ПРОДОЛЖЕНИЕ, предыдущая статья ЗДЕСЬ
Летом 1941 фирма «Кертисс» завершила производство истребителей с мотором Allison V-1710-33, и приступила к серийному выпуску истребителей с более мощным двигателем Allison V-1710-39, имевшим возможность форсированного режима. Новый мотор несколько изменил как летные качества самолета, так и его внешний вид…
P-40D и Р-40Е «Warhawk» (Н-87А-1/А-2, у англичан «Kittyhawk» Mk.I)
Разработка новой модификации велась еще с лета 1940 г. параллельно с описанными выше изменениями Р-40А/В/С. Она основывалась на ожидании массового выпуска усовершенствованного мотора Allison V-1710-39 с новым, более компактным редуктором, и возможностью форсированного режима. Это в течение 5 минут поднимало мощность двигателя с 1.040 л.с. до 1.150 л.с., из-за чего максимальная скорость возрастала до 582 км/ч. Новая модификация получила заводскую и экспортную маркировку Н-87А.
Новый мотор заставил конструкторов не только переделать капот, но и при сохранении общей компоновки самолета несколько изменить фюзеляж, сделав его более низким и узким. Ось винта за счет нового редуктора оказалась приподнятой, кабина глубже «ушла» в фюзеляж. Площадь боковых окон за местом пилота заметно увеличилась, улучшив задний обзор. Из-за того, что винт немного сместился вверх, стало возможным укоротить стойки шасси. Иная компоновка мотора позволила сдвинуть вперед радиатор, и в результате под носом образовалась характерная массивная «борода». Однако новый мотор вытеснил из-под капота пулеметы, и теперь вооружение состояло из 4х12,7-мм крупнокалиберных пулеметов, расположенных в крыле за пределами диска винта.
Англичане положительно оценили новый вариант, заказав 560 таких самолетов под названием «Kittyhawk» Мк.I; Авиационный корпус США тоже объявил о закупке этих истребителей под маркой P-40D. Этим вновь был отдан приоритет количеству перед качеством: способность быстро запустить новый самолет в массовую серию без потери темпов производства (ведь в нем использовались крыло, хвостовое оперение и многие узлы Р-40С) была воспринята более важной, чем довольно посредственные летные данные Н-87А.
Но вооружение всего из 4х12,7-мм (пусть и крупнокалиберных) пулеметов было вскоре воспринято как слишком слабое, и после выпуска в июне 1941 г. всего 22 P-40D и 20 аналогичных «Kittyhawk» Mk.I самолет оснастили 6х12,7-мм пулеметами (по три в крыле). Эта усиленная версия на заводе была обозначена как Н-87А-2, а в авиации США ее промаркировали как Р-40Е, дав при этом и личное название «Warhawk» (которое закрепилось и за всеми последующими модификациями). Однако англичане вновь «пошли своим путем» - не признав американское название, они для этой версии оставили прежнее обозначение, добавив к нему только литеру А («Kittyhawk» Мк.IА).
Истребитель Р-40Е «на взлете» весил уже 3.814 кг. На нем еще более усилили бронезащиту спереди и сзади пилота (толщиной до 18 мм), поставили бронезаголовник; все это увеличило живучесть самолета. Р-40Е можно было применять и как истребитель-бомбардировщик: вместо подвесного бака он мог нести под фюзеляжем бомбу весом 500 фунтов (227 кг). Позднее под крыльями поставили держатели, позволявшие брать еще две 100-фунтовые (45 кг) бомбы или шесть 20-фунтовых (9,1 кг). Бомбить можно было и с пикирования под углом до 70 градусов. Новый двигатель и улучшенная аэродинамика обеспечили прирост скорости (до 582 км/ч), а за счет установки за мотором небольшого переднего топливного бака и увеличенного объема подвесных топливных баков повысилась дальность полета.
