Найти в Дзене
Факты про артефакты

Как подделывают древние артефакты: топ-5 громких фальсификаций

Думаете, подделки — это только про картины? А как насчет предка человека, который 40 лет дурачил ученых? Или золотой тиары, за которую Лувр отвалил состояние, а сделал ее ювелир из Одессы? Погружаемся в самые громкие археологические аферы. Узнайте, как гении обмана переписывали историю и кто их разоблачил.

Тиара
Тиара

Золото горело под светом музейных ламп. Тиара Сайтаферна, венец скифского царя, покоилась в Лувре, купленная за баснословные 200 000 франков в 1896 году. Париж рукоплескал – вот он, шедевр античности, повествующий о подвигах и быте кочевников Понтийских степей. Искусная чеканка, сцены битв, пасторальные мотивы – всё дышало III веком до нашей эры.

Но что-то смущало немногих скептиков. Слишком идеальна. Слишком блестяща.

В деталях проскальзывали нотки, не вязавшиеся с известными греко-скифскими образцами. Словно легкая фальшь в безупречно взятой ноте, тиара несла в себе тайну, которая вскоре взорвется скандалом, унизив величайший музей мира и прославив никому не известного ювелира из Одессы. Это был не просто обман – это был вызов, брошенный истории самим её отражением.

Разоблачительная статья
Разоблачительная статья

Жажда обладать частицей прошлого, прикоснуться к величию ушедших эпох, толкает коллекционеров и музеи на поиски реликвий. И там, где есть спрос и большие деньги, неизбежно появляются тени – фальсификаторы. Их творения – не просто копии. Это хитроумные конструкции, призванные обмануть глаз эксперта, пройти сито научных тестов, вплестись в ткань истории, иногда – чтобы обогатиться, иногда – чтобы доказать теорию или прославиться. Но чаще всего ставки гораздо выше: на кону оказывается само наше понимание прошлого.

Череп и нижняя челюсть пилтдаунского человека, реконструированные доктором Артуром Смитом Вудвордом (слева) и профессором Артуром Кейтом (справа)
Череп и нижняя челюсть пилтдаунского человека, реконструированные доктором Артуром Смитом Вудвордом (слева) и профессором Артуром Кейтом (справа)

В начале XX века научный мир охватила лихорадка поисков предка человека. И Англия, владычица морей, жаждала своего "недостающего звена". Находка в Пилтдауне в 1912 году пришлась как нельзя кстати. Фрагменты черепа с объемом мозга почти как у современного человека и примитивная обезьянья челюсть – Eoanthropus dawsoni идеально соответствовал ожиданиям британских ученых о пути эволюции.

Собрание авторитетных ученых вокруг Доусона
Собрание авторитетных ученых вокруг Доусона

Археолог-любитель Чарльз Доусон стал национальным героем. Десятилетиями пилтдаунские останки изучали, описывали, включали в учебники. Они направляли палеоантропологию по ложному пути, заставляя игнорировать подлинные находки гоминид в Африке, не вписывающиеся в "английскую" модель. Лишь в 1953 году завеса обмана рухнула. Кеннет Окли применил фторный тест – метод относительной датировки, основанный на накоплении фтора костями из грунтовых вод.

Реконструкция внешности
Реконструкция внешности

Череп оказался средневековым, челюсть – современной самки орангутана.

Микроскопический анализ выявил следы напильника на зубах, имитирующие человеческий износ, и искусственное окрашивание бихроматом калия для придания древнего вида. Научный мир был потрясен. Кто стоял за величайшей научной мистификацией века? Доусон? Разочарованный священник и ученый Тейяр де Шарден? Или даже автор Шерлока Холмса Артур Конан Дойл, живший неподалеку и увлекавшийся мистификациями? Тайна так и не раскрыта, оставив шрам на репутации науки и горький урок о силе желания верить.

Продолжение раскопок )
Продолжение раскопок )

Вернемся в Париж конца XIX века. Сомнения вокруг Тиары Сайтаферна росли. Археологи указывали на стилистические несоответствия, технологические приемы, нехарактерные для античности. Скандал разразился в 1903 году, когда из Одессы пришло письмо. Ювелир Израиль Рухомовский утверждал, что тиара – его работа, выполненная по заказу арт-дилеров братьев Гохман.

Интересно эту табличку не снесли хоть
Интересно эту табличку не снесли хоть

Сначала ему не поверили. Тогда Рухомовский приехал в Париж. В Лувре, под надзором комиссии экспертов, он по памяти воспроизвел фрагмент тиары, продемонстрировав те же уникальные техники. Обман был доказан. Лувр понес колоссальные репутационные потери. Тиара же, вместо того чтобы исчезнуть в запасниках позора, стала знаменитым экспонатом, свидетельством невероятного мастерства одесского гения и напоминанием музеям о необходимости самой тщательной проверки.

Над музем не прикалывался только ленивый
Над музем не прикалывался только ленивый

Время шло, технологии развивались, но искушение подделать историю не исчезало. В 2002 году мир всколыхнула новость об оссуарии с надписью "Иаков, сын Иосифа, брат Иисуса". Для миллионов верующих это было почти чудом – материальное свидетельство земной жизни Христа. Коллекционер Одед Голан представил находку как артефакт I века н.э. Сам известняковый ящик действительно оказался древним. Но надпись?

