Какой еще корейский режиссер дорам может похвастаться тем, что за последние 10 с лишним лет своей карьеры сумел снять целых 5 глубоких и сильных разножанровых проектов (3 из которых получили Baeksang за лучшую дораму), так полюбившихся зрителям по всему миру? Такой талант у Ким Вон Сока – и эта статья о его самых лучших дорамах нетленках.
И да... режиссер предельно скромен, не склонен к хвастовству. Такой вывод можно сделать, ознакомившись с многочисленными интервью и выступлениями на пресс-конференциях перед трансляциями дорам, например:
«Я не звездный режиссер. Я не думаю, что зрители будут смотреть шоу только потому, что я его снимаю, как режиссер На Ён Сок. Я просто случайно встретил хорошую команду, хороших актеров и хорошего сценариста, и вот так я и стал работать»
© Интервью с Ким Вон Соком. OSEN. 2016 г.
Благодаря своей привычке глубоко копать, я смогла узнать больше о том, кто такой режиссер Ким Вон Сок и что он пытается сказать зрителям своими дорамами. Автоматические переводы с корейского в полной мере, конечно, не раскрывают глубины сказанного, но из всего легко сделать вывод, что мы имеем дело с эмпатичным и скурпулезным мастером, который вкладывается в свое дело на 100 %.
Несколько лет назад в Сеульском национальном университете Ким Вон Сок емко и глубоко высказался о своей цели как режиссера. И, забегая вперед, кажется, к 2025 году он достиг ее и даже более того:
Определенного жанра нет, но как режиссер я хочу создать драму, которая будет близка как можно большему количеству людей. В наши дни, кажется, существует бесчисленное множество стен, возведенных вокруг класса, возраста, пола и региона. Чувства ненависти и отвращения между нами также становятся все более сильными. В эпоху, когда драмам сложно получить сочувствие и поддержку от всех членов общества, я хочу сделать что-то, что поднимет темы, над которыми мы могли бы поразмыслить вместе.
© Интервью с Ким Вон Соком в Сеульском национальном университете (Колледж делового администрирования). 2021 г.
Самое время перейти к собственно топу.
5. «Хроники Асдаля»
Краткое описание сюжета
Древний мир Асдаля разделен на племена: могущественных неанталей и людей, жаждущих власти. Когда люди коварно уничтожают неанталей, начинается жестокая борьба за господство. В центре событий – судьба трех детей пророчества: Ынсома (полукровки, сына неанталя и человека), Таньи (последней жрицы племени вакханов) и Сайи (амбициозного приемного сына военачальника Тагона).
О режиссерской работе
Ким Вон Соком и его командой была проделана серьезная работа (как и всегда). Они создали внушительный фэнтезийный мир, полный политических интриг и масштабных сражений, который нередко сравнивают с «Игрой престолов». Здесь и эпичные панорамные планы (горы, пустыни, древние города), и наполненные символами локации.
Декорации, костюмы и визуальные эффекты создают атмосферную, детализированную вселенную. Сцены битв и ритуалов (например, «танец воды Таньи») сняты с кинематографичным размахом.
Режиссерская работа впечатляет масштабом, хоть иногда и возникает ощущение, что всего слишком много. В любом случае для первой в Корее высокобюджетной фэнтези-дорамы такого уровня – это смело и достойно.
4. «Мисэн»
Краткое описание сюжета
Это пронзительная история о молодом человеке Чан Гы Рэ (Им Ши Ван), который мечтал стать профессионалом в игре бадук, но из-за обстоятельств вынужден начать с нуля в корпоративном мире. Без образования, опыта и связей он становится стажером в крупной торговой компании, где сталкивается с жесткой офисной иерархией, несправедливостью и борьбой за выживание.
О режиссерской работе
«Если и есть момент, в котором "Мисэн" завладеет сердцами людей, так это то, как он достучался до тех, кто был одинок и подавлен».
© Интервью с Ким Вон Соком. Etoday. 2014 г.
«Мне хотелось рассказать историю, которая была бы очень близка людям».
© Интервью с Ким Вон Соком. Sports Q. 2014 г.
