Найти в Дзене
Внутри России

Революция 1917 года. Глава 3.1. Часть 5. Большевики приходят к власти.

Б. Кустодиев. Большевик. 1920.
Б. Кустодиев. Большевик. 1920.

К осени 1917 года события стали разворачиваться очень быстро, чтобы не запутаться, будем ориентироваться на даты, следуя строгой последовательности. Это, кстати, избавит нас от многих мифов и заблуждений, связанных с тем неспокойным временем.

Первый съезд ВСКД завершился в конце мая, исполкомом планировался второй съезд, который должен был совпадать с созывом Учредительного собрания. Однако по известным причинам созыв Учредительного собрания постоянно откладывался, а с ним и второй съезд. Наконец, исполком принял решение в любом случае собраться 25 сентября, но Корниловский мятеж опять нарушил планы. 25 октября в Петрограде власть заняли большевики, штурмовав ночью зимний дворец и арестовав Временное правительство. Восстание было осуществлено силами рабочих и солдат и поддержано левыми эсерами. Второй всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов в Смольном провозгласил установление власти Советов, переизбрал ВЦИК Советов рабочих и солдатских депутатов, в которой вошли большевики и левые эсеры, и сформировал 27 октября Совет народных комиссаров (Совнарком), аналог правительства, где главой был избран Ленин. Также был принят ленинский декрет о мире и земле (последний под давлением левых эсеров [449]). При этом на втором съезде почти не было делегатов от Крестьянских советов. Между тем, согласно декрету о земле, его призван был осуществить именно Крестьянский совет. Поэтому на заседании ВЦИК было принято решение о срочном созыве ВСКД, что противоречило решениям первого съезда ВСКД, т.к. решение принималось без участия сформированного в мае правоэсеровского исполкома ВСКД. Таким образом, правые эсеры, а с ними и большая часть крестьян, не успели повлиять на октябрьскую революцию, исполком ВСКД не смог вовремя организовать свой съезд.

Октябрь в Петрограде. Один из красногвардейских отрядов. 1917. Фото из открытых источников.
Октябрь в Петрограде. Один из красногвардейских отрядов. 1917. Фото из открытых источников.

Пытавшись повлиять на ситуацию, исполком ВСКД поспешил разослать собственную телеграмму о созыве второго съезда. Был объявлен не второй, а чрезвычайный съезд ВСКД. В этой неразберихе крестьянским депутатам сориентироваться было крайне сложно. Оставался открытым вопрос: какой из съездов считать законным. По количеству приехавших делегатов оказалось, что ни Чрезвычайный, ни следующий за ним второй съезд не набирал необходимый кворум. Приехать в Петроград при нарастающей разрухе было непросто, связь с периферией становилась все призрачней. При этом инициатива на обоих съездах теперь принадлежала большевикам и левым эсерам, хотя их было ненамного больше правых эсеров. В новый исполком вошли 82 левых эсера, 16 большевиков, 5 беспартийных, 3 максималиста, 1 анархист и 1 новожизненец. Председателем стала левоэсерка М.А. Спиридонова. [249]. Таким образом, левые эсеры стали представлять интересы крестьян (скорее диктовать свои условия от имени крестьян, т.к. съезд не был легитимным) в объединенных Советах и смогли настоять на принятии Декрета о Земле, составленного на основании 242 наказов местных Советов Крестьянских депутатов.

Из открытых источников.
Из открытых источников.

Ленин по этому поводу высказался так: «Здесь раздаются голоса, что сам декрет и наказ составлен С.Р.-ми. Пусть так. Не все ли равно, кем он составлен, но, как демократическое Правительство, мы не можем обойти постановление народных низов, хотя бы мы с ними были не согласны. В огне жизни, применяя его на практике, проводя его на местах, крестьяне сами поймут, где правда» [цитата по 450].

Процитируем основные положения Декрета о земле, принятого вторым съездом Советов [450]:

- Помещичья собственность на землю отменяется немедленно без всякого выкупа;

- Помещичьи имения, равно как все земли удельные, монастырские, церковные со всеми их живым и мертвым инвентарем, усадебными постройками и всеми принадлежностями, переходят в распоряжение волостных земельных Комитетов и уездных Советов Крестьянских Депутатов впредь до Учредительного Собрания (левые эсеры еще верили в его созыв);

- Какая бы то ни была порча конфискуемого имущества, принадлежащего отныне всему народу объявляется тяжким преступлением, караемым революционным судом;

- Для руководства по осуществлению великих земельных преобразований, впредь до окончательного их решения Учредительным Собранием должен повсюду служить следующий крестьянский наказ…

- Земля рядовых казаков и крестьян не конфискуется.

- Наемный труд запрещен.

