Продолжение. С предыдущей публикацией данного цикла можно ознакомиться, перейдя по этой ссылке
Рождество 1174 года Генрих II вместе со всеми своими сыновьями отпраздновал в нормандском городе Аржантан. Несмотря на роскошное меню и богатое убранство стола, один из главных и почитаемых христианских праздников, отмечаемый в тесном мужском кругу семейства Плантагенетов, проходил в атмосфере всеобщего напряжения, недоверия и тревожного ожидания.
И хотя Старый Король полностью простил своих мятежных сыновей, даровав им «поцелуй мира», во избежание повторения междоусобной смуты Генрих II в феврале 1175 года настоятельно потребовал от принцев-герцогов – Ричарда и Джеффри (Джоффруа) принести ему клятву вассальной верности. Номинальным правителям Аквитании и Бретани ничего иного не оставалось, как в торжественной обстановке и в присутствии свидетелей принести оммаж своему монаршему родителю.
Генрих Молодой, обладая статусом короля-соправителя, формально был освобождён от вассальной присяги. Однако наследник английского престола присягнул отцу по собственной инициативе. Теперь, когда все требуемые юридические формальности были окончательно улажены, принцам предстояло на деле конкретными примерами доказать отцу свою вассальную верность, беспрекословное послушание, а также продемонстрировать радение и старание, направленные на благо королевства.
Генрих II поручил принцам-герцогам важное и ответственное задание – подавить очаги мятежа в их собственных владениях – Аквитании и Бретани. Дело в том, что, даже после прекращения конфликта между Старым Королём и его сыновьями, а также заключения мирного договора между правителями Англии и Франции наиболее свободолюбивые, честолюбивые и непримиримые лорды Аквитании и Бретани не сложили оружия, отказываясь признавать над собой верховную власть английской короны.
Ричарду и Джеффри предстояло от имени своего сюзерена-короля привести к покорности и подчинению тех, с кем ещё совсем недавно они сообща сражались против Генриха II и его верноподданных. «Тестируя» своих сыновей относительно их полководческой и административной профессиональной пригодности, а также на практике проверяя степень их заявленной верности, правитель «Туманного Альбиона» выделил Ричарду и Джеффри достаточно средств для формирования и содержания полноценного крупного войска. Кроме того, Старый Король официально подчинил герцогам все английские военные отряды и гарнизоны, находившиеся на основных театрах боевых действий.
Для Ричарда летняя кампания 1175 года стала отправной точкой стремительно роста его полководческой карьеры. 22 июня герцог Аквитании осадил хорошо укрепленный замок Кастийон-сюр-Ажан, расположенный на полпути между Бордо и Тулузой. Применив осадные орудия, Ричард через два месяца захватил упорно оборонявшуюся каменную цитадель.
Трофеями 18-летнего герцога стали все запасы провизии и военного снаряжения, хранившиеся в кладовых замка. Кроме того, пленниками Ричарда и его вассалов стали три десятка рыцарей и несколько сотен простых воинов. Выполняя отцовский наказ, второй сын Генриха II приказал полностью срыть внешние крепостные стены и сторожевые башни Кастийона.
В ходе весенне-летней кампании следующего – 1176 года Ричард успешно действовал против мятежной коалиции баронов графства Ангулем и виконства Лимузен. В конце мае герцог Аквитанский близ города Бутвиль нанёс решительное поражение объединенному войску Гийома IV Тайлефера и Аймара V Лиможского – двух наиболее влиятельных и могущественных графов Ангулема.
Всего пять дней понадобилось Ричарду, чтобы в середине июня принудить к капитуляции гарнизон Лиможа – главного города виконтства Лимузен. Затем в июле молодому герцогу после двух недель осады сдался замок Шатонеф-сюр-Шарант – главный оплот графа мятежного графа Вюльгрена Ангулемского. Справедливости ради следует отметить, что своё сильное, мобильное, многочисленное и боеспособное войско Ричард сформировал на деньги, которые ему любезно и безвозмездно предоставил отец, а Шатонеф-сюр-Шарант аквитанский герцог брал совместно со старшим братом – Генрихом Молодым.
В августе Ричард после десятидневной осады взял замок Мулинёф – последнее серьёзное фортификационное препятствие на пути к Ангулему. Именно там обосновались главные руководители мятежа – престарелый граф Гийом IV Тайлефер, его старший сын и наследник – Вюльгрен Ангулемский, граф Аймар V Лиможский и виконт де Вертадорн. Ричард полагал, что осада Ангулема продлится несколько месяцев.
Однако мятежные аристократы после серии предыдущих неудач и поражений были настолько разочарованы и морально подавлены, что предпочли вывесить белый флаг на главной башне всего лишь на шестой день осады. Гийом IV Тайлефер добровольно сдал Ричарду не только Ангулем, но также все свои самые мощные замки – Аршиак, Монтиньяк, Ла-Шез, Мерпен и Бутвиль.
