Найти в Дзене
Академия Гранит

Очная и Онлайн Подготовка ребёнка Домашнее Семейное Обучение - что выбрать, плюсы и минусы

Оглавление

Разберёмся, как подготовить ребёнка к важным школьным этапам (ОГЭ, ЕГЭ, олимпиадам, да и просто к текущей учёбе) — очно или онлайн. А также отдельно обсудим вопрос: что, если учиться полностью дома?

Разберём плюсы и минусы, поговорим о мифах и реальности каждого формата, чтобы Вы могли осознанно принять решение, удобно ли Вам и Вашему ребёнку очное обучение, стоит ли частично переходить в онлайн или организовать полностью домашнее образование.

О рубрике

Рубрика "Мамин Гид" будет выходить каждое воскресенье в 15:00 по московскому времени на наших YouTube канале, RuTube канале и Яндекс Дзене.

В рубрике "Мамин Гид" уже есть статьи про ОГЭ и ЕГЭ, Олимпиады и БВИ в любой ВУЗ, всё о ДВИ в МГУ.

Видео, в точности повторяющее содержание данной статьи, можно посмотреть:

Если у Вас возникнут вопросы или пожелания, пишите их в комментариях — мы обязательно ответим или даже выпустим вторую часть, где разберём все Ваши вопросы подробнее.

Очная подготовка: коротко о плюсах и минусах

Под очной подготовкой я имею в виду обычные дополнительные занятия вживую: ребёнок посещает курсы, кружки, ходит к репетитору домой или в офис, либо приходит в школу на продлёнку и т.д.

Это прямой контакт с учителем лицом к лицу. Часто так готовят к экзаменам, берут репетиторов, водят на очные курсы.

Преимущества

Живое общение: это самое главное преимущество данной формы обучения. Ребёнок может задать вопрос и получить ответ мгновенно, почувствовав при этом энергетику преподавателя. Также вживую можно решать задачи вместе с другими учениками, используя при этом все особенности живого общения.

Дисциплина: когда занятия в офлайн-формате, у ребёнка есть чёткий график: вторник-четверг, 16:00–17:30. Это помогает развивать ответственность — нужно приехать вовремя, иметь тетрадь, быть опрятно одетым и морально готовым провести время в стенах учебного заведения.

Внимание учителя: в офлайн-группах обычно меньше отвлекающих факторов (нет “параллельных вкладок” в браузере). Учитель отчётливо видит мимику обучающегося, может моментально скорректировать объяснение, опираясь на движение глаз или бровей, на вздохи и по взглядам.

Я, когда работал учителем в школах, и преподавал очно мог внедрять в свои объяснения жесты, движения тела, что придавало динамики моим занятиям и способствовало более быстрому и лёгкому усваиванию материала детьми.

Недостатки

Проблемы логистики: нужно куда-то ехать, тратить время на дорогу. При этом не у всех родителей есть возможность возить ребёнка далековато.

Пример тому наши бесплатные очные кружки в школах города Москвы. У Академии Гранит во многих школах Москвы есть как бесплатные очные группы, так и платные онлайн минигруппы по цене от 500 рублей за час. Причём ведут их одни и те же преподаватели.

И у каждой мамы из такой школы есть выбор: привезти своего ребёнка в субботу днём в его же школу на бесплатный кружок по олимпиадной подготовке или же записать платно в онлайн-группу по субботам, где дочь вместе с одноклассницами в маленьком дружном коллективе будет готовиться к олимпиадам.

И, как бы странно это не звучало, очень многие родители выбирают онлайн группы несмотря на возможность, чтобы их дети посещали бесплатные очные кружки в их же школе. И причина здесь - отдалённость места проживания или невозможность отвозить ребёнка лично в выходной день.

Ограниченность выбора в маленьком городе: в Москве, Санкт Петербурге или других крупных городах в последние годы открылось тысячи всевозможных очных кружков, почти в каждой школе есть дополнительные кружки. Однако в небольших городах может не оказаться хорошего репетитора по редкому предмету. Либо он занят, либо стоит очень дорого.

Психологический фактор: иногда ребёнку не нравится определённый преподаватель, “не срослось” с группой. А альтернатив рядом нет, либо это снова поиск и дорога.

Онлайн-подготовка: когда это удобно?

Теперь поговорим про другой формат подготовки: онлайн.