Правда, из-за увеличения веса ухудшилась скороподъемность — на высоту 5000 м Р-40Е поднимался уже за 7,8 минуты (а не за 7 минут, как Р-40С). Снизился рабочий потолок, возросло время выполнения виража, на малых скоростях ухудшилась курсовая устойчивость, увеличилась длина разбега на взлете и пробега на посадке. В общем, все нововведения повышали ценность самолета как штурмовика, но ограничивали возможность успешного ведения воздушного боя. Тем не менее, в целом самолет остался доступным для среднего летчика. При большой скорости он был устойчив на виражах, а в штопор входил только при грубых ошибках пилота. Всего было выпущено 2.320 Р-40Е, а для англичан в добавку к заказанным ранее 560 «Kittyhawk» Mk.I дополнительно было изготовлено еще 1.500 таких машин (по образцу Р-40Е). Англичане же часть этих самолетов передали СССР (23 экземпляра), Турции (17), Бразилии (6), и своим доминионам: Канаде (84 самолета), Австралии (163) и Новой Зеландии (117 машин),
P-40F «Warhawk» (экспорт H-87В-3, у англичан Kittyhawk Mk.II)
Летом 1941-го инженеры фирмы «Кертисс» для улучшения высотных характеристик истребителя испытали серийный P-40D с установленным на нем мотором Packard V-1650-1 мощностью 1.300 л.с. – строившимся по лицензии английским Rolls-Royce Merlin-28 с двухскоростным приводным нагнетателем. На фирме получившийся самолет обозначили как H-87D, а заказавшие производство этой машины армейцы дали ей маркировку P-40F. Новый мотор опять изменил форму носа самолета: «борода» под капотом еще больше удлинилась, а верхний воздухозаборник над двигателем исчез (теперь воздух к карбюратору поступал из нижнего воздухозаборника). Кроме того, на самолетах этой модификации, строившихся для США, изменили систему радиопроводки, установив позади кабины стойку антенны. Вооружение осталось стандартным: 6х12,7-мм пулеметов в крыльях, и возможность установки бомб под фюзеляжем и крыльями.
Выпуск P-40F начался в январе 1942 г. с серии F-1 (построено 699 экземпляров); последние самолеты этого выпуска были оснащены килем для улучшения продольной устойчивости, заметно проявившейся из-за увеличившейся мощности двигателя. Впрочем, киль справиться с ней не помог. Тогда для компенсации неустойчивости на малых скоростях хвостовую часть фюзеляжа удлинили на 48 см, сдвинув назад вертикальный киль (без изменения положения горизонтального оперения). Этим проблема была решена окончательно, и измененная модификация получила обозначение Р-40F-5 (изготовлено 123 самолета).
Всего было построено 1.311 экземпляров модификации P-40F в сериях F-1, F-5, F-10, F-15 и F-20. Все «длинные» варианты отличались друг от друга лишь мелкими доработками. Так, на серии F-10 (177 самолетов) жалюзи радиатора получили электрический привод вместо ручного, F-15 (200 машин) стала «северной» модификацией для эксплуатации на Аляске, а F-20 (112 самолетов) получил новую кислородную систему. Из первой, наименее удачной «короткой» серии Р-40F-1 около половины истребителей (330 шт.) американцы отправили в Англию по программе ленд-лиза. Там они получили обозначение «Kittyhawk» Mk.II; но британцам не понравилась их «рыскливость», и они 100 машин отослали в Советский Союз, 80 вернули американцам, а остальные истребители передали своему доминиону - Австралии. Практически ни одна боевая английская эскадрилья на этих машинах не летала.
P-40K «Warhawk» (экспорт H-87D?, у англичан Kittyhawk Mk.III)
В мае 1942 параллельно с выпуском Р-40F в серию запустили еще одну модификацию - Р-40К. Это был усовершенствованный вариант Р-40Е с новым, более мощным «Аллисоном» модели V-1710-73 на 1.325 л.с.; однако его летные характеристики мало отличались от Р-40Е, как, впрочем, и внешний вид. На Р-40К не было стойки антенны за кабиной, характерной для Р-40F; на этих машинах использовалась система антенной растяжки по образцу Р-40Е.
