В эпоху средневековья влияние монастырей не ограничивалось лишь религиозной сферой. Многие из них являлись центрами сосредоточения культурных, экономических, политических, военно-оборонительных миссий.
Существовали и еще, по крайней мере две, важные опции:
- гуманитарная [убежище]
- пенитенциарная [заключение].
Кирилло-Белозерский монастырь стал образцом такой многофункциональности на Русском Севере.
В XVI век обитель вступила во всей красе и продолжила успешно развиваться. Чему немало поспособствовало чудесное появление на свет долгожданного наследника престола, будущего царя всея Руси Ивана IV Васильевича [25.08.1530 - 28.03.1584] с последовавшими щедрыми дарами.
Грозный царь помнил, что родился благодаря горячим молитвам Белозерской братии, а также заступничеству преподобного Кирилла.
За время правления он несколько раз бывал на богомолье с семьей и придворными; делал дорогие подарки; давал преференции; писал игумену письма; отправлял на перевоспитание в опалу неугодных бояр.
Кирилло-Белозерский монастырь отличался очень строгим общежительным уставом.
Первый именитый ссыльный появился здесь в 1499 году. Приближенный Ивана III, боярин Василий Косой-Патрикеев принял принудительный постриг под именем Вассиан.
Следующим стал митрополит Иоасаф Скрипицин низложенный Шуйскими во время «боярского правления» при малолетнем Иване IV.
Во время расцвета Опричнины перед бывшими царскими соратниками ребром встал вопрос о сохранении жизни.
Один из виднейших государственных деятелей, ярый критик политики Грозного, священник московского Благовещенского собора Сильвестр добровольно принял пострижение в Кирилловом монастыре, рассчитывая укрыться от палачей под монашеской рясой. Опыт удался. Примеру Сильвестра последовали Иван Васильевич Шереметев-большой, князья Воротынские [ведущие родословную от Рюрика] и многие другие.
Опальные вельможи пришли в обитель с имуществом, рассчитывая хотя бы отчасти сохранить привычный комфорт.
До царя начали доходить тревожные слухи. В сентябре 1573 года он написал «Послание в Кирилло-Белозерский монастырь». Серия из 20-ти грамот адресованных игумену Косме со старцами начинается прекрасной фразой: «Увы, мне, грешному! Горе мне, окаянному! Ох, мне, скверному!».
Далее — упреки, увещевания, призывы вернуться к заповедям преподобного Кирилла, не потворствовать «любострастным» наклонностям и все в том же духе.
«А бояре, придя к вам, ввели свои распутные уставы: выходит, что не они у вас постриглись, а вы у них; не вы им учителя и законодатели, а они вам <…> а у вас дали сперва Иоасафу Умному оловянную посуду в келью, а Шереметеву – отдельный стол, да и кухня у него своя. Дашь ведь волю царю – надо и псарю».
«Вам подобает следовать великому чудотворцу Кириллу, крепко держаться его заветов и бороться за истину, а не быть бегунами, бросающими щит и другие доспехи, - наоборот, возьмитесь за оружие Божье, да не предаст никто из вас заветов чудотворца за серебро, подобно Иуде или, как сейчас, ради удовлетворения своих страстей».
При всей «грозности» и «кровавости» на репрессии Иван Васильевич не решился: «Как могу я, нечистый и скверный и душегубец, быть учителем, да еще в столь многомятежное и жестокое время? Пусть лучше Господь Бог, ради ваших святых молитв, примет мое писание как покаяние».
Однажды, приехав на богомолье, царь обнаружил пристроенный к Успенскому собору храмик святого Владимира, прикрытый каскадом ступенчатых арок.
Строительство небольших пределов при соборах было распространено в церковной архитектуре XVI века. Но это строение вызвало негодование, так как стояло над усыпальницей князей Воротынских. «А вы се – над Воротынским церковь есть поставили! Ино над Воротынским церковь, а над чудотворцем нет. Воротынский в церкви, а чудотворец за церковью». Мощи преподобного действительно покоились на «заднем дворе».
Сам Иван Грозный имел скромную келью в деревянном братском корпусе, на устройство которой пожертвовал 200 рублей.
Белозерским старцам [их тогда было ~ 200 человек] он доверил отмолить совершенные грехи, в том числе убийства «опальных, избиенных, отопленных и сожженных с женами, чадами и домочадцам».
За обеление царя перед Господом обитель получила ~ 24 тысячи рублей.
По официальной версии Иван Грозный умер 18 [28] марта 1584 года, приняв на смертном одре постриг под именем Иона. Советский историк Вадим Иванович Корецкий, изучив массу документов, пришел к выводу, что царь отошел в мир иной, как боялся — без покоя и причастия Святых Даров. Его отравили заговорщики Годунов и Бельский еще и придушили для верности. Постригать пришлось бездыханное тело.
20 марта, на заутрени 3-ей недели Великого поста дворянин Василий Нелединский доставил в Кириллов Монастырь богомольную грамоту Ивана IV. В этот день эпоха Грозного для обители закончилась.
Позже, при Федоре I Ивановиче узником Кирилло-Белозерского монастыря стал князь Иван Петрович Шуйский, герой обороны Пскова от войск Стефана Батория. Умер [как предполагают историки — убит] в своей келье в 1588 или 1589 гг. от отравления угарным газом.
