Думаете, подделки — это только про картины? А как насчет предка человека, который 40 лет дурачил ученых? Или золотой тиары, за которую Лувр отвалил состояние, а сделал ее ювелир из Одессы? Погружаемся в самые громкие археологические аферы. Узнайте, как гении обмана переписывали историю и кто их разоблачил.
Золото горело под светом музейных ламп. Тиара Сайтаферна, венец скифского царя, покоилась в Лувре, купленная за баснословные 200 000 франков в 1896 году. Париж рукоплескал – вот он, шедевр античности, повествующий о подвигах и быте кочевников Понтийских степей. Искусная чеканка, сцены битв, пасторальные мотивы – всё дышало III веком до нашей эры.
Но что-то смущало немногих скептиков. Слишком идеальна. Слишком блестяща.
В деталях проскальзывали нотки, не вязавшиеся с известными греко-скифскими образцами. Словно легкая фальшь в безупречно взятой ноте, тиара несла в себе тайну, которая вскоре взорвется скандалом, унизив величайший музей мира и прославив никому не известного ювелира из Одессы. Это был не просто обман – это был вызов, брошенный истории самим её отражением.
Жажда обладать частицей прошлого, прикоснуться к величию ушедших эпох, толкает коллекционеров и музеи на поиски реликвий. И там, где есть спрос и большие деньги, неизбежно появляются тени – фальсификаторы. Их творения – не просто копии. Это хитроумные конструкции, призванные обмануть глаз эксперта, пройти сито научных тестов, вплестись в ткань истории, иногда – чтобы обогатиться, иногда – чтобы доказать теорию или прославиться. Но чаще всего ставки гораздо выше: на кону оказывается само наше понимание прошлого.
В начале XX века научный мир охватила лихорадка поисков предка человека. И Англия, владычица морей, жаждала своего "недостающего звена". Находка в Пилтдауне в 1912 году пришлась как нельзя кстати. Фрагменты черепа с объемом мозга почти как у современного человека и примитивная обезьянья челюсть – Eoanthropus dawsoni идеально соответствовал ожиданиям британских ученых о пути эволюции.
Археолог-любитель Чарльз Доусон стал национальным героем. Десятилетиями пилтдаунские останки изучали, описывали, включали в учебники. Они направляли палеоантропологию по ложному пути, заставляя игнорировать подлинные находки гоминид в Африке, не вписывающиеся в "английскую" модель. Лишь в 1953 году завеса обмана рухнула. Кеннет Окли применил фторный тест – метод относительной датировки, основанный на накоплении фтора костями из грунтовых вод.
Череп оказался средневековым, челюсть – современной самки орангутана.
Микроскопический анализ выявил следы напильника на зубах, имитирующие человеческий износ, и искусственное окрашивание бихроматом калия для придания древнего вида. Научный мир был потрясен. Кто стоял за величайшей научной мистификацией века? Доусон? Разочарованный священник и ученый Тейяр де Шарден? Или даже автор Шерлока Холмса Артур Конан Дойл, живший неподалеку и увлекавшийся мистификациями? Тайна так и не раскрыта, оставив шрам на репутации науки и горький урок о силе желания верить.
Вернемся в Париж конца XIX века. Сомнения вокруг Тиары Сайтаферна росли. Археологи указывали на стилистические несоответствия, технологические приемы, нехарактерные для античности. Скандал разразился в 1903 году, когда из Одессы пришло письмо. Ювелир Израиль Рухомовский утверждал, что тиара – его работа, выполненная по заказу арт-дилеров братьев Гохман.
Сначала ему не поверили. Тогда Рухомовский приехал в Париж. В Лувре, под надзором комиссии экспертов, он по памяти воспроизвел фрагмент тиары, продемонстрировав те же уникальные техники. Обман был доказан. Лувр понес колоссальные репутационные потери. Тиара же, вместо того чтобы исчезнуть в запасниках позора, стала знаменитым экспонатом, свидетельством невероятного мастерства одесского гения и напоминанием музеям о необходимости самой тщательной проверки.
Время шло, технологии развивались, но искушение подделать историю не исчезало. В 2002 году мир всколыхнула новость об оссуарии с надписью "Иаков, сын Иосифа, брат Иисуса". Для миллионов верующих это было почти чудом – материальное свидетельство земной жизни Христа. Коллекционер Одед Голан представил находку как артефакт I века н.э. Сам известняковый ящик действительно оказался древним. Но надпись?
