Хотите узнать, Ваш ребёнок технарь или гуманитарий? А, может быть, это разделение на технарей гуманитариев миф? Если не миф, то как понять? А есть ли разница в строении мозга между технарями и гуманитариями? Давайте во всём этом разберёмся!
В данной статье мы рассмотрим, о том, как понять, склонен ли ваш ребёнок к техническому (логическому) или гуманитарному (творческому) типу мышления. Существует ли вообще чёткое разделение детей (да и взрослых) на технарей и гуманитариев? Как и когда возникла эта идея? А самое главное — какие существуют тесты, методики и простые наблюдения, чтобы определить склонности вашего ребёнка? Ниже вы найдёте подробный разбор этих вопросов, а также узнаете, почему на физиологическом уровне нет жёсткой границы между тем, как думают «технари» и «гуманитарии».
Здравствуйте, дорогие мамы! С Вами рубрика «Мамин Гид», здесь мы обсуждаем вопросы поступления, олимпиад и экзаменов, а также всё, что касается школьного обучения. В рубрике "Мамин Гид" уже есть статьи:
Когда появилось разделение на технарей и гуманитариев
Истоки в античности
В античные времена не было привычного для нас разделения на «технические» и «гуманитарные» науки. Существовали лишь две широкие группы дисциплин:
- Свободные искусства (artes liberales): сюда относили грамматику, риторику, логику, математику, астрономию и геометрию. Они считались «высшими» дисциплинами.
- Механические искусства (artes mechanicae): ремёсла, инженерное дело — проще говоря, всё, что относилось к рабочим специальностям.
Эпоха Просвещения и научная революция
Настоящее разграничение начало формироваться в XV–XVI веках, в эпоху Просвещения и научных открытий. Именно тогда математику, астрономию, физику, механику стали относить к точным наукам, а литературу, философию, историю и филологию — к гуманитарным.
XIX–XX века: окончательное оформление
В XIX веке спрос на инженеров, архитекторов и другие технические специальности стал быстро расти. Появились отдельные технологические факультеты и институты, что ещё больше отделило техническое образование от гуманитарного.
В XX веке это разделение утвердилось окончательно: сформировались институты и университеты, которые чётко специализировались на конкретных областях. Так возникли медицинские, социальные, филологические, исторические и прочие гуманитарные направления, а также большое количество технических специальностей.
«Физики» и «лирики» в СССР
Знаменитым примером спора о приоритете технических и гуманитарных наук стало противостояние «физиков» и «лириков» в СССР, развернувшееся в 1960-х годах на страницах «Литературной газеты».
- Физики (учёные точных наук) настаивали на том, что технический прогресс — ключ к благополучию страны.
- Лирики (филологи, историки, философы) доказывали, что без культурных и нравственных ориентиров общество теряет свою самобытность, становится «бездушной машиной».
Хотя в экономическом и политическом смысле в тот период «физики» (инженеры, изобретатели, учёные) казались более значимыми, на самом деле вклад гуманитарных дисциплин в развитие общества тоже велик. В итоге мы понимаем, что гармоничное развитие возможно только при учёте обеих сторон.
Технарь и гуманитарий: в чём различия?
Технический (логический) склад ума
«Технарь» — это человек, который мыслит логическими цепочками, обожает точные науки (математику, физику, информатику, химию). Ему нужно чёткое объяснение того, почему происходит то или иное явление:
- важны причинно-следственные связи («я сделал так, потому что…»),
- существует стремление увидеть систему и структуру во всём,
- мир воспринимается как набор функций, операторов, формул, которые нужно разгадать, понять и выстроить в единую логику.
Гуманитарный (творческий) склад ума
«Гуманитарий» мыслит категориями чувств, эмоций, образов. Он охотнее воспринимает мир через призму сочувствия, общения, художественной выразительности. Для гуманитария:
- важнее эмоциональная сторона вопроса, – «кто что чувствовал и почему?»
- творчество, фантазия, поэзия, музыка, рисование и т.п. вызывают у него особый отклик,
- в общении с людьми он скорее «считает» эмоции и интонации, чем сосредоточивается на формальной логике.
Как понять, к чему склонен ваш ребёнок
Когда ребёнок ещё учится в начальных классах (3–4-й класс, а иногда и раньше) и ему предстоит выбрать, куда двигаться дальше (математический, физико-технический, лингвистический или гуманитарный класс), родители начинают гадать:
«А что, если ему лучше пойти в гуманитарное направление? А вдруг он технарь? А если он пока не знает, чем интересуется?»
Ниже представлены несколько подходов, которые помогут вам разобраться.
1. Наблюдайте за интересами ребёнка
- Технические интересы: любовь к конструктору, LEGO, машинкам, к разборке и сборке приборов; постоянные вопросы «как это устроено?», «из чего это сделано?».
- Гуманитарные интересы: увлечение чтением книг, рисованием, музыкой, рассказывание историй, активная фантазия и воображение.
2. Обратите внимание на поведение в решении бытовых задач
- Ребёнок-технарь планирует, выстраивает шаги, пытается найти логическую схему и последовательность («если я сделаю это, то произойдёт то»).
