Всего в 8 км от Кириллова, на высоком живописном берегу реки Шексны, в небольшой деревеньке Горицы находится монастырь не такой знаменитый, как соседние Кирилло-Белозерский и Ферапонтов, но с не менее богатой историей.
У Горицкого Воскресенского женского монастыря есть неофициальное романтически-трагическое название — Обитель женских слез.
Когда-то в Горицах горевали: четвертая и седьмая жены Ивана Грозного – Анна Колтовская [старица-царица Дарья] и мать убиенного царевича Дмитрия Мария Нагая [инокиня Марфа]; дочь Бориса Годунова царевна Ксения [монахиня Ольга], по легенде, родившая в монастыре сына от Лжедмитрия I; княгиня Марфа Никитична Черкасская с малолетним племянником Михаилом – будущим царем, основоположником династии Романовых; княжна Екатерина Алексеевна Долгорукова, несостоявшаяся супруга императора Петра II.
Сюда ссылали нелюбимых, надоевших, бездетных жен; женщин с политическими амбициями или просто случайно оказавшихся «не в том месте, не в то время».
Конечно, в обители жили и добровольные отшельницы-инокини из знатных и обычных семей.
Горицкий Воскресенский женский монастырь основан в 1544 году княгиней Ефросиньей Андреевной Старицкой, в девичестве Хованской [1516 — 20 октября 1569 гг.]
В Воскресенском соборе [1544 г.], самом древнем, идет реставрация. Без лесов мы увидим его нескоро.
В 1533 году Ефросинья вышла замуж за Андрея Ивановича Старицкого, младшего брата Василия III, таким образом, стала Ивану Васильевичу [будущему царю] теткой. Через 2 года у супругов родился сын Владимир.
За организацию в Новгороде антимосковского бунта Елена Глинская бросила в темницу и заморила голодом князя Андрея; Ефросинья с Владимиром провели почти четыре года в заключении. Во время «Боярского правления» их освободили, даже вернули привилегии.
Собственно, в благодарность Богу за спасение и было профинансировано устройство Горицкого монастыря, «как тихого пристанища от мирской суеты и превратностей» /из монастырской летописи/.
Ключевое слово «превратности» — Ефросинья стала первой узницей Гориц.
В марте 1553 года Иван IV Васильевич тяжело заболел. Буквально находясь при смерти, он назвал приемником младенца-первенца царевича Дмитрия [через год утонул в Шексне или Свирском озере во время семейного богомолья в Кирилло-Белозерский монастырь], рожденного в браке с любимой женой Анастасией Романовной. Но большинство влиятельных бояр хотели видеть на Московском престоле князя Владимира Старицкого. Иван Грозный выздоровел, о заговоре узнал, злобу затаил. Однако, расправу над Ефросиньей с сыном отложил на целых 10 лет. Они попали в опалу на основании доноса и обвинения «в неправде» в мае 1563 года.
Княгиню насильно постригли в монахини под именем Евдокия и отослали на Белозерье, в Воскресенский монастырь.
По другой версии, сама «Ефросиния била челом государю, чтоб тот позволил ей постричься в инокини, на что и дано ей было царское согласие и разрешение» /из монастырской летописи/.
Вместе с княгиней в Горицах оказались: жена Юрия Васильевича, родного брата Ивана IV, Иулиания Дмитриевна [инокиня Александра], близкие родственницы, приближенные боярыни.
Знатные дамы привнесли отступления от общежительного устава, принятого в русских православных монастырях.
Насельницам разрешили: прибыть со своими средствами, имуществом, прислугой; проживать в относительно благоустроенных, теплых кельях; выезжать на богомолье в соседние обители; поддерживать связи с внешним миром.
Иван Грозный жертвовал Горицам значительные суммы, а также распорядился выделил несколько тысяч четвертей земли в окрестностях.
Бывшая княгиня вскоре стала игуменьей. Под ее руководством место изгнания превратилось в процветающее хозяйство.
Особое внимание уделялось золотошвейной мастерской. Ефросинья смолоду умела и любила вышивать. В обитель с ней переехали лучшие мастерицы из ее Старицкого имения. Золотошвейки освоили новую, сложную, объемно-многострочную технику рукоделия. Изделия из Горицкого Воскресенского монастыря считаются лучшими образцами древней вышивки. Ценились и ценятся очень высоко. Среди коллекционеров за ними идет настоящая охота. 12 работ самой игуменьи Евдокии хранятся в собраниях Кремля, Русского и Кирилловского музеев.
Следующие 6 лет, пока опальная мать коротала время на Русском Севере, сын Владимир находился при царе Иване IV. Ходил в военные походы; заседал в Боярской думе; сдавал опричникам бояр, замышлявших заговоры.