Израильское управление древностей (IAA) инициировало расследование. Эксперты изучали патину – тончайшую минеральную корку, образующуюся на камне за столетия. Их вердикт был суров: патина внутри букв "брат Иисуса" отличалась от патины на остальной поверхности и в других частях надписи. Она казалась искусственной, возможно, созданной из растворенной меловой крошки. Начался громкий судебный процесс. Голана обвинили в подделке веков. Он защищался, представляя своих экспертов, утверждавших, что вся надпись аутентична.
После семи лет разбирательств суд оправдал Голана по обвинению в подделке надписи из-за "недостаточности доказательств вне всяких разумных сомнений", хотя и признал виновным по другим пунктам, связанным с незаконной торговлей древностями. Оссуарий Иакова так и остался объектом ожесточенных споров, символом сложнейшего переплетения науки, веры и криминала на рынке древностей.
Не только уникальные надписи или золотые шедевры становились объектами фальсификации. Иногда амбиции требовали монументальности. Между 1915 и 1921 годами нью-йоркский музей Метрополитен приобрел три крупные терракотовые статуи этрусских воинов. Они должны были стать жемчужиной коллекции, ведь большие этрусские скульптуры чрезвычайно редки.
Но стилистика вызывала вопросы у некоторых знатоков. Окончательную точку поставила наука в 1961 году. Термолюминесцентный анализ, позволяющий датировать керамику по накопленной радиации, показал, что статуи были обожжены не тысячи лет назад, а в начале XX века. Химический анализ выявил в глине марганец – элемент, не использовавшийся этрусками.
Позже один из создателей этих гигантов, Альфредо Фиораванти, признался в содеянном, рассказав, как он с подельниками изучал этрусское искусство и создавал фальшивки, обманувшие лучших экспертов Метрополитен.
Но, пожалуй, ни одна подделка не обрела такой мистической ауры и популярности в массовой культуре, как хрустальные черепа. Приписываемые ацтекам, майя, а то и жителям Атлантиды, эти искусно вырезанные из кварца черепа десятилетиями будоражили воображение.
Им приписывали магические свойства, их связывали с концом света по календарю майя. Самые известные экземпляры хранятся в Британском музее, парижском Музее на набережной Бранли, Смитсоновском институте. Однако безжалостный глаз сканирующего электронного микроскопа развеял легенды.
На поверхности черепов ученые обнаружили идеально ровные параллельные царапины – неопровержимые следы вращающихся шлифовальных инструментов с алмазным или корундовым абразивом, появившихся лишь в XIX веке.
Доколумбовые цивилизации использовали ручные методы резьбы по камню, оставляющие совершенно иной, неровный след. Большинство "древних" хрустальных черепов, включая знаменитый "череп Митчелла-Хеджеса", оказались продукцией европейских мастерских, вероятно, немецких, изготовленной во второй половине XIX века для процветавшего тогда рынка экзотических древностей.
Но разве факты могут остановить миф? Хрустальные черепа продолжают жить своей жизнью в эзотерических учениях и голливудских блокбастерах, напоминая о том, как сильно желание верить в чудо, даже если оно вырезано из горного хрусталя современным станком. Битва за подлинную историю продолжается, и каждый артефакт, подлинный или фальшивый, хранит свои истории – о прошлом, о нас самих, о тонкой грани между истиной и иллюзией.
Краткие факты о фальсификации древностей
Древняя практика: Подделка артефактов – не новое явление. Известны случаи копирования и имитации произведений искусства еще в Древнем Риме для удовлетворения спроса на "греческую классику".
Мотивы разнообразны: Кроме финансовой выгоды, фальсификаторами движет жажда славы, желание подтвердить научную или идеологическую теорию (как в случае с Пилтдауном), или даже просто доказать свое мастерство (как Рухомовский).
Наука на страже: Разоблачение подделок стимулировало развитие многих методов научного анализа: радиоуглеродного, термолюминесцентного, дендрохронологии, различных видов спектроскопии и микроскопии.
Масштаб проблемы: Точно оценить количество подделок на рынке древностей невозможно, но эксперты сходятся во мнении, что их доля может быть весьма значительной, особенно в сегментах менее изученных культур или типов артефактов.
Не только древность: Подделывают не только археологические находки, но и исторические документы, произведения искусства более поздних эпох, окаменелости и даже образцы лунного грунта.
Читать также...