- Ребёнок-гуманитарий ориентируется на эмоции, чувствительность к людям: «А что подумает мама, если я так сделаю?», «Мне это не нравится, потому что я так чувствую».
3. Как малыш играл в самом раннем детстве
- Технарь из кубиков строит устойчивые, симметричные конструкции, проверяет, как всё это держится.
- Гуманитарий может соорудить оригинальную, но не обязательно устойчивую постройку; при этом придумывает вокруг неё целую историю, «заселяет» её игрушками и разыгрывает разные сюжетные линии.
Тесты на определение склонностей
Иногда простых наблюдений недостаточно, и хочется получить более объективную картину. Существуют разные методики, помогающие определить, какие области знаний ближе ребёнку.
«Знаменитый» тест с переплетёнными пальцами
Попросите ребёнка сложить руки «в замок» и посмотрите, какой большой палец окажется сверху.
- Левая рука сверху: доминирует правое полушарие (считается «гуманитарным», отвечающим за творчество, музыку, поэзию, фантазию).
- Правая рука сверху: доминирует левое полушарие (считается «техническим», отвечающим за аналитику, счёт, логику).
На практике этот тест не слишком надёжен. Многие выпускники Мехмата (которые, без сомнения, «технари») по этому тесту получаются «гуманитариями». Так что воспринимайте результат скорее как любопытный эксперимент.
Тесты профессиональных склонностей
- Тест Вайши (ссылка)
Это профессиональная методика, где ребёнку предлагают несколько ситуаций и спрашивают, что бы он предпочёл сделать. По результатам теста выявляется склонность к определённым видам деятельности (гуманитарным, техническим, социальным и др.). - Тест Айзенка (ссылка)
Фактически один из вариантов IQ-теста, где надо находить «лишнее слово», подбирать недостающую фигуру, решать небольшие логические задачи. По итогам вы получаете уровень развития логического мышления ребёнка. Если технические задания вызывают у него живой интерес — значит, ему может подойти и более глубокое изучение точных наук.
Есть ли физиологические различия в мозге?
С точки зрения современных исследований, прямого физиологического отличия между мозгом «технаря» и «гуманитария» не обнаружено. Учёные заметили, что у способного и развитого человека хорошо работают «творческие» зоны мозга, когда он занимается гуманитарными задачами, и «логические», когда он решает математические или научные задачи. При этом «слабые» зоны остаются слабыми для человека, у которого, в целом, ниже интерес или природные способности к определённой сфере.
Иными словами, если человек умён и хорошо развит, он может быть одинаково успешен и в технике, и в гуманитарных дисциплинах. Особенно это касается детей, чей мозг поразительно пластичен и впитывает самые разные навыки.
Практические советы для родителей
- Поговорите с ребёнком
Иногда самый простой способ — не тесты и наблюдения, а дружеская беседа. Расскажите ребёнку, что бывают разные направления обучения (физмат, лингвистический класс, истфак и т.д.). Пусть он хотя бы на общем уровне узнает, какие предметы станут основными в каждом варианте, и какие профессии могут быть дальше доступны. - Пробуйте разные кружки и секции
Если, например, у ребёнка появляется интерес к робототехнике, программированию — запишите его на кружок. Понравится ли ему там? Если нет — может быть, он обнаружит вдруг радость в писательстве, актёрском мастерстве или музыке. - Обратите внимание на успеваемость и интерес
Родителям хочется «хороших оценок», но гораздо важнее наблюдать за тем, что ребёнка воодушевляет и завораживает. Иногда ребёнок может поначалу путаться в математике, но при этом ему очень нравятся задачи, сам процесс решения. Это важный знак того, что ему всё-таки интересно! - Диагностика по математическим задачам
Если в вашей школе или учебном центре есть возможность провести бесплатное тестирование на математические способности — воспользуйтесь этим. Полутора часов занятий, где ребёнку дадут разные по сложности задачи, часто достаточно, чтобы увидеть, тянется ли он к математике и логике.
Если с энтузиазмом берётся за решение — скорее всего, ему будет комфортно в техническом направлении.
Если ребёнок говорит «не моё» — возможно, именно гуманитарный профиль, творческая деятельность, языки и литература станут ему ближе.
Заключение
В итоге можно сделать главный вывод: ребёнок в младшем и среднем школьном возрасте ещё очень пластичен, и его интересы нередко зависят от окружения, учителей, примеров из жизни. Если вы видите, что он рисует и сочиняет сказки, это здорово; если с удовольствием разбирается в задачах — тоже отлично. Не стоит жёстко навешивать ярлык «технарь» или «гуманитарий» слишком рано.
В следующем выпуске «Маминого гида» мы обсудим, кому стоит переходить в физмат-лицей, а кому — нет. Разберёмся, в каком классе лучше делать такой переход, и чем отличаются программы такого формата.
Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить новые статьи и видео. А если вам интересно узнать больше о подготовке к олимпиадам, ОГЭ, ЕГЭ, ДВИ, или домашних заданиях — смотрите наши предыдущие выпуски.
С вами был Александр Константинович Новиков в рубрике "Мамин гид" от Академии Гранит.