Наступил сентябрь 1569 года. Вернувшаяся из Вологды в Александровскую слободу внезапно скончалась 2-я жена Грозного Мария Темрюковна. Естественно, заподозрили злокозненное отравление, как и при кончине первой супруги Анастасии Романовны. Под пытками царский повар обвинил в «умысле» князя Старицкого. 9 октября Владимира, его жену и детей заставили принять яд.
20 октября «дымом задушена в избе на судне» инокиня Евдокия с 12-ю боярынями.
По легенде, прибывшие из Москвы опричники загнали карету с женщинами в Шексну. Тела страстотерпиц чудесным образом поплыли против течения реки, «были взяты и погребены с подобающею честию, как царския особы».
Возле могилы неоднократно «явлены чудесные исцеления».
Позднее [1821 г.] над склепом вместо деревянной часовни построили Троицкий собор. При советской власти в нем открыли поселковый клуб. Церковь восстановлена и освящена в 2016 году. Говорят, пол сделан как-то некачественно, поэтому служить в ней невозможно. Сейчас проходит очередной ремонт.
«Смутное время» монастырь пережил тяжело. Польско-литовские отряды «церкви Божии обругали и престолы разорили». Восстановление шло долго и тяжело. Тем обиднее, что в 1693 году страшный пожар уничтожил почти все имущество. Внутреннее убранство храмов и деревянные здания сгорели дотла.
На помощь привычно пришла братия Кирилло-Белозерского монастыря.
Надо сказать, между обителями всегда существовали тесные духовные и экономические связи. Наблюдение за строительными работами, снабжении продуктами лежало на кирилловском келаре. Многие старицы обращались за исповедью или за советом к духовникам Кириллова монастыря.
В XVII веке Горицы продолжали жить по собственному уставу.
Каждая прибывшая насельница вносила плату за постриг; на собственные средства обустраивала келью, которая считалась ее собственностью, могла быть передана или продана; заботилась о пропитании.
Инокини из богатых семей имели пахотные поля, огороды, скотные дворы.
Неимущим по решению «общего собрания» выделялось небольшое содержание.
Через 100 лет, в XVIII веке эти правила сыграли с монастырем злую шутку. Приток знатных монахинь сильно сократился. Государственного финансирования оказалось недостаточно. Сильный удар нанесла церковная реформа [1701-1722 гг.], предпринятая Пертом I, лишившая монастыри значительной части земельных наделов и крестьянских душ. Начался период упадка.
Игуменья Маврикия, в миру Мария Матвеевна Ходнева [08.04.1778-18.07.1861] возглавила монастырь в 1810 году, управляла 45 лет, привела его к процветанию.
Истинно верующая, душевная, деятельная мать-настоятельница подняла и возвысила моральный авторитет обители.
К Горицам вернулось покровительство императорских семей. Нередко приходили щедрые дары от высокопоставленных особ.
Маврикия ввела для монахинь общежительный устав, вскоре открыла трапезную; арендовала у мещанского общества города Кириллова землю под огороды; построила небольшой кирпичный заводик.
Начался этап нового строительства и капитального ремонта обветшалых построек.
Покровская церковь была построена в 1832 году на средства княгини Параскевы Хованской [в иночестве Мария]. После реставрации 2003 года она стала главной монастырской.
До Октябрьской революции жизнь шла вполне успешно. Горицкий Воскресенский монастырь относился к Новгородской епархии, имел 4 каменных храма и 3 скита - Фетининский, Никулин, Зосимо-Ворбозомский. Считался крупнейшей женской обителью на Севере с общим числом до пятисот насельниц.
Монастырь оставался действующим до 1932 года, хоть и делил территорию с артелью «Колос».
После окончательного закрытия монахини разошлись по окрестным деревням. Впоследствии многих арестовали. В 1937 году престарелых стариц собрали на барже и потопили в Белом озере. Тех, кто помоложе — расстреляли в Левашовской пустоши Ленинградской области или сослали в Якутские лагеря.
Говорят, перед приходом большевиков игуменье Карелии явилась во сне Ефросинья Старицкая - предупредила о грядущих бедах, вот только путь к спасению не указала. Да и был ли этот путь?
C 6 октября 1999 года монастырь имеет статус действующего. Сейчас в нем постоянно проживают 10-20 инокинь. Изредка приезжают паломники и туристы. Мы никого не встретили, ни одной живой души.
Восстановление идет медленно. Вопрос: «Зачем РПЦ строит столько новодела, не обращая внимания на места исторически намоленные?»
Совсем рядом на Шексне делают остановку шикарные круизные корабли, идущие из Петербурга в Москву.
Круизеров везут на экскурсию в Кириллов, иногда в Ферапонтов. Горицы в программу не входят. Здесь сохранилась атмосфера глубокой скорби, тишины, покоя. Обитель женских слез...
Спасибо за внимание.
Вологодская область. Ферапонтов Белозерский монастырь и фрески Дионисия.
Вологодская область. Кирилло-Белозерский монастырь. Преданья старины
Вологодская область. Кирилло-Белозерский монастырь. Старые стены