Найти в Дзене
Академия Гранит

Домашние Задания: Зачем Нужны и Какая Польза?

Оглавление

Думаю, каждому родителю знакома ситуация, когда Вы пришли с работы, уставшие с желанием отдохнуть, к Вам подходит Ваш ребёнок, жалобно протягивает учебник или тетрадь и говорит "Мама, нам тут в школе задали..."

А дальше может быть всё, что угодно: от быстрого "стряпания" на скорую руку, так как учитель не особо требователен, предмет не так важен, да и ОГЭ или ЕГЭ по нему не сдавать, до долгого и мучительного как для Вас, так и для ребёнка выполнения ДЗ до поздней ночи, а иногда даже до утра. Нам и такое рассказывали родители наших учащихся.

И в таком случае ни о каком отдыхе после работы речи быть не может. И что с этим делать? Зачем всё это нужно и какая польза от такого ДЗ? В этом статье разберёмся со всем этим поподробнее, а также я расскажу Вам о нашей революционной системе ДЗ с необычным названием "Шаришь в теме - нет ДЗ"

О рубрике

Рубрика "Мамин Гид" будет выходить каждое воскресенье на наших YouTube канале, RuTube канале и Яндекс Дзене.

В рубрике "Мамин Гид" уже есть статьи про ОГЭ и ЕГЭ, Олимпиады и БВИ в любой ВУЗ, всё о ДВИ в МГУ, Сравнение очной и онлайн подготовки, Семейное обучение, Поступление в ВУЗ в 2025.

Если у Вас возникнут вопросы или пожелания, пишите их в комментариях — мы обязательно ответим или даже выпустим вторую часть, где разберём все Ваши вопросы подробнее.
-2

Зачем вообще нужно домашнее задание?

Одно упоминание домашки заставляет взрослых ворчать, а детей – искать сто отговорок, чтобы её не делать. А где-то в родительских чатах начинают летать громы и молнии.

Так что давайте разберёмся: откуда вообще взялся этот зверь – домашнее задание? Для чего оно призвано, хотя большинство людей дружно так его не любит.

Школа в древнем Египте (рисунок)
Школа в древнем Египте (рисунок)

Когда появилось ДЗ?

Первые школы были еще в Древнем Египте. Уже тогда начали уделять много внимания обучению детей. В Древней Греции, Риме и других государствах той эпохи, качественный учебный процесс уже содержал домашние задания.

Сильно позже уже в XVIII веке в Германии начали появляться «народные школы» с структурированной системой обучения и домашними заданиями для учеников.

В итоге данную систему переняли остальные страны, в том числе и Российская Империя. В СССР домашние задания продолжили активно задавать в школах.

-4

Как с ДЗ в других странах?

В Финляндии начальным школам не принято задавать домашку на выходные и каникулы. В будние дни задания дают, но их выполнение обычно занимает всего несколько минут.

Во Франции закон 2013 года официально запретил письменные домашние задания для младших школьников. Однако на практике некоторые учителя, под давлением родителей или с их одобрения, всё же продолжают их задавать.

В Италии частные начальные школы привлекают учеников обещанием полного отказа от домашки. Однако в большинстве итальянских учебных заведений – от начальных классов до колледжей – домашние задания не только есть, но и задаются в больших объёмах, даже на каникулы.

В Германии в сентябре 2023 года левая партия подняла тему кризиса в образовании и предложила отменить домашние задания и оценки, чтобы школьники могли «учиться без страха и давления».

-5

Чем плохо отсутствие ДЗ?

К слову наши ученики, учась во вполне обычной школе в Германии, практически не получают домашнего задания, что однозначно беспокоит нас, как преподавателей доп. образования, и нам приходится самим придумывать на основе заданий, что дети проходили в классе, дополнительные задания, чтобы на них дети могли закреплять знания.

И в этом случае отсутствие ДЗ очевидным образом негативно сказывается на усваивании знаний ребёнком.

Функции ДЗ

Какие функции в теории должно закрывать домашнее задание?

Закрепление знаний

На уроке Ваш ребёнок получает информацию, но усваивается она лишь частично. Чтобы информация перешла в долгосрочную память – нужна практика, повторение. Именно ДЗ отчасти отвечает за это.

Навык самоорганизации

Выполнение домашних заданий тренирует умение планировать время, расставлять приоритеты. Взрослые люди прекрасно знают, как важен этот навык в повседневной жизни, а некоторые взрослые даже имеют им пользоваться.

Работа над ошибками

Бывают моменты, когда ребёнок пропустил что-то на уроке – и именно дома он может за счёт повторения “догнать” материал.

