Сварочный шов – это не только про прочность и надежность тех или иных конструкций. В первую очередь – это гарантия безопасности. Однако никто не застрахован от дефектов, даже самые опытные сварщики. Мы бы хотели поговорить о причинах брака сварки и способах их предотвращения, ведь они могут ухудшить соединения.
Какие основные дефекты существуют?
1. Поры и газовые полости.
Как распознать?
На поверхности шва появляются мелкие или крупные пустоты.
В чем причина?
- Загрязнения на кромках (ржавчина, масло, краска).
- Высокая влажность электродов или защитного газа.
- Неправильно выбранный режим сварки (слишком высокая скорость или слабый ток).
- Недостаточная защита зоны сварки (плохая подача газ при TIG/MIG).
Как это можно избежать?
- Необходимо тщательно очищать металл перед сваркой.
- Сушите электроды и используйте качественный газ.
- Подбирайте оптимальную силу тока и скорость движения горелки.
2. Трещины – холодные/горячие.
Как распознать?
Нарушается целостность самого шва или около шовной зоны.
В чем причина?
В зависимости от типа трещины, можно сделать вывод, что:
- Горячие появляются при высокой температуре из-за напряжений в металле. Скорее всего вы неправильно выбрали присадочный материал либо резко его охладили.
- Холодные возникают после остывания из-за водорода в металле. Могли использоваться влажные электроды либо отсутствовала прокалка.
Как это можно избежать?
- Необходимо использовать правильные марки электродов и проволоки.
- Контролируйте скорость охлаждения (постепенное остывание или подогрев).
- Прокаливайте электроды перед работой.
3.Непровар – недостаточное проплавление.
Как распознать?
В данном случае отсутствуют соединения между свариваемыми деталями в корне шва.
В чем причина?
- Слишком малый ток или высокая скорость сварки.
- Неправильный угол наклона электрода.
- Большой зазор между кромками.
Как это можно избежать?
- Увеличьте силу тока и снизьте скорость ведения дуги.
- Правильно разделывайте кромки и выдерживайте зазор.
- Контролируйте угол наклона электрода (оптимально 45-60°).
4. Подрезы.
Как распознать?
В данном случае появляются канавки вдоль шва на основном металле.
В чем причина?
- Слишком длинная дуга.
- Высокий ток при большой скорости сварки.
- Неправильное движение электрода (например, «елочка» с задержкой на краях).
Как это можно избежать?
- Держите короткую дугу.
- Снижайте ток или увеличивайте скорость.
- Отрабатывайте технику ведения электрода.
5.Шлаковые включения.
Как распознать?
В металле шва присутствуют посторонние частицы.
В чем причина?
- Плохая зачистка между проходами.
- Низкая температура сварки (шлак не успевает всплыть).
- Неправильные движения электродом.
Как это можно избежать?
- Необходимо тщательно очистить шов от шлака после каждого прохода.
- Используйте достаточный ток для хорошего проплавления.
- Применяйте качественные электроды с хорошей отделимостью шлака.
Как же добиться идеального шва?
- Подготовка к работе – залог к успеху. Обязательно очищайте металл, сушите электроды и проверяйте оборудование, на котором работаете.
- Необходимо внимательно относиться к параметрам, которые вы выбираете, а именно: ток, скорость, угол наклона.
- Отрабатывайте технику. Старайтесь следить за тем, чтобы ваши движения были плавные, контролируйте дугу, равномерно прогревайте поверхность.
- Проверяйте шов на каждом этапе – контролируйте свой рабочий процесс.
Качественного шва можно добиться в результате опыта, внимательности и соблюдения технологии. Важно избегать распространенных ошибок, которые мы привели в данной статье и тогда ваши соединения точно будут прочными и долговечными.
Наш сайт – https://ptpz.ru/