Режиссерская работа в «Мисэн» – мастерская и глубокая. Дорама снята так, что ты буквально чувствуешь себя частью офиса: тесные кабинки, бесконечные документы, нервные совещания и редкие моменты радости. Камера часто использует статичные планы и длинные кадры, создавая эффект присутствия. Вспомните только сцену, где Гы Рэ впервые печатает документ – камера не ускоряется, а терпеливо показывает его неуверенные движения, делая акцент на ощущении беспомощности героя. Саундтрек минималистичный, но очень атмосферный – в нем и меланхолия, и надежда. Цветовая гамма приглушенная, что усиливает ощущение офисной рутины.
Что еще интересно, Ким Вон Сок позволил себе экспериментаторство ближе к финалу – он намеренно разрушает шаблон, вводя абсурдный сценарий. Гы Рэ и мистер О вдруг оказываются в международной авантюре с контрабандистами, что больше похоже на пародию или фантазию. Что это было? Метафора «незавершенности жизни», побег от реальности, попытка избежать банального хэппи-энда? Чем бы это ни было, режиссер и сценарист проявляют новаторство и смелость.
3. «Сигнал»
Краткое описание сюжета
Детектив из 2015 года, Пак Хэ Ён (Ли Джэ Хун), случайно выходит на связь с полицейским из 1990-х, Ли Джэ Ханом (Чо Джин Ун), и вместе они пытаются раскрыть старые нераскрытые дела, меняя ход истории. Но каждое изменение в прошлом имеет непредсказуемые последствия в будущем. В основе сюжета – громкие нераскрытые преступления Южной Кореи. Трое детективов, связанных общей трагедией, борются против системы, коррупции и времени.
О режиссерской работе
«Было обидно, что мне пришлось беспокоиться о деньгах, снимая дораму с такими замечательными актерами. В случае с фильмами вкладывают огромные деньги и идут на этот риск. С дорамами все не так. В случае с "Сигналом", даже после вычета гонораров за участие, мы на самом деле потратили меньше денег, чем на "Мисэн". Это детективная драма, требующая больших денег для хорошей съемки, но я сделал ее с тяжелым сердцем, потому что не мог тратить деньги».
© Интервью с Ким Вон Соком. ChosunMedia. 2016 г.
Ким Вон Сок сумел показать 1990-е гг. и 2015 г. так, что для нас не составило труда следить за этими переходами. Были хорошо использованы цветокоррекция (сепия для прошлого, холодные тона для настоящего) и монтаж, чтобы избежать путаницы. Каждая серия снята как мини-фильм — динамичные погони, психологические противостояния, леденящие душу моменты. Давление системы, безнаказанность преступников и отчаяние героев переданы через крупные планы, тишину перед кульминацией и резкие звуковые эффекты, особенное напряжение вызывали шум рации и тяжелое дыхание детектива.
«Старшее поколение этого общества должно чувствовать себя виноватым за то, что не смогло оставить молодому поколению лучший мир для жизни».
© Интервью с Ким Вон Соком. Cine21. 2016 г.
При этом некоторые сцены (особенно в финале) могли быть короче, но создателям пришлось прибегнуть к ряду флешбэков из-за необходимости втиснуться в рамки строгого 16-серийного формата.
Так или иначе, после «Сигнала» другие детективные дорамы могут показаться бледными. И это победа Ким Вон Сока.
2. «Мой аджосси»
Краткое описание сюжета
Пак Дон Хун (Ли Сон Гюн) – уставший от жизни инженер, застрявший в рутине работы, неудачного брака и семейных обязательств. Ли Джи Ан (Айю) – молодая девушка, вынужденная выживать в жестоком мире, полном долгов, предательства и одиночества. Их пути пересекаются, когда Джи Ан получает задание шпионить за Дон Хуном, но вместо этого обнаруживает в нем человека, который понимает и разделяет ее боль и одиночество.
О режиссерской работе
«Мне кажется, что многие недоразумения, возникшие в начале, разрешились. Слово "мой" в названии не означает "мой мужчина" или "мой возлюбленный", а скорее "моя мать", "мой друг", "мой сосед", и люди, которые вообще чужие, но становятся дороги друг другу. Моя цель – заставить зрителей почувствовать те странные эмоции, которые я испытал, когда прочитал сценарий».
© Интервью с Ким Вон Соком. Daily Kyungjae. 2018 г.