Умение учиться самостоятельно

В идеале домашка – не повторение, а развитие того, что было в классе. Ребёнок учится сам находить информацию, и думать над задачами.

-6

Основные проблемы домашнего задания

Но всё ли так на самом деле? Что делать, если домашки слишком много, и почему иногда это превращается в “непрерывный ад” и для детей, и для родителей?

Рассмотрим самые распространённые родительские жалобы.

Слишком большой объём

Некоторые учителя не координируют задания друг с другом – и к вечеру у ребёнка гора упражнений по всем предметам. В итоге – дети делают уроки до полуночи, а мама сидит рядом и изнемогает.

Ребёнок отвлекается, ничего не успевает

Гаджеты, чаты, видосики – в современном мире уйма соблазнов, плюс у детей слабо развиты навыки планирования, концентрации и тайм менеджмента. Ребёнок может несколько часов, постоянно отвлекаясь, выполнять задание, рассчитанное на полчаса, а потом за ужином жаловаться маме и папе, как много ему задала эта злая учительница.

Непонятно, зачем делать всю эту писанину

Когда ребёнок просто списывает параграфы или решает 30 одинаковых уравнений, он, естественно, теряет всякий интерес. Никому не нравится тупое копирование. В лучшем случае ребёнок сам сделает несколько номеров, а остальное либо пропустит либо спишет либо поручит ИИ. В худшем, просто посмотрит на объём ДЗ, и испугается или полениться даже приступать к нему. Энтузиастов, которые упорно будут монотонно выполнять такие ДЗ на 100% крайне мало.

Родители становятся заложниками

Уверен, Вы устаёте на работе, а дома вместо отдыха нужно сидеть с ребёнком и подсказывать ему каждый шаг. Это огромный стресс, у обоих портится настроение, и могут возникать ссоры.

Узнали себя? Но ведь есть и альтернативные подходы к домашке! Теперь расскажу, какую систему ввели мы — и почему она даёт классные результаты.

Фотография с нашего Новогоднего Турнира Юла 2024
Фотография с нашего Новогоднего Турнира Юла 2024

Наша уникальная система: «Шаришь в теме – нет ДЗ»

Нас, как преподавателей, родительская боль с ДЗ также касается напрямую, поэтому мы решили ввести новую систему с ДЗ. Мы провели эксперимент.

Если ребёнок действительно понимает материал и может это доказать на занятии, то он освобождается от домашнего задания или получает необязательное ДЗ со сложными заданиями.

Звучит фантастически? Расскажу, как это работает в деле:

Активная работа на уроке

Ученик старается понять объяснение, задаёт вопросы, решает примеры с учителем, отвечает на вопросы.

Мини-контроль «здесь и сейчас»

Учитель может задавать короткие устные вопросы-тестеры, устраивать маленькие 5-минутные работы: если всё в порядке, ДЗ отменяется.

Мотивация учиться “вживую”

Дети понимают, что если они прямо сейчас схватывают материал – они освобождены от вечерних мучений, у них появляется стимул быть сосредоточенными на занятии.

Успехи реальны

Это не просто пустые слова: наши ученики стабильно добиваются высоких результатов. Кто-то становится призёром перечневых олимпиад, кто-то рвётся на всероссы. А главное, что им нравится сам процесс обучения: нет лишней зубрёжки вечером.

А что, ДЗ вообще нет?

Конечно, полностью домашка не исчезает: если вдруг ребёнок не «шарит» – придётся дома доделать. Но ключевой смысл в том, что ученики видят реальную выгоду: “Сейчас внимательно поработаю, и дома буду свободен.”»

Никакой помощи от родителей!

Также у нас запрещено помогать ребёнку с ДЗ. Конечно, маленький совет за семейным ужином будет лишь в пользу, но подробно вникать в содержание ДЗ и уж тем более делать его за ребёнка - это табу.

Вы не должны приучать Вашего ребёнка к тому, что в любой ситуации он может подойти к Вам и получить готовое решение.

Кто же помогает ученикам?

Вы можете возразить: "А кто, если не я? Кто будет помогать моему Ванечке с его детскими проблемами?".

Отвечу: наши педагоги-поддержка.

Наша система обучения устроена так, что у ребёнка есть возможность круглосуточно задавать в чате с преподавателем любые вопросы про ДЗ, олимпиады, контрольные, поступления - всё, что связано с учёбой.

