Найти в Дзене

КРЕВСКАЯ УНИЯ или ПЕРВЫЙ ШАГ К РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ

В Кракове, в Архиве кафедральной капитулы хранится очень древний и весьма интересный документ. Вот его краткое содержание: «Мы, Ягайло, Божьей милостью великий князь Литвинов и Руси, пан и дедич, доводим до сведения всех, что даём согласие на предложение Эльжбеты, королевы Венгрии, Польши и Далмации выдать нам в законные жёны свою дочь Ядвигу. При этом великий князь Ягайло со всеми братьями своими, ещё не крещёными, родственниками, знатью стремится, жаждет и желает принять веру католическую Святой Римской церкви. Для подтверждения всего этого великий князь Ягайло обещает все сокровища свои пожертвовать и выдать для возмещения потерь, понесённых обоими королевствами, как Польшей, так и Литвой. Также обещает великий князь Ягайло выплатить деньги по договору, заключённому под сумму залога между той же королевой Венгрии, с одной стороны, и герцогом Австрии, с другой стороны, а именно двести тысяч флоринов, дать и выплатить наличным расчётом. Также великий князь Ягайло обещает собственными
Оглавление

Очень странный брачный договор

В Кракове, в Архиве кафедральной капитулы хранится очень древний и весьма интересный документ. Вот его краткое содержание:

«Мы, Ягайло, Божьей милостью великий князь Литвинов и Руси, пан и дедич, доводим до сведения всех, что даём согласие на предложение Эльжбеты, королевы Венгрии, Польши и Далмации выдать нам в законные жёны свою дочь Ядвигу.
При этом великий князь Ягайло со всеми братьями своими, ещё не крещёными, родственниками, знатью стремится, жаждет и желает принять веру католическую Святой Римской церкви.
Для подтверждения всего этого великий князь Ягайло обещает все сокровища свои пожертвовать и выдать для возмещения потерь, понесённых обоими королевствами, как Польшей, так и Литвой.
Также обещает великий князь Ягайло выплатить деньги по договору, заключённому под сумму залога между той же королевой Венгрии, с одной стороны, и герцогом Австрии, с другой стороны, а именно двести тысяч флоринов, дать и выплатить наличным расчётом.
Также великий князь Ягайло обещает собственными усилиями и деньгами вернуть владения, потерянные Королевством Польским, кем бы они ни были заняты и оторваны.
Также великий князь Ягайло обещает всех христиан обоих полов, выведенных из польской земли в качестве пленных, вернуть обратно свободными таким образом, чтобы каждый либо каждая из них пошли, куда сами пожелают.
Наконец князь вышеназванный Ягайло обещает земли свои Литвы и Руси навечно присоединить к короне Королевства Польского».

Документ, который вы только что прочитали, – Акт Кревской унии. Дата её заключения – 14 августа 1385 года. Место – замок Крево в Нальшанах, родовое владение Ягайло, человека, который является главным фигурантом соглашения (теперь Крево – небольшой агрогородок в Сморгонском районе Гродненской области, знаменитый частично реставрированными в наше время развалинами древнего кастла).

«Что же интересного в этом старинном манускрипте?» – спросит недоумевающий читатель. Это брачный договор, и, как видно из его текста, речь идёт о согласии великого князя Литовского Ягайло жениться на польской королеве Ядвиге, дочери венгерской королевы Эльжбеты, и перечисляются условия, на которые он готов пойти ради этого. Вот эти-то условия и вызывают недоумение, потому что очень уж они жёсткие для жениха.

И, действительно, Кревская уния по своему содержанию скорее напоминает акт о безоговорочной капитуляции, а не брачный договор. А если учесть, что этот составленный в далёком XIV столетии на белорусской земле важный документ на много лет определил исторические судьбы всех народов Восточной Европы (в первую очередь беларусов, украинцев, литовцев, русских и поляков), интерес к нему возрастает в разы. Ведь, Кревская уния стала первым шагом к созданию мощного конфедеративного государства – Речи Посполитой, игравшего важную роль в европейской политике в XVI–XVIII веках.

Пункты Акта Кревской унии настолько унизительны для Великого княжества Литовского, что многие политики и исследователи отказывались верить в его подлинность, считая этот документ искусной подделкой, предназначенной обосновать давние исторические притязания Польши на белорусские, украинские и литовские земли. И, в самом деле, не верится, что в обмен на руку Ядвиги, какой бы распрекрасной королевна не была, и польский трон великий князь обещал «навечно присоединить свои земли к Короне Польской», то есть, по сути, совершал государственное предательство, да ещё при этом был готов покрыть все долги Польши, выплатить огромную денежную компенсацию своему австрийскому конкуренту, вернуть все захваченные ранее земли и освободить польских пленных.