Каждый кадр продуман до мелочей: мрачные зимние пейзажи отражают внутреннее состояние героев, а тихие, почти немые сцены передают эмоции лучше любых диалогов. Атмосфера – холодная, меланхоличная, но с проблесками тепла. Ритм – медленный, но не затянутый. Каждая сцена имеет вес, а диалоги звучат как жизненные истины, а не пустые фразы. Холодные тона, серые улицы, тусклый свет фонарей – мир выглядит безжизненным, пока герои не находят тепло в друг друге. Например, свет в баре Чон Хи – единственное «безопасное» место в их мире, островок человечности.
Камера часто фокусируется на лицах, особенно на глазах. Дорама снята так, что даже обыденные моменты – прогулка по району, разговор в баре – становятся значимыми. Ким Вон Сок однозначно преуспел в том, чтобы создать настоящую кинематографическую медитацию о жизни, боли и надежде. Режиссер и его команда обеспечили тотальное погружение в эмоциональный мир героев.
«Я думал, что это будет холодная и депрессивная драма, но лучшей реакцией было то, что она оказалась теплой». «Мои драмы не просто мрачные и депрессивные. Я в принципе не могу смотреть такие работы. Я делаю их с мыслью, что это согревающие душу комедии. Я хочу услышать, как люди говорят, что им стало тепло в конце шоу».
© Интервью с Ким Вон Соком. OSEN. 2018 г.
1. «Когда жизнь дарит тебе мандарины»
Краткое описание сюжета
История о любви, жертвенности и стойкости, разворачивающаяся на фоне бурных десятилетий в Южной Корее. Мы следим за жизнью Э Сун (Айю) – девушки с острова Чеджу, мечтающей стать поэтессой, несмотря на бедность и ограничения своего времени, и Гван Сика (Пак Бо Гом), преданного и трудолюбивого мужчины, готового ради нее на все. Их история охватывает годы: от юности, полной надежд, до зрелости, где любовь проверяется потерями, родительскими тревогами и неумолимым ходом времени.
О режиссерской работе
«Самым важным моментом в режиссуре "Когда жизнь дарит тебе мандарины" является сохранение решимости героев дорамы в ситуации той эпохи».
© Интервью с Ким Вон Соком. joo@maxmovie.com. 2025 г.
Здесь, кажется, Ким Вон Сок своей режиссерской работой намеревался передать ритм самой жизни. Сцены переходов между временными линиями сделаны плавно, без резких скачков, что помогает зрителю ощутить течение времени. Режиссер не изменяет себе, и на этот раз уделяя внимание мелочам – взглядам, жестам, тишине между словами.
Например, сцены, где Гван Сик молча кладет горошек в рис дочери, где Э Сон смотрит на банку с леденцами, вспоминая о своем ребенке, они говорят о многом. Медленные, созерцательные моменты чередуются с резкими поворотами. Режиссура не стремится удивить зрелищностью, но делает историю живой. Она не навязывает эмоции, а позволяет им возникнуть естественно – и поэтому они цепляют сильнее. И поэтому, как мне думается, «Когда жизнь дарит тебе мандарины» – вершина мастерства Ким Вон Сока – в ней сама жизнь.
Бонусы: другие дорамы Ким Вон Сока (листай карусель)
Итоги
«Сигнал» о времени, «Хроники Асдаля» о власти и цивилизации, «Мисэн» о социальной несправедливости, «Мой аджосси» о человеке, «Когда жизнь дарит тебе мандарины» о семье. И с каждой из тем режиссер справляется, даже более чем, отражая на экране целые миры – от эпического и масштабного до вселенной маленького человека.
«Я считаю, что при постановке драм наиболее важным является то, что называется "эмоциональным интеллектом", способность точно понимать собственные эмоции и на их основе делать выводы об эмоциях других. Без этой способности трудно понять сценарий, не говоря уже о том, чтобы выразить его. Я часто удивлялся, узнавая, что даже при чтении одного и того же сценария способность людей понимать его может существенно различаться».
© Интервью с Ким Вон Соком в Сеульском национальном университете (Колледж делового администрирования). 2021 г.
Ким Вон Сок снимает не дорамы, а настоящее кино. Им и его командой проделывается тщательная и выверенная творческая и техническая работа, позволяющая создавать не штампованные однодневки, а вещи, которые мы все будем пересматривать через 5, 20, 50 лет.
___
Рецензии на дорамы топа:
Другие подборки по персоналиям:
___
Если нравятся мои статьи и рецензии, не забудь подписаться, поставить палец вверх и нажать на колокольчик, потому что «еще одну серию» – канал, который зажжет дорамную площадку.