Ажиотаж в момент открытия выставки
Ажиотаж в момент открытия выставки

Израильское управление древностей (IAA) инициировало расследование. Эксперты изучали патину – тончайшую минеральную корку, образующуюся на камне за столетия. Их вердикт был суров: патина внутри букв "брат Иисуса" отличалась от патины на остальной поверхности и в других частях надписи. Она казалась искусственной, возможно, созданной из растворенной меловой крошки. Начался громкий судебный процесс. Голана обвинили в подделке веков. Он защищался, представляя своих экспертов, утверждавших, что вся надпись аутентична.

Искомая надпись
Искомая надпись
Графическая копия
Графическая копия

После семи лет разбирательств суд оправдал Голана по обвинению в подделке надписи из-за "недостаточности доказательств вне всяких разумных сомнений", хотя и признал виновным по другим пунктам, связанным с незаконной торговлей древностями. Оссуарий Иакова так и остался объектом ожесточенных споров, символом сложнейшего переплетения науки, веры и криминала на рынке древностей.

Оссуарий Иакова
Оссуарий Иакова

Не только уникальные надписи или золотые шедевры становились объектами фальсификации. Иногда амбиции требовали монументальности. Между 1915 и 1921 годами нью-йоркский музей Метрополитен приобрел три крупные терракотовые статуи этрусских воинов. Они должны были стать жемчужиной коллекции, ведь большие этрусские скульптуры чрезвычайно редки.

Но стилистика вызывала вопросы у некоторых знатоков. Окончательную точку поставила наука в 1961 году. Термолюминесцентный анализ, позволяющий датировать керамику по накопленной радиации, показал, что статуи были обожжены не тысячи лет назад, а в начале XX века. Химический анализ выявил в глине марганец – элемент, не использовавшийся этрусками.

Непропорциональное туловище было обусловлено теснотой мастерской где ваяли шедевр
Непропорциональное туловище было обусловлено теснотой мастерской где ваяли шедевр

Позже один из создателей этих гигантов, Альфредо Фиораванти, признался в содеянном, рассказав, как он с подельниками изучал этрусское искусство и создавал фальшивки, обманувшие лучших экспертов Метрополитен.

Альфредо Фиораванти за работой
Альфредо Фиораванти за работой

Но, пожалуй, ни одна подделка не обрела такой мистической ауры и популярности в массовой культуре, как хрустальные черепа. Приписываемые ацтекам, майя, а то и жителям Атлантиды, эти искусно вырезанные из кварца черепа десятилетиями будоражили воображение.

Им приписывали магические свойства, их связывали с концом света по календарю майя. Самые известные экземпляры хранятся в Британском музее, парижском Музее на набережной Бранли, Смитсоновском институте. Однако безжалостный глаз сканирующего электронного микроскопа развеял легенды.

На поверхности черепов ученые обнаружили идеально ровные параллельные царапины – неопровержимые следы вращающихся шлифовальных инструментов с алмазным или корундовым абразивом, появившихся лишь в XIX веке.

Доколумбовые цивилизации использовали ручные методы резьбы по камню, оставляющие совершенно иной, неровный след. Большинство "древних" хрустальных черепов, включая знаменитый "череп Митчелла-Хеджеса", оказались продукцией европейских мастерских, вероятно, немецких, изготовленной во второй половине XIX века для процветавшего тогда рынка экзотических древностей.

Сотни посетителей платят до сих пор немалые средства чтобы просто постоять рядом
Сотни посетителей платят до сих пор немалые средства чтобы просто постоять рядом

Но разве факты могут остановить миф? Хрустальные черепа продолжают жить своей жизнью в эзотерических учениях и голливудских блокбастерах, напоминая о том, как сильно желание верить в чудо, даже если оно вырезано из горного хрусталя современным станком. Битва за подлинную историю продолжается, и каждый артефакт, подлинный или фальшивый, хранит свои истории – о прошлом, о нас самих, о тонкой грани между истиной и иллюзией.

Краткие факты о фальсификации древностей

Древняя практика: Подделка артефактов – не новое явление. Известны случаи копирования и имитации произведений искусства еще в Древнем Риме для удовлетворения спроса на "греческую классику".

Мотивы разнообразны: Кроме финансовой выгоды, фальсификаторами движет жажда славы, желание подтвердить научную или идеологическую теорию (как в случае с Пилтдауном), или даже просто доказать свое мастерство (как Рухомовский).

Наука на страже: Разоблачение подделок стимулировало развитие многих методов научного анализа: радиоуглеродного, термолюминесцентного, дендрохронологии, различных видов спектроскопии и микроскопии.

Масштаб проблемы: Точно оценить количество подделок на рынке древностей невозможно, но эксперты сходятся во мнении, что их доля может быть весьма значительной, особенно в сегментах менее изученных культур или типов артефактов.

Не только древность: Подделывают не только археологические находки, но и исторические документы, произведения искусства более поздних эпох, окаменелости и даже образцы лунного грунта.

Читать также...
-17