипа Цадкина. Статуи, выполненные ими, показывают «геометрический скелет вещей» и применяют разнообразные комбинации куба, шара, цилиндра. Кубистические деформации отличают некоторые скульптуры Анны Голубкиной.
Самый яркий в истории кубизма период охватывает примерно десять лет: с 1907 по 1917 год. О разрыве Пикассо с кубизмом говорят портреты 1917–1918 годов: с них начинается новый период творчества, получивший название неоклассического. Кубизм Жоржа Брака закончился раньше, когда в 1914-м он попал на фронт и, получив тяжелое ранение, надолго был оторван от живописи. В начале 1920-х кубизм растворился в новых художественных стилях: дадаизм, сюрреализм, конструктивизм. Последний ангажировал русских кубистов.
Текст лекции опубликован на сайте Библиотека Сергея Стахорского.
© Стахорский С.В.