Аллегория Кревской унии. Не понятно, почему здесь указана дата 12 августа, ведь, уния была заключена 14-го
Аллегория Кревской унии. Не понятно, почему здесь указана дата 12 августа, ведь, уния была заключена 14-го

Но факт остаётся фактом: Акт Кревской унии – документ подлинный, скреплённый печатями не только Ягайло, но и его братьев – видных политических деятелей и наиболее авторитетных феодалов Великого княжества Литовского: Витовта (да-да, не удивляйтесь!), Скиргайло, Корибута и Семёна Лингвена.

Перед нами исторический детектив: глава государства и его политические лидеры без всякой видимой причины соглашаются на фактическую ликвидацию суверенитета Великого княжества Литовского!

О чём говорят архивы

Что же явилось причиной заключения Кревской унии, и почему Ягайло и четверо его братьев пошли на явное ущемление государственных интересов? Попробуем разобраться.

Для начала обратимся к первоисточникам.

В белорусских хрониках о Кревской унии вообще не упоминается, зато наши летописцы подробно рассказывают о свадьбе Ягайло и Ядвиги. Они сообщают нам, что этому династическому браку предшествовала успешная для литвинов война с Польшей, в результате которой Ягайло разбил польские войска и захватил восток страны вплоть до Вислы, сделав её границей между двумя государствами.

И тогда «ляхи, видя, как лютует и разоряет их землю великий князь Ягайло, стали советоваться, как бы им землю свою от литвы защитить, бо своими силами сопротивляться никак не могли».

На сейме в Петрикове польские магнаты, чтобы выйти из трудного положения, в котором они оказались, решили сделать литовского великого князя своим королём, предложив ему креститься в католичество и жениться на своей королеве Ядвиге, молодой девушке, занявшей престол после смерти отца, не имевшего сыновей.

«И князь великий Ягайло согласился выполнить их волю – веру латинскую принять и королевну за себя взять», – сообщает нам летописец.

Если же мы совместим написанное в хрониках с содержанием Акта Кревской унии, несомненно относящемуся к вышеизложенным событиям, то увидим, что это согласие сопровождалось тяжкими для Литвы условиями, и тогда вообще теряется всякий смысл происходящего. Оказывается, воевал-воевал Ягайло с поляками, разбил их, до Вислы дошёл, можно сказать, загнал в угол, а потом вдруг «согласился выполнить их волю». Как такое может быть?

Польские хроники тоже ничего не сообщают о Кревских договорённостях, но вышеизложенные события представлены в них иначе.

Так же, как и белорусские источники, они сообщают нам о тяжёлом положении Польши в начале 80-х годов XIV века: «Из-за этого Людовика [короля Польши и Венгрии, отца Ядвиги – авт.] в Польше вообще не было никакого правления в связи с отсутствием короля, хотя были великие разбои и грабежи, а которые за правдой ехали в Венгрию, тех король отсылал к королеве, а королева к королю. Потом в Польшу шли письма с приказаниями воеводам, те на эти письма не обращали внимания, венгры за эти письма сдирали [большие деньги – авт.], да ещё и литовцы их всегда донимали так, что со всех сторон великие притеснения были в бедной Польше».

Потом король Людовик умер, и его место на польском троне заняла юная дочь Ядвига.

«Ей дали власть управлять королевством Польским до тех пор, пока не будет отдана замуж», – сообщает хронист Матей Стрыйковский.

Вот тогда-то великий князь Ягайло, узнав, что Польшей управляет молодая девушка, к тому же красивая, учтивая и умная, отправил к ней сватов, «спрашивая, не хочет ли она принять его как супруга на коронный престол».

При этом великим князем предлагались следующие условия: «Он хочет сам со всем панством креститься, вернуть и присоединить к Польше все земли, которыми Литва завладела, оторвав их от Польши, как замки, так и города, а особенно Русские края и все Подляшье; кроме того, отпустить на свободу всех людей и пленников, которых на Руси и в Польше издавна захватили ещё при его предках; Великое княжество Литовское навеки объединить с Польшей; захватывать силезские, прусские и поморские земли и княжества и присоединять их к королевству Польскому; все сокровища, которые он имеет и иметь будет, передать Польше на народное дело».

Как видим, это практически пересказ слово в слово статей договора, заключённого в Крево.