Всего было построено 1.300 таких самолетов. Первые 800 Р-40К (К-1 и К-5) имели тот же «короткий» фюзеляж, но в отличие от большинства Р-40Е, на их хвостовом оперении стояли форкили для компенсации продольной неустойчивости самолета. Другим отличием К от Е была более толстая хорда стабилизатора. Последующие 500 самолетов моделей P-40K-10/K-15 были оснащены более длинным фюзеляжем, форкиля у них не было, а за кабиной появилась стойка антенны. На некоторых моделях, предназначенных для эксплуатации в суровых климатических условиях, отверстия вокруг выхлопных труб были заделаны.
Самолеты модификации К частично предназначались для поставок союзникам по ленд-лизу. Часть этих машин была использована американскими ВВС в Китае, Индии, Бирме, Австралии, а 192 истребителя отправили в Великобританию; там их назвали «Kittyhawk» Mk.III. Часть Mk.III англичане передали СССР и доминионам – Канаде, Австралии и Новой Зеландии, а остальными вооружили свои эскадрильи в Северной Африке, где они служили до начала 1944 г.
P-40L, Р-40М и P-40R (экспорт H-87D?, у англичан Kittyhawk Mk.III)
Вслед за Р-40К в январе-апреле 1943 г. появились P-40L (700 экземпляров) и Р-40М (600 самолетов). P-40L, так же как и P-40F, имел мотор Паккард «Мерлин», и внешне от P-40F практически не отличался (за исключением измененного козырька фонаря). Однако он был несколько легче, благодаря снятию переднего фюзеляжного бензобака, двух пулеметов, и уменьшению боезапаса. Первая партия из 50 P-40L-1 имела прежнюю короткую хвостовую часть фюзеляжа; остальные 650 самолетов (варианты от P-40L-5 до P-40L-20) были построены с удлиненным хвостом. Но так как моторов «Мерлин» в США не хватало (ведь их ставили и на «Мустанги»), в 1944 г. 123 истребителя P-40F и P-40L переделали под моторы «Аллисон» V-1710-81. «Переделки» из P-40F (70 экземпляров) получили обозначение P-40R-1, а из P-40L (53 самолета) - P-40R-2.
Выпускавшаяся параллельно с P-40L версия Р-40М, предназначавшаяся в основном для экспорта, практически была идентична Р-40К, но имела новый мотор V-1710-81 мощностью 1.200 л.с. Этот мотор улучшил скороподъемность самолета, особенно на средних высотах. Все Р-40М были «длиннохвостыми», и внешне отличались от Р-40К только измененным козырьком фонаря и дополнительной перфорированной пластиной-решеткой перед выхлопными патрубками.
Все Р-40М первоначально предназначались для Великобритании, но часть Р-40М досталась в качестве пополнения 15-й американской истребительной авиагруппе, участвовавшей в боях за о. Гуадалканал, и 344-й эскадрилье на Аляске. Поэтому англичане получили только 424 таких самолета (из 600 произведенных). Оставив за ними ту же маркировку, что и у полученных ранее Р-40К – «Kittyhawk» Mk.III, они передали все Р-40М своим доминионам - Австралии, Новой Зеландии и Канаде. Часть Р-40М (170 шт.) была отправлена в СССР в счет английских обязательств по поставкам боевой техники. В ВВС РККА название «Kittyhawk» (без цифровой маркировки) еще с получения от англичан Р-40Е стало традиционным для всех присылаемых самолетов этого типа, независимо от полученной модификации.
Р-40N «Warhawk» (экспорт H-87V/W, у англичан Kittyhawk Mk.IV)
В 1943 г. была предпринята очередная попытка существенной модификации Р-40 - чтобы максимально приспособить истребитель к все возрастающим требованиям войны, но в то же время сохранить высокие темпы производства Это опять привело к половинчатым, компромиссным конструкторским решениям, не обеспокоившим командование: ведь Р-40N в первую очередь предназначался для поставки союзникам; ВВС армии США к этому времени уже располагали целым набором современных, более скоростных истребителей Р-38 «Лайтнинг», Р-51 «Мустанг», Р-47 «Тандерболт».