Это любые дистанционные занятия: ребёнок учится у репетитора по видеосвязи, посещает вебинары, участвует в онлайн-турнирах и конкурсах. Чаще всего всё проходит через Zoom, Skype, специальные порталы.

Преимущества

Широкий выбор: можно заниматься у лучшего преподавателя по всей России, не выходя из дома. И ребёнок-олимпиадник из глубинки может готовиться с московским экспертом.

Экономия времени: не тратим часы на дорогу. Урок можно провести прямо из дома, потом сразу переключиться на отдых или другой предмет.

Записи: часто онлайн-уроки записываются, можно пересмотреть материал — это огромный плюс, чтобы закрепить знания.

Мы в Академии Гранит записываем все наши онлайн-занятия и предоставляем пожизненный доступ к этим записям, потому что знаем, как иногда важно заново пересмотреть объяснение учителя.

Очные кружки с записью занятий? Они же есть!

Да, мы знаем много очных кружков, в которых тоже ведётся запись, но, во-первых, микрофон есть только у учителя, поэтому, если учитель не продублировал вопрос ребёнка, это вопрос не будет слышно на записи, а во-вторых, очные занятия, где в классе есть оператор и оборудование для съёмки, а потом ещё всё монтируется и публикуется, может позволить себе далеко не каждая семья.

Недостатки

Самодисциплина: иногда ребёнку сложно держаться в рамках, когда “рядом кровать и телефон”. Поэтому часто требуется контроль со стороны родителей. Особенно если речь идёт о маленьких детях.

Технические неполадки: нужна хорошая скорость интернета, правильная техника (камера, микрофон). Если что-то сломается — урок срывается. Также нужно отдельное помещение, чтобы ребёнку ничего не мешало.

В прошлой статье про ДВИ уже шла речь о случаях, когда в комнате, где ребёнок писал экзамен, были другие люди, что кратно осложняло процесс. Также и с онлайн занятиями: у нас бывают случаи, когда брат или сестра учащегося могут ворваться в комнату и похулиганить, что негативно сказывается на обучении.

Меньше “живого” контакта: не всем детям подходит смотреть в экран, кому-то хочется офлайн ощущений, плюс в онлайне учитель не всегда видит мгновенную реакцию ребёнка, несмотря на прогресс современных технологий.

Практические советы для мам и пап: выбор между очным и онлайн-форматом

Итак мы кратко рассмотрели основные преимущества и недостатки обоих форматов подготовки. Ответим же на основной вопрос, которые задают нам родители наших учащихся. Как же мне, как маме или папе, понять, что подходит именно моему ребёнку?

Темперамент

Во-первых, учитывайте его темперамент: если ребёнок супер активный, непоседа и любит общаться, офлайн группы могут быть для него интереснее. Если же он сосредоточен, любит тишину, не носится по квартире, то онлайн-группы или индивидуальный репетитор — отличный вариант.

Пробуйте “микс”

Во-вторых, Вы всегда можете попробовать “микс”: например, физику — пусть ребёнок посещает очно, ведь физика - это больше про эксперименты и различные явления, очные занятия будут увлекательными и интересными, а математику или английский язык — онлайн. Технологии онлайн-доски дадут уйму преимуществ в преподавании математики, а иностранный язык лучше изучать с носителем языка, который, может быть, вообще живёт в другой стране.

По нашем опыту многим детям нравится комбинация, ведь есть и закрытие потребности живого общения и реализована возможность в получении более качественного уровня подготовки, недоступного в местном городе.

У Академии Гранит много учеников по всей России, а в последние годы даже начали появляться русскоговорящие ученики с других стран, семьи которых уехали из страны.

Экспериментируйте

Мы часто встречаемся на бесплатной консультации для родителей, что мы проводим, с большим недоверием к онлайн-формату. Очень многие мамы скептически относятся к нему и не хотят платить за "какие-то там видеосозвоны".

И мы всегда в таких случаях предлагаем провести эксперимент: возьмите несколько бесплатных пробных онлайн-занятий и посмотрите реакцию ребёнка. Затем сходите на тестовое офлайн занятие в очный кружок неподалёку.

Не стоит жалеть на это времени, ведь только так можно по-настоящему понять, подходит ли ребёнку тот или иной формат.

Смена формата

А ещё не бойтесь поменять формат, если что-то не устроило, или же сменить преподавателя.