Предложения послов Ягайло очень пришлись по душе польским магнатам, и они увидели долгожданный выход из политического кризиса. Не смотря на сопротивление молодой королевы, которая к тому времени уже была помолвлена с австрийским принцем Вильгельмом и искренне любила своего наречённого, они дали согласие на брак, а австрийской стороне литвинские послы от имени своего господина пообещали выплатить компенсацию – 200 000 золотых флоринов. Своё согласие на брак дочери дала и вдовствующая королева Эльжбета.

Вот так, по мнению польских историков, состоялся судьбоносный для народов Восточной Европы брак Ягайло и Ядвиги.

Скорее всего, ближе к истине именно такое изложение событий. Оно даёт некоторые важные разъяснения обстоятельствам заключения Кревской унии и значительно проливает свет на это политическое событие. Мы видим, что великий князь Ягайло живо интересовался внутренней обстановкой в Польше и узнав, что этим государством стала управлять молодая девушка, к тому же только недавно приехавшая из Венгрии, быстро понял все выгоды женитьбы на ней. Он чётко уяснил, что, если добьётся руки юной и неопытной в политике королевы, то, став правителем Польши и одновременно сохранив за собой все владения в Великом княжестве Литовском, может неограниченно управлять обеими державами.

Мотивы участников

Политические амбиции, честолюбие и жажда власти Ягайло не имели границ. Для их удовлетворения несколькими годами ранее он захватил в плен и даже приказал задушить своего родного дядю Кейстута (кстати, это произошло в том же печально известном Кревском замке). Так что вполне можно понять личную мотивацию Ягайло, который, стремясь во что бы то ни стало ещё больше возвыситься, готов был предложить полякам любые условия – деньги, земли, освобождение пленных, переход в иное вероисповедание – в обмен на корону. Передача «земель своих Литвы и Руси навечно к короне Королевства Польского» ничего для него не значила, так как эти территории по-прежнему оставались в его юрисдикции, а возвращение ранее захваченных у Польши земель становилось уже внутренним делом.

С Ягайло всё понятно. Этот жадный, честолюбивый и неразборчивый в средствах человек готов был пойти на всё, лишь бы иметь ещё больше власти. А что же его братья? Почему они согласились на заключение унии с Польшей?

Родные братья великого князя: Скиргайло, Корибут и Лингвен – были и его ближайшими соратниками, всегда и во всём его поддерживавшими и имевшими от такого союза прямые выгоды. Например, Ягайло после коронации в Польше назначил Скиргайло своим наместником в Литве.

Другое дело – Витовт. Его позиция вызывает особенно много вопросов. Ягайло и Витовт были двоюродными братьями, и совсем недавно между ними шла ожесточённая борьба за великокняжеский престол в Литве, к которому примешивалась кровная месть. Все хорошо помнили, что за три года до подписания Кревской унии, почти день в день, по приказу Ягайло в одном из покоев того же Кревского замка задушили отца Витовта – старого князя Кейстута. Сам Витовт, оказавшись в руках Ягайло, был брошен в темницу и едва успел избежать подобной участи, спасая свою жизнь бегством. Более подробно об этих драматических событиях мы уже писали в статье «Витовт Великий».

Что должен был он испытывать, проходя по коридорам старого кастла? Какие образы представали перед его воображением? Наверняка, Витовт вспоминал отца, вместе с которым находился в заточении в Крево, свой побег из башни замка и последующую вооружённую борьбу с кузеном. Правда, за год до заключения Кревской унии, в июле 1384 года, устав от двухлетней борьбы с Ягайло и тяготясь чрезмерной опекой союзников-крестоносцев, Витовт согласился помириться со своим вероломным двоюродным братом, но взаимная неприязнь наверняка у них сохранилась.

Башни Кревского замка. Здесь в 1382 году был убит великий князь Кейстут, а в 1385 году Ягайло заключил Кревскую унию, по которой он в обмен на польскую корону передавал все земли Великого княжества Литовского Польше. Фото автора
Башни Кревского замка. Здесь в 1382 году был убит великий князь Кейстут, а в 1385 году Ягайло заключил Кревскую унию, по которой он в обмен на польскую корону передавал все земли Великого княжества Литовского Польше. Фото автора

Тем не менее, под Актом Кревской унии есть и печать Витовта, неоспоримо доказывающая его согласие. Такую его позицию можно понять, лишь зная дальнейшее развитие событий.

Мятежи

Дела же обстояли таким образом. Зимой следующего после заключения унии года Ягайло в сопровождении братьев, литовских и русских князей и шляхтичей, «с большими и пышными почётными свитами и с возами ценностей, на которых длинной вереницей везли сокровища и всю обстановку двора» прибыл в столицу Польши Краков, где, как и обещал, принял Святое крещение по католическому обряду. Часть сопровождавших также перешла в католицизм (среди них был и Витовт), но очень многие остались в православии.