Это не просто освобождает Вас, как родителя, это во-первых повышает навыки самостоятельности ребёнка, во-вторых создаёт в его голове модель "родитель - мой родной человек, он всегда готов прийти на помощь в сложной ситуации, но с рутинными заботами я либо справляюсь самостоятельно либо обращаюсь к специалистам".

Вдумайтесь, насколько такая модель полезна в будущем. Потому что нередко случается, когда дитё, всегда обращавшееся к маме или папе по любому вопросу, вырастает, обзаводиться семьёй и точно также всегда обращается к мужу или жене по любому вопросу.

Фотография с нашего Новогоднего Турнира Юла 2024
Фотография с нашего Новогоднего Турнира Юла 2024

Какая разница, кто помогает ребёнку с ДЗ - я или Ваши кураторы?

Предвещаю вопрос. Здесь важно заметить два важнейших фактора: психология ребёнка и психология родителя:

Психология ребёнка

Ребёнок привык к родителям, он с ними растёт и живёт, нет никакого стеснения и ограничения. Если Вы, конечно, не запугали Вашего ребёнка ремнём или стоянием в углу, но сейчас не об этом. У ребёнка нет стеснения и при малейшей трудности, он будет обращаться к Вам, ведь в его голове с точки зрения психологии два варианта: напрягаться и делать самому или же не напрягаться и попросить Вас.

А когда за помощью нужно обратиться к куратору, вступает фактор стеснения "Это я сейчас буду просить незнакомого взрослого мне помочь, ой, лучше я сам попробую".

У многих взрослых людей сохраняется стеснения попросить помощи: например, в магазине у сотрудника, позвонить в службу поддержки банка или даже написать в чат поддержки на сайте -- а у детей это наблюдается почти всегда.

Психология родителя

Второй фактор - это психология родителя. Вспомните себя и свои ощущения, когда Вы, уставшие, пришли с работы домой, приготовили ужин, поделали какие-то домашние дела, хотите поскорей отдохнуть за книгой или экраном, а тут сын или дочь просят помочь с ДЗ.

Вспомнили? Какой у Вас выбор в Вашей голове: подсказать ненавязчиво, вникнуть в суть проблемы, разобраться, почему ребёнку непонятна эта тема, выяснить, как нужно выполнять задание, разбить на этапы, полноценно начать объяснять и т.д. и т.п. я могу рассказывать об этом час, это не так просто, или же просто бегло глянуть, что там он хочет от Вас, быстро сделать и пусть отстанет, чтобы Вы, наконец, смогли отдохнуть.

Не узнали себя? Думается мне, единицы мам и пап будут по-настоящему добросовестно вникать и подходить к этому процессу.

А куратор?

А теперь посмотрите на это со стороны преподавателя: это его непосредственная рабочая обязанность, он обучает Вашего ребёнка, он тратит своё время на составление индивидуальной траектории обучения, заданий и тестов.

Все наши учащиеся учатся по уникальным траекториям, исходя из навыков и способностей.

Преподаватель, во-первых, находится максимально в теме задания, ведь он чаще всего является его автором, во-вторых, он обладает навыками преподавания и знает, как подсказать аккуратно, чтобы ребёнок сам дошёл до конца.

Преподаватель, как минимум, сильно заинтересован в качественной подсказке, а не просто решением за ребёнка, так как на нём лежит вся ответственность за результат обучения.

Фотография наших занятий
Фотография наших занятий

Проблема закрепления

Вот так работает наша система домашних заданий. Их получают только те дети, которые на занятии не успели освоить материал до нужной степени.

Вы можете спросить: "А как же ребёнок будет закреплять материал? Ведь он может понять всё на занятии, не получить обязательного ДЗ, а потом забыть.

На этот случай у нас есть таблицы тем и подтем, где учащийся выставляет степень своего понимания по каждой разновидности задач.

После каждого занятия спустя пару дней открывается доступ к задачам, и учащемуся нужно напрячь память и осознать, помнит ли он, как решаются эти задачи.

Если нет, рядом есть дополнительные задачи для закрепления. Если да, учащийся выставляет степень своего понимания, что помогает и ему и преподавателю.

А если учащийся наврёт?

А если учащийся попробуем обмануть и выставить везде, что он всё понял, не выполнит ДЗ, то это обязательно вскроется на занятии, и будут применены штрафные санкции.

Наши занятия проходят либо индивидуально либо в минигруппах, поэтому скрыть своё непонимание просто невозможно. Более того, все учащиеся прекрасно знают об этой системе, всё прозрачно.