Р-40N - стал последней версией Р-40; он был произведен в больших количествах (5.220 экземпляров). Все Р-40N имели удлиненные фюзеляжи. Основной упор в новой модификации был сделан на экономию веса. Как и на Р-40L, на нем убрали передний фюзеляжный бак, два пулемета, и уменьшили боезапас оставшихся пулеметов. Кроме того, на истребителе внедрили облегченные диски колес, а все радиаторы сделали алюминиевыми. Так что при том же моторе V-1710-81, что и у Р-40М, серийный P-40N-1 имел взлетный вес 3.504 кг – он оказался легче почти на 300 кг. Соответственно, улучшились и его характеристики. На высоте 3.200 м Р-40N достигал скорости 608 км/ч.
В первой серии P-40N-1 выпустили 400 штук. А на следующей серии P-40N-5 (1.100 самолетов) вооружение восстановили до шести крупнокалиберных пулеметов, и предусмотрели подкрыльную подвеску 500-фунтовых бомб или дополнительных баков. Внешним отличием N-5 было новое остекление кабины с улучшенным обзором назад, ставшее характерным для всех последующих P-40N, и решетчатая пластина охлаждения перед выхлопными патрубками двигателя, такая же, как на Р-40М.
Потом появились 100 самолетов N-10 и 377 экземпляров N-15, отличавшихся лишь мелкими деталями. В сентябре 1943 г. на конвейер поставили P-40N-20 с усовершенствованным мотором V-1710-99 (изготовлено 1.523 самолета). Затем пошли 499 экземпляров N-25, 500 машин P-40N-30, 500 самолетов N-35. На них последовательно внедряли новые облегченные неметаллические самозатягивающиеся баки, новую кислородную и выхлопную системы. Завершающими были 220 самолетов P-40N-40 с мотором V-1710-115 мощностью 1.360 л.с., и автоматическим управлением наддувом и шагом винта. Последний из них сошел с конвейера 30 ноября 1944 г.
P-40N довольно широко применялись американцами на Тихом океане, в Северной Африке и Италии как истребители-бомбардировщики и штурмовики. Англичанам было передано 586 P-40N, они назвали эти машины «Kittyhawk» Mk.IV, но себе оставили только 81 самолет; большинство же передали в СССР и свои доминионы. Советский Союз получил 130 «Kittyhawk» Mk.IV, Канада – 35, Австралия - 168, Новая Зеландия – 172 самолета.
Кроме того, американцы часть P-40N переделали в фоторазведчики, установив в их кабина фотокамеры. Это 76 P-40N-6, сделанных из P-40N-5, и один P-40N-16 - из P-40N-15. Еще 33 самолета переоборудовали в двухместные учебно-тренировочные ТP-40N (3 из P-40N-25 и 30 из P-40N-30). Так мало учебных машин сделали, видимо, потому, что Р-40 был весьма «покладистой» машиной, и легко осваивался имевшими хоть какой-то опыт пилотами самостоятельно. В учебных «двухместках» кабина инструктора располагалась за обычным местом пилота; для улучшения обзора вперед она снабжалась перископом.
Всего в США было выпущено 13.738 истребителей Р-40 всех модификаций. Из них 5.492 были направлены союзникам по ленд-лизу; 2.799 было передано странам Британского содружества, в СССР ушло 2.397 самолетов (по другим данным 2.069).
НАЧАЛО: Американские истребители Р-36 и Р-40 (01). «Ястреб» - предок «Топора»
ПРОДОЛЖЕНИЕ: Американские истребители Р-36 и Р-40 (05). Боевое применение Р-40 в ВВС США и Британского содружества
Список других статей канала по теме «Авиация 2-й мировой войны» НАХОДИТСЯ ЗДЕСЬ
Список других статей по теме «Определитель модификаций самолетов – в помощь моделистам» НАХОДИТСЯ ЗДЕСЬ
Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.