После этого последовала пышная свадьба великого князя Литовского с королём Польским (в Польше, согласно придворному этикету, титул монарха мог звучать исключительно в мужском роде, независимо от того, кто им обладал, мужчина либо женщина). Это веселье продолжалось много дней, сопровождалось рыцарскими турнирами, танцами, пиршествами и яркими представлениями.

Затем к присяге новому монарху соединённых династическим браком Польши и Литвы были приведены жители Кракова и иных польских городов, а также все литовские и русские князья, сопровождавшие Ягайло. На этом, однако, новоиспечённый король не успокоился и послал в Великое княжество Литовское своих людей, объехать все земли и привести к присяге ему, как польскому королю, всех тех, кто не присутствовал на бракосочетании в Кракове. Сам же Ягайло отправился в Вильно – выполнять другое своё обещание: крестить в католицизм языческую часть населения Великого княжества Литовского.

Вот тут и начались проблемы. Неожиданно выяснилось, что многие литвинские князья не поддержали идеи «навечно присоединиться к Короне Польской» и готовы были с оружием в руках сражаться за суверенитет Великого княжества Литовского и свои земли, на которые уже стали предъявлять претензии ляхи. Одновременно в разных уголках государства вспыхнули выступления недовольных: Андрея Полоцкого, Святослава Смоленского и Фёдора Волынского. Обстановка в стране усложнилась очередным вторжением крестоносцев.

Но восстания были жестоко подавлены, а немцы разбиты. Андрея Полоцкого схватили и заключили в башню одного из польских замков, Фёдора Волынского изгнали, а Святослав Смоленский пал в бою.

Витовт, который принимал участие в военных действиях на стороне короля Ягайло и его наместника в Литве Скиргайло против мятежников, видел недовольство князей, магнатов, горожан и населения Кревской унией, успел убедиться в ненависти людей к ополячившемуся Ягайло и решил воспользоваться этим в своих целях: он неожиданно решил продолжить дело князя Андрея и его товарищей. Скорее всего, изначально, ещё в 1385 году, он не верил, что слияние с Польшей будет благодушно воспринято в Великом княжестве Литовском и прозорливо предвидел крушение авторитета своего двоюродного брата и выступления против Ягайло, которые рассчитывал возглавить и добиться таким образом великокняжеской короны. Его согласие с Кревской унией было, по-видимому, ловким и хитрым притворством, потому что вскоре после разгрома Андрея Полоцкого и его союзников он сам возглавил очередное, ещё более мощное, выступление против Скиргайло и Ягайло. Его действия были настолько решительными и имели такой успех, а поддержка литвинов мощной, что польский король не выдержал и взмолился:

– Не разрушай больше земли Литовской, своего и нашего Отечества, иди, брат, с нами на мир и великую братскую любовь, и возьми себе великое княжение в Вильно, сядь на троне дяди твоего великого князя Ольгерда и отца своего великого князя Кейстута!

Так Витовт стал великим князем Литовским.

Конец унии

Он сразу взял курс на свёртывание требований статей Кревской унии и укрепление независимости Великого княжества Литовского. И, хотя Витовт некоторое время ещё продолжал официально считаться вассалом польского короля, в своих действиях он был абсолютно самостоятелен. Великий князь Литовский породнился с великим князем Московским Дмитрием Донским, выдав свою дочь Софью за его сына Василия; попытался разгромить Золотую Орду и помог изгнанному татарскому хану Джелаль-Эд-Дину овладеть троном; совершал успешные походы на Псков и Новгород; во главе сильного литвинского войска на равных правах с Ягайло принял участие в знаменитой Грюнвальдской битве; пять лет был королём Чехии и активно поддерживал борьбу гуситов против германского императора; наконец, провёл в Луцке международный съезд европейских монархов и представителей духовенства, добившись мирового признания и согласия папы Римского на коронацию, как короля Литвы.

Это лишь самые громкие внешнеполитические деяния Витовта, представленные тезисно. Кревская уния его усилиями превратилась в пустой звук, и ни о каком слиянии в одно государство никто уже не вспоминал.

История с объединением Польши и Литвы в одно государство получила своё продолжение лишь спустя 139 лет после смерти Витовта Великого и 184 года после Кревской унии. В 1569 году уже в иных внешнеполитических условиях и другими политиками была заключена Люблинская уния, по которой Королевство Польское и Великое княжество Литовское соединились под скипетром одного монарха и образовали новое конфедеративное государство – Речь Посполитую.

Если Вас заинтересовал этот материал, ставьте лайки, пишите свои комментарии и, конечно же, подписывайтесь на этот канал!