Найти в Дзене

СТИЛЬ: КУБИЗМ

Из лекций С.В.Стахорского Стиль изобразительного искусства первых десятилетий ХХ века, кубизм явился реакцией на импрессионизм с его текучей формой, расплавленной потоками света. Предтечей кубизма был Поль Сезанн, натюрморты которого выпуклы и объемны, а пейзажи массивны. В письме, адресованном молодому Пикассо, Сезанн советует рассматривать натуру как совокупность простейших геометрических форм — шара, конуса и цилиндра. Поль Сезанн. Гора Сент-Виктуар со стороны Бельвю, около 1890 года. Фонд Барнса, Филадельфия Совет Сезанна родоначальники кубизма Пабло Пикассо и Жорж Брак восприняли буквально. Что бы они не изображали, будь то лицо человека или его тело, вещь или ландшафт, — любой объект раскладывался ими на стереометрические фигуры: шар, конус, цилиндр. Первый шаг в направлении кубизма Пикассо предпринял в картине «Девочка на шаре». В ней изображены шар, на котором балансирует, едва удерживая равновесие, хрупкая гимнастка, и куб, на котором сидит монументальный атлет с квадратной с

Из лекций С.В.Стахорского

Стиль изобразительного искусства первых десятилетий ХХ века, кубизм явился реакцией на импрессионизм с его текучей формой, расплавленной потоками света. Предтечей кубизма был Поль Сезанн, натюрморты которого выпуклы и объемны, а пейзажи массивны. В письме, адресованном молодому Пикассо, Сезанн советует рассматривать натуру как совокупность простейших геометрических форм — шара, конуса и цилиндра.

Поль Сезанн. Гора Сент-Виктуар со стороны Бельвю, около 1890 года. Фонд Барнса, Филадельфия
Поль Сезанн. Гора Сент-Виктуар со стороны Бельвю, около 1890 года. Фонд Барнса, Филадельфия

Совет Сезанна родоначальники кубизма Пабло Пикассо и Жорж Брак восприняли буквально. Что бы они не изображали, будь то лицо человека или его тело, вещь или ландшафт, — любой объект раскладывался ими на стереометрические фигуры: шар, конус, цилиндр.

Первый шаг в направлении кубизма Пикассо предпринял в картине «Девочка на шаре». В ней изображены шар, на котором балансирует, едва удерживая равновесие, хрупкая гимнастка, и куб, на котором сидит монументальный атлет с квадратной спиной. Движение и статика показаны художником в резком противопоставлении, но стереометрия фигур здесь еще скрытая.

Пабло Пикассо. «Девочка на шаре», 1905 год. Музей изобразительных искусств им. Пушкина, Москва
Пабло Пикассо. «Девочка на шаре», 1905 год. Музей изобразительных искусств им. Пушкина, Москва

Кубизм как стиль начинается с «Авиньонских девиц» Пикассо, появившихся под впечатлением конголезской маски Mahongwe с ее вытянутым лицом и узкими прорезями глаз.

Mahongwe, маска, Конго. Пабло Пикассо. «Авиньонские девицы», 1907 год. Музей современного искусства, Нью-Йорк
Mahongwe, маска, Конго. Пабло Пикассо. «Авиньонские девицы», 1907 год. Музей современного искусства, Нью-Йорк

Среди первых артефактов кубизма следует назвать автопортрет Пикассо 1907 года и его картины «Женщина с веером», «Дриада», «Дружба», «Купание», «Три женщины», «Ню», а также полотна Брака «Обнаженная», «Порт в Нормандии», «Ваза с фруктами». В них Пикассо и Брак последовательно упрощают объемы.