У нас в Академии часто бывает такое, что с 3-го по 8 класс ребёнок занимается с одним педагогом, а с 9 по 11 класс переходит к другому. И дело тут вовсе не в квалификации и компетенции, все наши преподаватели хорошо знают своё дело, здесь вопрос больше психологический, ведь учащийся 5-го класса и 10-го класса - совершенно разномыслящие и разнорассуждающие люди. А каждый преподаватель, как бы сильно он не старался быть универсально профессиональным для всех возрастов, всегда психологически более расположен лишь к малому возрастному промежутку.

Я, например, знаю про себя, что прекрасно готовлю более старших детей: начиная с 9-го класса. У меня выпущены уже несколько стобальников ЕГЭ по математике, и много призёров перечневых олимпиад. А другие наши преподаватели наоборот, всегда охотней берутся за малышей и с радостью возятся с 5-6 классами или начальной школой.

Домашнее (семейное) обучение: о чём речь?

В последние годы всё большую популярность набирает такой тип образования ребёнка, как домашнее или семейное обучение.

Что это?

Это когда ребёнок полностью учится дома и не посещает школу вообще. Родители (или нанятые преподаватели) сами организуют весь образовательный процесс: выбирают программу, учебники, формируют расписание.

А это законно?

В законе РФ это называется “семейная форма образования”. Родители могут вообще не прикрепляться к школе для промежуточных аттестаций до 9 класса, или прикрепиться (чаще всего заочно) к какой-то школе, сдавать там аттестации раз в год/четверть. Экзамены (ОГЭ, ЕГЭ) ребёнок тоже в любом случае сдаёт, как и все, только в определённой школе.

Преимущества

Гибкость: учебный процесс адаптирован под ритм семьи. Можно глубже изучать интересные предметы, меньше времени тратить на “ненужные” — с точки зрения ребёнка.

Свобода: родители сами выбирают методики, учебники, а если что — меняют их. Ребёнок занимается без стресса над темами, которые нужны и интересны в данный момент. Также у семьи нет территориальной привязки к конкректному городу. Можно путешествовать по всеми миру, жить пару лет в одной стране, другие пару лет - в другой.

Сплочение семьи: часто дети и родители гораздо больше общаются, вместе ходят на кружки, секции, выезды, решают проекты.

Недостатки

Колоссальная нагрузка на родителей: семье придётся тратить очень много сил на организацию обучения. Нужно контролировать расписание, мотивацию, следить за прохождением программы, участвовать и вникать.

Как я указал в третьем пункте преимуществ, семейное обучение подразумевает более тесное общение с ребёнком в плане учебы, погружение и вовлечение в процессы, что не всегда получается у современных родителей.

Возрастает вероятность “закрыться”: если неправильно подходить к процессу, ребёнок может оказаться в “домашнем коконе”, не видя ровесников и не общаясь ни с кем, кроме родителей и учителей. Нужно всерьёз подумать, где ребёнок может получать порции живого общения и находить друзей. Речь идёт, конечно же, о кружках по интересам и спортивных секциях. Нужно, чтобы ребёнок принимал участие в совместных проектах со сверстниками.

Юридические и бюрократические нюансы: школа может не знать процедур, чиновники — тоже. Но по закону семейное образование в России разрешено, родители лишь уведомляют органы образования и при желании прикрепляются к школе.

Но это в теории звучит элементарно. Я за свой десятилетний опыт взаимодействия со школами и родителями по этим вопросам, скажу Вам со всем ответственностью, что на практике все эти бюрократические процедуры те ещё хлопоты. Поэтому родители должны быть к этому морально подготовлены.

Стоит ли полностью переходить на домашнее обучение?

Решение о переходе на семейное образование — это серьёзный шаг. Ответьте себе на вопросы:

1. А вы готовы?

Готовы ли Вы (родители) вкладываться во время и силы, чтобы организовать обучение, находить материалы, при необходимости нанимать репетиторов? Да, есть школы, где берутся за вашего ребёнка "под ключ", так сказать полностью организовывая весь учебный процесс, но, во-первых, это дорого, а во-вторых рискованно, так как нужно полностью довериться частному учебному заведению.

2. А этого хочет ребёнок?

Насколько ваш ребёнок хочет или готов к такому формату? Может, ему нравится ходить в школу, общаться с классом? Или, наоборот, он мучается в школе?

3. Есть возможность ходить на очные кружки?