Фотография с нашей Конференции для родителей 2024
Фотография с нашей Конференции для родителей 2024

Практические советы мамам

Замечательно, когда школа сама предлагает гибкий формат. Но что, если у вас в школе учитель придерживается классической схемы и даёт ДЗ всем подряд, да ещё и в больших объёмах? Как облегчить жизнь ребёнку и себе?

Организуйте чёткое время

Лучше всего, если после уроков ребёнок пообедает, отдохнёт 30–60 минут, а затем сядет за ДЗ. Мозг ещё свеж, до вечера далеко. Чем позже – тем тяжелее концентрироваться.

Уберите лишние отвлекающие факторы

Телевизор, YouTube, телефон с чатами – всё это на паузу. Можно установить таймер: 20–30 минут активной работы, потом короткий перерыв. Так называемая система Помодоро.

Учите ребёнка задавать вопросы

Если что-то неясно – не пишите за него всю тетрадку, а вместе обсудите алгоритм решения. Пусть он объясняет вам, как сам понимает задачу. Да, это трудней, чем просто сделать всё за ребёнка, но ведь речь о его будущем. Так что давайте ему удочку, а не рыбу.

А если у Вас нет времени вникать и объяснять, запишитесь к нам на бесплатную диагностику, мы проанализируем текущее состояние и дадим практические рекомендации именно по Вашему случаю. А по промокоду SMARTDZ предоставим Вам скидку 15% на все наши занятия.

Хвалите за самостоятельность

Даже если ребёнок сделал ошибку, но старался сам – это уже достойно похвалы. Исправлять ошибки гораздо проще, чем выдумывать мотивацию заново. Не нужно быть излишне строгим и категоричным родителем. И, конечно же, не нужно сравнивать ребёнка с другими детьми - но это уже тема воспитания, требующая отдельного выпуска.

Не ставьте перфекционизм во главу угла

Если учитель не требует сверхспособностей, не заставляйте ребёнка переписывать по 10 раз. Делайте акцент на понимании, а не на совершенстве записей.

Также не стоит заставлять выполнять ДЗ сверх того, что требуется. Нам часто говорят учащиеся, что учитель просит сделать одно, а мама заставляет сверх этого сделать ещё.

Я не говорю, что это плохо всегда. Когда у ребёнка есть на это время и желание, это нужно поощрять, но нужно сделать ещё много всего обязательного, стоит отложить сверхурочное на потом.

Поощряйте интерес к предмету, а не к оценке

Если в математике нужно решить 10 примеров, но ребёнок уже разобрался в сути, – дайте ему понять, что цель – научиться. А “пятёрка” – просто знак качества.

Если у Вашего ребёнка "профессиональный" учитель, задающий по 100 однотипных номеров, советуем связаться с педагогом и выслушать его мнение и обоснование необходимости таких ДЗ.

Возможно, преподаватель ещё не опытен, и Ваша обратная связь будет ему очень полезна. Только не надо обрушивать на педагога волны гнева, мы ведь все взрослые и культурные люди.

Обоснование необходимости в выполнения школьного ДЗ особенно важно в подростковом возрасте, когда дети начинают бунтовать против бесцельных по их мнению поручений.

Всегда напоминайте: “Ты учишься не ради галочки, а ради того, чтобы самим понимать материал и быть самостоятельным. Твоя цель - понимание.”

Проведите эксперимент

Если вам понравилась идея “Шаришь в теме – не делаешь ДЗ”, поделитесь этой статьёй с знакомыми мамами и папами. Может, в Вашей школе тоже захотят провести такой эксперимент, а Ваш ребёнок станет одним из тех, кто с радостью докажет, что он всё понял прямо на уроке!

А если Вам понравился наш подход к обучению, будем рады предложить Вам подготовку к экзаменам ОГЭ, ЕГЭ и олимпиадам, а также повышение успеваемости в школе по всем школьным предметам.

У нас есть государственная лицензия на образовательную деятельность, поэтому Вы можете оплатить занятия мат капиталом или получить налоговый вычет.

Да и наш сервис один из самых доступных по стране: такой индивидуальный подход мы обеспечиваем всего по ставкам от 1250 рублей за академический час.

Поэтому записывайтесь на нашу бесплатную консультацию или диагностику, чтобы принять правильное решение.

Заключение

Надеюсь, эта статья была для Вас полезной и вдохновляющей. Если остались вопросы, пишите в комментариях. Ответим всем, мы всегда рады обратной связи.

В следующий раз мы обсудим вопрос необходимости высшего образования в 2025 году. Какие альтернативы есть у высшего образования, и стоит ли работать студенту?

С вами был Александр Константинович Новиков в рубрике "Мамин гид" от Академии Гранит.