Пабло Пикассо. Автопортрет, 1907 год. Национальная галерея, Прага
Пабло Пикассо. Автопортрет, 1907 год. Национальная галерея, Прага
Пабло Пикассо. «Женщина с веером», 1908 год. Эрмитаж, Санкт-Петербург (слева). 1909 год. Музей изобразительных искусств им. Пушкина, Москва (справа)
Пабло Пикассо. «Женщина с веером», 1908 год. Эрмитаж, Санкт-Петербург (слева). 1909 год. Музей изобразительных искусств им. Пушкина, Москва (справа)
Пабло Пикассо. «Дриада» (слева) и «Дружба» (справа), 1908 год. Эрмитаж, Санкт-Петербург
Пабло Пикассо. «Дриада» (слева) и «Дружба» (справа), 1908 год. Эрмитаж, Санкт-Петербург
Пабло Пикассо. «Купание», 1908 год. Эрмитаж, Санкт-Петербург
Пабло Пикассо. «Купание», 1908 год. Эрмитаж, Санкт-Петербург
Пабло Пикассо. «Три женщины», 1908 год. Эрмитаж, Санкт-Петербург
Пабло Пикассо. «Три женщины», 1908 год. Эрмитаж, Санкт-Петербург
Пабло Пикассо. «Ню», 1909 год. Эрмитаж, Санкт-Петербург
Пабло Пикассо. «Ню», 1909 год. Эрмитаж, Санкт-Петербург
Жорж Брак. «Обнаженная», 1908 год. Центр Помпиду, Париж
Жорж Брак. «Обнаженная», 1908 год. Центр Помпиду, Париж
Жорж Брак. «Порт в Нормандии», 1909 год. Институт искусств, Чикаго
Жорж Брак. «Порт в Нормандии», 1909 год. Институт искусств, Чикаго
Жорж Брак. «Ваза с фруктами», 1909 год. Музей современного искусства, Стокгольм
Жорж Брак. «Ваза с фруктами», 1909 год. Музей современного искусства, Стокгольм

Влиятельный художественный критик Луи Воксель назвал картины Пикассо и Брака bizarreries cubiques — кубическими причудами или причудливыми кубиками. Термин «кубизм» приписывают также Анри Матиссу. Входивший в жюри Осеннего салона 1908 года Матисс будто бы сказал, что картины Брака написаны кубиками. Благодаря Вокселю или Матиссу или им обоим новый стиль получил собственное имя.

Пабло Пикассо. «Кирпичный завод», 1909 год. Эрмитаж, Санкт-Петербург
Пабло Пикассо. «Кирпичный завод», 1909 год. Эрмитаж, Санкт-Петербург
Пабло Пикассо. «Девушка с мандолиной», 1910 год. Museum of Modern Art, Нью-Йорк (слева). Жорж Брак. «Скрипка и подсвечник», 1910 год. Мазей современного искусства, Сан-Франциско (справа)
Пабло Пикассо. «Девушка с мандолиной», 1910 год. Museum of Modern Art, Нью-Йорк (слева). Жорж Брак. «Скрипка и подсвечник», 1910 год. Мазей современного искусства, Сан-Франциско (справа)
Пабло Пикассо. Портрет Жоржа Брака, 1910 год. Museum Berggruen. Берлин
Пабло Пикассо. Портрет Жоржа Брака, 1910 год. Museum Berggruen. Берлин

Опыты Пикассо и Брака подхватили художники в разных странах Европы и Америки. Видные представители кубизма — французы Альбер Глёз, Жан Метценже, Робер Делоне и Фернан Леже, испанец Хуан Грис, итальянец Джино Северини, мексиканец Диего Ривера. Глез и Метценже стали первыми теоретиками этого течения: в 1912 году они опубликовали книгу «Кубизм». В следующем 1913-м она издана в Петербурге на русском языке, и в том же году вышла в свет книга Гийома Аполлинера «Художники-кубисты».

Конструируя на плоскости холста объемные предметы, художники-кубисты визуализируют их геометрию, придают им плотную фактурность и осязаемость. Воспроизводя чистые геометрические формы, кубисты рассчитывают показать «прообразы», «архетипы», «эйдосы», не доступные чувственному восприятию. Тем самым они разрушают материальную прочность зрительно воспринимаемых вещей.