Декретом предполагался переход земли в достояние государства с последующей безвозмездной передачей её крестьянам. «Вся земля, по её отчуждении, поступает в общенародный земельный фонд. Распределением её между трудящимися заведуют местные и центральные самоуправления, начиная от демократически организованных бессословных сельских и городских общин и кончая центральными областными учреждениями» [цитата по 450]. То есть сначала национализация по-большевистски, потом социализация по-эсеровски. В будущем при проведении коллективизации власть откажется от социализации земли, нарушив свои обещания, но об этом потом. Позже Декрет без каких-либо изменений был заменен «Основным законом о социализации земли» и подписан Лениным 18 февраля 1918 года.

Октябрьская революция еще не гарантировала безоговорочной победы большевиков. Ленин понимал, что схватка за власть только началась. Поэтому необходимо было вступить в коалицию с левыми эсерами, в целом разделявшими политику РСДРП(б). По одиночке эти партии не имели достаточных ресурсов, чтобы удержать власть и создать иллюзию законности и демократичности своих действий. Поэтому Ленин не препятствовал левым эсерам и одобрил Декрет о земле. При таком неустойчивом положении на это, до поры до времени, можно было закрыть глаза, сначала нужно было разобраться с кадетами и правыми эсерами.

Ленин на трибуне. Фото из открытых источников.
Ленин на трибуне. Фото из открытых источников.

Уверенные и своевременные действия новой власти оказали свое действие на всех делегатов крестьянских съездов. В эти дни Ленин много выступал с речами перед депутатами различных съездов, выступил он и на Чрезвычайном съезде СКД. Завоевание крестьянами помещичьей земли Ленин ставил в прямую связь с полной победой труда над капиталом, а отмену частной собственности необходимым условием социализации, где конфискация помещичьей земли стала «преддверием социализма». Но под социализацией, он подразумевал не раздел, а общее хозяйство в удобной крестьянам форме, как решат местные органы самоуправления. Предпочтение Ленин отдавал артелям. [451]. При этом окончательную санкцию должно было дать Учредительное собрание. Однако он допускал, что нельзя быть зависимым от мнения Учредительного собрания, если оно будет угрожать власти Советов. Депутаты от эсеров много его критиковали, но переломным моментом оказалась весть о перемирии на фронте. В 11 часов вечера 14 ноября слово дали большевику М.М. Харитонову, который сообщил, что получил телеграмму главковерха Крыленко о «перемирии». Между Германией и Советским правительством начались переговоры о мире. Реакция крестьянских депутатов последовала тут же. «Произошло нечто невообразимое. Первый момент – совершенная тишина, вслед за которой раздаются бурные и шумные нескончаемые аплодисменты. Большинство делегатов приподнимаются и стоя продолжают аплодировать. Да здравствует всеобщий мир – кричит кто-то. Да здравствует Интернационал! Да здравствуют большевики!» [цитата по 452].

Если в 15:00 большинство депутатов встретило начало речи Ленина свистом, криками «Долой его» и «Не признаем вашего правительства», затем речь прерывал смех над словами о назначении прапорщика главковерхом, то уже в 23:00 депутаты устроили большевикам овацию. «Такую эволюцию проделало большинство рядовых крестьян всего за восемь часов» заметил Лавров [цитата по 249].

Триумф большевиков сразу же закрепили Соглашением о создании объединенного ВЦИК, заключенного в ночь с 14 на 15 ноября между президиумом Чрезвычайного крестьянского съезда и президиумом ВЦИК Советов рабочих и солдатских депутатов. И это было не просто слияние президиумов, а образование нового ВЦИК с дополнительным переизбранием депутатов. При этом ВСКД не перестал действовать, как отдельный орган власти со своим исполкомом.

Зал заседаний СНК под председательством В.И. Ленина. Фото из открытых источников.
Зал заседаний СНК под председательством В.И. Ленина. Фото из открытых источников.

Празднование перемирия и создание объединенного ВЦИК перекинулось на улицу, депутаты ВСКД с плакатами шли в Смольный. Там в торжественной обстановке стали произносится приветственные речи Свердлова, Спиридоновой, Троцкого и других. Троцкий, в частности сказал: «Добро пожаловать товарищи крестьяне! Вы приходите сюда не как гости, а как хозяева этого дома, в котором бьется сердце русской революции! Отныне русская земля знает только одного хозяина – союз рабочих, солдат и крестьян» [цитата по 453, 454]. Между прочим, в самом начале работы объединенного ВЦИК левые эсеры составляли большинство, но уже к 25 ноября большевики стали занимать главенствующую роль. Таким образом, к концу ноября, после создания объединенного ВЦИК, было завершено формирование высших исполнительных органов Советской власти. [249]. Это способствовало и объединению Советов на местах. Отметим, что сближение левых эсеров и большевиков на уровне руководства и на местах происходило параллельно. В черноземных районах, например, эта инициатива началась снизу, с села. Так, еще в июле большевики и левые эсеры Воронежской губернии сумели организовать открытую борьбу крестьян против помещиков [455]. Одновременно с этим октябрьская революция окончательно оформила разрыв между левыми и правыми эсерами, это способствовало дальнейшему укреплению власти большевиков, т.к. сплоченной оппозиции внутри социалистических партий создать не удалось. Эсеры не переставали ругать Ленина и своих же товарищей, но момент уже был упущен, оставался единственный путь – попытка собственного захвата власти с помощью тех же рабочих и солдат. Но большевики были готовы к этому.