Не слишком уверенный в своих династических правах Василий IV Шуйский поспешил отправить в Белозерье Симеона Бекбулатовича. Многострадальный касимовский царевич принял насильственный постриг под именем старца Стефана [1606 г.]. Был переведен на Соловки. Оттуда постоянно писал прошения, умолял вернуть его в Кириллов; получил «высочайшее дозволение» в 1612 году. После воцарения Михаила Фёдоровича Романова слепой, искалеченный старец Стефан возвратился в Москву, где вскоре скончался.
Патриарх Никон, в миру Никита Минин [май 1605 - 27.08.1681] автор церковных реформ, приведших к глубочайшему, многовековому расколу РПЦ решением Большого Московского Собора [12.12.1666 г.] «извержен из священства», лишен патриаршего достоинства, епископского сана, низложен и сослан в Ферапонтов Белозерский монастырь простым иноком. После смерти царя Алексея Михайловича [который сочувствовал бывшему патриарху и всячески облегчал условия его содержания] Никона на целых 5 лет перевели в Кириллов под более строгий надзор.
В конце XVI-начале XVII вв. Белозерская братия молилась уже не столько за государей, сколько за судьбу Отечества.
Необходимо было защитить от поругания возведенные церкви богато украшенные иконами; дорогую утварь и священные атрибуты культа; уникальную библиотеку; иноков, послушников, больных и убогих; могилу чудотворца Кирилла; саму атмосферу святого места.
Дошедшая до наших дней опись имущества монастыря, составленная по приказу Бориса Годунова, позволила реставраторам воссоздать его облик. Крепостные стены с восьмью башнями; внутри - еще одна малая обитель, Ивановская; десять каменных церквей, колокольня, разные хозяйственные постройки, деревянные братские корпуса.
Польско-литовские войска подошли к Белозерью в августе 1612 года. Разграбили окрестности, но на приступ идти не решились. В декабре вернулись, чтобы предпринять попытку захвата монастыря. Стрельцы, крестьяне, служки, монахи оказали упорное сопротивление. Многих поляков убили, часть утонула в озере. От прямого попадания пушечного ядра погиб командующий, полковник Песоцкий. Супостаты отступил. Следующие 4 года прошли в постоянной тревоге. По легендарной версии, благодаря заступничеству чудотворца Кирилла Смутное время большого ущерба обители не причинило.
Грандиозное строительство, развернувшееся в середине XVII века, длилось 30 лет и сделало Кирилловскую крепость одной из самых неприступных на Руси. Алексей Михайлович Тишайший выделил колоссальную сумму 45 тысяч рублей из собственных средств. За ходом работ наблюдал его воспитатель, боярин «ближнего круга» Борис Иванович Морозов.
Историки называют 2 причины превращения монастыря в мощную цитадель:
- внутриполитическое положение: восстания городской бедноты и крестьянские бунты вынудили царя позаботиться о надежном убежище подальше от Москвы;
- внешние угрозы: необходимость прикрыть от нападения шведов важные торговые пути, идущие через Белое море, Заонежье, Северную Двину.
Неприступные стены не пригодились Алексею Михайловичу, врага они не увидели.
Петр I Алексеевич [30.05.1672-28.01.1725], в отличии от предшественников, относился к монастырям с гораздо меньшим пиететом.
Государю нужны были рабочие руки для воплощения амбициозных планов. В Кирилло-Белозерский монастырь одна за другой приходили депеши с требованиями прислать на строительство Северной столицы плотников, каменщиков, разнорабочих.
Таковые имелись. В 1722 году обитель располагала 21-ой тысячей крестьянских душ на территории 16-ти уездов.
С открытием «окна в Европу», появлением балтийских портов торговля через Белое море и Архангельск пришла в упадок, что негативно сказалось на экономике монастыря.
В XVIII-XIX вв. его влияние и значение были окончательно потеряны. Денег едва хватало на ремонт существующих построек, о новом строительстве речи не шло.
Прочность фундаментов нарушили колебания уровня воды в Сиверском озере, фактически превратившемся в водохранилище после ввода в эксплуатацию Северо-Двинского водного пути [1829 г.].
«Многие древние здания монастыря ныне представляют руины, грустно видеть, как безвозвратно гибнет самобытное творчество русского народа. Нельзя иначе, как с болью сердца, смотреть на разрушения стен обители, когда-то оставшихся нерушимыми даже при осаде ее неприятелем... Не враг разрушает памятники нашей истории и славы, а мы сами — своим невниманием, непониманием важности прошлых жизненных явлений.» /«Новгородские епархиальные ведомости», статья архиепископа Новгородского Арсения, 1911 г./
Уже через 2 года после Октябрьской революции, под руководством ленинградского архитектора Владимира Владимировича Данилова начался первый этап реставрационных работ и архитектурно-археологическое изучение Кирилловских памятников.
Упразднили монастырь в 1924 году, сразу открыли историко-краеведческий музей, позже преобразованный в историко-художественный, а в 1968 году — в музей-заповедник.
Указом Президента РФ от 2 апреля 1997 Кирилло-Белозерский музей-заповедник включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
Федеральное финансирование сказалось самым наилучшим образом.
Сегодня комплекс занимает территорию ~ 28 гектаров, кроме Кириллова включает Горицкий и Ферапонтов монастыри.
Здесь собраны уникальная коллекция икон, включающая шедевры из иконостаса Успенского собора; изумительные фрески; более 70-ти памятников архитектуры. Древние, намоленные артефакты, впитавшие боли и радости 627- летней истории.
В 1997 году небольшая часть территории и построек передана Вологодскому управлению ПРЦ для возрождения действующего мужского монастыря. Большая часть комплекса осталась музейной, т.е. светской.
Спасибо за внимание.
Вологодская область. Кирилло-Белозерский монастырь. Преданья старины.