Есть ли у вас доступ к кружкам, секциям, спортивным занятиям, чтобы ребёнок не оказался в изоляции и получал живое общение в необходимом объёме?

4. Какие планы на будущее у Вашего ребёнка?

Разговаривали ли вы с ребёнком про его планы на будущее, осознаёт ли он, что придётся регулярно сдавать аттестации, а в 9 и 11 классах — ОГЭ/ЕГЭ в школе?

Сравнительная таблица: Очное, Смешанное, Домашнее

В процессе исследования и анализа данной темы мы выделили три глобальных решения в плане формы образования. Рассмотрим их в виде следующей сравнительной таблицы:

Сравнение трёх глобальных решений в плане формы образования
Сравнение трёх глобальных решений в плане формы образования

Итак, уважаемые мамы и папы, у каждого формата — свои преимущества. Нет универсального рецепта, потому что все дети и семьи разные. Кто-то не мыслит жизнь без классического “хождения” на курсы и общих занятий, а кто-то расцветает, обучаясь онлайн, не тратя время на дорогу. Есть и семьи, которые решают взять всё на себя и уйти на семейное обучение. Это огромная свобода, но и большая ответственность.

Пример неудачного опыта перехода на семейное обучение

К сожалению, у нас есть печальный случай, когда ребёнок, находящийся на семейном обучении с 5-го класса, в итоге замкнулся в себе, оказался совсем без друзей, а когда пришло время сдавать ЕГЭ, так сильно занервничал, что у него случился приступ, и ему пришлось на целый год откладывать поступление.

Но на этом его трудности не закончились, через год он смог сдать ЕГЭ на более менее приличные баллы и даже поступить в ВУЗ в Москве на бюджет, но вот учиться очно он не смог и вылетел после первой же сессии и очных устных экзаменов, к которым он оказался совершенно не приспособлен.

Потом он поступил в другой ВУЗ уже платно, вылетел и оттуда, а затем поступил на заочное высшее образование и смог окончить его вот кстати недавно в 2024 году.

Сейчас он работает, конечно же, удалённо, всё в порядке, но настоящих друзей он так и не встретил. И да, своей семьи кроме родителей у него тоже нет.

Пример удачного опыта перехода на семейное обучение

Но это один случай. А есть и второй: девочку сильно травили в начальной школе, довели до нервного срыва, издевались над ней. Она переходила в другие школы, но издевательства продолжались. Девочка просто была необычной внешности, просто с необычно рыжими волосами и веснушками, но дети ведь относятся к этому по-другому.

И после смены нескольких государственных школ и череды жутких травлей отец девочки принял решение перевести её на домашнее обучение.

Поначалу дочь очень тяжело восприняла это, разумеется, принимая всё на себя, но благодаря титаническим усилиям её родителей, не без помощи психолога, к концу 9-го класса она уже не только была по-настоящему счастливым ребёнком, имеющим целый ряд хобби и увлечений, она имела подругу, настоящую, с которой они вместе играли в теннис и проводили очень много времени.

После школы она прекрасно сдала ЕГЭ, поступила в МГИМО и сейчас учится там на 3-м курсе, а её необычная внешность, за которую её так унижали в начальной школе, не даёт покоя всем парням с потока.

Практические советы родителям

Поэтому взвешивайте всё, что слышите и пропускайте через призму своего понимания и опыта. Оцените и займитесь именно Вашим ребёнком: поговорите, какой формат интереснее ему. Уверен, сколько бы лет не было сейчас Вашему сыну или дочери, у них уже есть своё мнение и видение на этот счёт. Иногда только лишь по характеру ребёнка становится очевидно, офлайн или онлайн.

Не бойтесь комбинировать: что-то — с офлайн репетитором, что-то — в режиме онлайн. А если решитесь на домашнее обучение — заранее продумайте спорт, кружки и встречи с друзьями.

Следите за мотивацией: в любом формате важно, чтобы ребёнок видел цель учёбы, понимал, зачем ему это и куда можно применить знания.

Заключение

Надеюсь, эта статья была для Вас полезной и вдохновляющей. Если остались вопросы, пишите в комментариях. Ответим всем, мы всегда рады обратной связи.

В следующий раз мы подробно поговорим про поступление в ВУЗы России. Какие этапы нужно пройти ребёнку и его родителям, что нужно сделать заранее, и что важно иметь в виду.

С вами был Александр Константинович Новиков в рубрике "Мамин гид" от Академии Гранит.