Таким образом, к исходу сентября 1176 года вся центральная часть Аквитании была усмирена и взята под контроль Ричардом Плантагенетом. Он взял заложников из числа детей местных графов, баронов и виконтов, чтобы те не подались соблазну возобновить бунт, а всех знатных пленников отослал под охраной в Лондон, предоставляя отцу-королю решать дальнейшую судьбу мятежных лордов.
Очередное Рождество уходящего 1176 года Генрих II праздновал в Англии. Старый Король собрал свой двор в Ноттингеме. Вместе с отцом за праздничным столом на этот раз сидели лишь два его сына – Джеффри и Джон (Иоанн). Молодой Генрих с позволения царствующего родителя отмечал праздник в тихом семейном кругу – с женой Маргаритой Французской.
Ричарду в знак признания его полководческих заслуг и успехов Генрих II впервые разрешил на Рождество собрать свой собственный двор в Бордо. Сразу после завершения Рождественской недели герцог Аквитании приступил к организации военной экспедиции на юго-запад современной Франции. Перед своим вторым сыном Генрих II поставил сложную задачу – очистить от многочисленных разбойничьих банд южные владения Гаскони, граничившие с испанскими королевствами – Арагон и Наварра.
В последней четвери ХII века «просвещенные и цивилизованные» англичане, французы, аквитанцы и нормандцы считали гасконцев, басков и наваррцев дикими, необузданными, коварными и жестокими народами – этакими слегка «окультуренными» пиренейскими варварами.
Анонимный английский священник – современник Ричарда I оставил подробное описание привычек, нравов и образа жизни гасконцев, басков и наваррцев, составленное со слов предвзятых рассказчиков, пребывавших под воздействием предрассудков, грязных сплетен и пошлых выдумок: «Что касается гасконцев, они слабые, распутные и плохо одетые и к тому же слишком много едят и пьют. Сидят они не за столом, а на корточках вокруг огня и едят из одной миски, а спать ложатся на одну и ту же подгнившую солому вместе, господа, дамы, слуги и все остальные.
Баски и наваррцы очень похожи на гасконцев, только еще грязнее. Они едят все из одного большого горшка, как свиньи из одного корыта, и разговор их похож на лай собаки. Греясь перед огнем, они не стыдятся задирать одежду и выставляют напоказ половые органы. С женщинами они обращаются, как с мулицами, и развратничают с животными.
По отношению к животным они так же ревнивы, как к женщинам, и, когда надолго уходят, надевают кобылам и мулицам пояс верности... Народ этот искушен во всяческом насилии, свиреп, по-звериному дик, нечестен, жесток и сварлив, неспособен ни к какому доброму чувству, носитель всех пороков и неправды... За один су наваррец или баск убьет француза, не задумываясь»[1].
Неудивительно, что подобный крайне негативно-одиозный и отталкивающий социальный портрет коренных обитателей Гаскони изначально враждебно к ним настроил Ричарда и его воинов. Даже в тёплых южных регионах Европы войны в эпоху Средневековья зимой, как правило, не велись. Однако герцог Аквитанский вопреки всем канонам и правилам военной науки в первых числах января 1177 года, совершив со своей армией стремительный переход, оказался в неспокойных землях Гаскони.
Менее чем за месяц Ричард взял штурмом укрепленные замки Дакс и Сен-Пьер, а затем захватил Байонну. Знатные местные феодалы, лишь номинально признававшие над собой власть герцогов Аквитанских – граф Сантуль Бигоррский, а также виконты Пьер Дакский и Эрнальд Бертам принесли Ричарду клятву верности. В свою очередь знать и старшины местных общин басков и наваррцев поклялись впредь хранить мир и обеспечивать безопасность для паломников и купцов, идущих в Компостеллу или из неё.
После скоротечного и успешного похода в южные районы Гаскони относительно спокойная жизнь Ричарда не продлилась и двух лет. В самом конце 1178 года мятеж против верховной власти герцога Аквитании поднял давний недруг Ричарда – граф Вюльгрен Ангулемский. После смерти своего престарелого отца – графа Гийома IV Тайлефера он встал во главе многочисленного клана своих ближайших и дальних родственников.
Горячие, вспыльчивые, несдержанные в своих эмоциях и импульсивных поступках Ангулемские графы и виконты, раззадориваемые и подначиваемые крамольными речами Вюльгрена, страстно возжелали «самостийности», взявшись за оружие. К мятежникам примкнул Жоффруа III де Ранкон, сеньор Тайбура. Он был давним другом Людовика VII и в составе его свиты участвовал во Втором Крестовом походе.