Эсеры к концу ноября смогли, наконец, собрать собственный съезд ВСКД первого созыва, который именовался вторым съездом ВСКД. В день открытия съезда СНК заявил, что Учредительное Собрание будет открыто, когда в Петроград пребудет не менее 400 его членов и будет открыто лицом уполномоченным СНК (то есть большевиками). 24 ноября СНК издал декрет «О суде», согласно которому упразднялись все существующие судебные институты и установления, а вместо них создавались рабочие и крестьянские революционные трибуналы «для борьбы против контрреволюционных сил в видах принятия мер ограждения от них революции и её завоеваний, а равно для решения дел о борьбе с мародёрством и хищничеством, саботажем и прочими злоупотреблениями торговцев, промышленников, чиновников и прочих лиц». «В роли же обвинителей и защитников допускаются все не опороченные граждане обоего пола, пользующиеся гражданскими правами» [цитаты по 456]. Такая интерпретация закона фактически означала легализацию в стране самосуда «не опороченными гражданами» над всеми, кто не понравится новой власти, в том числе и над недавними товарищами-социалистами.

А.И. Шингарев и Ф.Ф. Кокошкин. Фото из открытых источников.
А.И. Шингарев и Ф.Ф. Кокошкин. Фото из открытых источников.

28 ноября кадеты, правые эсеры и меньшевики организовали демонстрацию своих сторонников. Часть демонстрантов прорвались в Таврический дворец, и несколько членов Учредительного собрания провели там совещание, в том числе будущий председатель и бывший министр земледелия эсер Чернов В.М. Через несколько часов совещание было насильно закрыто пробольшевистски настроенными матросами (так сказать, проба пера перед 5 января). А вечером того же дня СНК принял Ленинский «Декрет об аресте вождей гражданской войны против революции». В нем говорилось: «Члены руководящих учреждений партии кадетов, как партии врагов народа, подлежат аресту и преданию суду революционных трибуналов» [цитата по 457]. За этим последовали незамедлительные аресты лидеров Кадетской партии А.И. Шингарева и Ф.Ф. Кокошкина. 29 ноября большевистский Совнарком запретил «частные совещания» делегатов Учредительного собрания. Впервые на официальном уровне был использован туманный термин «врагов народа», в который при желании можно было записать всех несогласных с большевиками. Всего спустя месяц после взятия власти, большевики начали терроризировать целое сословие.

Как писал Лавров «Зачисление во «врагов народа» целой партии – партии интеллигенции, служащих и предпринимателей – разжигало социальную нетерпимость, вело к духовному, нравственному и культурному оскудению народа России, способствовало дезорганизации производства и сползанию в широкомасштабную Гражданскую войну» [цитата по 249]. От себя добавлю, что такая власть также была результатом многолетнего духовного и нравственного оскудения российской интеллигенции, да и значительной части простого народа. Большевики же не в 1917 году появились – все это граждане «православной» империи, многие из которых выходцы из приличных интеллигентных семей.

Зимний дворец после штурма 26 октября 1917 года.
Зимний дворец после штурма 26 октября 1917 года.

Тем временем, на втором съезде официально оформился раскол партии эсеров на левых и правых. Левые поддержали большевиков и сумели переломить ситуацию, склонив делегатов к принятию власти Советов. Причинами проигрыша правых эсеров было еще и то, что они тратили больше сил на подготовку выборов в Учредительное собрание, которое происходило во время второго съезда. Окончательное решение о вхождение в СНК левые эсеры приняли под воздействием данного съезда, где правых эсеров фактически вынудили уйти. 13 декабря Ленин заявил, что «Второй Крестьянский съезд дал победу Советской власти» [цитата по 458]. Так, первая атака на Советы была отбита.

Продолжение следует.

С первой частью главы 3.1 можно ознакомиться здесь:

Со второй частью главы 3.1 можно ознакомиться здесь:

С третьей частью главы 3.1 можно ознакомиться здесь:

С четвертой частью главы 3.1 можно ознакомиться здесь:

С предыдущими разделами книги можно ознакомиться в подборке.