Около 1397 года монахи Кирилл [1337-1427 гг.] и Ферапонт [1337-1426 гг.] пришли на берег Сиверского озера, к месту указанному Богородицей и поселились в пещере, от которой началось строительство будущего монастыря. Что произошло между старцами науке неизвестно, но через год Ферапонт основал в 20 км собственную обитель, а Кирилл остался.
Преподобный, прозванный Белозерским, в миру Козьма Вельяминов происходил из знатного боярского рода. В московском Симоновском монастыре прошел путь от постриженика до архимандрита, учился у Сергия Радонежского. Отправился на Север по велению Акафиста Богоматери, явившегося в его келью.
30 лет жизни он посвятил созданию могущественной церковной организации, способной влиять на «государственное устроение». Снискал небывалый авторитет и уважение. Давал советы сыновьям Дмитрия Донского, князьям Василию, Андрею, Юрию. Молитвою изгонял бесов, излечивал тяжелобольных. Причислен к лику Святых в середине XV века.
Однако, не только репутация Кирилла помогала быстрому строительству, расширению монастырских владений. Не обошлось без политической составляющей.
При Иване I Калите Белозерье перешло из Ростовского княжества в Московское, глубоко вклинившись в Новгородские земли. На торговом пути от побережья Белого моря до Северной Двины образовался важный для московитов северный форпост.
В конце XIV века на Руси широко распространились идеалы монашеской аскезы. Были основаны десятки обителей с общежительным уставом. Их поддерживали щедрыми дарами. Власть предержащими князьями и боярами двигало не только благочестие, но и вполне земные экономические интересы — священнослужители умело контролировали местное население и недружественное окружение.
Учрежденный Кириллом монастырь стал опорой Московского княжества на Русском Севере.
Энергичное развитие продолжили приемники преподобного.
К концу XVI века вотчинное хозяйство состояло из 11 сел, 5 селец, 607 деревень, 320 пустошей; имело права на соляные, рыбные, охотничьи промыслы, лесозаготовки, каменоломни и прочее.
Сам Кирилл и следующие за ним настоятели всегда безоговорочно поддерживали старейшую линию московских управленцев.
Например, в 1447 г. игумен Трифон торжественно освободил Василия II Темного от клятвы «не искать престола», данной Дмитрию Шемяке, а игумен Мартиниан из Ферапонтова монастыря благословил войско на поход против Угличского узурпатора. И ослепленный князь [его глаза выжгли оловом] прямой потомок Дмитрия Донского с трудом, но вернул себе трон.
До 1496 г. монастырские постройки оставались деревянными.
Первый каменный Успенский собор [сохранился в отличном состоянии] - работа знаменитого зодчего Прохора Ростовского и бригады из 20-ти подмастерьев. Говорят, строители нарушили средневековые каноны, значительно увеличив длину и ширину храма, не решившись изменить высоту. Отсюда —массивность и приземистость. Мне так не показалось. Возможно, из-за того, что я больше разглядывала очень красивые орнаменты под закомарами.
Иконостас церкви считался одним из самых больших на Руси. За образец взяли «святой ряд» из 80-ти икон, созданный Андреем Рублевым и его артелью для Владимирского Успенского собора.
Сторонники «нестяжания» [отказа от владения селами и крепостными] заявили о себе на рубеже XV-XVI вв., внеся некоторый раскол в РПЦ. В Белозерье тоже разгорелась борьба вокруг монастырского землепользования. На Церковном Соборе 1503 г. поборники «кормления собственными руками» потерпели поражение.
Видные нестяжатели Нил Сорский и Гурий Тушин ушли из Кириллова, основали скиты среди непроходимых лесов.
Обитель продолжила богатеть. Очередной взлет благосостояния пришелся на 1528-1533 гг.
На протяжении 20-ти лет брак Великого князя Василия III [25.03.1479-03.12.1533] и Соломонии Сабуровой оставался бесплодным. Василия Ивановича проблема престолонаследия сильно беспокоила. Он даже запретил своим братьям жениться пока у него не родится сын. В итоге, митрополит Даниил одобрили развод и ссылку Соломонии в Богородице-Рождественский монастырь. Несчастную женщину постригли под именем София.
По легенде, вскоре, уже будучи монахиней, она родила сына Георгия. Василий III наследника не признал. Ребенка передали в «хорошие руки». Его судьбой очень интересовался Иван Грозный, видя реальную угрозу. В народе ходили слухи, что знаменитый разбойник Кудеяр [герой русского фольклора XVI в.] сын Сабуровой, истинный наследник Московского престола.
Взяв из ВКЛ вторую жену Елену Глинскую [1508-04.04.1538], князь Василий решил не рисковать. Молодые сразу отправились на богомолье в Кирилло-Белозерский монастырь, известный [в том числе] репродуктивными чудесами.
Кто знает, не молись кирилло-белозерские монахи так усердно, возможно, из Российской истории исчезла бы одна из самых кровавых страниц. Но! Что сделано-то сделано.
25 августа 1530 г. Елена подарила Великому князю долгожданного наследника будущего царя всея Руси Ивана IV Васильевича [Грозного], формально начавшего править в возрасте 3-х лет, а затем второго мальчика — Юрия.
На вклад Василия III в благодарность за «дарование сына» в обители построили целых две каменные церкви:
- Архангела Гавриила, по дню рождения Василия III, с пределом Константина и Елены [в честь Елены Глинской].
- Иоанна Предтечи, в честь небесного покровителя царевича Ивана, с пределом Кирилла, в благодарность за «заступничество».
Значительно увеличились монастырские земельные угодья.
В ночь на 4 декабря 1533 г. Великий князь Василий III Иванович скончался от неведомой болезни маленькой болячки в паху [по официальной версии — от заражения крови]. Во время соборования принял постриг под именем Варлаам в знак принадлежности к братии Кирилло-Белозерского монастыря.
За время правления он расширил границы государства, присоединив Псковские, Рязанские, Смоленские, Новгородские, Тверские земли. Западные границы остались хорошо укрепленными; на восточных шла дипломатическая работа с правителями Казанского царства. Церковь стала послушным орудием московского самодержца.
4 апреля 1538 г. на 31-м году жизни скоропостижно скончалась Елена Васильевна Глинская, мать и регентша малолетнего царя Ивана IV.
Результаты патологоанатомической экспертизы останков Великой княгини, упокоенной в некрополе Воскресенского Монастыря московского Кремля, показали высокое содержания мышьяка и ртути. Возможно, чтобы скрыть следы отравления вопреки христианскому обряду Елену хоронили не на третий день, а на второй. Сплетники рассказывали - над гробом покойной скорбели и плакали двое: фаворит Иван Овчина [умер с голоду в темнице через год] и осиротевший сын Иван [венчан на царство 16 января 1547 г.].
К моменту воцарения Грозного Кирилло-Белозерский монастырь представлял собой крупнейший религиозный архитектурный комплекс, сопоставимый с Троице-Сергиевым; уступая по протяженности стен, превосходя по числу каменных храмов.
Над внутренним убранством трудились лучшие живописцы и иконописцы своего времени; ювелиры обрамляли иконы богато украшенными серебряными окладами. Иноки писали в основном небольшие образа для раздачи паломникам.
Царь Иван Васильевич о заслугах Белозерской братии не забыл, но отношения с обителью у него сложились непросто.
Продолжение следует.
Вологда. Первое знакомство. Мифы и легенды.
Вологда. Первое знакомство. Архитектурный заповедник.