В битве против сельджуков у горы Кадмос (Кадмус), состоявшейся 6 января 1148 года на юго-западном побережье современной Турции, молодой Жоффруа де Ранкон командовал авангардом французской армии. Сражение завершилось для войска Людовика VII неудачно. Многие французы получили ранения, погибли или пропали без вести, а сам король едва не оказался в плену. Приближенные Людовика VII всю вину за поражение возложили на Жоффруа III де Ранкона. Многие военачальники настаивали на показательной и публичной казни сеньора Тайбура. Однако монарх ограничился тем, что отослал Жоффруа III обратно во Францию.
Собрав большое войско, Ричард в начале февраля 1179 осадил замок Пон – одну из наиболее надёжно укреплённых цитаделей Жоффруа де Ранкона, которая контролировала главные дороги, ведущие в Сент и Бордо. На этот раз осада затянулась на три месяца. Тогда Ричард решил изменить тактику. В канун Пасхи, оставив половину наличных сил под стенами Пона, он с другой половиной войска предпринял поход на север.
Внезапное вторжение в незащищённые владения Жоффруа де Ранкона увенчалось успехом. В апреле всего за 25 дней Ричард захватил пять замков: Ришмон, Жансак, Марсийяк, Грувиль и Анвиль. 1 мая герцог Аквитанский подступил к Тайбуру – главной ставке Жоффруа III. Оценивая фортификационные достоинства цитадели, американский историк-медиевист Джон Эплби сообщает своим читателям следующие подробности:
«Тайбур считался совершенно неприступным замком. Его окружали три рва и три ряда стен, а стены сооружены были из огромных камней. В крепости имелись богатые запасы всего необходимого; она была набита готовыми к бою солдатами, которых насчитывалось не менее тысячи. Когда Ричард подошел к Тайбуру, надменный Жоффруа и его рыцари просто посмеялись над ним с высоты своих неприступных стен»[2].
Аквитанский герцог начал осадные мероприятия с того, что превратил предместья замка в безжизненную пустошь. Его солдаты дочиста разграбили окрестности Тайбура, предав огню все дома и хозяйственные постройки, вырубив виноградники и все деревья, вытоптав все посевы и возделываемые поля. После того как был возведён укрепленный полевой лагерь, Ричард приказал приступить к сборке и монтажу осадных орудий. Как только они были готовы, тотчас началась непрерывная бомбардировка крепостных стен Тайбура увесистыми камнями.
8 мая осажденные предприняли неудачную вылазку. Внезапная атака, рассчитанная на то, что войско Ричарда получится застать врасплох, провалилась. Караульные дозоры и сторожевые посты герцога бдительно несли свою службу. Яростная атака нападавших была отбита. Преследуя отступающих бойцов Жоффруа де Ранкона, воины Ричарда на плечах противника ворвались в замок.
Сеньор де Тайбур и несколько десятков верных ему солдат успели забаррикадироваться в донжоне. Однако положение их было безнадёжным. Ричард приказал беспрестанно обстреливать донжон из камнемётов, всем действиями своими показывая, что намерен обложить главную замковую башню дровами и хворостом, а затем устроить грандиозный пожар.
Понимая, что дело их безнадёжно проиграно, Жоффруа III де Ранкон и его приближенные 10 мая 1179 года капитулировали. Одним из условий почётной сдачи в плен сеньора де Тайбура была сдача Пона. Выполняя условия сделки, Жоффруа III, приказал коменданту Пона сдать замок без дальнейшего сопротивления. Ричард в свою очередь распорядился, чтобы все фортификационные сооружения Тайбура были разрушены, а камни и строительные материалы вывезены далеко за пределы округи. Замок Пон был срыт полностью до основания.
Вюльгрен Ангулемский, узнав о полнейшем поражении своего могущественного союзника, без боя сдал Ричарду и надёжно укрепленный Ангулем, и мощный замок Монтиньяк. Герцог Аквитании распорядился, чтобы и эти «очаги мятежного духа» лишили внешней защиты. Крепостные стены Ангулема и Монтиньяка были полностью разрушены.
Победоносные кампании 1175-1179 гг. принесли Ричарду Плантагенету известность и репутацию успешного, смелого, решительного, настойчивого и отважного полководца, способного решать самые сложные стратегические и тактические задачи. Гордясь боевыми достижениями и заслугами сына, Генрих II лично поздравил Ричарда с замечательной и окончательной победой.
Как верно заметил современный российский автор Александр Владимирович Грановский окончательным усмирением мятежных баронов Аквитании принц Ричард «вписал своё имя в историю военного искусства». Трудно не согласиться также с выводом историка о том, что «после пяти лет трудного обучения способный ученик стал настоящим мастером»[3].