Альбер Глёз. «Пейзаж с мельницей», 1913 год. Музей современного искусства, Мадрид
Альбер Глёз. «Пейзаж с мельницей», 1913 год. Музей современного искусства, Мадрид
Жан Метценже. «Велогонщик», 1912 год. Галерея Пегги Гугенхайм, Венеция
Жан Метценже. «Велогонщик», 1912 год. Галерея Пегги Гугенхайм, Венеция
Жан Метценже. «Время чаепития», 1911 год. Художественный музей, Филадельфия (слева). «Женщина с веером», 1913 год. Галерея Соломона Гугенхайма, Нью-Йорк (справа)
Жан Метценже. «Время чаепития», 1911 год. Художественный музей, Филадельфия (слева). «Женщина с веером», 1913 год. Галерея Соломона Гугенхайма, Нью-Йорк (справа)
Робер Делоне. «Город Париж», 1912 год. Центр Помпиду, Париж
Робер Делоне. «Город Париж», 1912 год. Центр Помпиду, Париж
Фернан Леже. «Обнаженные в лесу», 1912 год. Музей Крёллера-Мюллера, Оттерло (Нидерланды)
Фернан Леже. «Обнаженные в лесу», 1912 год. Музей Крёллера-Мюллера, Оттерло (Нидерланды)
Хуан Грис. Портрет Пикассо, 1912 год. Институт искусств, Чикаго
Хуан Грис. Портрет Пикассо, 1912 год. Институт искусств, Чикаго
Джино Северини. «Модистка», 1911 год. Музей искусств, Филадельфия
Джино Северини. «Модистка», 1911 год. Музей искусств, Филадельфия
Джино Северини. «Бульвар», 1911 год. Частная коллекция
Джино Северини. «Бульвар», 1911 год. Частная коллекция
Диего Ривера. «Будильник», 1914 год. Музей Фриды Кало, Мехико
Диего Ривера. «Будильник», 1914 год. Музей Фриды Кало, Мехико
Диего Ривера. «Две женщины», 1914 год. Музей Фриды Кало, Мехико
Диего Ривера. «Две женщины», 1914 год. Музей Фриды Кало, Мехико

Дань кубизму заплатили русские живописцы раннего авангарда, связанные с футуризмом: Петр Кончаловский, Илья Машков, Владимир Татлин, Роберт Фальк, Любовь Попова, Иван Кудряшов.

Петр Кончаловский. Автопортрет, 1912 год. Частная коллекция (слева). Илья Машков. Автопортрет, 1911 год. Третьяковская галерея, Москва (справа)
Петр Кончаловский. Автопортрет, 1912 год. Частная коллекция (слева). Илья Машков. Автопортрет, 1911 год. Третьяковская галерея, Москва (справа)
Владимир Татлин. «Продавец рыбы», 1911 год. Третьяковская галерея, Москва
Владимир Татлин. «Продавец рыбы», 1911 год. Третьяковская галерея, Москва
Владимир Татлин. «Натурщица», 1913 год. Третьяковская галерея, Москва
Владимир Татлин. «Натурщица», 1913 год. Третьяковская галерея, Москва
Роберт Фальк. «Пейзаж со свиньями», 1912 год. Картинная галерея, Смоленск
Роберт Фальк. «Пейзаж со свиньями», 1912 год. Картинная галерея, Смоленск
Роберт Фальк. «Красная мебель», 1920 год. Третьяковская галерея, Москва
Роберт Фальк. «Красная мебель», 1920 год. Третьяковская галерея, Москва
Любовь Попова. Натюрморт с гитарой, 1915 год. Галерея Гмуржинская, Цюрих
Любовь Попова. Натюрморт с гитарой, 1915 год. Галерея Гмуржинская, Цюрих
Иван Кудряшов. Портрет девушки, 1919 год. Художественный музей имени Васнецовых, Киров
Иван Кудряшов. Портрет девушки, 1919 год. Художественный музей имени Васнецовых, Киров

Кубизм увлек Казимира Малевича: в нем он усматривал раскрепощение художника и разрыв с «подражательным подчинением вещи». В кубистических приемах написаны им картины «Уборка ржи» и «Дровосек», образы которых составлены из цилиндров, окрашенных в яркие цвета.

Казимир Малевич. «Уборка ржи» и «Дровосек», 1912 год. Музей Стеделек, Амстердам
Казимир Малевич. «Уборка ржи» и «Дровосек», 1912 год. Музей Стеделек, Амстердам

Кубизм Малевича перерос в супрематизм с его двухмерным пространством, константами которого служат не куб, а квадрат, не шар, а круг, не конус, а треугольник.

Н.А.Бердяев в книге «Кризис искусства» характеризует кубизм как метод не только живописи, но и литературы: «Кубистический метод — метод аналитического, а не синтетического восприятия вещей. В живописи кубизм ищет геометрического скелета вещей, он срывает обманные покровы плоти и стремится проникнуть во внутреннее строение космоса. В кубистической живописи Пикассо гибнет красота воплощенного мира, всё разлагается и расслояется. <…> Творчество Андрея Белого есть кубизм в художественной прозе, по силе равный живописному кубизму Пикассо. Кубистический метод распластывания всякого органического бытия применяет он к литературе». Надо отметить, что Малевич за «фактуру стиха» причислял к кубистам Маяковского.

Развиваясь поначалу в фарватере предметной живописи, кубизм в дальнейшем сближается с абстракционизм. Вытеснение фигуративных образов геометрическими абстракциями демонстрируют картины Любови Поповой и Ивана Кудряшова.

Любовь Попова. «Живописная архитектоника», 1918 год. Музейный центр, Слободской
Любовь Попова. «Живописная архитектоника», 1918 год. Музейный центр, Слободской
Иван Кудряшов. «Конструкция прямолинейного движения», 1925 год. Третьяковская галерея, Москва
Иван Кудряшов. «Конструкция прямолинейного движения», 1925 год. Третьяковская галерея, Москва

Особое место в картинах кубистов занимают эксперименты, соединяющие изображение и слово. Литеры буквально снуют в кубистических композициях Пикассо, Брака, Северини, Гриса. Тут мелькают отдельные буквы, иногда они собираются в целые слова. «Натюрморт с ножом» Брака покрывает надпись «Le Jour» (день). В картине Пикассо «Блюдо с фруктами» нет ни тарелки, ни фруктов, зато есть рассыпанные в беспорядке буквы и слова, среди которых отчетливо читается «Le Cafe». В картине Северини «Санитарный поезд» надписи в разных точках холста указывают маршрут движения: населенные пункты Igny и Bievre. Полотно Брака «Le Pyrogène et le Quotidien» имеет надпись «Gil B», отсылающую к влиятельному художественному журналу «Жиль Блас», названному по наименованию плутовского романа Лесажа. Именно в этом журнале Воксель напечатал отклик на картины Пикассо и Брака, назвав их bizarreries cubiques.

Пабло Пикассо. «Блюдо с фруктами», 1912 год. Частная коллекция (слева). Жорж Брак. «Le Pyrogène et le Quotidien», 1909 год. Галерея Канвейлера, Париж (справа)
Пабло Пикассо. «Блюдо с фруктами», 1912 год. Частная коллекция (слева). Жорж Брак. «Le Pyrogène et le Quotidien», 1909 год. Галерея Канвейлера, Париж (справа)
Хуан Грис. «Жалюзи», 1914 год. Тейт-галерея, Лондон (слева). «Наивная жизнь с проверенной скатертью», 1915 год. Музей Метрополитен, Нью-Йорк (справа)
Хуан Грис. «Жалюзи», 1914 год. Тейт-галерея, Лондон (слева). «Наивная жизнь с проверенной скатертью», 1915 год. Музей Метрополитен, Нью-Йорк (справа)
Джино Северини. «Север — Юг», 1913 год. Пинакотека Брера, Милан
Джино Северини. «Север — Юг», 1913 год. Пинакотека Брера, Милан
Джино Северини. «Санитарный поезд», 1915 год. Музей Стеделек, Амстердам
Джино Северини. «Санитарный поезд», 1915 год. Музей Стеделек, Амстердам

Кубизм в скульптуре связан, прежде всего, с творчеством Александра Архипенко и Осипа Цадкина. Статуи, выполненные ими, показывают «геометрический скелет вещей» и применяют разнообразные комбинации куба, шара, цилиндра. Кубистические деформации отличают некоторые скульптуры Анны Голубкиной.

Осип Цадкин. «Разрушенный город», бронза, 1952 год. Роттердам
Осип Цадкин. «Разрушенный город», бронза, 1952 год. Роттердам

Самый яркий в истории кубизма период охватывает примерно десять лет: с 1907 по 1917 год. О разрыве Пикассо с кубизмом говорят портреты 1917–1918 годов: с них начинается новый период творчества, получивший название неоклассического. Кубизм Жоржа Брака закончился раньше, когда в 1914-м он попал на фронт и, получив тяжелое ранение, надолго был оторван от живописи. В начале 1920-х кубизм растворился в новых художественных стилях: дадаизм, сюрреализм, конструктивизм. Последний ангажировал русских кубистов.

Текст лекции опубликован на сайте Библиотека Сергея Стахорского.

© Стахорский С.В.

-42