Софья Витовтовна
Среди известных представительниц земли Белорусской следует назвать дочь великого князя Литовского Витовта – Софью (1371–1453).
В 1386 году сын Дмитрия Донского и наследник московского трона княжич Василий бежал из Золотой Орды, где он находился в качестве заложника после удачного похода Тохтамыша на Москву (мы об этом рассказывали в статье «Как белорусский князь Москву от татар пытался спасти»). Его путь лежал через Молдову, Литву и Орден, и в одном немецком городе он встретился с Витовтом, который выступил против Кревской унии и вёл борьбу со своим двоюродным братом Ягайло, в то время уже польским королём.
Находясь в ставке Витовта, Василий познакомился с его дочерью – пятнадцатилетней Софьей. Молодые люди полюбили друг друга, и московский принц пообещал девушке и её отцу, что обязательно женится на возлюбленной после того, как вернётся домой и получит благословение родителей.
Однако свадьба состоялась только через пять лет, уже после смерти Дмитрия Донского – помешали внутриполитические события в Литве и Московии. В это время Витовт был в Пруссии, и сваты от нового великого князя Московского прибыли в Мальборк. Отсюда Софья в сопровождении блестящей свиты отправилась морем из Гданьска в Пярну, а затем через Псков и Новгород в Москву, где была торжественно встречена великим князем, духовенством, знатью и народом. Вскоре состоялась богатая свадьба.
Так Софья Витовтовна стала женой великого князя Московского Василия Дмитриевича (кстати, тоже из династии Рюриковичей, следовательно, потомка Рогнеды).
Софья имела девятерых детей: пять мальчиков (из которых выжил только один – Василий) и четыре девочки.
Одна из дочерей – Анна – стала женой византийского императора Иоанна VIII Палеолога. Правда, она не оставила потомства, скончавшись через три года после свадьбы во время эпидемии чумы к величайшему огорчению греческого двора и всего народа.
Василий Васильевич стал наследником трона и продолжателем династии великих князей Московских. Судьба уготовила ему и его матери сложный, полный опасностей жизненный путь. В период его княжения в Московии долгое время бушевала жестокая феодальная война: права Василия на трон оспаривали дядя и двоюродные братья. Василий с матерью изведали горечь поражений и тяготы плена. Великий князь, попав в руки врагов, был ослеплён жестокими родственниками, за что получил прозвище Тёмный.
Но, в конечном итоге, он всё-таки одержал победу над своими противниками и сумел сохранить за собой московский великокняжеский трон.
Всю свою жизнь Софья принимала самое активное участие в политической жизни Москвы и многое сделала, чтобы укрепить её дружеские отношения с Литвой. В старости она ушла в Вознесенский монастырь в Москве, где и скончалась в иночестве в 1453 году.
Её потомки были великими князьями Московскими.
Софья Гольшанская
Почти в одно время с Софьей Витовтовной жила и другая известная беларуска – тоже Софья, только Гольшанская (?1405–1461), – одна из самых известных женщин белорусского Средневековья, оставивших заметный след в генеалогии европейских монархий.
Сосватанная Витовтом Великим за своего двоюродного брата, польского короля Ягайло, она стала его четвёртой женой (три первые умерли, не оставив потомства).
Вот как описывает эти события автор «Хроники Быховца»: «Великий князь Витовт и король Ягайло заехали в Друцк и были на обеде у князя друцкого Семёна Дмитриевича. У короля Ягайлы уже третья жена умерла без плода, так он увидел у князя Семёна двух его красавиц племянниц, старшую Василису, прозванную Белухою, и младшую Софью. И просил Ягайло Витовта, говоря так: «Было у меня три жены, две ляшки, а третья немка, но плода с ними не имел. А теперь прошу тебя, сосватай мне у князя Семёна сестриничну его меньшую Софью, я за себя замуж её взял бы, может хоть с роду русского мне Бог детей дал бы». И когда князь Витовт начал говорить про то князю Семёну, тот ответил: «Господин великий князь Витовт! Король Ягайло – брат твой коронованный и государь великий. Не могло бы быть моей племяннице лучше, чем за его милость замуж пойти, но не хочу я делать позор и срам её старшей сестре тем, что младшая раньше за старшую замуж пошла бы. Так пускай его милость старшую возьмёт». И когда князь великий Витовт про это королю Ягайло сказал, тот ему ответил: «Я и сам знаю, что старшая сестра прекраснее, но имеет усы, а это значит, что девка она сильная, я ж человек старый – не смею на неё покушаться». Затем князь великий Витовт с князем Семёном, подумав, вызвали к себе князя Ивана Владимировича Бельского, братанича своего, и уговорили его жениться на старшей сестре Василисе Белухе, а Софью сосватали за короля Ягайло. А те сестриничны князя Семёна были дочки князя Андрея Альгимонтовича Гольшанского».
Именно Софья Андреевна Гольшанская стала родоначальницей династии Ягеллонов, представители которой в XV–XVI столетиях находились у власти в ряде европейских государств.
У Ягайло и Софьи было двое сыновей-Ягеллончиков: Владислав и Казимир (ещё один сын умер в младенческом возрасте). Владислав стал королём Польским и Венгерским, Казимир – великим князем Литовским, а затем, после того как Владислав погиб в ходе крестового похода против турок, и королём Польским.
В отличие от своего брата, не оставившего потомства, Казимир имел 13 детей. Из них четверо сыновей стали монархами европейских государств. Это: Ян Ольбрахт – Польши, Владислав – Чехии и Венгрии, Александр – Литвы и Польши, Жигимонт (или Сигизмунд) – тоже Литвы и Польши (после смерти Александра). Пять дочерей вышли замуж за правителей германских герцогств и графств: Баварского, Померанского, Саксонского, Легницкого и Бранденбургского. Так что в жилах ведущих монарших особ Европы того времени текла белорусская кровь.
Если жену короля Казимира Ягеллончика – Эльжбету – называют матерью королей, то Софью Гольшанскую с полным основанием можно назвать бабушкой королей. По сути, именно она стала основательницей династии Ягеллонов, правившей во многих европейских монарших домах на протяжении нескольких столетий.
Польская королева Софья пережила своего мужа Ягайло (в католичестве – Владислава) на 27 лет, принимала самое активное участие в политической жизни Польши и соседних стран, вопреки многочисленным придворным интригам добилась передачи трона своим сыновьям и умерла в Кракове в возрасте приблизительно 56 лет.
Подписывайтесь на наш канал, впереди много интересной информации!