Именно в 1179 году после серии впечатляющих побед над восставшими графами и виконтами Ангулема и Лимузена за отважным, напористым, неустрашимым Ричардом прочно закрепилось почётное прозвище «Львиное Сердце», с которым он и вошёл в мировую историю, приобретя всеобщую и повсеместную известность[4].
ПРИМЕЧАНИЯ:
[1] - Грановский А. В. История короля Ричарда I Львиное Сердце. – М.: «Русская панорама», 2007. С. 54.
[2] - Эплби Джон Т. Династия Плантагенетов. Генрих II. Величайший монарх эпохи Крестовых походов / Пер. с англ. Е. В. Ламановой. – М.: Центрполиграф, 2014. [Издательская версия цифрового сервиса электронных и аудиокниг «Литрес»]. С. 168.
[3] - Грановский А. В. История короля Ричарда I Львиное Сердце. – М.: «Русская панорама», 2007. С. 60.
[4] - Флори Ж. Ричард Львиное Сердце: Король-рыцарь / Жан Флори; пер. с фр. А. В. Наводнюка. – СПб.: Евразия, 2008. С. 57.
В данной публикации использованы ссылки на произведения средневековых, более поздних и современных отечественных и зарубежных авторов, имеющих заслуженный авторитет, широкое общественное и научное признание, таких как:
Жан Флори (1936-2018) – известный французский историк-медиевист, доктор филологических и гуманитарных наук, директор Центра высших исследований средневековой цивилизации при университете Пуатье. Является признанным специалистом по истории XI-XII веков и аспектам средневековой военной идеологии (рыцарство, Крестовые походы, «Священная война», джихад, эсхатология), а также по вопросам сопоставления насилия и религия в христианстве и исламе.
Жан Флори является автором более двадцати книг, посвященных религиозным войнам и крестовым походам, кроме того является автором нескольких биографий исторических деятелей Средневековья, в том числе Боэмунда Тарентского, Филиппа II Августа, Ричарда Львиное Сердце. Опубликовал свыше 50 работ и монографий по истории средневекового рыцарства.
Джон Тейт Эплби (1907-1974) – американский писатель-историк, длительное время занимавший должность помощника редактора старейшего исторического научного журнала American Historical Review (официальное издание Американской исторической ассоциации). Набольшую известность Эплби принесли его биографические произведения, посвященные жизнеописаниям первых английских королей из династии Плантагенетов – Генриха ІІ, Ричарда Львиное Сердце и Иоанна Безземельного.
Александр Владимирович Грановский (род. 1950) – современный российский прозаик и публицист, главный редактор главный редактор альманаха «Золотой Пегас». В последние годы специализируется на документальной исторической прозе, посвященной эпохе Крестовых походов. Наиболее известными его фундаментальными трудами по данной теме являются подробнейшее двухтомное историческое исследование «Крестовые походы», а также документальная биография «История короля Ричарда I Львиное Сердце».
ПОЛНОСТЬЮ ПРОЧЕСТЬ ПУБЛИКАЦИЮ «Юные годы Ричарда I Плантагенета» МОЖНО, ПЕРЕЙДЯ ПО ЭТИМ ССЫЛКАМ:
Часть 1-я. Малоизвестное детство
Часть 2-я. Будущий зять Людовика VII
Часть 3-я. Тринадцатилетний герцог Аквитании
Часть 4-я. Мятеж королевы Алиеноры и её сыновей
Часть 5-я. И один в поле воин: полководческий мастер-класс Генриха II
Часть 6-я. Время неудач, суровых уроков судьбы, покаяния и примирения
Часть 7-я. Примерный сын, вставший на путь исправления
Часть 8-я. Окончательный крах королевской семьи или амурные похождения Генриха II
Все изображения, использованные в данной публикации, взяты из открытых источников Яндекс картинки https://yandex.ru/images/ и принадлежат их авторам. Все ссылки, выделенные синим курсивом, кликабельны.
Всем, кто полностью прочитал публикацию, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил материал, изложенный автором! Если Вы хотите высказать свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Автор также выражает искреннюю признательность всем, кто своими дополнениями, комментариями, информативными сообщениями, конструктивными уточнениями, замечаниями и поправками способствует улучшению качества и исторической достоверности публикаций.
Если Вам понравилась публикация, и Вы интересуетесь данной тематикой, а также увлекаетесь всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!
ДЛЯ ПРОСМОТРА ПЕРЕЧНЯ ВСЕХ ПУБЛИКАЦИЙ КАНАЛА И БЫСТРОГО ПОИСКА ИНТЕРЕСУЮЩЕЙ ВАС ИНФОРМАЦИИ УДОБНЕЕ ВСЕГО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПУТЕВОДИТЕЛЕМ-НАВИГАТОРОМ (ПРОСТО НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ)